шпаргалки по археологии. шпоры Коваленко. Причины, характер и особенности греческой колонизации Северного Причерноморья
Скачать 99.06 Kb.
|
25. Европейская Скифия в V-IV в. до н.э. Утвердившись в 7-6 вв. до н. э. в степях Северного Причерноморья, воинствующие азиатские кочевники создали здесь большое государственное объединение — Великую Скифию(Европейскую). Её территория охватывала земли, которые на юге протянулись вдоль побережья Чёрного и Азовского морей от устья Дуная к Дону. Примерно на такое же немалое расстояние были отдалены её северные и западные границы. Население Скифии не было однородным по своему этническому составу. Его ядро составляли ираноязычные племена степных районов Северного Причерноморья. Во главе этих племён, а также всего скифского политического образования стояли наиболее воинственные и многочисленные кочевые орды царских скифов. О богатствах скифских царей свидетельствуют археологические материалы, выявленные во время раскопок курганов, которые насыпали над царскими погребениями. Особой роскошью, например, отличалось погребение семьи одного из скифских царей (4 в. до н. э.) в кургане Толстая Могила (ныне Днепропетровская обл.). Временем наивысшего экономического, политического, культурного подъема Скифии стал Кон. V- нач. IV вв. до н.э. Это эпоха правления царя Атея, объединившего под своей властью все племена Скифии от Дуная до Дона. Царь Атей уничтожает других царей скифов и узурпирует власть. Появляется Каменское городище (расположено у г. Каменка-Днепровская и с. Б. Знаменка Запорожской области). Со стороны степи городище было защищено земляным валом и рвом, а с севера и запада – обрывами над Днепром, р. Конкой и Белозерским лиманом. В юго-западном углу находился акрополь, где жила скифская знать. Основными занятиями жителей были изготовление бронзовых и железных орудий, ткачество, гончарство, а также земледелие и скотоводство. 358 г. до н.э. Власти скифов подчинена Истрия на берегу Черного моря. 40-е гг. IV в. до н.э. Царь Атей, устранив прочих царей, объединил скифские племена от Азовского моря и до Дуная. 339 г. до н. э. Война скифов с Филиппом II Македонским. По преданию, именно в этой войне погибает царь Атей в 90-летнем возрасте. 331 г. до н.э. Зопирион оставлен Александром Великим в качестве наместника Фракии, Понта (или Скифии). Желая проявить себя собирает 30-тыс. войско и идет войной на скифов. Скорее всего, достиг Ольвии, но затем ему пришлось бежать. В итоге, был настигнут скифами, разбит, при этом потеряв почти всю армию. Сам он погибает где-то в Бессарабии. 313 г. до н.э. Лисимах — правитель Фракии нанес сильное поражение скифам за Дунаем. 310-309 гг. до н. э. Династическая война в Боспорском царстве. Агар, вождь скифов поддержал Сатира, но в результате битвы на реке Фат, победу одержал другой претендент на престол Эвмела Боспорский — брат Сатира. Основу процветания Скифии того времени составляла торговля зерном с греческими колониями. Скифская знать богатела, получая за хлеб предметы роскоши, изделия из драгоценных металлов. В результате этого в IV — начале Ш в. до н. э. в Северном Причерноморье возникают знаменитые царские курганы. Эти курганы и в наши дни не перестают удивлять грандиозностью погребального обряда и богатством и красотой погребальных предметов. 26. Синды и меоты в V-IV в. до н.э. Синды — одно из многочисленных племён Северного Причерноморья, обитавшее в I тыс. до н. э. — первых веках н. э. на Таманском полуострове и прилегающем к нему побережье Чёрного моря до Новороссийска. Этноязыковая принадлежность синдов дискуссионна в связи со скудостью источников Первый известный истории царь синдов — Гекатей (родом грек). Примерно в 480 до н. э. синды потеряли свою политическую самостоятельность и вошли в состав Боспорского царства, а синдская знать вошла в состав правящей боспорской аристократии. Второй известный истории царь синдов — Горгипп, брат Левкона I Боспорского. Следующими царями синдов были цари Боспорского государства, что отразилось в их каменных титуларах. По данным антропологов население Синдики несколько отличалось от большинства меотов, так как характеризовалось невысоким и широким лицом с широким носом[6]. Древние географы упоминали о синдах, обитавших в районе между Керченским проливом и современной Анапой. В описании Черноморского побережья, составленном во второй половине IV в. до н. э., сказано, что об-ласть синдов простирается за пределы Меотийского озера, т. е. Азовского моря, и города в ней эллинские: Фанагория, Кепы, Синдская гавань, Патус. Южнее Анапы синды граничили с керкетами, жившими в районе современного города Новороссийска, а на востоке — с меотами. Синды ко времени прихода греков были многочисленным и культурным племенем. Мео́ты— племена, в I тыс. до н.э. проживавшие на восточном и юго-восточном побережье Азовского моря. В античную пору Меотидой называли территорию от Чёрного до Азовского моря, последнее же обыкновенно обозначалось как «Меотийское болото». В IV-III веках до н.э. многие из общин меотов вошли в состав Боспорского царства. Для верований меотов было характерно обожествление сил природы, природных явлений, представляющихся им в виде бога солнца, света, огня, дождя, грозы, леса, моря. Важны для меотов были культы почитания умерших родственников и погребальные обряды. Тело помещали в яму в скорченном положении. В могилу опускали предметы, которые могли бы понадобиться умершему в стране мертвых. Туда же опускали погребальные дары: посуду, оружие, одежду, украшения. Над захоронением производили земляную насыпь — курган. Материальная культура меотов складывается в VIII—VII веках до н.э. Основой их хозяйства было земледелие. Они выращивали пшеницу, ячмень, просо, чечевицу, рожь, лен. Большое значение имело и скотоводство: разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней и лошадей. Керамика меотов пользовалась спросом у соседей. Меоты, находившиеся на торговых путях из античного мира к скифо-сарматам, выступали и в качестве торговых посредников. Культура меотов складывается на заре железного века и продолжает развиваться на протяжении более чем десяти веков, претерпевая значительные изменения и испытывая воздействие культур соседних народов и государств. Древнейшие памятники меотской культуры (протомеотский период) датируются VIII— VII вв. до н. э. и представлены преимущественно грунтовыми могильниками (Николаевский, Кубанский, Ясеновая Поляна, Псекупские и др.) на левобережье Кубани и в бассейне рек Белая и Фарс. В. настоящее время выявлено и одно поселение IX-VIII вв. до н. э. у села Красногвардейского. Особенно разнообразны бронзовые детали конских уздечек — удила и псалии, бляхи — украшения ремней конской сбруи. Типы оружия и конской узды из протомеотских могильников Прикубанья сходны с изделиями так называемого киммерийского типа, распространенными на обширных территориях Северного Кавказа, Подонья, Украины и Поволжья, что отражает тесные связи населения Северо–Западного Кавказа в начале I тысячелетия до н. э. со степным миром Юго–Восточной Европы. Меоты на протяжении всей своей истории находились в тесных взаимоотношениях с кочевыми ираноязычными племенами: сначала с киммерийцами, затем со скифами и сарматами. 27. Елизаветовское городище на Дону, как культурно-исторический феномен. Елизаветовское городище[1] — остатки древнего поселения близ станицы Елизаветинской, Азовского района Ростовской области. Находится в дельте реки Дон, около 4 км от г. Ростов-на-Дону, на западной окраине хутора Городище, севернее станицы Елизаветинская. Существовало с VI по III вв. до н. э. За последние 15 лет, благодаря усилиям специалистов из России, Германии, Польши, Швейцарии, исследование античных памятников в устьевой области р. Дон получило новый импульс. Именно накопленные в ходе археологических исследований новые материалы позволили обратиться к решению узловых проблем хронологии, военно-политической и социально-экономической истории не только Северо-Восточного Приазовья, но и всего Северного Причерноморья в целом. Прошло уже более 25 лет, как в верхних этажах культурных напластований узлового памятника скифо-античного времени Северного Причерноморья – Елизаветовского городища на Дону – были открыты остатки Большой греческой колонии, которая была выведена Боспором на место скифского поселения городского типа, прекратившего функционировать в конце IV в. до н.э. Считаем возможным реконструировать эти события следующим образом. Вполне вероятно, что после победы Эвмела в династической борьбе в 310–309 гг. до н.э. скифы и греки, проживавшие в Елизаветовском городище и поддержавшие в этой борьбе законных наследников престола, вынуждены были покинуть район дельты Дона. Окончательно Большая греческая колония на месте Елизаветовского городища была уничтожена и сожжена во второй половине 70-х [1, с. 159] или середине 60-х гг. III в. до н.э. [2, с. 100]. Следы пожаров и разрушений были зафиксированы на всех исследованных участках, что свидетельствует о единовременном и стремительном уничтожении колонии, а данные археозоологии позволяют говорить, что погибших жителей даже некому было предать земле1 . После этих событий роль основного греческого центра в Нижнем Подонье переходит к Танаису, К настоящему времени здесь исследована территория площадью более 8 тыс. м2 в пределах «акрополя» скифского городища, занимающего в общей сложности около 12 га. Выявлено 35 наземных домов сырцово-каменной конструкции, сблокированных в соответствии с уличной сетью. В северной части колонии открыта ориентированная по линии север – юг магистральная улица, которая вела в порт. удалось установить, что в первой трети III в. до н.э. здесь проживало не менее 2500 чел. [11, c. 25–26]. Если представить, что самодеятельное население этого центра, не считая рабов, составляло около 45 % и примерно половину его – мужчины, способные воевать, то можно приблизительно определить численность ополчения этой колонии, которое насчитывало не менее 550 чел. Все эти данные позволяют, на наш взгляд, достаточно уверенно причислить ее к разряду городских центров. Отсутствие полноценных письменных источников лишает возможности определить характер политического устройства этой греческой апойкии. Однако, полагая, что после ее гибели уцелевшее население переселилось в небольшое поселение, известное впоследствии как Танаис, который, согласно декрету конца III – первой половины II в. до н.э., имел статус полиса [12, c. 67], логично предположить и полисное устройство греческой колонии на месте Елизаветовского городища. 28. Греко-варварские контакты на Нижнем Дону в V-IV в. до н.э. и Большая греческая колония на месте Елизаветовского городища в первой трети III в. до н.э.. Анализ всей совокупности источников, позволяет выделить четыре этапа развития международных отношений в устьевой области реки Танаис. Первый этап связан с функционированием Таганрогского поселения, которое принято идентифицировать с упоминаемой у Геродота, гаванью Кремны [3]. До момента основания греческих колоний в Крыму и на Тамани, это поселение являлось основным центром, определявшим межэтнические отношения, и служившим главным поставщиком импортных товаров местному населению. На данном этапе зарождаются взаимоотношения греков с местными этнокультурными образованиями, и в первую очередь со скифами, которые контролировали основные транспортные коммуникации Причерноморья. Именно заинтересованностью греческих торговцев в беспрепятственном осуществлении торговых сделок и получении необходимых товаров и сырья, можно объяснить присутствие вина в амфорах и дорогой расписной керамики, в погребениях скифов. Концентрация подобных погребений в дельте Дона, где ещё с эпохи бронзы существовала переправа, которая в представлении древних греков была связующим звеном между Европой и Азией, позволяет говорить о зарождении здесь первых греко-варварских контактов [4]. Второй этап, последняя четверть VI - начало первой четверти V в. до н.э характеризуется полным отсутствием следов межэтнических контактов. Это, несомненно, было связанно с обострением военно-политической обстановки в Северном Причерноморье, в частности с гибелью Таганрогского поселения в третьей четверти VII в.до н.э. На данный период приходится полное отсутствие поселенческих структур, из-за чего транспортные коммуникации не используются в торговых целях. Третий этап развития международных отношений в дельте Дона связан с Елизаветовским городищем, которое было основано скифами в первой четверти V и просуществовало до конца IV в. до н.э. Возникновение данного скифского центра, говорит об установлении скифами полного политического контроля над Нижне-Донским культурно-историческим районом. Елизаветовское городище превращается в один из основных центров Скифии, в котором сосредоточены оптовая международная торговля и практически все виды ремесленного производства. Здесь располагалась резиденция правителя, восточного территориального центра [1]. Многочисленные дорогие, престижные предметы, найденные в 1 Конференция «Ломоносов 2017» могилах скифской знати, являются политическими подарками. Говорят о значительной заинтересованности греческих торговых центров в активных связях с этим районом. На данном этапе фиксируется связь с номадами Среднего Дона и Прикубанья, а также урбанистическими центрами Северного Кавказа-Дербентом и Татарским городищем [2]. С третьей четверти IV в. до н.э., происходит незначительный упадок торговой активности городища, а в его структуру Боспорское государство внедряет греческий квартал. Четвёртый этап (конец IV-первая треть III до н.э) начинается после того, как в конце IV в.до н.э. Боспорской державе удалось вытеснить скифов из района устьевой области реки Танаис, и основать здесь свою колонию на месте Елизаветовского поселения. Отныне торговля в данном регионе переходит под контроль правителей Боспора. Прекращается поступление товаров из южно-италийских и финикийских центров, а из греческих торговых центров происходят единовременные поставки больших партий товара в амфорах. До своей гибели Большая греческая колония являлась главным урбанистическим центром региона и осуществляла надзор за всей транспортной системой, которая связывала Европу и Азию. Археологическое исследование Ростовской области: Елизаветовское городище Елизаветовское городище — остатки древнего поселения близ станицыЕлизаветинской, Азовского района Ростовской области. Находится в дельте рекиДон, около 4 км от г. Ростов-на-Дону, на западной окраине хутора Городище, севернее станицы Елизаветинская. Существовало с VI по III вв. до н. э. На рубеже VI—V в. до н. э. в регионе Елизаветовское городища складывается локальный вариант скифской культуры и возникает поселение. Скорее всего основано городище было уже после войны с Дарием I. Поначалу это было сезонное стойбище кочевников, на протяжении большей части V в. до н. э. поселение оставалось зимником полукочевого населения, жилые постройки в это время отсутствуют. К рубежу IV в. до н. э. под воздействием греко-варварской торговли поселение превратилось в полуоседлое, а затем и в постоянное — городского типа. Выгодное расположение позволило кочевникам поставить под контроль важнейшие торговые коммуникации, проходившие по землям Нижнего Дона. Во второй половине IV в. до н. э. Елизаветовское городище превратилось в крупнейшее в Северо-Восточном Приазовье. Оно являлось значительным сельскохозяйственным, рыболовным и ремесленным центром. Через городище шла торговля между боспорскими греками и племенами Подонья. В структуру городища в это время входила и небольшая колония Боспора — своего рода отдельный греческий квартал-эмпорий. Функционирование поселения прекратилось на рубеже IV—III вв. до н. э., очевидно, в связи с кровопролитными междоусобицами, которые охватили в это время Боспорское царство и в которые оказались вовлечены соседствующие боспорцам кочевые племена. Последний этап в истории Елизаветовского поселения связан с основанием в конце 90-х гг. III в. до н. э.на территории покинутого городища греческой колонии-эмпория, возведенного боспорскими греками. Центральная часть покинутого городища была застроена жилыми и хозяйственными постройками на основе единого плана. Все дома создавались с использованием чисто эллинской строительной техники и представляли собой наземные строения на каменныхцоколях с сырцовыми стенами. Но существование эмпория не было продолжительным. Поселение погибло при Перисаде II в 270—260 гг. до н. э. в результате военного разгрома в связи с продвижением племен сарматов на территорию Скифии. Вскоре рядом появляется город Танаис. По разным оценкам площадь Елизаветовского городища могла достигать от 40 га до 55 га. Имеет форму трапеции. Выделяются следующие компоненты в пределах территории городища. Первая: территория городища была окружена двумя оборонительными поясами, каждый из которых состоял из глубокого рва и насыпей по сторонам. Вторая: расположение рядом со старым руслом реки Дон обуславливает выделение припортовой части городища. Третья: «Акрополь», центральная возвышенная часть поселения. Его площадь — около 12 га. Практически весь «акрополь» занимала Большая греческая колония первой четверти III в. до н. э. Четвертая: курганы и могильники, наиболее известные из которых — группа курганов «Пять братьев», в одном из которых было найдено совершенно непотревоженное пышное захоронение скифского царя IV в. до н. э. Раскопки проводятся с 1824 года. Этническая атрибуция населения, обитавшего на нем, является дискуссионной. Историки считают, что это могли быть савроматы, скифы, меоты, либо население было смешанным . Исследователи: И. Б. Брашинский, К. К. Марченко, В. Г. Житников и В. П. Копылов придерживались версии, что основную массу населения всё же составляли скифы. Считается, что на территории Елизаветовского городища существовало две греческие колонии. Первая во второй половине IV века до н. э. Вторая в первой трети III века до н. э.. Вторая размещалась на территории «акрополя», её появление связано с Боспорским царством. |