Главная страница
Навигация по странице:

  • Учитель: Какие же свойства Божии

  • Представление православных христиан о Боге


    Скачать 48.5 Kb.
    НазваниеПредставление православных христиан о Боге
    Дата04.10.2021
    Размер48.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаc344bf43442646685a318e658cae7c68.doc
    ТипУрок
    #241315

    ОРКСЭ. Основы православной культуры»

    КОНСПЕКТ УРОКА

    Тема: Представление православных христиан о Боге.

    Урок провела: Попрыгина Ирина Николаевна

    учитель начальных классов ГБОУ Школа №763

    МОСКВА 2018

    Тема: Представление православных христиан о Боге.

    К уроку: репродукции икон «Святая Троица». Андрей Рублев.

    Учитель: Читает стихотворения, посвященные Творцу всего земного. (Бог. Г.Р. Державин)

    О, Ты, пространством бесконечный,

    Живой в движенье вещества,

    Теченьем времени превечный,

    Без лиц – в трех лицах Божества!

    Дух всюду сущий и единый,

    Кому нет места и причины,

    Кого никто постичь не мог,

    Кто все собою наполняет,

    Объемлет, зиждет, сохраняет,

    Кого мы называем: Бог!

    Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о представлении православных христиан о Боге.

    Учитель: Бог сотворил весь мир из ничего, одним Своим словом.

    Евангелие от Иоанна.

    1. В начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово был Бог.

    2. Оно было в начале, у Бога.

    3. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

    4. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

    5. И свет во тьме светит, и тьма не объяла Его.

    (Евангелие от Иоанна)

    Иллюстрация Евангельских картин.

    Учитель: Бог все может сделать, что пожелает.

    Бог – высочайшее существо, Ему нет равного никого и нигде, ни на земле, ни на небе. Мы, люди, своим разумом вполне постичь Его не можем. И сами мы ничего не могли бы узнать о Нем, если бы Сам Бог не открыл нам о Себе. Что мы знаем о Боге, все это открыто нам Им Самим.

    Когда Бог сотворил первых людей – Адама и Еву, то являлся им в раю и открывал им о Себе: как Он сотворил мир, как нужно веровать в Единого Истинного Бога и как исполнять волю Его.

    Это учение Божие сначала передавалось устно из рода в род, а потом, по внушению Божию, было записано Моисеем и другими пророками в священные книги.

    (Иллюстрация. Пророк Моисей).

    Наконец, Сам Сын Божий, Иисус Христос, явился на землю и дополнил все, что нужно знать людям о Боге. Он открыл людям великую тайну, что Бог един, но троичен в Лицах. Первое Лицо – Бог Отец, второе Лицо – Бог Сын, третье Лицо – Бог Дух Святый. Это не три Бога, а один Бог в трех Лицах, Троица Единосущная и Нераздельная.

    Все три Лица имеют одинаковое Божеское достоинство, нет между ними ни старшего, ни младшего, как Бог Отец есть истинный Бог, так и Бог Сын есть истинный Бог, так и Дух Святый есть истинный Бог. Различаются они только тем, что Бог Отец ни от кого не рождается и не исходит; Сын Божий рождается от Бога Отца, а Дух Святый исходит от Бога Отца.

    Иисус Христос через раскрытие тайны Пресвятой Троицы научил нас не только истинно поклоняться Богу, но и любить Бога так, как все три Лица Пресвятой Троицы – Отец, Сын и Святый Дух – вечно пребывают друг с другом в непрерывной любви и составляют Собою одно Существо.

    Бог есть всесовершеннейшая любовь.

    Великую тайну, которую открыл нам Бог о Себе – тайну Святой Троицы, наш слабый ум не может вместить и понять.

    Святой Кирилл, учитель славян, старался так объяснить тайну Пресвятой Троицы, он говорил: «Видите на небе круг блестящее солнце и от него рождается свет и исходит тепло? Бог отец как солнечный круг, без начала и конца. От него вечно рождается Сын божий, как от солнца – свет; и как от солнца вместе со светлыми лучами идет и тепло исходит Дух Святый. Каждый различает отдельно и круг солнечный, и свет, и тепло (но это не три солнца), а одно солнце на небе. Так и Святая Троица: три в Ней Лица, а Бог единый и нераздельный».

    (Икона «Святая Троица. Андрей Рублев)

    Учитель читает стихи В.М.Василенко

    Три Ангела, три Странника у дуба

    Мамврийского. Какая тишина

    От них исходит! Как озарена,

    Сияет глубь иконы! Сердцу любы

    Они давно. Печально мягко светят

    Глаза у одного и нежный лик

    Его задумчив. Он главой поник.

    В другом – величье. Строг и светел третий,

    Пред Ними – чаша, Посохи Свои

    Они поставили. Пред вещей чашей

    Дух замирает. Тихи, не случайны

    Сейчас Их речи, полные любви.

    Они здесь близко. В мир сошли печали,

    Чтоб осенить покровом и спасти, –

    Три Странника из озаренной дали,

    Вкушающие хлеб и соль в пути.

    Учитель: Рассмотрим икону «Святая Троица» Андрея Рублева.

    Единство трех Лиц Бога, основанное на любви, – составляет главный смысл иконы «Святая Троица» Андрея Рублева.

    Учение Иисуса Христа, Сына Божия, было записано Его учениками в священную книгу, которая называется Евангелием.

    Слово Евангелие значит благая и добрая весть. А все священные книги, соединенные вместе, в одну книгу, называются Библией. Это слово греческое, а по-русски означает книги.

    Учитель: читает стихотворение «Надпись на Евангелии» К.Р.

    Пусть эта книга священная

    Спутница вам неизменная

    Будет везде и всегда.

    Пусть эта книга спасения

    Вам подает утешение

    В годы борьбы и труда.

    Эти глаголы чудесные

    Как отголоски небесные

    В грустной юдоли земной,

    Путь в ваше сердце вливаются,

    И небеса сочетаются

    С чистою вашей душой.

    К.Р.


    Учитель: Какие же свойства Божии?

    Бог открыл нам о Себе, что Он бестелесный и невидимый Дух.

    (Иоан, 4.24)

    Это значит, что Бог не имеет ни тела, ни костей, и ничего не имеет в Себе такого, из чего состоит наш видимый мир, а потому мы Его видеть не можем.

    Бог вечный.

    Все, что мы видим в мире, когда-нибудь началось, родилось, когда-нибудь и кончится, умрет, разрушится. В этом мире все временно – все имеет свое начало и свой конец.

    Бог вне времени.

    Бог всегда есть.

    Поэтому Он называется вечным.

    Бог неизменяемый.

    Ничего нет в мире постоянного и неизменного, все непрерывно изменяется – растет, стареет, уничтожается, одно сменяется другим.

    Только один Бог постоянный, в нем нет никакой перемены. Он не растет, не стареет, Он никак, ни в чем, никогда не изменяется. Какой он был всегда, такой есть теперь и таким останется навеки.

    Бог всегда одинаковый. Поэтому Он называется неизменяемым.

    Бог всемогущ (Быт 17.1; Лук. 1,37)

    Человек захочет что-нибудь сделать, ему нужен материал, без которого он ничего не может сделать. При помощи красок, на полотне, человек может нарисовать прекрасную картину; из металла может сделать сложную полезную машину, но никак не может устроить, например, землю, на которой живем, солнце, которое светит и греет и многое другое.

    Только для одного Бога нет ничего невозможного, нет ничего такого, чего Он не мог сделать. Он захотел сотворить мир и сотворил его из ничего, одним Своим Словом. Бог все может сделать, что пожелает. Поэтому он называется всемогущим.

    Учитель: читает стихи К. Бальмонт

    Бог создал мир из ничего.

    Учись, художник, у Него.

    И если твой талант – крупица,

    Соделай с нею чудеса.

    Взрасти безмерные леса,

    И сам, как сказочная птица,

    Умчись высоко в небеса,

    Где светит вольная зарница,

    Где вечный облачный прибой

    Бежит по бездне голубой.

    К.Бальмонт

    Бог вездесущий (Псал. 138, 7-2)

    Бог всегда, во всякое время, находится везде. Нет такого места в мире, где бы Его не было. Никто и нигде не может укрыться от Него. Бог везде. Поэтому Он называется вездесущим (везде находящимся).

    Бог всеведущий (1 Иоан 3.20; Евр. 4,13)

    Человек может многому научиться, многое узнать, но всего знать ни один человек не может. Кроме того, человек не может знать будущее, не может все слышать и все видеть.

    Только один Бог знает все, что было, что есть, что будет. Бог всегда все слышит, все видит и все знает. Поэтому Он называется всеведущим (все знающим).

    Бог всеблагий (Матф. 19,17)

    Люди не всегда бывают добрыми. Часто бывает, что человек кого-нибудь не любит.

    Только Бог любит нас всех и в высшей степени любит, как никто из людей. Он дает все, что нужно нам для жизни. Все, что мы видим на небе и на земле, Господь сотворил все блага и пользы людей.

    Бог всеправедный (Псал. 7.12; 10, 7)

    Люди часто говорят неправду и бывают несправедливыми. Бог же в высшей степени справедливый. Он всегда хранит правду и справедливо судит людей. Он не наказывает без причины праведника и не оставляет человека без наказания за всякое худое дело, если только человек сам не исправит свою жизнь наказанием и добрыми делами. Поэтому Бог называется всеправедным и всеправосудным.

    Бог вседовольный

    Бог не только всеправедный, но и вседовольный. Человек всегда в чем-нибудь нуждается, потому часто бывает недовольным. Только один Бог все имеет и Сам для себя ни в чем не нуждается, а наоборот, Сам дает всем все. Поэтому он называется вседовольным.

    Бог всеблаженный

    Бог не только вседовольный, но всегда имеет в Самом Себе наивысшую радость – полное блаженство или, как мы говорим, наивысшее счастье. Поэтому Бог называется всеблаженным. И мы никогда и нигде не можем найти себе истинную радость в жизни (счастье), как только в Боге.

    Бога мы называем Творцом и Создателем, потому, что Он сотворил все видимое и невидимое.

    Бога мы называем Вседержителем, Владыкою и Царем, потому, что Он Своею всемогущей волею все, сотворенное Им, содержит в Своей силе и власти, над всеми владычествует и царствует и всем управляет.

    Промыслителем мы называем Бога потому, что Он обо всем заботится, обо всем имеет попечение.

    Твое созданье я, Создатель!

    Твоей премудрости я тварь,

    Источник жизни, благ податель,

    Душа души моей и Церь!

    Твоей то правде нужно было,

    Чтоб смертну бездну преходило

    Мое бессмертно бытие,

    Чтоб дух мой в смертность облачился

    И чтоб чрез смерть я возвратился,

    Отец! В бессмертие Твое.

    Г.Р.Державин

    ЛИТЕРАТУРА

    При написании урока «Представление православных христиан о Боге» использованы следующие источники:

    1. Закон Божий. Сост. Протоиерей Серафим Слободской. М.1987

    2. Использованы отрывки стихов:

    • «Бог» Г.Р.Державин;

    • «Троице Андрея Рублева» В.М.Василенко;

    • «Надпись на Евангелии» К.Р.


    написать администратору сайта