Упражнения. Примеры пластических тренингов
Скачать 23.03 Kb.
|
Примеры пластических тренингов 1. Ходим, как роботы, зажать тело, двигаются только отдельные некоторые части. 2. Летаем, как прозрачные мыльные пузыри, если столкнулись – лопнули, оставив мокрый кружочек. 3. Ходим, как деревянные куклы, у которых работают только ноги. 4. Превращаемся в резиновых надувных кукол, зверюшек. Обязательно проверять их на «резиновость», т.е. пружинит ли тело от касания. Проверяем «сдуваемость» – вынуть пробку. 5. Резиновые куклы передвигаются, но уже наполненные водой. 6. Летаем, как воздушные шарики, наполненные воздухом. 7. Ходим осторожно, как стеклянные игрушки. Любят дети такой вид пластико-артистического тренинга, как «Веселая зарядка» 1. Расслабиться сидя на стуле так, чтобы казалось, что вы спите. Руки, голову, ноги пристроить уютно и расслабить. Глазки прикрыть и тишина… 2. Не торопясь просыпаемся, потягиваемся с удовольствием, сползаем на пол и потягиваемся, как кошки. Вспомнить, как кошки выгибают спину, вытягивают задние и передние лапы. 3. Бегаем хаотично на четырех конечностях, как божьи коровки. 4. Крадемся, как тигры в тростнике за добычей. 5. Прыгаем, как кенгуру с детенышем в сумке. 6. Бежим, как испуганные жирафы, вытянув шею. 7. Ползем, как крокодилы за добычей. 8. Идем, как больные черепахи. Очень хороши упражнения, связанные с закрепощением тела, типа «скульптура» или «фотография». • Дети выходят по одной паре в центр, один из них – скульптор, другой – скульптура. Скульптор придает телу нужную форму, скульптура легко поддается и фиксирует форму. Можно отгадывать, что слеплено, можно предложить скульптуре «ожить» и подвигаться в логике слепленного существа. Потом они меняются ролями. • Зеркало. Дети в парах стоят лицом друг к другу. Один – «живой» человек, другой – отражение. Человек у зеркала не торопясь совершает некоторые простые движения, зеркало – копирует их. • «Ожившая» тень. Одна пара двигается в центре площадки, так, чтобы первый не замечал за собой «тени», т.е. того, кто сзади копирует все движения. • «Прилипшая» рука. Одна пара двигается в центре площадки, но ведущий пытается избавиться от прилипшей к плечу (спине, бедру, пятке) руки партнера. • «Нос к носу». Встать парами лицом к лицу, на полу установить «контрольную» линию на расстоянии полшага, за которую нельзя заходить. Каждому ребенку сделать ручками так называемый «Нос Буратино», т.е. большой палец одной руки приставить к своему носу, растопырить пальчики и за свой торчащий мизинец зацепить свою вторую руку большим пальчиком. Партнеры сцепляются мизинцами друг с другом и по команде должны начать тянуть каждый к себе, чтобы перетянуть друг друга за контрольную линию, не отрывая большой палец от своего носа! Эта игра, конечно, больше для шутки, разрядки обстановки. Хотя она очень хорошо тестирует отношения в детском коллективе. – Осваиваем мы различные походки, хотя бы в порядке игры: клоун, старик, малыш, Карлсон, Буратино, Баба-яга, Кощей Бессмертный… – Поднимаем невидимые тяжести. Двумя руками большой камень, тяжелую сумку, папин портфель, штангу. Следить за правильным напряжением в руках и теле. – Бросаем невидимые предметы: камень (куда? попал ли?), слепленный снежок, летающую тарелку, мяч и т д. К работе с телом я отнесла бы упражнение «Фиксация позиции со стулом». У каждого ребенка стул и на нем он по хлопку замирает, как фотография, по хлопку следующему – быстрая смена позиции, и так, пока их фантазия не иссякнет. Ритмический тренинг Сидим в полукруге, ведущий – перед кругом, лицом к группе (первое время в роли ведущего – я). Хлопками, ударами или метрономом задается простой ритм: падающих снежинок, ритм капающей воды, ритм аплодисментов, падающего града. Дети слушают, потом повторяют все вместе, один в один хлопок, как один человек, чтобы не было «гороха», т.е. отдельных хлопков до и после основного. 1. Заданный ритм отхлопать по очереди, по часовой стрелке (или против), воспроизводя его не все вместе, а по одному. Следить, чтобы ритм не замедлялся и не сжимался, а шел равномерно. 2. Отстучать тот же ритм не ладошками, а ножками; ротиком – чавканьем, носиком – хрюканьем. 3. Пройти по сцене в заданном ритме, отбивая его шагами. Здесь вводим понятие «громче-тише», как выразительное средство. Придумать, кто и почему так ходит (вор медленно крадется в темноте, солдат идет, печатая шаг, люди гуляют по парку и т.д., пусть дети проявят свою фантазию). 4. Поискать ритмы сказочных героев: Буратино, Карабаса-Барабаса, Папы Карло и т.д. 5. Работаем парами. Ритм передается хлопками. Надо хлопнуть вместе с партнером. 6. Ритмический рисунок. Ведущий отхлопывает спортивный ритм (Спартак-чемпион…). Группа повторяет весь или кусочками. Можно менять скорости. 7. Ритмический рисунок любой стихотворной фразы: У лукоморья дуб зеленый… и т.д., проговаривая с детьми текст вслух и про себя. 8. Фантазирование своего ритмического рисунка. Проверяется по очереди, с просьбой повторить 2–3 раза, или предлагается повторить партнеру. 9. Фантазирование на сцене в заданном ритмическом рисунке всем телом. Оправдать, где и почему возник такой рисунок. Прекрасные упражнения на внимание описаны у Станиславского: большой, средний, малый круг. По хлопку слушаем и запоминаем звуки, которые происходят на улице, за пределами здания, после второго хлопка спрашиваю, кто что услышал. Средний круг – звуки в нашем здании, за пределами нашей комнаты. Малый – я, мое тело, мысли, чувства. Пока дети мало знакомы: один выходит перед полукругом и встает спиной к группе. Дети называют его имя. Надо назвать имя ребенка, чей голос тебя позвал. «Кто во что одет?» – называю конкретного ребенка, чтобы он внимательно посмотрел на партнера справа или слева в течение небольшого времени, например, пока считаю до 5, и запомнил, во что одет партнер. Потом закрыть глазки и перечислить. Задание на внимание для всей группы: по хлопку – встать, сесть; удар в пол – поднять, опустить руки; по команде «Ап» – наклониться, выпрямиться. Можно ввести отмену задания повтором команды. В этом задании вариантов множество, главное – ведущему следить, когда произошла отмена задания или одно наложилось на другое, т.е. самому ведущему проявить истинное внимание. Пары: повторить позу партнера, потом поменяться ролями. «Восстановить мизансцену»: группа детей занимает позиции на заданную тему, ведущий выходит или отворачивается, в мизансцене производим некоторые изменения и просим ведущего восстановить как было. Очень полезное и важное задание для детей – строить фигуры из своих тел или стульев: точный круг, квадрат, треугольник. Маленьким это не просто, но тогда у них вырабатывается чувство формы, мизансцены. Мы это делаем под счет – пока считаю до 7, до 5, до 3. «Запомни движения». Один показывает 3–5 движений, другой старается повторить в точности. Из тренинга по М. Чехову: описать лицо мамы, переставляя предметы в зале. Очень дети любят игру на внимание «Сыщик». Суть ее проста: каждому ребенку нужно выбрать жертву для преследования, незаметно для жертвы. Здесь все «сыщики». По команде начинаем двигаться по сцене в произвольном порядке. Можно садиться, ложиться, вставать на голову, но главное – следить и запоминать, что делает преследуемый. Время игры ограничено, иначе дети не запомнят информацию. По команде садимся в творческий полукруг, и каждый рассказывает про свою жертву. Упражнения и задания для развития веры в разные предлагаемые обстоятельства в полукруге. 1. Трогаем – гладим воображаемого котенка, ежика, скользкую рыбу; – воду в реке, в море, гладкий мрамор, лед; – манную кашу, клей, костер. 2. Сидим на холодном камне; на раскаленных углях; на мокрой тряпке; на чем-то мягком и вонючем… 3. Лежим в своей уютной кроватке, на голой земле, в высокой мягкой траве. 4. Едем в поезде, в машине, на велосипеде, скачем на лошади. 5. Передаем друг другу невидимый предмет. Его надо загадать, поиграть с ним или повзаимодействовать, чтобы стало понятно, что это такое, передать следующему. Первое время я сама загадываю предмет, пока дети не войдут во вкус. Остается только следить за тем, чтобы в общении с предметом была логика развития: если первый отпивает из чашки чай и отдает, то 8–9-й уже из чашки может извлечь только капли. Какой чай пьет первый – черный, зеленый, красный, сладкий или нет? Ведь не могут все любить зеленый чай, кому-то он может показаться и соленым! Или котенок, которого уже все перегладили, вряд ли будет себя спокойно чувствовать. 6. Прыгаем, как кузнечики, лягушки, козлики, вороны. 7. Представьте себе и измените что-нибудь в своей позе (хотя чаще пользуюсь словом «позиция»), если: – Ночь, зима, холодно, темно, вы на даче одни, не можете уснуть. Вдруг – шаги… – Весна, солнечный день, поют птички, вы играете под кустом сирени… И вдруг видите недалеко драку… – Поздняя осень, утро выходного дня, вы в неважном настроении подходите к окну, а там – первый снег! В тренинге для развития эмоций я начинаю с бесед, в которых каждый, сидя в полукруге, по-своему продолжает фразу: «Я радуюсь, когда…» или «Я боюсь, когда… «Я грущу, если…» «Я удивляюсь, если…» Понятно, что все эти задания используются последовательно, на разных занятиях, важно с детьми разобраться, что для кого есть что, в чем мы сходны, в чем отличаемся. Мы с детьми пытаемся узнать и понять друг друга. Очень любят дети упражнение «Волшебный шлем». Приглашаю по одному человеку в центр, на стульчик, и говорю, что у меня есть невидимый шлем, который умеет передать эмоцию через того, на кого его наденут. Надеваю на голову, застегиваю старательно, чтобы малыши поверили, и говорю на ушко: «Включаю радость!» (нажимаю на кнопку). Дети угадывают, шлем снимаем и надеваем на следующего, называя на ушко эмоции или различные оттенки чувств и состояний: удивление, недоумение, грусть, тоска, хитрость, лукавство, злость, негодование, самоуверенность, ярость, изумление, наглость, презрение… Шкала для маленьких, конечно, сложновата, но… Забавно дети выполняют следующее задание: Хрюкните те, кто: – любит долго спать; – не любит есть; – дружит с облаками; – обожает маму; – любит рисовать; – не любит, когда его гладят; – сам печет пироги; – любит есть пироги и т.д. Выразить названую эмоцию – глазами, руками, губами, всем телом. Нахмуриться, как туча; как рассерженная мама; как разъяренный лев. 1. «Запомни предметы» На стуле перед детьми раскладывается около 10 мелких предметов: ключ, ракушка, монетка, заколка, значок, карандаш, колечко, камешек, крышечка, фигурка киндер-сюрприза. Пока считаю до 10, дети смотрят и запоминают предметы. Закрываю их салфеткой и предлагаю назвать кому-то одному все, что запомнилось. Выясняем, кто больше запомнил. 2. «Опиши картину» Показываю детям иллюстрацию крупного формата, чтобы они могли хорошо рассмотреть. Важны иллюстрации, где много симпатичных деталей. Дети должны запомнить и картину целиком (как бы сфотографировать), и как можно больше деталей, пока я считаю до 10. Убираю картину и прошу перечислить, что было изображено. 3. «Какого я цвета?» В полукруге дети по очереди отвечают на вопрос: какого я цвета?, все запоминают, кто каким цветом себя окрасил. Прошу кого-нибудь одного назвать все цвета. 4. Вспомни запах: – маминых духов, – жареной курочки, – копченой колбаски, – шашлыков, – сирени, жасмина, – белого облака, радуги, – любимого мультфильма. 5. «Кинолента видений» Рассматриваем с детьми картину или иллюстрацию, обсуждаем, что изображено, есть ли главные герои, какое время дня, года. Закрываем картину и составляем коллективный рассказ по этой картине. Каждый ребенок добавляет к рассказу по одной фразе. 6. «Волшебный тазик» Мы сидим в полукруге, и я говорю детям: «Сейчас я всем раздам волшебные тазики (беру воображаемую гору тазиков и раздаю, объясняя), они невидимы, но стоит произнести магическое «если бы», как они наполнятся всем, что захочешь, например – малиной! Мы нюхаем как будто свежую малинку, кладем ее в рот, разжевываем, вспоминая вкус. Я говорю: «Кто почувствовал реальный вкус малины, тот молодец!» Дети, конечно, скажут: «Я! И я тоже!» «А теперь тазик наполнится клубничным вареньем!» Мы зацепляем его пальчиком и пробуем (не облизывая пальцы, а играя в это). – А теперь медом! – Папиным (или дедушкиным) одеколоном! – Лягушками! В конце, ломая стереотипы, спрашиваю: «А как вы думаете, какой вкус у солнечного зайчика? А у щекотки, у доброты?» |