Философия. Причины и логика происхождения государств
Скачать 4.62 Kb.
|
Причины и логика происхождения государствАбсолютное большинство человеческих сообществ в настоящее время организовано в форму государства. Каждый философ, а также большинство политиков и государственных деятелей в той или иной мере затрагивали такие темы как сущность государства, его роль в жизни общества, а также пробовали создать «совершенное государство». Не прошли умы великих и мимо теории происхождения государств. При этом большинство из них рассматривали данный вопрос с политологической точки зрения, т.е. брали за основу факт – наличие государства, и обосновывали его собственными философскими выкладками. С этой позиции известны следующие теории: патриархальная (Аристотель, Филмер), теологическая (Аврелий Августин, Фома Аквинский), договорная (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк), марксистская, а также множество индивидуальных теорий, получивших гораздо меньшую популярность (О. Конт и Г. Спенсер, Л. Гумплович, Г. Тард и др.). В пику популярной идеи разделения человеческого мышления (менталитета) на «восточный» и «западный» возникла теория «восточного» и «европейского» пути происхождения государств. Восточный путь (Др.Египет, Др.Китай, Индия, Месопотамия) подразумевает, что государства возникли вследствие необходимости объединения усилий для выполнения общественно значимых работ (засушливые территории требовали создания огромной ирригационной системы). Возникает аппарат управления и принуждения, который также распределяет конечный продукт. Европейский путь (Афины, Спарта, Рим) – это путь войн и насилия. За счет ограниченности территории идут постоянные войны. Государство возникает как система разрешения социальных противоречий (между богатыми и бедными, жителями местности и пришлыми и т.д.) и средство защиты населения. С исторической точки зрения существует только две концепции возникновения государства (точнее, их намного больше, но сводятся они именно к этим двум): 1) возвышение родо-племенной власти за счет наиболее близкого расположения к механизмам распределения общественных ресурсов; 2) завоевание одних народов другими. Нельзя не заменить, что возвышение родо-племенной власти по механизму и причинам своего возникновения схоже с «восточным» путем происхождения государства, а завоевание одних народов другими – с западным. Мне кажется, что попытка выклистализовать какую-то одну теорию обречена на провал, либо может применяться только к конкретному государству с учетом его историко-экономических реалий |