Главная страница

преступление как соц.аномалия. Преступность как социальная аномалия. Преступность как социальная аномалия


Скачать 15.02 Kb.
НазваниеПреступность как социальная аномалия
Анкорпреступление как соц.аномалия
Дата02.12.2021
Размер15.02 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПреступность как социальная аномалия.docx
ТипЗакон
#288522

Преступность как социальная аномалия


Преступность — это социальное явление, нарушающее установленный в обществе порядок отношений между людьми, между личностью и обществом. Это явление выражается в отклонении поведения отдельных личностей, коллективов, от норм, установленных уголовным законом.

Данные отклонения носят системный и устойчивый характер и опасны для общества. Преступность также определяют как социально-правовое явление, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в конкретном обществе за тот или иной период времени, и характеризующееся соответствующими количественными и качественными показателями. Социальная природа преступности проявляется в том, что она представляет собой продукт общества. Преступность состоит из актов поведения биосоциального существа — человека. Социальна не только преступность, но и ее корни, истоки, последствия. Следовательно, изменение преступности находится в зависимости от состояния общества и происходящих в нем процессов. "Феномен преступности — весьма информативный показатель положения дел в обществе и прежде всего кризисных явлений, неблагополучия, проблемных и конфликтных ситуаций в самых различных сферах социальной жизни".

Преступность — это центральная проблема в криминологии.

Когда речь идет о реступности как массовом явлении, это означает, что не отдельные лица, не кое-когда и не кое-где совершают уголовно наказуемые деяния, тем более исключительно ситуативно или случайно. Наоборот, совершение таких деяний, во-первых, становится присущим именно части населения, определенной массе людей. Во-вторых, с помощью таких деяний люди решают многообразные проблемы, а не только удовлетворяют какие-то особые извращенные потребности и интересы. Даже среди наиболее опасных убийц маньяки, по разным оценкам, составляют примерно 1 —1,5%. В-третьих, субъекты преступлений вполне способны осознавать противоправный характер своих деяний, так как это лица, достигшие определенного возраста (за разные преступления уголовная ответственность наступает с 14, 16 или даже 18 лет) и вменяемые, т. е. способные осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Они в момент совершения преступления не находятся в состоянии хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.

В литературе преступность трактуется разными авторами как вид «нравственного помешательства», как проявление человеческой патологии или как влияние дурного общества. В последнем случае имеется в виду, что без общества нет преступности (что правильно), но нельзя согласиться с выводами, что на этом основании преступность не подлежит самостоятельному изучению; что преступность следует изучать как «одну из разновидностей явлений социальной дисфункции», «один из параметров общества, характеризующих состояние социального организма, рассогласованность между его составными частями»

Какова же социальная сущность преступности? На этот вопрос ответил Ф. Энгельс в работе «Положение рабочего класса в Англии». Он выделил объективный аналог различных преступлений, а затем сформулировал теоретическое понятие преступности: «Здесь сообщается о краже, о нападении на полицию, о присуждении к уплате алиментов отца внебрачного ребенка, подкинутого родителями, об отравлении мужа женой. Об аналогичных происшествиях сообщают все английские газеты. В Англии социальная война находится в полном разгаре. Каждый стоит за себя и борется за себя против всех остальных, и вопрос о том, должен ли он причинять вред всем остальным... решается для него исключительно эгоистическим расчетом: что для него выгоднее... Одним словом, каждый видит в другом врага, которого он должен удалить со своего пути, или в лучшем случае средство, которое он может использовать для своих целей».

Таким образом, объективный аналог каждого преступления — борьба за себя против всех остальных на основе эгоистического расчета: что выгоднее. На основе данных о множестве таких проявлений Энгельс говорит уже о «социальной войне». Причем этот вид «социальной войны» он выделяет, называя его «крайним проявлением неуважения к порядку» и показывая, что в его основе лежит чисто эгоистический расчет.


написать администратору сайта