Главная страница
Навигация по странице:

  • «Российский исламский институт» Теологический факультет Кафедра исламской теологии

  • Представления об аде и рае в мусульманском богословии и у мусульман. Работу завершил

  • Работу допустил к защите

  • СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. РАЙ В ИСЛАМЕ 6 1.1. Описание Рая 6 1.2. Обитатели Рая 11

  • Выводы по главе 2. 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 Список литературы 30

  • Теоретическая основа исследования и степень изученности темы

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ Источники: Архивные материалы

  • Государственный архив Томской области (ГАТО)

  • Опубликованные источники: Законы

  • КОММЕНТАРИИ К СПИСКУ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Структура списка: 1) Источники (с отдельным подзаголовком, см. выше)

  • Литература (с отдельным подзаголовком)

  • Электронный ресурс

  • __Представления об аде и рае в мусульманском богословии и у мусульман. __Представления об аде и рае в мусульманском богословии и у мусу. Представления об аде и рае в мусульманском богословии и у мусульман


    Скачать 60.96 Kb.
    НазваниеПредставления об аде и рае в мусульманском богословии и у мусульман
    Анкор__Представления об аде и рае в мусульманском богословии и у мусульман
    Дата12.02.2023
    Размер60.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла__Представления об аде и рае в мусульманском богословии и у мусу.docx
    ТипКурсовая
    #932363

    Частное учреждение высшего образования

    «Российский исламский институт»

    Теологический факультет

    Кафедра исламской теологии
    Направление: 48.03.01 «Теология», профиль: Исламская теология
    Курсовая работа на тему:

    Представления об аде и рае в мусульманском богословии и у мусульман.

    Работу завершил: "___"_________ 2019 г.

    Студент 4 курса, 5122 гр.

    Заочной формы обучения ____________________ Мухомедьянов Т. Р

    подпись

    Работу допустил к защите: "___"________ 2019 г..

    Научный руководитель

    Доцент, к.филол.н. ____________________ Иванов Ю.Н

    подпись

    Дата защиты: ____________________ Оценка защиты _________________

    Заведущая кафедрой гуманитарных наук

    Доцент, к.п.н. Седанкина Т.Е.

    _________________________

    Казань-2019

    СОДЕРЖАНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ 3

    ГЛАВА 1. РАЙ В ИСЛАМЕ 6

    1.1. Описание Рая 6

    1.2. Обитатели Рая 11

    2.2. Блаженство в Ряю 14

    ГЛАВА 2. АД 16

    2.1. Описание Ада 16

    2.2. Обитатели Ада 18

    2.3. Муки в Аду 22

    Выводы по главе 2. 25

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

    Список литературы 30



    ВВЕДЕНИЕ



    Хвала Аллаху, Господу миро. Мир и благословение Аллаха Пророку Мухаммаду, его пречистой семье и сподвижникам.

    Каждый разумный человек осознаёт для себя, что его пребывание на земле не может длиться вечно и даже у самой долгой жизни есть конец – смерть. Многие люди ищут смысл жизни в тленных вещах таких как богатство, дети, жены, власть и многое другое, что радует человеческий навс (душу). Но только верующий человек, который обладает определёнными знаниями и мироздании и о сущности этого мира знает правду. Правда в том, что в конце пути все блага этого мира придётся оставить здесь, а взять с собой можно будет только те благие деяния, что человек совершал при жизни. Что эта жизнь ничто иное, как испытание для людей или своего рода экзамен. И от итогов этого экзамена будет зависит удел человека в вечной жизни и то, в каком он окажется положении.

    Что скрывается за этой тайной человеческого бытия? Этот вопрос во все времена будоражил умы и заставлял людей искать смысл их существования. Восприятие жизни и смерти определяло мировоззрение и понимание мира у племён, народов и целых цивилизаций. Несмотря на это представление разных религий об этом вопросе разнятся и не соответствуют действительности. На эту тему есть аят в Коране, где Аллах знал об этом зарание. (Ан-наба, 2-3). Одни уверены в том, что после смерти их нечего не ждёт кроме вечной тьмы и покоя. Другие убеждены в том, что их душа будет переселена в другое тело, в зависимости от их деяний. И несмотря на множество мнений истина остаётся одной и не все могут её уразуметь и уверовать.

    Для неверующего человека, который видел все через призму науки и отказывается верить во все, что не может познать разумом, смерть есть нечто ужасное и мысль о ней отравляет его существование. Поэтому их смысл жизни заключается в счастье в этом мире и достигать они готовы этого счастья любыми путями. Для неверующего человека нет такого понятия как грех и расплата за него и слово зло теряет смысл. Но благодаря вере в жизнь после смерти земное бытие приобретает совершенно иной смысл, становится разумным, а страх за воздаяние после смерти возвышает человека над другими существами.

    В исламе чётко даны ответы на эти и другие вопросы для людей верующих и это во многом облегчает нашу жизнь от бессмысленных философских размышлений. Человек получает одну возможность прожить земную жизнь, чтобы познать Бога и доказать ему свою веру. Некоторые думают, что жизни слишком мало, чтобы понять зачем она дана нам. Но это заблуждение, ведь Господь дал нам тысячи подсказок явных и ниспослал пророков и посланников каждому народу. Людям были даны четыре священные книги и последняя из них Коран отвечает на каждый вопрос человека. На сегодняшний день нет такого человека не слышащего про Коран, но Аллах в суре (ясин) ясно говорит, что Он ставит преграду перед их взорами и они не видят истину. Либо упрямство и гордыня людей не даёт им уразуметь это. В любом случае итог этих несчастных уже предопределен.

    В священном Коране после смерти человека ждёт вечная жизнь, но какой она будет зависит от него и милости его Господа. Каждая душа вкусит смерть и после этого будет великий суд над всеми душами. И будут одни отправлены в Ад, где будут они вечно страдать и не смогут больше умереть. Другие попадут в Рай, где их ждут вечные наслаждения и блаженство. В следующих главах я подробно опишу Ад и Рай и их обитателей.

    Понимание ада и рая есть и в других религиях людей писания, но у них есть разногласия с исламским пониманием. Иудеи верят что только бану Исроил (евреям) дано попасть в Рай, а остальные будут в аду. Христиане верят, что не Господь, а Иисус будет решать кто войдёт в Рай. И несмотря на расхождения и убеждения людей, все до одного стремятся в Рай и боятся ада.

    Коран обосновано доказывает любому разумному человеку о воскрешении после смерти рациональными аргументами и ясными фактами, после которых отрицание жизни после смерти становиться нелепым и противоестественным. Поэтому каждый кто читал Коран должен был задуматься о смерти и о том, что будет после.

    Несмотря на ясные доводы Корана люди остаются заблудшими и даже некоторые мусульмане умудряются сомневаться в истинности слов Аллаха. Лишь постоянное поминание т.е. чтение Корана закрепляет эту веру в сердце и успокаивает душу.

    Если благоразумный человек задуматься над тем, что происходит вокруг, то он уведет, что Аллах все превращает в мёртвое в живое а живое в мёртвое. Каждую весну все вокруг начинает жить заново и каждую осень всю как будто умирает. Каждый дождь даёт жизнь тысячам растений, а мёртвые служат перегноем для зарождения новой жизни. Что ещё нужно разумному человеку чтобы уверовать в истину?!

    Понимание Рая и Ада в исламе является актуальной темой, постольку даже верующие и молящиеся мусульмане не имеют нужных знаний для полного понимания вопроса. Порой эту тему можно услышать лишь с минарета во время пятничной хутбы. И как мы хотим попасть в Рай, если не будем знать что для этого делать или хотеть туда попасть не зная, что нас будет там ждать.

    Цель этой работы сводится к тому, чтобы дать полную картину Рая и Ада в представлении мусульман и для ознакомления неверующих с догматами Ислама. Задача сводится к тому, чтобы мусульманин имели ясное представление о том как попасть в Рая и что его там будет ждать, а также как избежать Ада и почему его следует боятся.

    Объектом исследования я вижу то, какое представление имеется об Рае и Аде в Исламе у мусульман. Если мусульманин имеет ошибочное представление на эту тему, то как он сможет учить Исламу своих детей и семью и что его ждёт в итоге!?! Предмет работы – как правильное представление может повлиять на мировоззрение мусульман и помочь достигнуть счастья в этом мире и в мире вечном.

    Для лучшего изучения этой темы мы будем пользоваться такими методом исследования, как общенаучные и частные. А для того, чтобы раскрыть эту тему более подробно мы такие источники знаний как Коран, Сунна пророка в хадисах и труды видных исламских деятелей, поскольку иного источника знаний в вопросах религии и догматики нет и быть не может.

    Теоретическая основа исследования и степень изученности темы: тут можно сказать, что тема была изучена ещё со времен Пророка и его сподвижников и затерта до дыр. Все давно было оговорено и внести нового не имеет смысла и является нововведением, что этого наказывается. Поэтому нам лишь остаётся напоминание мусульманам а том что именно их будет ждать в будущем мире.

    Значимость этой работы уникальна, поскольку основана на достоверных исламских источниках и является их напоминанием для лучшего понимание мусульман. Эту работу можно использовать и на пятничной хутбе и для лекций в Мадрасе и для свободного чтения для лучшего понимания этого вопроса.

    Работа состоит и из двух глав об Рае и Аде соответственно и общего заключения и продвижения итогов и конце.

    ГЛАВА 1. РАЙ В ИСЛАМЕ


    1.1. Описание Рая



    После смерти всех людей ждёт воздаяние за их поступки. Не делать зло и грех это уже благо и достойно награды, но многие невежды часто задаются вопросом. Почему мусульмане так ревностно относятся к поклонению, почему не ограничиваются фразами религии, почему платят милостыню и выстраивают ночные молитвы часами, почему идут умирать на джихад?! Ответ на эти и другие вопросы кроется в обещании Всевышнего Аллаха своим праведным рабам. В священном Коране Бог обещал всем, кто преуспеет в благом награду, о которой тот даже и не мечтал. Был обещан Рай – место в котором будет вечное блаженство, не имеющее изъяна, и все чистое и прекрасное там лишено недостатков. Величие и блаженство этого место не позволит разуму постичь его.

    Что бы хоть как-то представить что ждёт человека в Рая, можно сравнить его с самыми прекрасными благами мирской жизни, которые составляют ничтожную часть Рая. Поэтому попадания и Рай и спасение от Ада и есть великое преуспевание и безграничный успех, потому что третьего не дано.

    Несомненно лучшее, что может быть с человеком, это когда его введут в сады блаженства вместе с другими праведникам и будут оказывать всякие почести. Когда врата Рая распахнутся и благие ангелы будут вводить людей в Рая это будет для них великое счастье. Это будет означать, что при жизни деяния, речи и души этих людей были прекрасны и их сердца были чисты, в результате чего они и заслужили Рай.

    Известно, что в судный день люди будут толпами стоять у врат Рая и потом попросят пророков помолиться, чтобы их врата открылись и их ввели туда. Но пророки будут отказываться и отправят к пророку Мухаммаду с.а.с. и он заступиться за верующих из его уммы и его заступничество будет принято. Так же некоторые из праведных людей смогут просить за определение количество человек. Шафаат это великий дар Господа Пророку.

    Одно из условий вхождения в Сад будет очищение. Пройдя мост ведущий в Рай, Аллах очистить людей от их недостатков, обид и несправедливости к другим в земной жизни. Поэтому все, кто войдёт в Рай будут чисты душой и не будут требовать воздаяние от своих обидчиков. Только после этого люди войдут в Рай.

    Войдя в Сад люди не поверят своим глазам и будут счастливы. Там они найдут все, что могут вообразить. То чего прежде не видели глаза, чего не слышали уши, о чем не мечтала душа.

    У Рая есть врата, через которые входят верующие. Эти врата откроются перед его обитателями и их будут встречать благие ангелы, приветствуя и поздравляю их с успехом. Известно, что у Рая есть восемь врат и в каждое из них люди войдут по своим делам. Например одно из врат называется Ар-Райан и в него войдут постящиеся. Также есть врата для тех кто много молился, жертвовал и сражался на пути Аллаха. Некоторых пригласят войти во все эти врата. Мусульманин без суда войдут в отдельные врата. Растворения между створками врат равно сорока годам пути и все оно заполнится толпами.

    Также в Раю есть ступени, что говорит о разном положении верующих в нём. Ступени будут одна над другой и обитатели его будут превосходить друг друга. Нахождение на той или иной ступени зависеть от степени веры и его благих деяний. В этом мире все люди не равны по степени и имеют различия, но в будущей жизни эти различия будут намного ощутимые и люди будут жалеть о том, что мало поклонялись. Если обитатель одной из степеней Рая вкусят плоды, то не смогут больше вкушать плоды Рая на ступень ниже. Самая высокая из ступени это Фирдаус и выше него только трон Аллаха. О низших благах сказано, что они подобны прекрасным царству одного из земных царей о высшей же награде сказано, что её не видели глаза, не слышали уши и не знали души. Известно, что мученики и павшие на пути Аллаха будут вознесены на высокие степени и будут иметь много благ. Те кто заботился о вдовах и сиротах будет приравнивается к тем, кто сражался.

    Рай будет находиться за пределами земного шара, но несмотря на это там будет похожий ландшафт по описанию. В нём будут скалы из жемчуга, а земля будет мускусом и белая как мука. Строения будут из золотых и серебряных кирпичей. Так же будет трава и прекрасные сады. Большое значение придаётся описанию рек. Во времена Пророка реки имели большое значение и вдоль их берега рос урожай и была жизнь. Одна из рек, которую Аллах подарил посланнику была Каусар. Его глина у берега пахла мускусом, а щебень был жемчуг. Её цвет белее молока, вода её слаще мёда и птицы считаются к ней. Также в Раю есть море молока, море воды, море меда и море вина. В Раю множество источников и их вкус разный. Будет источник из которого одни будут пить в разбавленном виде, а другие в чистом.

    Жить обитатели Рая, как почитаемые люди в дворцах. Сказано, что эти границы будут расположены одна над другой и вид их будет вызывать восхищение. Шатры будут сделаны из жемчуга. В этих шатрах будут жить гурии, и верующий сможет их посещать по очереди, а они не будут видеть друг друга. Тому кто построит мечеть на земле ради Аллаха будет дарован дворец в Раю.

    В Раю не будет ни дня, ни ночи. Верующие буду жить при вечном свете, который не похож на солнце или луну. Однако промежутки времени будут и узнавать их будут по сиянию от Трона.

    Все в Раю создано для того, чтобы доставлять человеку удовольствие. Ощущать это можно всеми возможными органами чувст. Запаха могут вызывать у человека очень приятные ощущения и поэтому в Раю будут самые прекрасные запахи. Райские сады наполнены удивительно чистым и прекрасным ароматом, и верующие смогут его чувствовать на очень большом расстоянии. Также все будет в разных мускусах и даже пот человека будет пахнуть прекрасно.

    Сады Рая будут наполнены различными деревьями и растительностью, которая будет радовать человека и приносить плоды. Такие деревья, как пальмы, виноградники, гранатовый деревья и лотосы будут обвешаны плодами. Будут и другие деревья которые растут на земле и те, что мы ещё не видели. Благодаря этому нужды в угощения не останется. Все эти плоды будут иметь разные вкусы, и когда человек будет есть их, то они ему никогда не надоедят. Ветки сами будут спускаться к лежащиму обитатели Рвя м ждать пока он не захочет угоститься. Не надо будет тянутся за плодами и лазеть по деревьям. Размеры деревьев описываются в хадисах и аятах. Чтобы пройти тень одного дерева надо будет скакать на коне долгие годы. Стволы райских деревьев из золота, а травы под ногами пахнут мускусом. За каждый тасбих Всевышний Аллах обещал нам по одному дереву в Раю.

    Также угощать будут верующих птицами, которые будут летать и сами ложиться в тарелку. Их создали только для того, чтобы радовать обитателей Рая. Половина у них будет дарения а вторая половина будет вареная. И после того, как она будет съедена, она вновь взлетит и полетит дальше. Эти звери и птицы будут в Раю и лишь Аллах знает сколько их там будет.

    Отдельное описания в Раю уделяется рекам. Их будет множество и они будут также прекрасны. По цвету они будут белее молока, а по вкусу они будут слаще мёда. Берега их будут усеяны жемчугом и золотым песком. Длина их будет настолько большой, что их не возможно объять глазками. Одна из рек, которая буда обещена Пророку Мухаммаду в суре Корана это река Каусар. Этой новостью Аллах обрадовалась Пророка, когда его притесняли и смеялись над ним.

    Есть и другие источники описывающие Рай, как место исполнения всех желаний и удовлетворения всех потребностей. Все низменные желания человека будут удовлетворены. Многое из того, что было запретным на земле будет дозаоленным, например вино будет у верующих, но оно будет лишь радовать и от него не будет похмелья. А большое количество гурий не оставит равнодушным никого из мужчин. Другие не будут нуждаться в этом и будут хотеть лишь видить лик своего Господа. Каждый получит то, что он заслужил.

    1.2. Обитатели Рая



    Очевидно для верующего, что самый прекрасный момент будет для него, когда его проведут в Рай и будут оказывать всяческие почести. Врата Рая откроются и ангелы будут приветствовать и поздравлять верующих с прибытием и избавление от горечи судного для и мирской жизни.

    Известно, что все верующие вошедшие в Рай буду очищены от грехов и недостатков. Они не будут испытывать обиды друг к других, и не будут требовать долгов. В Раю не будет притеснённых или недругов.

    Первым кто войдёт в Рай будет наш Пророк Мухаммад с.а.с. и его последователи. Аллах удостоил общину мусульман чести войти в Рай первыми, а значит ждать мусульманам не придётся в отличии от других общин. Представители последней религии войдут в Сады первыми, и это будет великое благо. Первые из мусульман, кто войдёт в Рай будут великие и преуспевшие мусульман отличившиеся верой, богобоязненностью и приверженностью истинной религии. Они войдут одной шеренгой и никто из них не опередить другого. Затем будут входить остальные мусульманин и представители ислама.

    Когда мусульманин войдут в Рай, настанет черёд других верующих и их пророков. Каждый праведный Пророк и его последователи будут входить в Рай. За кем то пойдут тысячи, за кем-то десятки, а за некоторыми пророками последует всего один человек. Так войдут все, кому были обещаны Сады.

    Когда все займут свои места в Раю, придёт время тех, кто был верующим, но грешил и был наказан Адом. Они пробудут в Аду какое-то время и потом по милости Господа будут введены в Рай. Люди которые будут в Аду будут гореть, пока не превратятся в уголь. Потом будет дано заступничество и наш Пророк Мухаммад с.а.с. будет просить Аллах о прощении грешников. Аллах велит ангелам вывести из ада тех, кто не предавал сотоварищи Господу. Всех этих грешников ангелы польют живой водой (в другой версии их искупают в белой реке) и они будут прорастать из углей подобно саженцам. Так они приобретут человеческий облик и войдут в Рай. Вероятнее всего они займут низшие из ступеней Рая, хотя лишь Аллаху это известно. Их будут узнавать обитатели Рая по черноте ни их коже от огня и будут их называть людьми ада. Однако положение это намного лучше, чем пребывании Аду. Этим грешным людям Аллах даст все о чем они смогут попросить, а когда их фантазия кончится, им подскажут и дадут ещё больше. В Раю все его обитатели не познают ни старости, ни смерти и будут вечно наслаждаться.

    Все обитатели Рая будут единобожниками, но их положение будет разным и награда тоже. Зависит это будет от того, сколько благих деяний совершали при жизни. Все эти деяния не приносит удовольствия и требуют от человека терпения и сил. Поэтому путь в Рай очень не прост и состоит из борьбы с соблазнами и того, что так любит душа.

    Известно из источников, что большинство обитателей Рай это люди слабые и беззащитным. Они всю жить жили смиренно и испытывали притеснения от сильных мира сего. На таких людей не обращают внимания, но для Аллаха это любимые рабы, которые займут высокое положение. Они смиренно и терпеливо вынесли испытания земной жизни и за это будут награждены.

    Что касается детей верующих, которые не дожили до своего совершеннолетия, то они по милости Господа окажутся в Раю и им окажут великую честь. Также мусульманин, у которого умрут трое детей войдёт в Рай. Вся эта информация служит для того, чтобы утешать людей про жизни и давать им надежду на лучшее. По поводу детей неверующих мнения разошлись, но большинство считает, что они тоже войдут в Рай. Они будут прислуживать обитателем Рая. Все люди рождаются мусульманами и единобожниками, но не все остаются ими.

    Все мусульманин надеются попасть в Райские сады, но никто не может дать гарантий на это. Однако Аллах обещал Рай десяти последователям Пророка Мухаммада с.а.с. которые удостоились этой честь при жизни. Среди них будут четыре праведных халифа и те, кто жертвовал на пути ислама всем, что они имели. Истории этих мусульман поражают воображение и заставляют плакать каждого, у кого есть вера в сердце. На ряду с этими людьми в Рай попадут благочестивые женщины и праведники до исламского времени. О каждам можно прочесть в хадисах.

    Каждый мусульман должен понимать, что Рай это не плата за благое. Человеку не хватит жизни, что бы заслужить блага Рая, и все кто туда попадут, окажутся в Раю только по милости Господа. Однако на это тему есть и другие мнения заблудших течений ислама. Однако мы, суниты, убеждены в своей правоте и на это есть много доводов.

    Все обитатели Рая войдут туда в самом прекрасном виде и совершенном облике. Каждый будет посадить на своего проотца Адама и ростом будет шестьдесят локтей. Их внешней вид будет лишён недостатков и изъянов. Они не будут испрожнятся, плеваться и сморкаться. На ряду с телами, их души будут чисты и возвышенные. Они будут лишены пороков и страстей, обид и боли. Некоторые будут светиться, подобно луне в полнолунее. У верующих не будет волос на теле и на голове. Они не будут носить бороду или усы. Глаза из буду выглядит, как будто покрашены сурьмой (они будут яркими и выразительными). Все будут одного возраста, когда человек полон сил и мудрости ( им будет по тридцать три года). Они не будут спать, а лишь отдыхать на мягких подушках.

    2.2. Блаженство в Ряю


    Преходящее удовольствие этого военного мира можно познать и ощутить, но райских блага скрыты от глаз. Они кроются за обещаниями Аллаха. На людей можно произвести впечатление тем, что они видят и чувствуют, и им тяжело расстаться с с этим ради обещания о чем-то более лучшем. Поэтому господь сравнивает Райские блаженства с благами этого мира, хотя они намного лучше и прекраснее. Все это делается для того, чтобы рабы стремились туда и усердствовали на пути Аллаха.

    В Коране можно во многих местах встретить сравнение этого мира и вечного. И превосходство мира вечного намного выше и прекрасне, чем самые прекрасные земные блага. Все любят удовольствия, но земные радости скоротечны и быстро кончаются. Поэтому в Раю Аллах обещал удовольствие без конца и начала, вечные блаженства. Также блага будущей жизни превосходят земные блага по своим качественным особенностям. Одеяния , еда, напитки, сады и дворцы намного лучше и прекрасне того, что есть в этом мире. Даже один плод с райского дерева лучше, чем вест земной шар.

    В Раю нет тех недостатков, которые присутствует в мире земном, и нет ничего, что может опечалить человека. Все радости этого мира имеют последствия и приносят за собой неприятности. В Раю вино приносит довольствие и толькое. Еда переваривается и выходит через пот, который похнет мускусом. Женщины будут чисты и очищены. Вода не застраивается, а молоко не прокисает. Слова будут прекрасные и никто не усдишит ни лжи, ни скверносовия. Любое сказанное слово будет приносить радость. Поэтому не стоит увлекаться мирскими радостями , которые заставляют забыть о вечном мире и вечных блаженствах.

    Выводы по главе 1.



    Вывод.


    ГЛАВА 2. АД




    2.1. Описание Ада



    Начать эту главу я хочу с одного из важных моментов в догматики Ислама, поскольку далеко не каждый муслим знает такие вещи. Рай и Ад уже сотворены Всевышнему, они никогда не исчезнут и не прекратят своё существование. Они были сотворены до создания первого человека, а потом создал людей, которым суждено попасть туда. Человек окажется в раю по милости Господа или попадёт в Ад по его справедливости. И добро и зло уже предопределены для каждого. Однако мутазилиты и кадариты отрицают эту теорию, которой придерживаются последователи сунны. Они убеждены, что Аллах создаст рай и Ад в день воскресения. Основания их смешны и нелепы и принимают мощь Создателя, поэтому каждый должен знать это и не .

    Описание Ада начнётся с его стражей. Это ангелы огромные по своей величине и обладатели страшной силой. Они подчиняются только создателю и выполняют каждый его приказ. (Ат-Тахрим, 6). Известно количество ангелов и их девятнадцать. Такое количество обольстило неверующих и стало искушением, они думали справиться с ангелами. Но это было зарание задумано мудростью Аллаха, т.к. одного ангела хватит для того, чтобы одолеть всех людей (Аль-Муддассир, 26-31).

    Местонахождение Ада. По этому вопросу богословы разошлись во мнениях. Одни считают, что ад под землёй. Другие предполагают ад на небесах. Есть и те, кто не решается дать ответ на такой вопрос и пожалуй это будет правильно. Нет ни одного достоверного сообщения о его месте его ведомо лишь Аллаху. Поэтому ошибочно помогать, что Рай наверху а Ад внизу.

    Величина и глубина Ада огромны и не вообразимы по меркам земли. Эти выводы следуют из нескольких причин. Во первых там поместятся множество неверующих и грешных людей на протяжении всей истории человечества. Такие цифры невозможно вообразить, ведь это не те 8 миллиардов что живут только сейчас, а все кто жил на протяжении тысяч лет на земле. Во вторых есть текста из которых ясны размеры каждого бедолага. Зубы их будут размером с гору Ухуд, а расстояние от плеча до плеча равно трём дням пути. К тому же даже после того как все будут в Аду, там останется место и геена будет просить ещё грешников (Каф, 30). В третьих известно, что камень брошенный с его верха в низ будет лететь много лет, пока достигнет дна. А также большое количество ангелов приведут Ад в день воскресения и их будет семьдесят тысяч. Также на размер Ада указывает то, что в него Аллах свернет солнце и луну ( аль-Бухари).

    Известно, что огненный жар распределён неравномерно, и муки обитателей ада будут разными по степени их греховности. Наказание не будет для всех одинаковым. Например лицемеры окажутся на нижайшей ступени ада (Ан-Ниса, 145). Аллах создал для Ада семь врат, и каждый грешник войдёт в ту или иную дверь в зависимости от греха и степени пребывания в Аду. Когда все займут свои места, врата будут подперты железными столбами, чтобы адский жар не выходил и возвращался к грешным.

    Растопкой там будут камни и люди. Под людьми подразумеваются грешники, неверующие и многобожники. А также лицемеры и все, кого Бог пожелает видеть в Аду. Что касается камней, то ранние мусульманин считаю что это сера и камни из нее, но Аллаху известно лучше. Аллах может сотворить специально камни для Ада которые будут гореть намного лучше и жарче всех известных нам веществ.

    Все на этой земле, что помогает человека хоть как-то переносить жару и зной это вода, ветер и зной. Но в Аду это все будет вместо того, чтобы облегчать страдания, будет лишь приносить муки. Тень в Аду будет чёрным дымом, который будет бросать искры в тех, кто под ним попытается укрыться. Вода же будет кипятком, а ветер будет знойным и горячим.

    Ад в Коране и сунне представлен живым и способным видеть и разговаривать. Он увидет своих обитателей из далека и будет злобно шипеть и пугать их. Он будет жадно просить добавки и представлен неким чудищем которое ангелы будут вести на цепях.

    Приверженцы сунны Пророка верят в то, что Ад вечен и не перестанет своё существование, а его обитатели не прекратят мучатся в нём и покинуть его смогут только грешники единобожники. Однако неверующие в единого господа останутся там навечно. Разные течения в Исламе по разному смотрят на этот вопрос и мнений по этому поводу множество. Одни считаю, что все обитатели Ада его покинут спустя время. Другие, что все останутся там навечно включая мусульман. Но это все лишь заблуждение, а их доводы не обоснованы.

    Существуют также слабые хадисы и сны праведников из которых мы можем узнать больше о том как выглядит пристанище несчастных, но из за слабости этих источников полагаться на них не стоит. Есть хадис из которого известно, что Ибн Умару приснился сон. Во сне он увидел Ад и описывал его как колодец обложенный камнями и его охраняли ангелы с булавой. Но Аллах знает лучше.


    2.2. Обитатели Ада



    Начать следует с того, что не все обитатели будут равны в Аду. В Коране много говориться о неверующих и многобожниках. Они прибудут там вечно и их благие дела и добрые поступки даже не будут рассмотрены и не помогут им. Последователи неверных убеждений и заблудших взглядов, противящиеся шариату Аллаха и проповедники верующие в своих ошибочные воззрения призывают людей в Ад и сами там окажутся. Те, кто призывают в Ад в этой жизни, поведут туда своих последователей после дня суда. Например Фараон поведет свой народ в Огонь (Худ, 98). Поэтому даже слепо следую за врагом Аллахи, человек будет наказан. Он не сможет перекинут свою вина на своего кумира и его вожак не будет брать ответственность за неверие и заблуждение последователя. Каждый ответил сам за себя и оправдания не помогут.

    Отрицание даже некоторых столбов Ислама является неверием и также будет кататься вечными муками. Невыполнение религиозных предписаний и отрицание Дня суда или вера в ангелов и неверие в предопределения Бога тоже является неверием.

    Из хадиса известно, что высокомерный человек не зайдет в Рай, поэтому либо надо оставить высокомерие, либо пребывание в Аду также будет вечным. Самоубийство в Исламе строго запрещено и если не милость Аллаха над ними, то Рай для них будет запретным, а это значит их пребывание в Аду не закончится.

    Следует помнить, что лицемеры одни из вечных обитателей Ада и по мимо этого их положение будет самым печальными. Они верили в Господа, но претворялись верующими ради достижения мирских благ.

    Их место будет в самом низу и их муки будут самыми ужасными. Дальше речь пойдёт о грехах, за которые Ад не будет вечен и его обитатели будут наказаны и прощены Аллахом.

    В Аду отдельное место будет для единобожники, в чьём сердце было веры размером с пылинку. Эти люди верили в Бога, но их безнравственный образ жизни привёл их в Огонь. Если грехи человека перевести его благие дела и Аллах не проявил своей милости к рабу, то он тоже попадёт в Ад. Однако спустя какое-то время он будет очищен в белой реке и покинет Ад. Сколько они пробудут там, известно лишь Господу миров, Великому Аллаху. Одни выйдут благодаря заступничеству тех, кому дано заступиться. Остальных Аллах выведет из Ада по своей милости. Я назову лишь некоторые из грехов, которых обрекают человека на мучения.

    • Приверженность течениям, противоречащим сунне. Однако это относиться лишь к нём течениям, которые не предают сотоварища Богу и не делают ширк.

    • Отказ от совершение хиджры. Мусульманин должен переехать от неверующих, если он подвержен искушениями и имеет возможность уехать.

    • Принятие несправедливого закона. Аллах ниспослал шариат и велел придерживаться его. Те кто живёт в разрез с шариатом и считает другой закон выше будет наказан.

    • Навет на Посланника Аллаха. Передавая хадисы надо знать их достоверность и не лгать от именем Пророка. Не знающие люди часто могут не придать этому значения.

    • Высокомерие. Это один из тяжких грехов и известно, что горделивый в Рай не зайдет.

    • Убийство человека не по праву. В Исламе разрешена кровная месть и убийство за некоторые преступления, но только по решению суда. Любое другое убийство противоестественно.

    • Пожирание процентов. Один из грехов, погубивший немало людей будет жизнь на прибыль от процентов. Это один за семи пагубных деяний.

    • Пожирание чужого имущества незаконным путём. Чужое имущество в Исламе неприкосновенности и поминать на него строго запрещено. Особое значение придаётся имуществу сироты.

    • Создание изображения. Самые мучительные муки будут даны человеку, создавшему копии, похожих на Божьи творения. Поэтому портреты, статуи и картины в Исламе запрещены.

    • Помощь притеснителям. Одна из причин попадания в Ад это оказание поддержки несправедливым грешникам из числа врагов Аллахи и дружа и с ними.

    • Женщины оголяющие запретные части тела. Если женщина не покрыла необходимые места на теле и искушает этим рабов Аллаха, то её место в Аду.

    • Причинение страдания животным. Есть хадис где говориться о женщине, которая попала в Ад за издевательства над своей кошкой. То же касается другого не гуманного отношения к живым творениям Аллахи.

    • Постижения религиозных знаний не ради Аллаха. Если человек изучает Ислам ради мирских благ, богатства и почёта, то он будет обречён в вечной жизни быть в Огне

    • Прелюбодеяние. Половое отношение с чужим человеком строго запрещено и карается смертью. А после смерти похотливый человек обречён на адские муки.

    • Азартные игры и алкоголь. Аллах запретил эти вещи назвав их мерзостью из деяний Сатаны. Любое дурманящее вещество также запрещено.

    Эти и многие другие поступки могут привести человека к мукам в Огне и гневу Господа на своего раба. Также за каждое преступление будет отдельное наказание.

    2.3. Муки в Аду



    Ад это место, которое создано Богом для мук и страданий его обитателей. Люди окажутся там за разные грехи и поступки, а значит и наказание будет у всех разное. Единственная общая черта будет бесконечность этих страданий и отсутствие смерти. Нам тяжело представить это в мире бренном потому, что от большинства пытак любой человек умрёт сразу и не сможет испытывать ту боль. Одна из самых слабых мук ада будет в том, что человека поставят на угли от которых его мозги начнуть кипеть. Как мы смоожем это пережить в этом мире. У нас одна кожа и если её сорвать заживо человек умрёт. Сжечь человека можно меньше чем за минуту. Но в Аду от этих страшных мук не будет смерти. Господь воссоздает тело человека, что бы тотснова МО испытать всю боль и так вечно. Грешные единобожники пробудут там тысячи лет и это будет невыносимо долго. Некоторые иудеи говорят, что прибудут в Аду считанное время и потом они будут прощены. Они совершают грехи заведомо решивший попасть в Ад на время. Но они не знают что их ждёт и выведет ли их Аллах из Ада.

    В Коране много описывается Ад и его муки. Люди нуждаются в этой жизни в бытовых вещах и питании, но в Аду эти вещи будут заменены на ужасные. Едой обитателей Ада будут ядовитые плоды заккум, которые будут колючими и будут рвать пищевот и желудки мучеников. Поить гребных будут кипятком из гноя и нечистот, а также расплавленного железа. Все устроино так, что еда и питье не принесёт пользы людям, а лишь усугубит их муки. Это самая отвратительная пища и будет служить только как вид наказания. От калючик заккума человек не наедается и не полнеет. (Аль-Гошийа, 6-7). Также известно из аятов, что плоды адкого дерева будут кипеть в животах как масло и вызывать сильную боль. Пророк говорил, что если капля дерева заккум попадёт на землю, то она испортит жизнь всем её обитателям. Что касается одеяния Ада, то Всевышней Аллаха для мучеников выкроит одияния из огня, а на голову им нальют кипяток. Некоторые будут одеты в горячую смалу и всем оденут раскалённые цепи, кондолы на руки и на ноги.

    Мучения в Аду настолько разнообразные и ужасные, что человек будет готов отдать все богатство за земле, чтобы спасти себя. Но Аллах не примет их золото даже размером с землю и не позволит им откупиться. Это говорит о справедливости и неподкупности суда и наказания Господа. Известо, что человека, щедро одарённого земными благами, всего один раз окунут в Огонь ада, а потом спросят у него было ли в его жизни счастье или что-нибудь светлое и хорошоее?! И он скажет, что никогда не испытывал счастья. Это говорит о том, что в Аду люди позабудут о удовольствия земной жизни.О страданий люди потеряют рассудок и буду готовы отдать самых любимых ради облегчения.

    Посколько в Аду будет несколько ступени, то и наказания будут разными для всех грещников в зависимости от совершеннного греха. Одних огонь поглотит до щиколоткок, других по пояс, а третьих до шеи. Вот некоторые из видов наказания:

    • Поджаривание кожи. Адское пламя будет жжечь кожу грешных и они будут ощущать всю боль, а сожжена кожа будет нарастать, чтобы снова гореть.

    • Растворение внутренних органов. От кипятка и мамла, которое будут лить на головы, у грешных будут плавиться органы и все содержимое живота.

    • Обжигпние лица. Лицо самая нежная и благородная часть тела. Обитатели ада будут унижены и буду лицом вниз от жара огня..

    • Выподание кишок. Человека, который призывал к добру и порицал зло, но сам не следовал этому, бросят в Огонь и его кишки вываливается и крутятся как на мельнице.

    Это лишь те немногие из мук Ада. Существуют тысячи хадисов наказаниях за определённые грехи и все они один ужаснее другого. Одно из наказаний неверующих, которые предовали Аллаху сотоварищя, будет в том, что Аллах бросит их вместе с их идиломм в Огонь. Они будут унижены и поймут, что их пснвдобожки не могут ни помочь им, ни навредить. По этой же пречите Аллах ввергнет в Ад и солнце и луну. Они будут растопкой пламени, которое будет жжечь многобожников, поклонявшехся им наряду с единым Богом. Огонь не пречинит страдания идолом. Они будут там для того, чтобы больше унизить неверующих.

    Когда неверующие увидят свитки своих деяний и поймут, что они обречены на вечные муки, они будут призывать погибель на себя, но это им не поможет. Они будут громко кричать и молить о прощении и избавлении от Ада. Однако их прозьбы будут отвергнуты. Им ответят как скоту. Аллах скажет: “ Оставайтесь сдесь м позором и не говорите со Мной.” Им будет отказано во всех прозьбах ни облегчения страдания, ни смерти.

    Впереди будут лишь бесконечные муки. Они будут плакать до тех пор, пока не кончается слёзы. Потом они начнут плакать кровью и на их лицах будут следы слёз. В Аду они будут призывать проклятья на тех, кто сбил их с пути. Они будут раскаивается и жалеть, что жили не по заветам Аллаха.

    Выводы по главе 2.


    Подводя итоги, следует упомянуть, что даже неверующих ужасает описание Ада. Во все времена и во многих религиях есть упоминание об Аде или его прототипе и всегда были посланника, которые призывали людей к благому и рассказывали о Рае и Аде. Место страданий за свои грехи каждый представляет по своему, но все одинаково его не желают и опасаются. В Исламе описание Ада очень подробно и в деталях описывается, чтобы раб Аллаха устранился и не совершал мерзости. Порой только страх может удержать человека от плохого.

    Известно, что мятежные джины тоже окажутся в Огне, и хоть они из огня сами, их муки не будут меньше людских. Посланник Аллаха был ниспослан для людей и джинов и в Коране есть сура, посвящённая этим созданиям. Они также могут принять веру, а могут пойти за шайтаном и тогда будут также гореть в Аду. Так Аллах исполнит обещание в судный день и наполнителя Ад джинами и людьми.

    Неверующие и многобожники окажутся в Аду на веки без сомнения. Но в текстах есть упоминание о конкретных лицах, которые буду в Аду. Одним из них будет Фараон, отказавшись от призыва Мусы. Он воевал против верующих и притеснял их. Также жены пророков Нуха и Лута окажутся в Огне. Они были почтены такими мужьями, но они их предали и за это Аллах накажет их. Их мужья не смогут им помочь. Среди них будет и дядя Пророка Абу Лахаб и его жена. Она будет таскать дрова для его огня за то, что они всю жизнь воевали против Мухаммада с.а.с. и его сподвижников. Там же окажутся и Немруд, который был тираном и пытался сжечь пророка Ибрагим. Есть упоминания и о некоторых из современниках Пророка с.а.с. и известны их имена, а это значит их не учесть предрешена.

    Существует множество текстов о том, что следи потомков Адама многих ждёт Ад и лишь немногие окажутся в Раю. Они не уверуют как бы этого не желали верующие. Только Аллах может наградить человека иманом. В судный день некоторые посланники будут стоять в окружении нескольких сподвижников, а другие в одиночестве. Они также призывали свой народ, но их призыв отвергли. Все не уверовавшие окажутся в Аду. Одним не дала уверовать ложная религия, другим их обычаи, третьим вера их отцов. Но все они будут в день суда унижены одинаково. В хадисе сказано, что из тысячи потомков Адама лишь один попадёт в Рай. Остальные будут гореть в Огне. Но также говориться, что 999 из тысячи будут яджуж и маджудж. Однако из уммы Пророка Мухаммада с.а.с. обитателей Рая будет больше всего и это даёт на надежду. Аллах не накажет того, до кого не дошёл призыв к истине, но накажет того, кто от него отвернулся.

    Среди тех, кто не предавали сотоварища Аллаху, но окажется в Аду будут женщины. Причина кроется в том, что они часто проклинает и не благодарны своим мужьям. Она легче поддаются соблазну и падки на земные блага. Им не хватает благоразумия для будущей жизни. Также они очень сильный фактор для мужчин и нередко сбивают их с истинного пути. Им легче сбиться самим и увести за собой мужчину, а привить богобоязненность им труднее. Они даны мужчинам для заботы и те несут ответственность за них. Однако есть немало и праведных женщин, которое войдут в Рай и опередят в этом мужчин. Их вера и праведные поступки будут выше и сильнее и они будут вечно в блаженных садах.

    Поэтому следует вести праведный образ жизни и не терять надежды на милость Аллаха, ведь только Он может решить где ты пребудешь в вечной жизни, а милость Его превышает Его гнев.



    ЗАКЛЮЧЕНИЕ



    Делаются общие выводы по работе. Делаются общие выводы по работе. Делаются общие выводы по работе. Делаются общие выводы по работе. Делаются общие выводы по работе.





    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
    Источники:

    Архивные материалы

    Государственный архив Кемеровской области (ГАКО):

    Ф. Р-964. Документальные материалы уполномоченного Совета по делам религии при Совете Министров СССР по Кемеровской области, с 1936 по 1968 гг.

    1. ГАКО. Ф. Р-964. Оп. 1. Д. 2. Переписка с местными органами о деятельности религиозных обществ (1944-1953 гг.).

    2. ГАКО. Ф. Р-964. Оп. 1. Д. 9. Переписка с местными органами о деятельности религиозных обществ (1946-1950 гг.).

    3. ГАКО. Ф. Р-964. Оп. 1. Д. 30. Переписка с местными органами о деятельности религиозных обществ (1952 г.).

    Государственный архив Томской области (ГАТО):

    Ф. Р-28 Отдел народного образования Томского губернского исполнительного комитета советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов /губоно/, г. Томск Томской губернии (1919-1925 гг.).

    1. ГАТО. Ф. 28. Оп. 1. Д. 1219. Списки приютов и школ Томской губернии, библиотек г. Томска.

    2. ГАТО. Ф. 28. Оп. 1. Д. 1258. Переписка с Наркоматом просвещения РСФСР. Сибревкомом, Томским губисполкомом, отделами народного образования, ликвидации неграмотности, организации обучения на национальных языках.


    Опубликованные источники:

    Законы:

    1. Конституция Российской Федерации : офиц. текст. - М.: ОСЬ-89, 2000. 48 с.

    2. Об исполнении федерального бюджета за 2003 год : федер. закон от 4 апреля 2005 № 30-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2005. — № 15. Ст. 1275.

    3. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 9 марта 2004 № 314 // Собрание законодательства РФ. - 2004. — № 11. — Ст. 945.

    4. Об инвестиционном фонде Российской Федерации : постановление Правительства от 23 ноября 2005 № 694 // Собрание законодательства РФ. – 2005. — № 48. — Ст. 5043.2.

    5.Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)//«Российская газета», 10.12.1998.

    3. Гражданский кодекс Российской Федерации от от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 01.07.2014) // «Собрание законодательства РФ», 13.01.1997, № 2, ст. 198.

    4. Приказ МВД России N 776, Минобороны России N 703, ФСБ России N 509, ФСО России N 507, ФТС России N 1820, СВР России N 42, ФСИН России N 535, ФСКН России N 398, СК России N 68 от 27.09.2013 "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2013 N 30544) // "Российская газета", N 282, 13.12.2013

    Список литературы





    1. Агапов О.Д. Метод интерпретации в историческом познании: Дис. ... канд. филос. наук / О.Д. Агапов. – Казань, 2000. – 128 с.

    2. Андреев И.Л. Африка: эпос и жизнь / И.Л. Андреев // Азия и Африка сегодня. – 1997. – № 12. – С. 50–58.

    3. Белявский И.Г. Проблемы исторической психологии / И.Г. Белявский, В.А. Шкуратов. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1982. – 224 с.

    4. Бердяев Н.А. Смысл истории / Н.А. Бердяев. – М.: Мысль, 1990. – 175 с.

    5. Бестужев-Лада И.В. Эсхатология индуизма: (Футурологический аспект) / И.В. Бестужев-Лада  // Индуизм: Традиции и современность: Сб. ст.  / Отв. ред. А.Д. Литман, Р.Б. Рыбаков. – М.: Наука, 1985. – С. 5–27.

    6. Блох Э. Принцип надежды / Э. Блох  // Утопия и утопическое мышление: Сб. ст. / Составление, предисловие и общая редакция В.А. Чаликовой. – М.: Прогресс, 1991. – С. 49–78.

    7. Грушин Б.А. Проблемы методологии исследования общественного мнения / Автореф. дис. ... д-ра филос. наук / Б.А. Грушин. – М., 1966. – 35 с.

    8. Трусов Ю.П. О свойствах времени / Ю.П. Трусов, Ю.А. Урманцев // Вопросы философии. – 1961. – № 5. – С. 58–70.

    9. Коран / пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. – М.: Наука, 1986. – 727 с.

    10. Сахих Муслим / пер. с араб. С.Попова. – Казань: Академия познания, 2008. – 857 с.

    11.  Сахих аль-Бухари / пер.с араб. В.А.Нирша. – Казань: Дом печати, 2009. – 1062 с.

    Электронный ресурс

    1. Абубакр Дациев. Зу-н-Нун аль-Мисри [Электронный ресурс]. URL: http://islamdag.ru/lichnosti/3173 (дата обращения: 20.05.2013)



    КОММЕНТАРИИ К СПИСКУ ЛИТЕРАТУРЫ
    Бердяев Н.А. Смысл истории / Н.А. Бердяев. – М.: Мысль, 1990. – 175 с. - Книга одного автора

    Белявский И.Г. Проблемы исторической психологии / И.Г. Белявский, В.А. Шкуратов. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1982. – 224 с. - Книга двух или трех авторов

    Бестужев-Лада И.В. Эсхатология индуизма: (Футурологический аспект) / И.В. Бестужев-Лада  // Индуизм: Традиции и современность: Сб. ст.  / Отв. ред. А.Д. Литман, Р.Б. Рыбаков. – М.: Наука, 1985. – С. 5–27. - Статья из сборника статей

    Блох Э. Принцип надежды / Э. Блох  // Утопия и утопическое мышление: Сб. ст. / Составление, предисловие и общая редакция В.А. Чаликовой. – М.: Прогресс, 1991. – С. 49–78. - Статья из сборника статей

    Андреев И.Л. Африка: эпос и жизнь / И.Л. Андреев // Азия и Африка сегодня. – 1997. – № 12. – С. 50–58. - Статья из журнала

    Трусов Ю.П. О свойствах времени / Ю.П. Трусов, Ю.А. Урманцев // Вопросы философии. – 1961. – № 5. – С. 58–70. - Статья двух или трех авторов из журнала

    Агапов О.Д. Метод интерпретации в историческом познании: Дис. ... канд. филос. наук / О.Д. Агапов. – Казань, 2000. – 128 с. - Диссертация

    Грушин Б.А. Проблемы методологии исследования общественного мнения / Автореф. дис. ... д-ра филос. наук / Б.А. Грушин. – М., 1966. – 35 с. - Автореферат диссертации

    Абубакр Дациев. Зу-н-Нун аль-Мисри. [Электронный ресурс]. URL: http://islamdag.ru/lichnosti/3173 (дата обращения: 20.05.2013). - оформление интернет ресурса


    Структура списка:
    1) Источники (с отдельным подзаголовком, см. выше)

    (законодательные материалы, делопроизводственные документы, статистическиеисточники, источники личного происхождения (мемуары, дневники, переписка), стандарты, правила, инструкции, архивные документы).

    - Опубликованные (документы, предназначенные для широкого распространения, прошедшие редакционную обработку и изданные в большом числе экземпляров)

    - Неопубликованные (документы, предназначенные для узкого круга

    пользователей, не прошедшие редакционную обработку и существующие в ограниченном или единственном количестве экземпляров)

    2) Литература (с отдельным подзаголовком)

    (монографии, сборники, многотомные издания, учебно-методическая литература, статьи из сборников и периодических изданий, рецензии, авторефераты

    диссертаций, в том числе и на электронных носителях).

    3) Электронный ресурс (сайты, порталы) с отдельным подзаголовком!








    написать администратору сайта