Применение вложенных циклов
Скачать 384.02 Kb.
|
122 Глава 11 Применение вложенных циклов Ну и зачем нам нужны все эти вложенные циклы? А затем, что они, к примеру, позволяют найти все доступные перестановки и сочетания в серии решений. новые Слова Перестановка — это математическое понятие, означающее уникальный способ комбинирования некоего множества объектов. Почти аналогичное значение имеет термин «сочетание». Просто в случае сочетания порядок следова- ния объектов не имеет значения, в то время как при перестановках за ним строго следят. К примеру, я попросил вас выбрать три числа от 1 до 20, и вы выбрали: • 5, 8, 14; • 2, 12, 20; и т. п. Если мы попытаемся сделать список всех перестановок из трех чи- сел от 1 до 20, то следующие два варианта должны считаться разными: • 5, 8, 14; • 8, 5, 14. Так происходит как раз потому, что в случае перестановок порядок следо- вания элементов имеет значение. А вот в случае списка сочетаний следую- щие три варианта будут рассматриваться как одинаковые: • 5, 8, 14; • 8, 5, 14; • 8, 14, 5. Ведь в случае сочетаний порядок следования элементов не имеет значения. Проще всего объяснить это на примере. Представьте, что вы открыли палатку с хот-догами и хотите повесить рядом плакат, демонстрирующий, как по номеру можно заказать лю- бое сочетание сосиски, булочки, кетчупа, горчицы и лука. Для этого нам сначала нужно определить все возможные сочетания. Эту задачу можно представить в виде так называемого дерева решений. Вот как оно вы- глядит для задачи с хот-догами. В каждой точке принятия решения есть только два варианта: «Да» и «Нет». Все пути вниз по дереву описывают разные комбинации компонентов хот-дога. Выделенный мною путь говорит «Да» сосиске, «Нет» булочке, «Да» горчице и «Да» кетчупу. А сейчас при помощи вложенных циклов мы сделаем список всех комбинаций — всех путей в дереве решений. Так как у нас пять точек принятия решения, дерево имеет пять вложенные циклы и переменные циклов 123 уровней, а значит, нам потребуется пять вложенных циклов. (Дерево решений на рисунке имеет всего четыре уровня.) Начало Нет И т.д. Выбор сосиски Выбор булочки Выбор горчицы Выбор кетчупа Да Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Нет Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да Введите код из листинга 11.6 в IDLE-редактор и сохраните файл под именем hotdog1.py листинг 11.6. Варианты хот-дога "\tСосиска \tБулочка \tКетчуп\tГорчица\tЛук" count = 1 for dog in [0, 1]: for bun in [0, 1]: for ketchup in [0, 1]: for mustard in [0, 1]: for onion in [0, 1]: "#" , count, "\t" , dog, "\t" , bun, "\t" , ketchup, "\t" , mustard, "\t" , onion count = count + 1 Видите, как циклы вставляются один в другой? Именно в этом проявляется вся суть вложенных циклов — перебор одних вариантов внутри других вариантов: внешний цикл для сосиски ( dog ) запускается дважды; цикл для булочки ( bun ) запускается дважды на каждой итерации цикла для сосиски. Значит, он работает 2 × 2 = 4 раза; цикл для кетчупа ( ketchup ) запускается дважды на каждой итерации цикла для булочки. Значит, всего он будет работать 2 × 2 × 2 = 8 раз. И т. д. Самый внутренний цикл (то есть расположенный в коде ниже всего цикл onion ) запускается 2 × 2 × 2 × 2 × 2 = 32 раза. Он покрывает все возможные сочетания. Значит, у нас есть 32 возможных варианта. Запустив программу из листинга 11.6, вы получите примерно такой результат: Цикл лука Цикл горчицы Цикл кетчупа Цикл сосиски Цикл булочки 124 Глава 11 >>> =========================== RESTART =========================== >>> Сосиска Булочка Кетчуп Горчица Лук # 1 0 0 0 0 0 # 2 0 0 0 0 1 # 3 0 0 0 1 0 # 4 0 0 0 1 1 # 5 0 0 1 0 0 # 6 0 0 1 0 1 # 7 0 0 1 1 0 # 8 0 0 1 1 1 # 9 0 1 0 0 0 # 10 0 1 0 0 1 # 11 0 1 0 1 0 # 12 0 1 0 1 1 # 13 0 1 1 0 0 # 14 0 1 1 0 1 # 15 0 1 1 1 0 # 16 0 1 1 1 1 # 17 1 0 0 0 0 # 18 1 0 0 0 1 # 19 1 0 0 1 0 # 20 1 0 0 1 1 # 21 1 0 1 0 0 # 22 1 0 1 0 1 # 23 1 0 1 1 0 # 24 1 0 1 1 1 # 25 1 1 0 0 0 # 26 1 1 0 0 1 # 27 1 1 0 1 0 # 28 1 1 0 1 1 # 29 1 1 1 0 0 # 30 1 1 1 0 1 # 31 1 1 1 1 0 # 32 1 1 1 1 1 Пять вложенных циклов перебрали все возможные сочетания переменных dog , bun , ketchup , mustard и onion В листинге 11.6 выравнивание осуществлялось при помощи символа табуляции. Он за- писывается как \t . Форматирование выводимых результатов мы пока не обсуждали, но если вы хотите узнать об этом больше, загляните в главу 21. Переменная count использовалась для нумерации сочетаний. Например, хот-дог, состоящий из булочки и горчицы, оказался под номером 27. Разумеется, некоторые из сочетаний не имеют смысла. (Хот-дог без булочки, но с горчицей и кетчупом вы- глядит несколько странно.) В то же время еще никто не отменял правила «Клиент всегда прав!». вложенные циклы и переменные циклов 125 Подсчет калорий Так как в наши дни многие озабочены здоровым пита- нием, добавим в наш список комбинаций информацию о калорийности. (Допускаю, что вы совершенно не оза- бочены тем, сколько калорий потребляете, но вот вашим родителям это наверняка не безразлично!) Воспользуемся математическими воз- можностями языка Python, с которыми мы познакомились в главе 3. Мы уже знаем, какие элементы входят в каждую комбинацию. Теперь выясним калорийность каждого элемента. После чего нужно будет сло- жить их в самом внутреннем цикле. Вот код, задающий калорийность каждого варианта: dog_cal = 140 bun_cal = 120 mus_cal = 20 ket_cal = 80 onion_cal = 40 Осталось выполнить сложение. Мы знаем, что каждое сочетание в нашем меню содер- жит 0 или 1 штуку каждого элемента. Поэтому достаточно умножить это количество на соответствующую калорийность: tot_cal = (dog * dog_cal) + (bun * bun_cal) + \ (mustard * mus_cal) + (ketchup * ket_cal) + \ (onion * onion_cal) Так как в соответствии с приоритетом операций сначала выполняется умножение, а только потом сложение, скобки в данном случае не требуются. Я добавил их, чтобы было проще понять происходящее. Соберем все вместе и напишем новую версию программы с подсчетом калорийности наших хот-догов (листинг 11.7). листинг 11.7. Программа создания хот-догов со счетчиком калорий dog_cal = 140 bun_cal = 120 ket_cal = 80 mus_cal = 20 onion_cal = 40 Мммм… Как вкусно! Список калорий для каждого компонента хот-дога 126 Глава 11 "\tСосиска \tБулочка \tКетчуп\tГорчица\tЛук \tКалории" count = 1 for dog in [0, 1]: for bun in [0, 1]: for ketchup in [0, 1]: for mustard in [0, 1]: for onion in [0, 1]: total_cal = (bun * bun_cal)+(dog * dog_cal) + \ (ketchup * ket_cal)+(mustard * mus_cal) + \ (onion * onion_cal) "#" , count, "\t" , dog, "\t" , bun, "\t" , ketchup, "\t" , mustard, "\t" , onion, "\t" , total_cal count = count + 1 длинные Строки кода Обратили внимание на символы в виде обратной косой черты (\) на концах строк в предыдущем фрагменте кода? В случае, когда длинное выражение невозможно уместить в одну строку, этот символ сообщает интерпретатору Python: «Строка еще не кончилась. Учти, что следующая строка является продолжением этой». В данном случае, добавив две обратные косые черты, мы разбили одно длинное выражение на три коротких строки. Обратная косая черта, которая называется символом переноса строки, присутствует в ряде языков программирования. Кроме того, выражение можно заключить в дополнительные скобки. Тогда его можно будет расположить на нескольких строках, не прибегая к символам переноса: tot_cal = ((dog * dog_cal) + (bun * bun_cal) + (mustard * mus_cal) + (ketchup * ket_cal) + (onion * onion_cal)) Запустите в IDLE программу из листинга 11.7. Вот что в результате получится: >>> =========================== RESTART =========================== >>> Сосиска Булочка Кетчуп Горчица Лук Калории # 1 0 0 0 0 0 0 # 2 0 0 0 0 1 40 # 3 0 0 0 1 0 20 # 4 0 0 0 1 1 60 # 5 0 0 1 0 0 80 # 6 0 0 1 0 1 120 # 7 0 0 1 1 0 100 Вывод заголовков Цикл dog — это внешний цикл Подсчет калорий во внутреннем цикле В ложенные циклы вложенные циклы и переменные циклов 127 # 8 0 0 1 1 1 140 # 9 0 1 0 0 0 120 # 10 0 1 0 0 1 160 # 11 0 1 0 1 0 140 # 12 0 1 0 1 1 180 # 13 0 1 1 0 0 200 # 14 0 1 1 0 1 240 # 15 0 1 1 1 0 220 # 16 0 1 1 1 1 260 # 17 1 0 0 0 0 140 # 18 1 0 0 0 1 180 # 19 1 0 0 1 0 160 # 20 1 0 0 1 1 200 # 21 1 0 1 0 0 220 # 22 1 0 1 0 1 260 # 23 1 0 1 1 0 240 # 24 1 0 1 1 1 280 # 25 1 1 0 0 0 260 # 26 1 1 0 0 1 300 # 27 1 1 0 1 0 280 # 28 1 1 0 1 1 320 # 29 1 1 1 0 0 340 # 30 1 1 1 0 1 380 # 31 1 1 1 1 0 360 # 32 1 1 1 1 1 400 Только представьте, как утомительно было бы вручную подсчитывать калорийность всех этих сочетаний даже с использованием калькулятора! Гораздо веселее написать программу, которая все сделает за вас. Циклы и немного математики позволяют решить задачу на языке Python быстро и просто! что мы узнали В этой главе мы познакомились с: вложенными циклами; переменными циклов; перестановками и сочетаниями; деревьями решений. Проверь себя 1. Как в Python реализуется цикл с переменной цикла? 2. Как в Python реализуется вложенный цикл? 128 Глава 11 3. Сколько звездочек выведет на экран следующий код? for i in range(5): for j in range(3): '*' , 4. Как будет выглядеть результат работы программы из задания 3? 5. У нас есть четырехуровневое дерево решений, и на каждом уровне предлагается два возможных варианта. Сколько всего существует вариантов (путей вниз по дереву решений)? эксперименты 1. Помните таймер обратного отсчета, который мы написали в главе 8? Вот как он выглядел: import time for i in range (10, 0, -1): i time.sleep(1) "ПУСК!" Напишите эту программу с использованием переменной цикла. Она должна спра- шивать пользователя, с какого момента следует начать обратный отсчет: Таймер обратного отсчета: Сколько секунд? 4 4 3 2 1 ПУСК! 2. Доработайте предыдущую программу, чтобы рядом с каждым числом она выво- дила соответствующее количество звездочек: Таймер обратного отсчета: Сколько секунд? 4 4 * * * * 3 * * * 2 * * 1 * ПУСК! Подсказка: скорее всего, вам потребуется вложенный цикл. |