Ф.И.О. учителя
| Валиева В.З.
| Предмет/класс
| Русская литература, 10 «В» класс
| Дата
| 23.02.2022
| Название раздела
| «Человек и право» в литературе
| Тема урока
| Преступление и наказание героя
| Цели обучения
| 10.2.5 –характеризовать героев произведения, определяя их роль и значение в системе персонажей;
10.2.4.- анализировать эпизоды, определяя их роль и место в композиции произведения, объяснять значение эпизода для раскрытия идейно-тематического замысла
| Цели урока
| Учащиеся характеризуют героев произведения, определяя их роль в системе персонажей, анализируют эпизоды , объясняя их значение для раскрытия идейно-тематического замысла.
| Ход урока
| время
этапы урока
| Действия педагога
| Действия учеников
| Оценивание
| Ресурсы
| Начало урока
| 1.Организационный момент.
Стратегия «Говорящие руки»
Поздоровайтесь Выразите поддержку друг другу Выразите радость Пожелайте друг другу удачи
| Приветствие
| Стратегия «Говорящие руки»
|
|
| Поэтическая пятиминутка
Учитель читает стихотворение Б.Окуджавы, учащиеся записывают в тетрадь ключевые слова:
Совесть, Благородство и Достоинство –
Вот оно святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрешь как человек.
Все эти слова свойственны внутреннему состоянию человека, пытающегося понять самого себя, свой внутренний мир, мир своей души. Вам это никого не напоминает?
«…Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.»
| Отвечают на вопросы.
Формулируют тему урока, знакомятся с целями урока.
| ФО «Словесная похвала»
| Иллюстрации
|
| Середина урока
| ПРЕСТУПЛЕНИЕ и НАКАЗАНИЕ
- Попробуем выяснить значение слова «преступление».
Преступить – самовольно нарушить, отступить от чего-то.
Преступление – действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.
Преступник – человек, который совершает преступление (С.И.Ожегов) Пере-ступил через что? ПЕРЕСТУПИТЬ – через кровь, совесть, родных, через самого себя, если не серийный убийца.
Убийство, воровство, насилие, взятка, травля человека человеком, обман, подкуп…
Преступник – жестокий, бессердечный…
- Какое преступление совершил Раскольников?
УБИЙСТВО – право лишить жизни другого человека. Такого права нет ни у одного человека.
-Каковы последствия преступления?
Принять наказание:
*понять и осознать свое преступление,
*раскаяться и просить прощения.
Что такое наказание?
-Какие бывают виды наказаний?
- Как преступник может принять наказание? Понять наказание?
- Какое наказание, по-вашему, самое действенное, самое существенное и дает большую пользу?
- Какие примеры наказаний в нашем мире вам известны? Прокомментируйте их.
- Какова роль союза И?
| Участвуют в диалоге
Формулируют тему урока, знакомятся с целями урока
| ФО «Смайлик»
|
|
| Учитель: Именно здесь , на улицах Петербурга, мы встречаемся с главным героем романа Родионом Раскольниковым, когда он из-за невзноса платы за обучение вынужден был бросить университет, ютиться в жалкой каморке, похожей на шкаф. Страшен мир, в котором ему приходится жить. Все блага жизни здесь захвачены богатыми дармоедами. А он молод, красив, умен, полон энергии, жаждет переделать эту жизнь, найти в ней для себя достойное место. Ради этого он придумывает античеловеческую по своей сущности теорию, проводит страшный эксперимент, обрекая себя на невыносимые страшные муки. Мечется по Петербургу, его магнитом тянет на место преступления, страдает даже во сне (убитая старуха смеется над ним). И нет конца этой боли. Достоевский заставляет нас представить себя на месте Раскольникова, увидеть мир его глазами, невольно ставит нас в положение сочувствующих и сострадающих несчастному убийце. Но все же он убийца, и мы ни на минуту не можем об этом забыть.
Так кто же все-таки Раскольников: убийца или страдалец за человечество?
Давайте спросим об этом у исполнителя главной роли в нашем фильме.
Как вы считаете, в идейном преступнике Р.Раскольникове, погубившем несколько жизней, прорывается нечто человеческое или он действует только по диктату своей жестокой холодной идеи?
Исполнитель главной роли: Раскольников - не холодный убийца – профессионал. Идея «крови по совести» вступает в непрерывную борьбу с человеческими устремлениями, разум с сердцем. Бесконечные душевные метания, мучения, сочувствие семье Мармеладовых, обесчещенной пьяной девочке, муки, самонаказание уже после совершенного – все это свидетельствует о том, что Раскольников не хладнокровный убийца.
С каждой минутой все нарастает отвращение к содеянному , и уже после убийства старухи и Лизаветы, казалось бы, нужно бежать, скрываться, вместо этого Раскольников идет на кухню и «очень долго» тщательно моет руки и топор в воде. Этот эпизод напоминает евангельскую сцену с Понтием Пилатом. После того, как Иисусу был вынесен приговор толпы, Понтий Пилат умывает руки перед народом т говорит: «Не виновен я в крови праведника сего, смотрите вы».
Вода – символ очищения, снятия греха. И то , что Раскольников после убийства долго омывает руки и топор в воде, свидетельствует о его подсознательном желании «смыть с себя преступление».
Учитель: Тогда почему Раскольников пошел на преступление? Каковы причины, толкнувшие его на убийство?
(ответы учащихся)
Давайте посмотрим, как сам Раскольников объясняет мотивы убийства Соне
(фрагмент к/ф «Преступление и наказание»)
Раскольников о мотивах убийства( сцена объяснения с Соней)
«Ну да, чтобы ограбить» «Завладев старухиными деньгами, употребить их на первые мои годы после университета, и на новую независимую дорогу встать» «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил» « Не деньги мне нужны были, Соня, мне другое надо было узнать: вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Тварь ли я дрожащая или право имею?»
Учитель:
Каков же, по вашему мнению, главный мотив убийства из тех, что Раскольников называет Соне Мармеладовой?
( Основная причина, приведшая Раскольникова к преступлению, -
это идея стать Наполеоном, идея «крови по совести», теоретически
обоснованная им в статье «О преступлении».)
В чем сущность теории Раскольникова?
(По теории Раскольникова, «люди подразделяются на
разряды, обыкновенных людей, «тварей дрожащих», и на
необыкновенных, которые право имеют»)
(обощающая таблица)
В чем опасность данной теории? На что обрекла бы людей теория Раскольникова, если бы она восторжествовала?
( На рабское служение тому, в чьих руках власть. Началась бы
цепная реакция, стихия всеобщего преступления. Многие
захотели бы доказать, что они «наполеоны».Эта теория привела
бы к разобщению, к войне всех против всех, когда убивают,
терзают, режут друг друга. Почти так и случилось, когда
Наполеон завоевывал мир, когда к власти пришел фашизм
в Германии, когда началась война в Югославии и произошли
террористические акты в Америке и других странах.)
Кто помог Раскольникову понять несостоятельность и разрушительную силу его теории? Какова же основная функция образа Сонечки?
Исполнительница роли Сони Мармеладовой: Показывая в образе Сони существо в социальном плане более униженное и оскорбленное, чем Раскольников, Достоевский подчеркивает, что душа героини не замутнена никакими идеями и теориями. По Достоевскому, человек, испытавший страдания, может подняться к подлинным вершинам духа. «Страдания и боль всегда обязательны для широкого сознания и любящего сердца» (3ч., 5гл.) Эти строки выражают один из важнейших христианских принципов – о виновности и ответственности каждого перед всеми и всех перед каждым.
Пока Раскольников не понимает аморального содержания своей теории, ее античеловеческую сущность – он остается мертвым. Соня Мармеладова помогает понять Раскольникову шаткость, ошибочность его теории. Именно она, как символ христианского добра, милосердия, любви, воскрешает Раскольникова.
Одним из ключевых эпизодов романа является тот, в котором Соня читает Раскольникову библейскую легенду о возвращении к жизни Лазаря.
(чтение ученицей отрывка)
Писатель не идеализирует Соню, «великую грешницу», однако в ее образе показывает искупительную красоту, сострадание, милосердие, добро, любовь, благодаря которым возможно воскрешение и самой Сони и Раскольникова. Учитель: Итак, своим романом Достоевский призывал к покаянию, которое должно стать искуплением. А так как искупление – это страдание, являющееся залогом спасения и знака любви Бога к человеку, то только этот путь может привести к счастью.
Задания (в группе):
а) Если бы вам предложили нарисовать душу Раскольникова до убийства, как бы вы ее изобразили? Как и о чем, по-вашему, молился бы Родион до убийства?
б) Если бы вам предложили нарисовать душу Раскольникова во время убийства, как бы вы ее изобразили? ) Как и о чем, по-вашему, молился бы Родион на каторге?
в) ) Если бы вам предложили нарисовать душу Раскольникова после убийства, как бы вы ее изобразили? )
Задание. Тестовые вопросы. Тесты состоят из десяти вопросов. За каждый правильный ответ 1 балл
| Беседуют, отвечают на вопросы
Выполняют задание. Рисуют.
Критерий оценивания
создаёт сценарий (картину) части романа;
проявляет творческие способности;
раскрывает способы выражения авторской позиции, идей;
передает своё видение данной сцены.
Отвечают на вопросы
| ФО «Смайлик»
ФО «Две звезды одно пожелание»
ФО «Взаимооценивание»
| Учебник
Листы А 4, карандаши
|
| Конец урока
Рефлексия.
| Рефлексия. Прием «Выбор»: учащиеся выбирают по одному слову во второй колонке (подчеркивают). Можно провести устно или письменно.
Сегодня на уроке я работал
| активно, пассивно
| Своей работой на уроке я
| доволен, недоволен
| Урок показался мне
| коротким, длинным
| За урок я
| не устал, устал
| Мое настроение
| стало лучше, стало хуже
| Материал урока для меня был
| понятен, непонятен
Интересен, скучен
Полезен, бесполезен
|
| Заполняют таблицу
|
|
|
|
|
|
|
|
| |