Главная страница

шпаргалки по археологии. шпоры Коваленко. Причины, характер и особенности греческой колонизации Северного Причерноморья


Скачать 99.06 Kb.
НазваниеПричины, характер и особенности греческой колонизации Северного Причерноморья
Анкоршпаргалки по археологии
Дата25.04.2022
Размер99.06 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлашпоры Коваленко.docx
ТипДокументы
#496570
страница2 из 6
1   2   3   4   5   6

7. Культура греческих городов Северного Причерноморья в архаический период

Некрополь Пантикапея известен больше и лучше остальных. Его стали раскапывать ещё с начала XIX в.; суммируя результаты этих расследований, можно считать, что с первой половины VI в., а может быть и с самого начала его, Пантикапей уже существовал. Об этом с ясностью говорит найденная в древнейших пантикапейских погребениях самосская и коринфская керамика середины второй половины VI в. до н. э. Чернофигурная посуда, захватывающая и начало V в. до н. э., представлена таким количеством находок, что существование в это время города становится совершенно очевидным. Что же представлял собой этот город в первую пору своего существования? Погребальный инвентарь архаического периода создаёт совершенно определённое впечатление господства импортной греческой керамики над сосудами, изготовленными на месте. В своей массе — это продукция греческих мастерских. Самые могилы представляют собой или трупоположение в простых земляных ямах, лишь изредка обложенных сырцовым кирпичом, или трупоположение в скромных погребальных урнах. Такого типа погребения не отличаются оригинальностью. Далее обращает на себя внимание почти полное отсутствие не только в Пантикапее, но и в других боспорских поселениях находок кровельной черепицы старше конца V в. до н. э. или начала IV в. Это значит, что в городах рассматриваемого времени почти ещё не было зданий, способных выдержать тяжесть такого кровельного перекрытия. Городское население, строя свои дома, как правило, пользовалось глинобитными кровлями или делало их из камыша и соломы. Архаический Пантикапей, таким образом, представляется нам пока ещё очень скромным по уровню материального достатка поселением. Население этого города, судя по всему, придерживалось в своём быту обычных для всех эллинов форм жизни и обрядов.

По своему характеру чрезвычайно близки к некрополю Пантикапея городище и некрополь Фанагории. Общий облик этого города в первые века его существования по всем признакам, так же как и облик Пантикапея, был греческим. Это особенно ясно сказывается в характере существовавших в Фанагории культов. По свидетельству ряда античных авторов, вблизи города существовал пользовавшийся большой популярностью среди всех боспорских греков храм Афродиты Апатуры. В 1929 г. уже на территории самой Фанагории был найден фрагмент архитрава, судя по которому можно предполагать существование в самом городе особого храма Геракла. Из фанагорийских надписей следует, что здесь появился также культ Аполлона-Врача. В лучшем положении находится феодосийский некрополь. Производившиеся до сих пор раскопки его, впрочем, не отличались систематическим характером. Несмотря на это, там был найден целый ряд первоклассных в художественном отношении вещей. Имеющиеся данные позволяют утверждать, что в середине и второй половине VI в. до н. э. древняя Феодосия уже несомненно существовала. Греческий её облик особенно ясно сказывается в некрополе. Из всех северочерноморских городов Феодосия единственная, в некрополе которой до сих пор не обнаружено (на 1952 год!!!)

6. Самые ранние греческие колонии в Северном Причерноморье: Кремны, Березань.

Конец VII в. до н.э. — 480/79 г. до н.э. — период появления греков на берегах Боспора Киммерийского, установления и развития связей греческих колонистов с местными племенами, время относительно мирных и стабильных взаимоотношений в Крыму и Причерноморье. в освоении греческими колонистами района Боспора Киммерийского (Керченского пролива) скифские племена сыграли весьма существенную роль.

Сегодня существуют веские доказательства того, что греческое проникновение в Северо-Восточное Причерноморье и Приазовье началось ранее рубежа VII-VI вв. до н.э. Археологические материалы из древнего поселения, расположенного около современного Таганрога — порта на берегу Меотиды (Азовского моря) и, как представляется, полностью разрушенного морем, позволяют считать, что греческое поселение было образовано в третьей четверти VII в. до н.э. Существует гипотеза, что таганрогское поселение носило название Кремны (греч. Κρημνοὶ), Предположение о том, что под Таганрогом покоится очень ранний древнегреческий памятник, появилось в 1930-х годах (были обнаружены остатки керамики), однако археологических работ тогда проведено не было. Этот памятник до 2004 года изучался только методами археологической разведки. Его в разные годы исследовали Б.В. Лунин, И.С. Каменецкий, В.Д. Блаватский, П. А. Ларенок, М.В. Мячина, А.Л. Глейзер, В.П. Копылов. Результаты их исследований позволили в общих чертах выявить топографию памятника, его хронологию и культурно-исторический облик. Поселение раннеантичного времени у Каменной лестницы в Таганроге на данный момент является древнейшим пунктом, основанным носителями древнегреческой цивилизации на территории современной России.

Комплексный анализ всей совокупности источников дает полное право относить основание: этой колонии к третьей четверти VII в. до н.э., а прекращение существования к третьей четверти VI в. до н.э. Время гибели памятника, учитывая его специфику, более четко определить не удается, однако есть все основания утверждать, что в последней четверти VI в. до н.э. этого поселения уже не существовало.

Не исключено, что на данном этапе греческая колония Кремны полностью контролировала ситуацию на этой обширной территории и успешно вела морскую торговлю с другими греческими центрами.

Со второй четверти VI в. до н.э. ситуация в Северо-Восточном Приазовье меняется, что связано с появлением в степях Подонья довольно мощной группы кочевого населения. Именно с этого времени устанавливаются контакты Таганрогского поселения с кочевниками.

Можно предположить, что попытка расширения сферы влияния Борисфена и Ольвии (после их объединения) в восточном направлении явилась причиной гибели Таганрогского поселения: Вполне допустимо, что для достижения этой цели борисфенитами могла быть использована военная активность скифов. (В.П. Копылов)

Одновременно с Таганрогским поселением В VII веке до н.э. в Северном Причерноморье была основана другая греческая колония — Борисфен (др.-греч. Βορυσθενιδα — Борисфенида, в честь бога реки Днепр), располагавшаяся на черноморском острове Березань. Впервые археологическое обследование Березани провел в начале XIX в. академик Келер.

Есть основания полагать, что поселение с момента основания именовалось Борисфеном или Борисфенидой и, таким образом, именно с ним следует связывать дату основания Борисфена — 645/644 гг. до н. э., указанную в хронике Евсевия. Спорен вопрос о характере и назначении поселения: было оно торговым или аграрно-ремесленным по преимуществу. Несомненно, что торговля играла заметную роль в жизни Березани VI в. до н. э. Но торговля не являлась единственным занятием переселенцев. С появлением постоянных жителей на острове появляется необходимость в подсобном домашнем хозяйстве и в ремесленном производстве для удовлетворения различных нужд населения. Наивысший расцвет деятельности Березани падает на VII—VI вв. до н. э. В VI в. до н. э. она становится эмпорием Ольвийского полиса. Было найдено огромное количество расписной древнегреческой керамики этого периода. Преобладает родосско-ионийская керамика, найдены сосуды с острова Хиос, Наряду с импортной керамикой встречается местная. К VI в. до н. э. относится и большинство терракотовых статуэток.

В архаическое время на Березани существовало два типа жилищ: грунтовые землянки и полуземлянки округлой и подчетырехугольпой формы и наземные строения, зачастую с полуподвальными помещениями. Стены наземных построек возводились из сырцовых кирпичей на каменных цоколях. Грунтовые жилища наиболее характерны для VII—первой половины VI в. до н. э. Постройки наземного типа появляются лишь с середины VI в. до н. э. Во второй половине VI в. до н. э. наблюдается резкий подъем строительной деятельности. Жилая застройка становится очень плотной. К концу VI в. до н. э. поселение достигает наибольших размеров, занимая почти треть площади острова. Жилые и общественные постройки были сосредоточены в его северо-восточной части. На северо-западном берегу располагался некрополь второй половины VI в. до н. э. В начале V в. до н. э. размеры поселения значительно сокращаются. Постройки вытягиваются в основном вдоль северо-западного берега. Среди наиболее интересных строений этого времени — остатки храма с абсидой. Резкое сокращение размеров поселения, вероятнее всего, связано с ростом Ольвии. В V—III вв. до н. э. поселение продолжает существовать, являясь рядовым сельским поселением ольвийского полиса. В II—I вв. до н. э. остров, по-видимому, был совершенно заброшен.
8. ГРЕЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ

Наиболее крупным полисом на западе северопонтийского региона была Ольвия – одна из древнейших греческих колоний, основанная на рубеже VII—VI вв. до н. э. неподалеку от впадения в Черное море реки Гипанис (совр. Южный Буг) выходцами из Милета. В классическую эпоху она была экономически развитым центром, который вел активную торговлю как с другими черноморскими городами, так и с Балканской Грецией. Политическая история Ольвии известна слабо. С уверенностью можно признать лишь некоторые факты. Так, к середине V в. до н. э. над Ольвией был установлен скифский протекторат. Показателем силы Ольвии стали события 331 г. до н. э., когда город осаждало македонское войско: жители мобилизовали все силы для обороны, и осада окончилась безрезультатно.

Одним из крупнейших греческих полисов Северного Причерноморья был Херсонес Таврический, находившийся на юго-западной оконечности полуострова Крым (руины города и по сей день сохраняются на окраине Севастополя). Херсонес – это дорийская колония, выведенная из Гераклеи Понтийской; в основании города приняли участие также переселенцы с острова Делос. До недавнего времени датой основания колонии считался 422 г. до н. э. В конце VI в. до н. э. Херсонес был основан на землях племени тавров, с которыми, впрочем, греки почти никаких контактов не поддерживали.

До середины IVв. до н. э. Херсонес оставался небольшим городом. Однако выгодное расположение этого полиса на оживленных морских торговых путях способствовало его росту. Став одним из важнейших центров греческой цивилизации в Северном Причерноморье, Херсонес начал расширять свои владения. Около середины IV в. до н. э. в состав херсонесского государства были включены обширные территории в Западном Крыму, в частности город Керкинитида (совр. Евпатория).

Резко увеличившиеся сельскохозяйственные владения Херсонеса – как «ближняя» хора, в окрестностях города, на Гераклейском полуострове. Так был создан мощный земледельческий комплекс, специализировавшийся главным образом на выращивании винограда и хлеба. Период высшего расцвета Херсонеса начался в IV в. до н. э. В этот период власть в полисе следует определить как умеренную демократию.

Но центром греческого мира понтийского региона стали поселения на берегах Боогора Киммерийского. Здесь в V в. до н. э. возникло Боспорское царство, образовавшееся в результате объединения ряда древнегреческих полисов, которые были основаны в ходе Великой греческой колонизации на Керченском и Таманском полуостровах. Образование Боспорского царства обычно относят к 480 г. до н. э., хотя в действительности этот процесс растянулся на десятилетия.

Изначально объединение боспорских независимых полисов имело форму военно-политического и религиозного союза. Главной причиной создания союза являлась необходимость защиты от нападения скифских племен. Руководитель союза назывался архонтом. Вначале эту должность, ставшую на деле монархической, занимали представители династии Археанактйдов. В первой половине V в. до н. э. союз был еще небольшим и включал, кроме Пантикапея, ряд городов Таманского полуострова: Фанагорию, Гермонассу и др.

Видимо, с самого начала этот союз не был равноправным: среди других городов первенствовал Пантикапей – самая древняя и крупная греческая колония в данном регионе. Пантикапей фактически выполнял роль столицы формирующегося государства: в нем находились высшие органы власти, центральный монетный двор, главная святыня Боспора – храм Аполлона. Несколько крупных полисов европейского берега Боспора, в том числе Нимфей и Феодосия, не подчинялись правителям Пантикапея.

В 438 г. до н. э. в Боспорском царстве произошел государственный переворот. Наследственная должность архонта перешла к династии Спартокидов, управлявшей государством более трех веков. При Спартокидах на рубеже V—IV вв. до н. э. наступил период высшего расцвета Боспорского царства. Владения государства значительно расширились. На западе были

присоединены греческие полисы Нимфей и Феодосия, а на востоке – территории негреческих племен сйндов, мебтов и др. На этих землях боспорскими правителями был основан город Горгиппия (совр. Анапа). По отношению к завоеванным племенам Спартокиды уже в IV в. до н. э. официально приняли титул царей, но для граждан греческих полисов, входивших в их владения, они оставались архонтами (лишь в эпоху эллинизма они стали царями для всех своих подданных).

Правители Боспора поддерживали обоюдовыгодные экономические и политические контакты с Афинами и другими крупными полисами. В позднеклассический период Боспорское царство было одним из самых сильных и богатых греческих государств. К тому же оно оказалось и достаточно стабильным и долговечным. На пантикапейском монетном дворе чеканилась местная монета, в том числе золотая, что было большой редкостью для греческого мира. Важнейшую роль для процветания боспорских городов играл вывоз хлеба в Балканскую Грецию. Для выращивания зерна греческие земледельцы использовали рабский труд.

Специфика Боспорского царства как государственного объединения заключалась прежде всего в том, что в его состав входили не только греческие полисы, но и земли, населенные «варварскими» племенами. Соответственно в общественном устройстве и культуре Боспора IV в. до н. э. наблюдался синтез античных и «варварских» начал, что позволяет считать это государство одним из предтеч эллинистической цивилизации. Определяя характер власти боспорских правителей, с наибольшей вероятностью можно говорить о том, что изначально власть Спартокидов была по своей сущности тиранической. Этой династии тиранов удалось чрезвычайно долго, по греческим меркам, не только удерживать власть в своих руках, но и упрочивать ее, что со временем позволило преобразовать ее в легитимную монархию.

В конце IV в. до н. э. в Боспорском царстве имела место кратковременная, но кровопролитная борьба за власть между несколькими претендентами на престол. Одержавший верх над братьями-противниками и возглавивший государство Евмел (правил в 309– 304 II. до н. э.) начал проводить энергичную экспансионистскую политику, добиваясь гегемонии в понтийском регионе. Однако его ранняя смерть воспрепятствовала осуществлению этих замыслов. Так завершилась для Боспорского царства классическая эпоха древнегреческой истории.

9. Ольвия. История изучения.

Всю историю изучения Ольвии можно подразделить на четыре периода.

  1. Антикварный период (от на ч а л а X IX в . до 1885 г.)

Интерес ученых к Ольвии стал проявляться в отечественной науке после включения Крыма и Новороссии в состав Российской империи. Сумароков и П. С. Паллас, правильно локализовавшие в своих трудах местоположение Ольвии у с. Ильинское (соврем. Парутино) Первая попытка создать краткий очерк истории Ольвии на основании известий древних авторов и данных нумизматики принадлежит голландскому эмигранту И. П. Бларамбергу. Практически одновременно с ним выпустили свои труды Д. Р. Рошетт и П. Кёппен, Первым, кто поставил изучение ольвийских надписей на научный уровень, был «отец греческой эпиграфики», эпиграфист Август Бёк

В целом антикварный период не прошел для науки бесплодно: он положил начало собиранию, систематизации и публикации нумизматических, эпиграфических и археологических памятников из Ольвии. 2. Начало систематического изучения Ольвии и ее истории (1885— 1917 гг.)

1885 год В.В. Латышев выпускает том I своего корпуса включивший эпиграфические памятники Тиры, Ольвии и Херсонеса.. в 1887 г. — Латышев защищает докторскую диссертацию «Исследования об истории и государственном строе города Ольвии».

С 1901 г. Б. В. Фармаковский начинает планомерные исследования Ольвийского городища и некрополя. В 1900— 1901 гг. предпринимает кратко ­ временные, но интенсивные раскопки Березанского некрополя Г. Л. Скадовский, а с 1904 г. Э. Р. фон Штерн в течение семи раскопочных сезонов изучает древнее поселение на Березани. В начале XX в. В. И. Гошкевич производит первые обследования поселений ольвийской хоры. Важной вехой в изучении нумизматических памятников явился «Общий каталог монет, принадлежащих эллинским колониям, существовавшим в древности на северном берегу Черного моря» (Одесса, 1884), изданный П. О. Бурачковым.

Очерк Ростовцева «Эллинство и иранство на Юге России» (Пг., 1918). Из специальных работ по Ольвии следует назвать брошюру Фармаковского «Ольвия» Из сказанного видно, что неизмеримо возросший материал источников настоятельно требовал новой обобщающей работы, которая, однако, так и не появилась.

3.Расширение источниковой базы (1917— 1960 гг.)

После революции, с новой силой возобновляется археологическое изучение Ольвии самим Б. В. Фармаковским, а после его смерти — преемниками. Очень важным было начало систематического археологического обследования периферии (А. П. Манцевич, М. С. Синицын, Б. М. Рабичкин, Ф. М. Штительман, С. И. Капошина), Для изучения политической истории крайне важным стало открытие в Ольвии общественного центра — агоры с прилегающими к ней комплексами. Их исследование не только позволило выяснить архитектурно-градостроительную структуру общественно-политического и религиозного центра Ольвии, но и принесло с собой массу важнейших эпиграфических находок. Публикация в разных изданиях этих материалов (главным образом усилиями Е. И. Леви и Т. Н. Книпович) пролила новый свет на политическую историю Ольвийского государства.

Большую роль в анализе нарративной базы источников сыграл выход в свет книги Ростовцева «Скифия и Боспор» (Л., 1925) 29, где были впервые подвергнуты серьезному рассмотрению концепции древних авторов, писавших о Северном Причерноморье, структура их произведений, вопрос об источниках. На этом этапе предпринимаются новые попытки обобщений истории Ольвии.

В советской историографии также предпринимаются попытки составления кратких очерков по истории Ольвии: В. Ф. Гайдукевичем, Д. П. Каллистовым, Т. Н. Книпович, Д. Б. Шеловым. Всех их объединяет одно: они основаны не на собственных исследованиях, но лишь резюмируют выводы предшественников.
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта