При изучении учебной дисциплины "Теория государства и права", я задалась вопросом "Почему же именно форма правления, форма государственного устройства и политический режим отражают саму форму государства
Скачать 10.87 Kb.
|
При изучении учебной дисциплины “Теория государства и права”, я задалась вопросом: “Почему же именно форма правления, форма государственного устройства и политический режим отражают саму форму государства?” Существуют различные определения понятия формы государства, но для меня более ясным и приятным для восприятия является определение, данное профессором В.И. Гойманом: “Форма государства - это способ организации и осуществления государственной власти.” Из этого можно сделать вывод, что власть и государство напрямую связаны между собой. Остается вопрос, кто и как осуществляет ту самую государственную власть? Например, в монархической форме правления с унитарным государственным устройством и тоталитарным политическим режимом вся власть сосредоточена в руках одного правителя. Противопоставим данному примеру другой. В Конституции страны Z. установлен демократический политический режим, республиканская форма правления и федеративное устройство государства. Тут уже можно предположить, что власть будет, по идеальному представлению, в руках народа, ведь в переводе с латинского res publica — “общее дело”, а демократия в переводе с греческого от слов dēmos-“народ” и kratos- “правление”. Благодаря приведенным примерам, становиться решенным вопрос о способе организации и осуществлении власти в той или иной форме государства. Именно взаимосвязь власть-государство является основой к пониманию формы государства, а за проявление той самой власти и отвечают такие элементы как форма правления, форма государственного устройства и политический режим государство. Совокупность данных элементов- это сущность самой формы государства. Теперь перейдем к вопросу о династичности власти и ее значимости. Что же вообще такое династия и династичность? Словарь русского языка Ефремовой гласит, что династия- это ряд монархов одного рода, последовательно сменявших друг друга по праву наследования. Из этого можно сделать вывод о том, что династия неразрывный дополняющий признак монархии. А потому значимость династичности можно рассматривать лишь в рамках монархической формы правления. Л.А. Тихомирова утверждает: “Народ сам стремится к монархии как к единоличному выражению Верховной власти правды”. А для таких народных целей требуется правитель, который будет ассоциацией Высшей силы всего государства. Ни один выбранный путем народных референдумов президент, премьер- министр и т.д не станут для всего народа единоличной Высшей силой всего государства, потому что все эти кандидаты на правящий пост будут придерживаться различных политических взглядов и идеологий, что противоречит так называемой “Верховной власти правды”. Лишь представителей одного правящего рода, которые с самого детства воспитаны в идеях нерушимости государственных ценностей, народ воспринимает как идеал той самой власти, которая может обеспечить незыблемость порядка и сохранение общегосударственной истории. Так, например еще самим С.С. Уваровым была выведена “Теория официальной народности”, которая при правлении Николая Первого стала государственной идеологией Российской Монархии. «Православие, Самодержавие, Народность» стали основными терминами к пониманию этой самой теории. Считалось, что в столь тяжелые времена лишь вера в Бога, единоличная власть в руках монарха и единение наследника династии с народом поможет выстоять Российской Империи. Именно династичность в понимании приверженников монархической формы правления обеспечивает несокрушимость народного духа и единства страны в целом. Еще один немаловажный вопрос, с которым стоит разобраться, это виды демократических политических режимов, их особенности и различия. А.В. Малько в своем юридическом словаре трактует демократический режим как один из видов политического режима, при котором население участвует в осуществлении государственной власти, принимая решения большинством с учетом интересов меньшинства. В основе любого демократического режима лежит признание народа источником власти, а также защита и реализация законных прав и свобод человека, гражданина. Существует множество видов демократических режимов, но я хотела бы выделить либерально-демократический, социально-демократический и консервативно-демократический режим. Итак, обо всем по порядку. Либерально-демократический режим-это правовой строй, построенный на основе представительной и прямой демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей, осуществляющих власть, ограничены во имя защиты прав и свобод меньшинства и отдельных граждан. Вообще понятие “либерализм” произошло от латинского слова liberalis — свободный. Данный политический режим провозглашает главной ценностью свободу слова, неприкосновенность частной собственности и личной жизни гражданина. Основа либерально-демократического режима-это защита индивидуальных интересов каждого человека, и их приоритет над интересами коллектива. Как выразился Ноам Хомский: “Основная идея классического либерализма заключается в оппозиции ко всем формам государственного вмешательства в личную и социальную жизнь, кроме предельно ограниченных и минимальных.” Примерами стран с либерально-демократическим режимом могут служить Франция, Япония на современном этапе их развития. Консервативно-демократический политический режим (консервативная демократия) – режим, характерный для ряда стран Востока и сочетающий в себе черты классической демократии Запада и исламских традиций. Само по себе понятие “консерватизм” в переводе с латинского означает conservo – охранять, сохранять. Принципом такого режима является как раз сохранение политических традиций. Громыко А.Л. в своей монографии “Политические режимы: сущность, исторические формы и реальная практика.” говорит, что в основе консервативно-демократического режима лежит забота о личности, ее правах и свободах, защите прав собственности и свобод граждан государством, но эта свобода основывается на постоянных и неизменных правовых нормах, базирующихся на прецедентном праве и неизменных демократических традициях. В настоящее время данная модель политического режима не является распространенной и представителем консервативно-демократического режима можно назвать лишь Великобританию. Социал-демократия- это идейное и социально-политическое течение и идеология, опирающаяся на рабочее, профсоюзное и демократическое движение, ставящее свою цель в достижении социальной справедливости. Данный термин произошел от латинского socialis — товарищеский, общественный и слова демократия. Главным отличием от всех других политических режимов является приоритет интереса коллектива, а не отдельного индивида, а также принцип социальной справедливости. Влияние государства здесь значительно возвышается и является движущей силой общества. Как гласят авторы научного труда “Основы социальной демократии”: “Социальная демократия не цепляется за прежние устои, она открыта навстречу новой реальности и новым вызовам.” Достойным примером государства с социально-демократическим режимом организации политической власти является Швеция. Подводя итоги, стоит сказать, что демократический политический режим характеризуется властью народа и правом на свободу, во всех ее проявлениях. И каждый из видов демократического режима призван осуществлять и развивать данные принципы демократии.
|