курсовая. Курсовая1. Примерная программа мероприятий для развития связной речи у дошкольников
Скачать 67.33 Kb.
|
Содержание
Введение Актуальность исследования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования речевое развитие является одним из сквозных механизмов развития ребёнка. Полноценное овладение речью в дошкольном возрасте является необходимым условием решения эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение владению речью, тем свободнее дальнейшем. Исследования психологов, педагогов А.Н.Леонтьева, Д.Б. Эльконина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников [27]. Развитие речи осуществляется в различных видах деятельности детей: ознакомлении с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, а также в игровой как ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Именно через игру ребенок вступает в мир социальных отношений, в игре активно развивается речь ребенка. Игра – это полноценная и содержательная для детей деятельность, это творческий процесс, в котором раскрываются все качества, заложенные природой в ребенка. И только через игру можно найти подход к детям застенчивым и замкнутым, так как именно в игре ребенок сам стремится научиться тому, что его интересует, накапливая знания, развивая мышление, воображение и речь. Речь является главным компонентом общения, который зависит от воспитания и обучения и формируется под влиянием речевого окружения. Речь не является врожденной способностью и развивается в процессе становления личности. При создании эмоционально-благоприятных условий речь ребенка формируется и совершенствуется, возникает желание активно общаться с окружающими. Театрализованная игра как один из видов игр помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Поэтому целью занятий по развитию речи является формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Героилитературныхпроизведенийстановятсядействующимилицами,аихприключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. В процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире; развиваются психические процессы - внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции. Вместе с мышлением развивается и речь: активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи. Параллельно совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений; развивается эмоционально-волевая сфера; развивается чувство коллективизма, ответственности друг задруга, формируется опыт нравственного поведения. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Цель исследования – изучить проблему развития речи у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности. Задачи исследования: – Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме; – Рассмотреть возможности театрализованной деятельности по развитию речи у старших дошкольников; – Изучить методы, приемы работы по развитию речи старших дошкольников через театрализованную деятельность; – Разработать методические рекомендации по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованных игр. Объект исследования – развитие речи детей дошкольного возраста. Предмет исследования – процесс развития речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Степень разработанности проблемы: исследования по развитию связной речи дошкольников освещены в ряде многих научных работ по логопедии. Проблемой развития связной речи детей с общим недоразвитием речи занимались К. Д. Ушинский, В. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. М. Бородич, Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, В. П. Глухов, Т. А. Ткаченко и другие ученые. Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Глава 1 Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста Особенности развития выразительности речи у старших дошкольников Старший дошкольный возраст – период интенсивного развития личности, который характеризуется целостностью сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности. В системе факторов, обусловливающих становление личности, особая роль принадлежит развитие речи. Уже на ранних стадиях онтогенеза речь становится основным средством общения, мышления, планирования деятельности, произвольного управления поведением (Б.Г.Ананьев, Л. и. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, с. л. Рубинштейн и др.) [9]. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Язык является фундаментальным основанием культуры в широком понимании. «Присваивая» общественный опыт предшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры. Культура речи — явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком. В педагогической практике высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь». В это понятие включается как минимально достаточные три признака: богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств. Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. Здесь очень важно владение синонимикой, различение значений смысловых оттенков слова. И наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это качество предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ в своей работе писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитывать в человеке только путем привлечения его с детства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театрализованная деятельность [11]. Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами). Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. В связи с воспитанием звуковой культуры речи следует говорить о фонетико-интонационном аспекте выразительности. Под интонацией понимается целый комплекс компонентов: ударение, мелодика, темп, ритм, сила, тембр. Интонационно-звуковая выразительность важна для связной речи. От того, как ребенок владеет произношением звуков и какие просодические единицы использует, будет зависеть стиль его связной речи. Раннее восприятие ребенком слов осуществляется на основе ритмико-мелодической структуры. Н. X. Швачкин отмечал, что в начальный период развития речи «интонация, ритм и общий звуковой рисунок слова получают смысловую нагрузку». По словам С. Л. Рубинштейна, речь маленького ребенка часто обладает яркой выразительностью, но она непроизвольна, неосознанна, выразительные моменты проявляются в качестве импульсивной эмоциональности. Чтобы добиться сознательной выразительности, необходима тщательная работа [1]. По мере усвоения требований со стороны взрослых ребенок овладевает средствами интонационной выразительности и начинает сознательно пользоваться ими. Эта ступень не ограничена возрастом, она зависит от воспитателя. Выразительная речь зависит также от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи. Надо помнить, что без умения правильно произносить звуки речь детей не будет выразительной. Однако, умея правильно произносить все звуки, ребенок может говорить невнятно, небрежно, невыразительно в силу плохой дикции. Поэтому с младшего дошкольного возраста необходимо учить ребенка отчетливому, внятному произношению каждого звука, слов и фраз. Работа над дикцией. Хорошая дикция, т.е. четкое произношение каждого звука в отдельности, а так же слова и фразы в целом, формируются у ребенка постепенно, одновременно с развитием и совершенствованием работы органов артикуляционного аппарата. В возрасте от 2 до 6 лет, когда идет интенсивное развитие всех сторон речи, необходимо обращать внимание на четкость и ясность произношения ребенком слов и фраз, воспитывать у детей речь по подражанию в медленном темпе, с четким проговариванием всех звуков в словах, ясным произношением всех слов во фразах. Формирование темпа речи и качества голоса. Внимание к этим сторонам речи требуется на всех возрастных этапах. Нужно научить детей согласовывать силу голоса с окружающими условиями, беречь его. Начиная со старшей группы, педагог учит детей использовать качества голоса как средство выразительности не только в свободной речи, но и при передаче чужых мыслей. Для этого, используя специальные упражнения, развивают гибкость детского голоса, учат ребенка говорить тихо и громко, медленно и быстро, высоко и низко (в соответствии с естественной высотой голоса). Речевое дыхание - одна из основ голосообразования и речи. Зачастую в процессе речи дети, не владеющие дыханием, умением постепенно расходовать воздух, теряют звучность голоса, комкают слова, преждевременно заканчивают фразу, начинают говорить на вдохе, «захлебываются». Задача воспитателя – помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию, особое внимание уделяется длительности и силе воздуха в процессе речи и бесшумному глубокому вдоху перед произнесением фразы. Работа над голосом. Большую роль в речи играет интонация. Она усиливает значение слова. Вместе с тем иногда с ее помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово. Умение осознанно пользоваться интонацией в процессе высказывания развивается с помощью специальных упражнений. Нередко у детей дошкольного возраста нарушения голоса возникают в связи с неправильным использованием тона голоса, не соответствующим диапазону голоса ребенка, следовательно, необходимо: развивать в играх, игровых упражнениях основные качества голоса - силу и высоту; приучать детей говорить без напряжения, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями (тихо, громко) [1]. Таким образом, совершенствование звуковой стороны речи: четкости произношения, звучности и подвижности голоса, умения пользоваться темпом и ритмом речи, правильного дыхания является необходимым этапом подготовки к выразительной речи. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи. 1.2 Театр - как средство развития выразительности речи детей. Театр – это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творческому, созидательному преобразованию. Фантастический, загадочный мир влечет к себе не только взрослых, он всегда был объектом пристального внимания детей всех времен и народов. Ребенок наполовину живет в воображаемом, нереальном мире, и не просто живет, а активно действует в нем, преобразовывает его и себя. Ведь именно здесь малыш черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о котором он еще не умеет задумываться. Мир театра – тропинка к внутренним чувствам ребенка и его душе. Многие виды искусства предоставляют уже готовые результаты, продукта творческой деятельности авторов, а театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, быть «сотворцом» (К.С. Станиславский). Театральная игра – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям» [4]. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку». В театрализованной деятельности дети овладевают родной речью и навыками речевого общения через художественные образы. Воспитательные возможности театрализованной игры огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения [17]. В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде, литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью речи, движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Педагогической основой организации процесса театральной деятельности в дошкольных учреждениях является особенность восприятия детьми дошкольного возраста искусства театра. Для того чтобы это восприятие было полным, детей стоит знакомить с различными видами театрализованной деятельности. Театральные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации. К первой группе – режиссерским играм в детском саду можно отнести настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок или взрослый не является действующим лицом, он создает сцену, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его мимикой, интонацией, жестами. Пантомимика ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой. На первый план здесь выступает речь, ее темы, интонация выразительность, дикция [2]. В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Так, Н.А. Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от художественного оформления на игры драматизации, игры с настольным театром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками. Вторая группа – игры-драматизации, которые основаны на собственных действиях исполнения роли. При этом могут быть использованы на собственных действиях исполнения роли. При этом могут быть использованы куклы – бибабо, шапочки. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, пантомимику. Участвуя в этих играх, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, самое сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой общественный образ [11]. Игра-драматизация способствует воспитанию и развитию интересной самостоятельной, творческой личности и обеспечивает проявление индивидуальных склонностей каждого ребенка, меняет поведение детей: застенчивые становятся более активными, раскрепощенными, а подвижные, несдержанные дети учатся подчинять свои желания, волю интересам коллектива, то есть происходит воспитание взаимопомощи, уважение к товарищу, взаимовыручки. Советский психолог А.Н. Леонтьев рассматривал различные по своему содержанию и происхождению формы игры. Наиболее развитой он считал игру-драматизацию, видя в ней не подражание, а произвольное творческое построение, руководимое определенным исходным представлением ребенка. Игра-драматизация является, таким образом, формой перехода к эстетической деятельности [10]. В игре создаются условия для развития речевой активности детей. Реализуя цель развития речи детей в театрализованной игре, ставим перед собой следующие задачи: развитие словаря – обогащение словарного запаса детей в процессе ознакомления с окружающей жизнью; воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение средствами звуковой выразительности. Одним из этапов работы по развитию речи в театрализованной игре является работа над выразительностью речи. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя: – вербальные средства – интонация, лексика, синтаксис; – невербальные средства – мимика, жесты, поза; В процессе работы над выразительностью речи активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, особенно диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Обучая детей выразительности, мы используются знакомые любимые сказки, которые концентрирует в себе всю совокупность средств русского языка, и предоставляют детям возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движение). Для работы над продолжительным действием берут обычно народные сказки. Педагогу для работы необходимо выбирать художественные произведения в соответствии с уровнем развития и возрастных особенностей. Критериями отбора являются художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, соответствие жизненному и художественно - творческому опыту ребенка, яркая образность и выразительность интонаций (музыкальных, словесных, изобразительных). При подборе произведений нужно соблюдать требования: произведения должны усложняться по содержанию, объему. Очень оправдывает себя такая работа над сказкой, которая от начала обращения к произведению и до показа готового спектакля занимает несколько недель. В этот период сказка легко запоминается детьми, не требуется специального разучивания текста, так как он непроизвольно запоминается сам. В обозначенный период педагоги обеих смен читают сказку, фрагментально обыгрывают ее, делят на эпизоды, занимаясь поиском выразительных интонаций и движений вместе с детьми. Персонажи сказки обыгрываются всеми детьми по очереди. Таким образом, текст осваивается на этапе знакомства с сюжетом, постепенно, не второпях. Дети, по нескольку раз сыгравшие роли, запоминают их, поэтому проблема замены отсутствующего ребенка в день премьеры решается сама собой: любой может сыграть за товарища. Детей будет интересовать игра по сказке довольно долгое время, если постоянно менять подходы к ней: то это чтение сказки, то обыгрывание эпизодов, то проведение этюдов и упражнений на тему из сказки, то работа над оформлением. В средних и старших группах надо привлекать детей к оформлению спектакля. Л. С. Выготский считает, что спектакль от занавеса и до развязки должен быть сделан руками детей, тогда это представление будет по-настоящему дорого детям [6]. При распределении ролей нужно обязательно учитывать, какая речевая нагрузка возможна для данного ребенка. Даже если у ребенка есть дефект речи, нужно давать ему хоть маленькую, но роль, чтобы он выступал наравне со всеми, перевоплощаясь, отвлекался от своего речевого дефекта, обретая веру в себя. Также много и активно нужно работать над техникой речи – это произношение чистоговорок, скороговорок, разминка языка, ритмичные движения, разминка пальцев, упражнения направленные на произнесение гласных, согласных звуков В процессе игр, этюдов, упражнений педагог заботится о развитии интонации, мимики и движения детей. Это достигается при помощи выразительных показов взрослого, когда он использует игровой материал. Всякое обращение к ребенку должно иметь эмоционально выраженный подтекст, который говорит о том, что хочет сказать своим обращением педагог. Ребенок постепенно учится «считывать» информацию и овладевает выразительными средствами. Упражнения могут носить специально ориентированный характер: на жест («Прошу садиться», «Подойди ко мне» и др.), на интонацию (выделение голосом в одинаково построенных фразах разных слов), на мимику («Я улыбаюсь», «Мне грустно» и др.). Педагог использует диалоги для вовлечения детей в ролевое взаимодействие. Для этого взрослый берет стихи с ясно выраженной формой диалога. Вопросно-ответные интонации легко усваиваются играющими, вопросы и ответы дети могут исполнять по очереди, меняясь. В играх педагог может использовать сюжеты, близкие сюжетно-ролевой игре, особенно с дошкольниками младших и средних групп: «В парикмахерской», «У доктора» и др. [2]. Таким образом, театрализованная деятельность – это эффективный метод развития коммуникативных навыков, эмоционально волевой сферы и речи детей старшего дошкольного возраста. Данная деятельность интересна, доступна и эмоционально привлекательна детям. С помощью игровых приемов воспитатель добивается совершенствования выразительности речи ребенка. Именно театрализованные игры позволяют добиваться хороших результатов. 1.3 Методы и приемы работы по развитию речи по средствам театрализованной деятельности Дошкольный возраст, по словам В.С. Мухиной, это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения ребенка со сверстниками [20]. Большое и разностороннее влияние на личность ребенка, позволяет использовать театрализованную деятельность как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам дошкольник испытывает при этом удовольствие, радость. Театрализованные игры рекомендуется использовать, в работе по развитию речи. Игра-драматизация рассматривается как действенное средство закрепления знания детьми содержания литературных произведений. При подготовке к театрализованной игре, следует правильно выбрать произведение. Подбирая рассказ, сказку или стихотворение воспитатель детского сада, в первую очередь оценивает его со стороны идейно-смыслового, воспитательного значения для детей. Фактически каждому году жизни ребенка, соответствуют свои произведения. При выборе их, вопрос о доступности языка определяется главным образом, словарным составом текста. Незнакомые слова объясняются заранее или заменяются знакомыми [4]. Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа: художественное восприятие литературных и фольклорных произведений; ознакомление детей со способами вербального и невербального выражения. самостоятельная творческая деятельность. Основными методами при работе над развитием речи, в процессе театрализованной деятельности, можно отметить следующие: наглядный, словесный, игровой. Традиционные приемы словесного метода: выразительное чтение, рассказывание сказок, беседа по содержанию, объяснение незнакомых слов, повторное чтение. В качестве разнообразии приемов, может прослушать произведение в аудиозаписи. Следует только помнить, что использование ТСО при ознакомлении с художественной литературой целесообразно использовать только после первичного ознакомления с текстом. Словесные методы, в чистом виде, в детском саду употребляются очень редко. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяют или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций), или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки − предмета и др.). После чтения литературного произведения проводится беседа, и выполняются разнообразные творческие задания. Цель беседы – уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознания средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает взрослому донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного. А так же можно привлекать детей к воспроизведению отдельных фрагментов. Прежде, чем драматизировать сказку, дети учатся рассказывать ее по ролям, находя нужные интонации. Для формирования интонационной выразительности речи воспитатель использует специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это, прежде всего проговаривание скороговорок и чистоговорок. При работе над выразительностью речи педагог может использовать следующие словесные приемы: речевой образец, повторение, словесное упражнение. Речевой образец – правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличить роль детской самостоятельности, полезно сопровождать образец другими приемами--пояснениями, указаниями. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей; во время одного занятия он мотет использоваться неоднократно, по мере необходимости. Речевой образец преподносится детям подчеркнуто четко, громко, неторопливо. Повторение – преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей), а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко. Словесное упражнение – многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей [19]. Источником, определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются наглядные предметы или явления. Наглядные приемы − показ картинки, игрушки, иллюстрации, элементы инсценирования, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворении). При показе иллюстраций не рекомендуется останавливать чтение. Конечно, во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое. В методике работы над выразительностью речи дошкольников, очень важны игровые приемы. Работу начинать надо с более простых игровых упражнений. Например, ребенку предлагается разыграть диалог двух персонажей. Далее воспитатель усложняет задание и предлагает одному ребенку сделать тоже самое. Ознакомление детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, удивление и др…) и способами вербального и невербального выражения. Значение этой работы усиливается тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способ его внешнего проявления невозможна выразительность речи. Решению этой задачи способствуют задания «Разные настроения». Можно предложить детям разыграть маленькие отдельные сценки, где необходимо подчеркнуть особенности интонации мимикой. Развитие речи детей через театральную деятельность, по мнению наших ученых, происходит под непосредственным руководством педагога. Он побуждает детей к неформальному общению в игре, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого педагог использует этюды, упражнения, которые развивают навыки театрально-игровой деятельности и формируют выразительность речи. Как известно, при определенной внешней помощи, любой ребенок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно. То, что дошкольник может сделать с чьей-то помощью сегодня, завтра он сможет сделать самостоятельно. |