Мышление и письмо. Зачет.Мышление и письмо. Принципы эффективного слушания
Скачать 51.98 Kb.
|
Департамент образования и науки города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт цифрового образования Департамент информатики, управления и технологий ДИСЦИПЛИНА: Мышление и письмо Выполнил(а): Иофчу А.С. группа: АДЭУ-201 Преподаватель: Михайлова И. Д. Москва 2021 Публичное выступление Тема: Принципы эффективного слушания Слушать - это не просто направлять слух на что-либо, а сосредотачиваться на воспринимаемом, понимать значение принимаемых звуков. Большинство людей, по мнению ученых, плохо умеют слушать слова других, особенно если эти слова не задевают их интересов. Слушать умеют не более 10% людей, а это необходимое условие правильного понимания позиции партнера, верной оценки существующих с ним разногласий, залог успешной деловой коммуникации. Манера слушать зависит от личности собеседников, от характера и интересов слушателей, от пола и возраста, от служебного положения. Так, например, психологи установили существенные различия в поведении мужчин и женщин во время разговора. Они считают, что обычно мужчина перебивает женщину почти в два раза чаще. Примерно одну треть времени женщина собирается с мыслями, пытается восстановить их ход. Мужчины чаще сосредотачиваются на содержании разговора, а женщины больше внимания уделяют чувствам и самому процессу общения. Мужчины любят слушать самих себя. Они склоны слишком быстро давать готовые советы, не выслушивая собеседника до конца и не задавая ему вопросов. В психологии существует классификация на следующие виды: · критическое слушание; · нерефлексивное слушание; · рефлексивное слушание; · эмпатическое слушание; · симпатическое слушание; Критическое слушание В процессе беседы участник сначала делает критический анализ информации, которую слышит. Во время слушания принимает решение насколько честной и правдивой является информация и только потом принимает ее или противится восприятию. В жизни такое слушание помогает в ситуациях, где необходимо принимать быстрые решения или обсудить детали проекта, где нужно высказать свое мнение, например, на совещании или во время диалога. Критическое слушание мешает восприятию там, где предлагается неизвестная информация, даются новые знания. Настрой на критику информации не дает услышать важное, концентрация внимания фиксируется на том, что человек отрицает. Поэтому все ценное будто проносится мимо сознания, пропадает интерес к этой информации, внутри остается неприятие. Нерефлексивное слушание Происходит наименьшее вмешательство в речь во время беседы при наибольшей сосредоточенности на ней. При молчаливом слушании, не влезая в разговор со своими высказываниями, человек облегчает другому процесс передачи знаний. Так лучше усваивается суть передаваемой информации, улавливается смысл слов. Значимым показателем этого слушания может быть телесная реакция, например, кивок или движения головой. Нерефлексивное слушание в процессе общения дозволяет участнику, имеющему сложности в самовыражении (застенчивость, нерешительность, заикание и др.), сконцентрироваться и спокойно высказать свое мнение. Также оно действенно в разговоре с человеком, когда ему необходимо высказать свою жизненную позицию или освободиться от эмоций. Рефлексивное слушание Рефлекс – (в переводе с латинского означает «отражение») — это ответная реакция живых организмов на воздействие факторов окружающего мира. Вид слушания, где в процессе разговора на первом плане проявляется реагирование на получаемую информацию. Данное слушание предполагает восприятие принимаемой информации и мгновенный отклик на нее при помощи высказываний или вопросов. Данный вид слушания во время беседы считают наиболее конструктивным. При этом формируется взаимопонимание друг к другу и открытость в разговоре. Эмпатическое слушание Термин «эмпатия» (в переводе с английского означает сочувствие, сопереживание) – это возможность человека эмоционально отзываться на ощущения другого человека, его умение проживать эти чувства внутри себя. В беседе человек направляет внимание на «считывание» чувств и эмоций говорящего, а не смыслу слов. Происходит сканирование человека, восприятие образов, которые стоят за произнесенными словами. Различают 3 способа проявления эмпатии: · Эмпатическое реагирование, · Принятие иной точки зрения, · Симпатическое реагирование. Эмпатическое реагирование используется тогда, когда человек, применяя сознательное наблюдение, переживает чувства, похожие на чувства или эмоции другого человека. Принятие иной точки зрения происходит, когда человек представляет себя на месте говорящего, «вживается» в его рассказ. Симпатическое реагирование Симпатическое слушание Проявление в разговоре чувств соучастия и заботы, направляемые на собеседника, из-за сложившихся неприятностей или сложных ситуаций. Этот метод отличается от предыдущих тем, что участник разговора не проживает вместе с ним его чувства, он отстранен. Осмысление того, что чувствует в действительности другой человек, вызывает у него тревогу за этого человека, сострадание к нему или прочие чувства. При эмпатическом слушании обычно не лезут со своими советами и рекомендациями, не стараются оценивать или критиковать собеседника, позволяют ему быть самим собой. На стиль и вид слушания любого человека влияет множество факторов: половая принадлежность и возрастные особенности, статус, индивидуальные предпочтения, темперамент, круг интересов и прочее. Отвлекающие факторы слушания 1. Фактор отсутствия интереса. Возможно, вашему собеседнику не интересен предмет разговора. Его не волнует обсуждаемая тема, и он просто «отключился». 2. Фактор отвлечения от сути слушания. Слушающего могут отвлекать от беседы различные внешние факторы, начиная с того, что кто-то подошел к телефону, и заканчивая температурой в помещении. Когда вы едете в автомобиле, отвлекающими факторами могут быть радио, шум транспорта, сирена полицейской машины. 3. Фактор ухода в себя. Пожалуй, одна из самых распространенных причин недостаточного внимания — разговор с самим собой, или, как его обычно называют, внутренний диалог. Вы слушаете кого-то, говорящего со скоростью 60-80 слов в минуту. Ваш мозг способен воспринимать гораздо более быструю речь, и вы начинаете думать о чем-то своем. «Выключил(а) ли я газ, уходя на работу?», «Куда бы поехать в отпуск?», «Что еще мне нужно сделать сегодня вечером?» Внутренний диалог становится столь насыщенным, что, продолжая слушать говорящего, мы перестаем фиксировать поступающую от него информацию, не воспринимаем ее. 4. Речевой фактор. На то, насколько внимательно способны мы слушать говорящего, большое влияние оказывает его манера говорить: язык (слишком сложный или, наоборот, слишком грубый, упрощенный), темп речи (слишком медленный для нашего сознания или чрезмерно быстрый) и т. п. Если речь говорящего монотонна, наше сознание «впадает в спячку». Распространенными ошибками многих выступающих являются длинные монологи, отсутствие контакта со слушателями. 5. Фактор жестов. Другая серьезная проблема — несоответствие жестов и поз оратора произносимым словам. Говорящий утверждает одно, а его тело сообщает нам о чем-то совсем другом, выражение лица не согласуется со словами, движения, по большей части, кажутся неуместными. Возникает впечатление, что человек либо слишком скован, либо откровенно лжет. 6. Визуальный фактор. Проблемы в восприятии возникают и при неспособности говорящего смотреть в глаза слушателям. 7. Фактор самовыражения. Иногда человек перестает слушать, потому что ему самому хочется высказаться. Каждому из нас приходилось оказываться в таком положении. В деловой обстановке нам нередко приходится общаться с одними и теми же людьми, разговаривать на одни и те же темы, и мы часто заранее знаем, в какое русло повернет беседа. Нам известно, что ответит собеседник на обычно задаваемые вопросы, его традиционные реплики. Тогда мы просто ждем, пока он закончит речь, чтобы взять слово самим. 8. Фактор защиты. Неумение и нежелание слушать собеседника частенько оказывается результатом действия защитных механизмов, которые помогают человеку оградить себя от неприятных известий. Приемы эффективного слушания 1. Прием слушания «сладкая парочка». У нас два уха и один рот, поэтому старайтесь использовать их именно в заданном природой соотношении. 2. Прием слушания «гляделки». Слушая, лучше всего смотреть собеседнику прямо в глаза. Вы сразу показываете, насколько вы внимательны. Всегда полезно видеть глаза собеседника, потому что по ним мы можем определить, как он реагирует на нашу речь. Конечно, из этого не следует, что нужно смотреть на собеседника неотрывно, в упор. Просто время от времени смотрите ему в глаза, тем самым поддерживая с ним визуальный контакт. 3. Прием слушания «заметки на манжетах». Способность запоминать — одно из наиболее замечательных свойств человека. Делая записки, памятки, мы оказываем памяти добрую услугу. В некоторых ситуациях бывает необходимо сначала попросить разрешения что-либо записать, однако редко кто отказывает в такой просьбе. 4. Прием слушания «хороший конец». Если обсуждаемые идеи вызывают в нас энтузиазм или нам есть что сказать по обсуждаемому вопросу, нас нередко обуревает желание помочь говорящему и мы буквально стараемся закончить начатое им предложение. Чаще всего, эти усилия вызовут у вашего собеседника растерянность или замешательство, поэтому всегда лучше дать человеку возможность изложить свою мысль до конца, даже в ситуациях дружеского или неформального общения. 5. Прием слушания «положительный ответ». Один из главных элементов активного восприятия — умение дать собеседнику понять, что мы его внимательно слушаем, при помощи какой-либо реакции на его слова. Иногда достаточно простого «да-да», «понимаю» или кивка головой. Значимость обратной связи можно проиллюстрировать следующим примером. Возможно, беседуя по телефону и не слыша продолжительное время обратной реакции собеседника на ваши слова, вам приходилось спрашивать человека на другом конце провода: «Вы здесь? Вы меня слышите?» К слову, в такой неловкой ситуации виноваты оба. Один — потому что не вовлекает собеседника в разговор, другой — потому что недостаточно явственно реагирует на произносимые слова. При непосредственном общении обязательно нужно реагировать на слова собеседника и жестами, и позой. 6. Прием слушания «трубка мира». Все мы говорим по-разному: у нас могут быть разные акценты, свое построение фраз, индивидуальный темп речи, мышления, тембр голоса и пр. Побочные аспекты разговора могут влиять на ваше внимание и помешать понять смысл разговора. Стремитесь выявлять и контролировать свои предубеждения, внимательно вслушиваясь в то, что нам пытаются сказать. 7. Прием слушания «хочу все знать». Если вы чего-то не поняли, спрашивайте. Все мы повинны в том, что нередко говорим: «Да, я понял(а)», — хотя на самом деле не можем взять в толк, о чем нам говорят. Имейте смелость сознаться, если вы не понимаете того, о чем вам говорят. Этим вы возвышаете своего собеседника, а правдивое признание впоследствии приносит немалые дивиденды. 8. Прием слушания «докопаться до сути». Очень часто в беседе мы выпаливаем множество вопросов, лишь поверхностно затрагивая целый ряд тем. Куда лучше задать несколько вопросов по одной проблеме. Продолжая задавать открытые вопросы на эту же тему, вы можете получить массу интересной информации. 9. Принцип слушания «взять дыхание». Если вы хотите придать своим словам больший вес, не старайтесь огорошить собеседника мгновенным ответом, а сделайте короткую паузу, слегка вздохните. Этим вы даете собеседнику понять, что отвечаете обдуманно, по зрелом размышлении, что ваша реплика не является «домашней заготовкой». Кроме того, если вы немного задержитесь с ответом, ваш собеседник может продолжить говорить и сообщить вам новые, интересные сведения. Принципы эффективного слушания основываются на знании и использовании факторов, определяющих его эффективность. Помимо тех факторов, о которых говорилось выше, в большей степени она зависит от готовности и желания аудитории слушать. Это в свою очередь определяется комбинацией следующих факторов: 1. отношение слушателей; 2. интерес слушателей; 3. мотивации слушателей; 4. эмоциональное состояние слушателей. Таким образом, способность слышать другого как условие успешной межличностной коммуникации требует постоянной тренировки и совершенствования, чему, безусловно, способствует рассказанная мной информация. Эссе Тема: «Он и она: творческий союз» Тема взаимоотношений между мужчиной и женщиной обсуждается на протяжение многих веков. Любовь по толковому словарю Ожегова – глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Многие считают, что именно любовь заставляет человека творить, воодушевляет и вдохновляет его. Творчество – особая созидательная деятельность человека, которая помогает выражать свои мысли, чувства и ощущения. Но как же творчество и любовь существуют вместе, и как они существуют в повседневной жизни? Я считаю, что любовь и творчество неразрывно связаны, но у всех людей по-разному может проявляться эта связь. Александр Блок – классик русской литературы ХХ столетия, один из крупнейших представителей русского символизма – очень любил свою жену, дочь ученого Дмитрия Менделеева, Любовь Менделееву. С ней поэт познакомился еще в детстве, а когда они встретились вновь в его 17 лет, у них зародились нежные чувства. Александр стремился найти идеал Прекрасной Дамы из своих произведений, и именно в Менделеевой он его увидел и решил, что она его судьба. Сразу же после свадьбы Блок заявил жене, что физическая близость может разрушить духовную связь. В воплощение Вечной Женственности поверил не только сам Блок, но и поэты-символисты из его окружения. Их брак трактовали как священную мистерию, как воссоединение пророка и его музы. В каждом жесте, слове, наряде Любы поэты искали скрытые символы. Любовь Менделеева мечтала о земном женском счастье и была вынуждена искать его с другими. Тем не менее Любовь Менделеева оставалась с поэтом до конца его дней. Когда он заболел, ухаживала за ним, обменивая драгоценности на лекарства. В 1921 г. Блок скончался, жена пережила его на 18 лет. Она больше так и не вышла замуж. Этот пример демонстрирует как творчество может мешать обычной жизни людей. Также я хочу рассказать о жене Владимира Набокова – Вере Слоним. Есть две версии знакомства супругов, но по обеим выходит, что это она выбрала его. Сам Набоков рассказывал: на эмигрантском балу с пуншем, игрушками и цветами к нему подошла девушка в волчьей маске. Она увела его на прогулку и удивительно тонко, точно и умно говорила о его творчестве. Вторая версия – тоже про хитрую ловушку на нарцисса: Вера написала Набокову письмо, назначила свидание на мосту и весь вечер читала его стихи. Набоков опешил от этого знакомства. Никто и никогда так его не понимал. Вера приняла его целиком, со всеми его чудачествами и капризами. Безумно влюбленный, он писал ей по два письма в день. Вера была для Набокова волшебным подарком судьбы, и он всегда хорошо это понимал. И сам говорил, что без жены не написал бы ни одного романа. Вера приучила писателя к регулярному труду. Она свято верила в гениальность мужа и создавала условия, в которых просто невозможно было не писать. Вера была его первым читателем, критиком и советчиком. Секретарем, литературным агентом, музой, переводчиком. Ловила с ним бабочек. Была ходячей энциклопедией – ее феноменальная память хранила кучу цитат, дат и подробностей. Набоков ненавидел и не умел разговаривать по телефону, поэтому все телефонные переговоры вела Вера, а писатель стоял рядом. Она будет единственной домохозяйкой в Итаке, получившей в 1953 году разрешение на оружие. Браунинг Вера будет носить в дамской сумочке – так она станет еще и телохранителем своего мужа. В Америке Набоков стал профессором – сначала преподает в колледжах, потом в Стэндфордском университете, затем в Гарварде. Правда, лекции за него писала Вера, а иногда и читала, если писатель капризничал или болел. Студенты ее почитали и боялись. Называли «злющая ведьма Запада». В Америке Набоков написал свою «Лолиту». Он три раза пытался сжечь рукопись, и каждый раз Вера успевала ему помешать. Роман решились выпустить только во Франции, а через год он занял первую строчку в списке мировых бестселлеров. Набоков наконец-то получил ту славу, которую, по мнению Веры, всегда заслуживал. Писатель умирал очень тяжело. В последние годы они вообще не расставались, и его душа не хотела уходить туда, где не будет Веры. Он говорил: «Я бы не возражал полежать в больнице, если бы ты была рядом, положил бы тебя в нагрудный карман и держал при себе». Вера пережила мужа на 13 лет. Пока могла держать в руках книгу, переводила его романы. Как всегда, держала спину прямой, не позволяла себе раскисать. Вера умерла в 89 лет. Ее прах смешали с прахом мужа. Невозможно было представить, чтобы они были отдельно. Этот пример демонстрирует как любовь может способствовать творчеству. Подводя итог, хочется сказать о том, что любовь между людьми может проявляется совершенно по-разному, может быть непонятна окружающим, но, если люди счастливы, им ничего и никто не может помешать. Тезисный план Онтология в творчестве 1. Онтология как видение сквозь смотрение Смотрение – процесс физиологический, видение – интеллектуальный.×. 2. Путешествие на край света На краю света, как выяснилось, пространственно-временной континуум обладает замечательным свойством, близким к оптическим явлениям: вниз уходят слои прошлого и свершившегося, акты действий, события, исторические и хронологические процессы, битвы, биографии, сюда же уходят жизненные пути и судьбы, самыми нижними и последними в этом мрачном спектре были надежды, самое коварное зло на свете - от печального чаяния до зловещего отчаяния. Верхняя же, светлая часть спектра уходила в выси и дали мечтами, мифами, сказками, легендами и – выше всех – утопиями, потому что они уже так высоко, что не имеют места и любого другого пространства. 3. Онтология судеб Каждый из нас несет на себе разные культуры. Каждый из нас есть совокупность разных судеб, независимо от того. Верим мы в эти судьбы или судьбу вообще, знаем ли мы свои судьбы. Мы сами слепы и жестоки относительно своей судьбы. Судьба дается человеку как награда или как наказание. 4. Творчество и бессмертие Творчество – важнейшее предназначение человека. Творчество доступно только свободному человеку и только для того, чтобы ощущать свободу. Творчество для любой корпорации оптионабельно, необязательно – от желательного отношения до запретов, но креативная деятельность чаще всего необходима. 5. Империя зла (от безжалостного становления до беспомощного коллапса) 6. Сон как онтология Сон – регулярная репетиция загробной жизни, как засыпание – имитация смерти. Сны бывают разными: мучительные кошмары, сон-провал, сны-сказки, сны-рассказы, сны-романы, сны-путешествия, сны-приключения. 7. Творчество и онтология У многих творческих людей это никак или почти никак не связано. Творчество есть форма и способ веры. Верующему легко творить, творческому человеку легко верить. Только свободный может творить, только творящий свободен. Свобода – это самодвижение души, ума, чувств, не провоцируемое ничем, как ничто не провоцировало Создателя при сотворении мира. Творчество онтологично, онтология творима. 8. Творчество как онтологическое предчувствие Занятие творческим делом совершенно не гарантирует, что исполнитель творит, как невозможно требовать от священника трепетного и вдохновенного верования во время литургии. Творчество возникает только при ощущении, что ты – на пороге открытия, достижения, проникновения, прорыва, откровения, именно на пороге, не смея сделать еще один шаг, туда, за пределы, останавливаемый и одергиваемый некоей таинственной силой, которая и привела тебя к этому порогу. Творчество – это всегда цизонтологическое состояние, когда кажется: вот-вот, и откроется вся тайна и красота мира, когда уже почти касаешься края его, очарованный и влекомый… Распахнувшийся онтологический горизонт неизменно вырывает из тебя алогичное, вопреки логике и всему твоему жизненному опыту, очевидное на пороге: «смерти нет». Рефлексивная автобиография Мое имя Иофчу Александра. Я родилась в небольшом поселке Подмосковья Рождествено и проживаю здесь по сей день. Одна из главных целей для меня в осознанном возрасте стала получение высшего образования для дальнейшего успешного формирования взрослой жизни. Наличие престижной работы, обеспечение своей семьи, поддержание стабильности и психологического здоровья. Но на каждом пути встречаются свои бугры, как произошло и у меня. В старшей школе, во время подготовки к экзаменам, у меня ухудшились отношения с моим окружением. Лучшие друзья стали меняться, взрослея, и не всегда поступать обдуманно. Не имея чувства эмпатии самый близкий человек на тот момент негативным образом повлиял на мое состояние произнеся всего лишь несколько слов. Их количество не было важным, как было важно их значение. Мы перестали общаться и все дела в моей жизни ушли на второй план. Я не смогла собрать сил для возвращения к усердной подготовки к ЕГЭ, стала меньше видеться со знакомыми и с кем-либо гулять. Самооценка стала снижаться, появилось чувство отвращения к самой себе. И казалось, что ничего позитивного из этой ситуации я вынести не смогу. Хотя сложно сказать, каков исход стал в итоге, ведь тяжелые в эмоциональном плане изменения в начале могут привести к неожиданно лучшим исходам. Но сейчас я нашла новых друзей и поддержку в них. Своеобразный «эффект бабочки», который сопровождает нас на протяжении всей жизни. Также я считаю, что моя семья очень сильно повлияла на развитие моей личности. С самого детства меня постоянно окружали мои родные люди. В детстве, как наверно у большинства людей мама и папа старались заботиться о своем ребенке и хотели дать ему все самое лучшее. В моем детстве было именно так. Родители проводили со мной много времени, активно занимались моим воспитанием с самого раннего детства. Я очень много времени проводила с отцом, регулярно ездила с ним на работу, в свободное время мы вместе просто занимались какими то отвлеченными делами. Когда я была маленькой, мне казалось, что я принимаю важное участие в процессах работы и производства моего папы. У меня спрашивали мнение и даже иногда его учитывали, на что я реагировала как важный элемент в этих вопросах. Многие такие моменты и повлияли на развитие моей личности и формирование меня как личность. В общение с отцом я многое узнавала о реальной не той детской правде о мире. Многие мои интересы совпадают с интересами моего папы, и я думаю как раз многие мои увлечения помоги сформировать мое мировоззрение и развитие личности. Мама тоже внесла огромный вклад в развитие моей личности, так как регулярно участвовала в моем воспитании. Мама мне всегда помогала в школьной учебе, дополнительно занималась. Тем самым развивала во мне трудолюбие и осознание того, что учеба и знания являются неотъемлемой частью жизни. В понятиях о духовном, культурном развитие помогла мне мама. Регулярные походы в театр, на различные выставки и презентации открыли в моем мировоззрении еще одну ступень для саморазвития и в ходе влияния на формирование моей личности. Огромное влияние на формирование моей личности внес мой младший брат. Я помогал родителям в каких-то бытовых вопросах, участвовал в воспитании и тем самым становился серьезнее и ответственнее в жизни. Осознание того что ты можешь в чем то помочь и знаешь, что в какой то степени от тебя зависит ещё одна будущая личность то ведешь себя ответственнее ко многим моментам и учишься отвечать не только за себя самого, а и за самого родного тебе человека. Я считаю, что в нашей семье благоприятные внутрисемейные отношения. Каждый учитывает мнение другого, активно обсуждаются серьезные вопросы и моменты в жизни. В моей семье как раз является ценностью семейные отношения, помощь и поддержка члена семьи в трудную минуту, сплоченность и любовь к своей семье. Традицией являются те моменты, когда мы отдыхаем всей семьей или занимаемся одним дело где каждый дополняет другого. Мое окружение внесло огромный вклад в формировании моей личности и повлияло на восприятие мира в целом и отдельных его частях. Я считаю, что без моей семьи я бы стала совсем другим человеком, и восприятие мира было бы другим не таким, как нынешнее. Ошибки в СМИ: подготовить 20 карточек, на каждой из которых должно быть представлено предложение с речевой, грамматической или стилистической ошибкой (не орфография и пунктуация) с указанием источника; далее называется и объясняется ошибка, затем предлагается вариант ее исправлен Ошибки в образовании родительного падежа существительных и местоимений множественного числа:
Ошибки в точности речи
Выполнить домашнюю контрольную работу с опорой на словари. Используя орфоэпические словари, расставьте ударения в словах (укажите название и выходные данные словарей). Августовский, агент, акрополь, алкоголь, апокалипсис, апостроф, арахис, аргумент, аристократия, асимметрия, атлас (ткань), географический атлас, атлет, атомный, афера, аэропортов. Банты, баловать, баловень, балованный, баржа, бармен, безобразное мышление, без умолку, безудержный, бензопровод, бережливо, береста, бижутерия, блага, благовест, мне близка, близко находится, блокировать, блюда, бомбардировать, за бортом, бочковый квас, брала, броня билетов, надёжная броня, бряцать оружием, боязнь, в бутиках, буржуазия, бюрократия. Валовой, дым валит, валит лес, вандалы, вероисповедание, ветеринария, тайная вечеря, взрывчатый, взяла, взяты, видение мира, включит, включена, включенный, вложила, вняла, возбужденный, возбуждено уголовное дело, вогнутый, восприняла, воспроизведенный, всенощная, втридорога. Газированный, гастрономия, генезис, гербовый, о гербе, гладильный, гнала, гонящийся, гордиев узел, гофрированный, гражданство, грушевый, гуру, гусеничный. Давнишний, датированный, о двери (ед.ч.), (в/на) двери, движимый, двоюродный, девичья, демократия, департамент, деспот, деспотия, дефис, джентльмен, деяние, диалог, диоптрия, диспансер, добыча, добралась, догмат, догнала, договор, договоры, дозвонимся, дозировать, документ, долбит, донельзя, дремота, допила, вещи дороги, досуг, досюда, доцент, дочерна, древко, дрофа, духовник. Еретик, ежеквартальный. Жалюзи, жестоко, жизнеобеспечение, житие. Завидно, завсегдатай, заговор (политический), заем, закупорить, залил, залитый, залита, замкнутый, занявшись, занята делами, заняла денег, заострить, запасный (выход), запасной ключ, заперта, запершись, запломбировать, запломбированный, звонит, звонишь, знамение, знахарь, знахарство, значимость. Идеолог, избалована, избалованный, избрана, издавна, издревле, изжила, изобретенный, изогнутый, изыск, иероглиф, иконопись, импульс, иначе, индустрия, инженеров, инструмент, исковой, искра, исподволь, истерия, исчерпать. Каталог, катера, каучук, квартал, квашение, кедровый, километр, кинематография, кичиться, кладовая, клала, пшеничный колос, корысть, косится на него, костюмированный, кровоточащие раны, красивее, крем, кремы, кремень, крестьянин, кухонный. Лассо, развит не по летам, лечо, ломота, ломоть, лубочный. Маневр, маркетинг, маркировать, маскироваться, мастерски, мастерский, медикамент, мельком, менеджмент, метафора, мизерный, могущий, мозаичный, монумент, мытарство, мытарь, по месяцам, музей, мусоропровод, мышление. Нагнала, надолго, на доску, наврала, наголо стричь, держать шашки наголо, надорвала, нажила, наискось, наложенный платёж, наложил, намерение, нанесена, нанявший, нанял, наотмашь, наркомания и токсикомания, настригла, начата, начато, начать, начались, начался, начавшийся, недвижимость, недолила, недопила, недопонятый, недопоняла, недопонята, недуг, некролог, ненависть, не правы, нефтепровод, новорожденный, нормировать. Обеспечение, обесценить, обетованный, облегчить, обнаружение, обозвала, ободрить, обострить, оговор, озвучение, озлобленный, окрещенный, олигархия, опека, опериться, опошлить, оптовый, осведомиться, оседлый, оснастить, осуждена, осужденный, отбыл, отбыла, отдавший, отключена, откупорить, отмененный, отняты, отогнала, отрасли, об отраслях, отчасти, очистной, оценена. Пальцами, памятуя, партер, передала, перезвоним, переведена, петля, пиццерия, плесневеть, пломбировать, повторим, повторит, подбодрить, по двое, поднятый, подростковый, позвонит, полог, положила, полудремота, полуночник, понявший, поняла, порвала, портфель, (речные) порты (компьют. – порты), вы правы, она права, премировать, прибыл, прибыла, привезена, приговор, приданое, призвана, приняв, принял, принята, прикрепит, принудить, приобретение, приободрил, припорошить, прирост, проведенный, пролила, простолюдин, простыня, процент, подведена, пробыла, прогнила, прокралась, пуловер, путепровод. Раджа, разбередить, разминуться, разобщенный, разогнутый, разомкнутый, ракурс, раскупорить, рассредоточение. Сабо, санитария, сантиметр, свекла, свекольный, с иксом, силос, сироты и стаканы, склады, сливовый, случай, сметка, снадобье, собрала, согнутый, создалась, созыв, сорвала, сослепу, сосредоточение, средства, средствами, статуя, столяр, сформировать. Таинство, танцовщик, танцовщица, тирания, малая толика, торты, много трюфелей, тождество, туфля, в туфлях. Углубить, углубленный, украинский, укрепиться, умерший, умно, упрочение, упырь, усугубить. Факсимиле, фантом, феерия, феномен, филантропия, фирма, формировать. Хозяева, ходатай, ходатайство, хлопковый, холеный, христианин. Цемент, центнер, цепочка, цыган. Черпать, черпая, чистильщица. Шасси, шарфы, шевелит, шомпол, штемпель. Щавель, нет щавеля, щавелевый, щекотно. Экскурс, эксперт, экспертный, эксперимент, эпиграф, эпилог, эскалатор, юродивый. Языковой вуз, языковая колбаса. В стенах вуза, как об стену горох; в четырёх стенах; заниматься по средам. Горчичники, горчичный, горячечный, двоечник, двоечный, конечно, нарочно, прачечная, пустячный, скворечник, подсвечник, тряпичник, тряпочный, яичница. 2. Найти и описать историю возникновения фразеологизмов, опираясь на историко-этимологические словари: Тертый калач Этот фразеологизм возник по названию одного из видов калачей. Тертый калач приготовлен из особого калачного теста, которое долго мнут и трут. Считается, что благодаря тому, что тесто специально терли руками (якобы зимой об лед), калач получался особенно пышным и вкусным. Соответственно, и «тертого» жизнью человека, имеющего богатый опыт выхода из трудных жизненных ситуаций, также стали называть тертым калачом. Повесить всех собак В словаре В. И. Даля указано, что «собакой» раньше называли самый обычный репей, цепкие растения, которые цепляются к одежде. Во времена язычества репейник был одним из колдовских атрибутов. Его собирали осенью, наговаривали всякое неприятное и цепляли на врага. Кануть в Лету В греческой мифологии Лета — река забвения в подземном царстве мёртвых — Аиде. Из неё души умерших пили воду и забывали всю свою прошлую жизнь. Название реки стало символом забвения, а выражение «кануть в Лету» стало означать: навсегда исчезнуть, быть забытым. Дубина стоеросовая В словаре Даля и Ушакова стоеросовая означает всего лишь любое дерево, которое растёт прямо, ровно без каких-либо искривлений в стороны и изгибов. Дубина стоеросовая – это палка, прямая, как стрела. Чаще всего так называют глупого недалёкого человека, который не желает учиться и что-то понимать. Бить баклуши С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку – баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить». Попасть впросак Это собственно русское выражение. Истоки его - в быту старых русских прядильщиков, канатных мастеров. Просак - канатный, веревочный стан, на котором в старину сучили веревки. Стан располагался на улице и занимал значительное пространство. Для прядильщика попасть в такой стан одеждой или бородой означало лишиться и того и другого, а порой и жизни. Камень на камне Это выражение взято из Евангелия. В одной из притч говорится, что Христос предсказал гибель Иерусалима. Он однажды вошёл в город и, обведя рукой его пышные постройки, сказал: «Видишь сии великие здания? Всё это будет разрушено, и не останется тут камня на камне». Вверх тормашками Существует слово "тормашка", которое, согласно Толковому словарю Ефремовой, означает "дно, основание". Вверх тормашками – это изначально вверх дном, что в большей степени соответствует значению этого слова. 3. Подобрать имена прилагательные к СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ Выдержанный Бренди Горячий Мокко Интересный Эсперанто Вкусное Эскимо Свежее Суши Красивый Ара Широкая Миссисипи Справедливое Жюри Гостеприимный Тбилиси Звонкий Голосишко Придумать 10 словосочетаний по схеме сущ+прил., где сущ. – блюдо европейской кухни (например, гаспаччо, фуагра и пр.) Традиционный айоли (соус) Аппетитный клафути (десерт) Рассыпчатое мадлен (печенье) Изысканное карпаччо Холодный тартар Вегетарианское канапе Сытная тальятелле (паста) Мягкая галета (лепешка) Сладкий транчо (торт) Воздушная Меренге (безе) 4. Написать 1 предмет из пары и придумать к нему имя прилагательное. Туфли – красный туфель Бутсы – футбольная бутсы Сандалии – детский сандаль Сапоги – солдатский сапог Босоножки – правая босоножка Кеды – спортивная кеда Кроссовки – повседневная кроссовка Унты – теплый унт Калоши – качественная калоша Ботфорты – универсальный ботфорт Тапки и тапочки – уютная тапка и комфортная тапочка 5. Поставьте слово в родительный падеж мн. числа Килограмм – килограммов Носки – носков Чулки – чулок Яблоки – яблок Валенки – валенок Гусары – гусар Баклажаны – баклажанов Солдаты – солдат Вишня – вишен Англичане – англичан Таджики – таджик 6. Найдите и зачеркните неправильные формы глаголов: Испечь Затоплять Сгибать Нарубать Обниму Выщиплю Ржавеешь Уведомь Не морщи нос 7. Найдите плеоназм: 1. Экологи занимаются проблемами 2. Дашкова 3. Эта теорема 4. 5. Актер сыграл 6. 7. У актрисы 8. Автор с восторгом говорит о златоглавых куполах 9. Эта фраза была подхвачена 10. 8. Найдите в различных словарях (использованные словари назвать) информацию о происхождении жаргонных слов, напишите рядом со словом Лох Т. М. Веселовская на основе словарей местных говоров делает вывод, что городской жаргонизм лох пришёл из местного просторечия. Т. Н. Яковчиц постулирует его заимствование через арго, куда оно в свою очередь пришло через язык офеней (феню), в котором обозначало «мужик, крестьянин». Ю. М. Муратов предполагает, что в феню слово лох вошло через искажение слова лось, применённого для обозначения мужчины. (Ларин Б.А. Западноевропейские элементы русского воровского арго). Лажа Происходит по одной из версий, от цыганского «ладжь» «стыд, срам» (Шаповал В. В. в книге «Текст источника как объект анализа для филолога и историка»). Кайф Происходит от арабского «праздность, отдых». Русский кейф встречается в начале XIX века, форма кайф — со второй половины XIX века. (Словарь новых слов русского языка (середина 50-х — середина 80-х годов) / Под ред. Н. З. Котеловой.). Хана Вероятно, связано с сибирским региональным «хануть» - «становиться негодным; кануть, умереть, погибнуть; исчезнуть, пропасть, потеряться, запропаститься». Клевый По предположению происходит от глагола клевать. В таком случае может происходить из жаргона рыбаков с первоначальным значением там «(хорошо) клюющий». У Даля: клюжий (от клюдь), клювый (хороший, гожий, красивый, статный, видный, казистый). Стремно В основе этого выражения лежит существительное «стрем», которое произошло от сочетания «штра маэр» на иврите, означающего буквально: «тот, кто предупреждает, трубит тревогу быстро». У слов «стремно» есть и другие родственные слова: «стрематься» («бояться). В словаре Даля «стремный» толкуется как «прыткий», «проворный», «бойкий». Шнурки в стакане Возник в середине 90-х, когда в газете «Московский Комсомолец» появилась статья о «молодежном сленге». Пенсы Сокращение от слова «пенсионеры» Шмотка В Библии об исходе евреев из Египта говориться, Фараон приказал вождю евреев, чтобы он покинул Египет со своими соплеменниками. Евреям разрешили забрать свое и не своё богатство, лишь бы быстрее ушли. «Шмотки» в пренебрежительном смысле означало «соплеменников», родственников с их барахлом; далее так стали называться вещи изгоя. Атас Атас, вероятно, от фр. Attention – внимание. Использовавшееся ранее русск. "атанде-с" могло быть сокращено до "атас". (Комлев Н.Г, "Словарь иностранных слов") Ботаник Фраер На древневерхненемецком языке Freier значит «свободный», «жених». Из немецкого языка оно перешло в идиш, где значит «свободный». Из идиша, вероятно, попало в одесскую жаргонную лексику, а уже оттуда — в русскоязычный блатной жаргон. В украинском языке тоже есть слово фраїр, означающее «возлюбленный, жених». Оно встречается в западноукраинском диалекте украинского языка и в украинских народных песнях. (Толковый словарь Аггрегатерия) Бухать Слово "бухать", вероятно, происходит от слова "буха́рка". По этимологическому словарю Макса Фасмера оно означает рюмка. Также существует версия, что слово «бухать» произошло от знаменитого советского гранёного стакана, которые выпускались на заводе им. Бухарина. Чувак Среди стиляг (то есть в «прозападно настроенной молодёжной среде» 1950-х — 1960-х годов) «расшифровка» этого слова была такова: «человек, уважающий высокую американскую культуру». ( Поливанов Е. Д. За марксистское языкознание) Пахан Изначально оно обозначало воспитателя малолетних заключённых в СИЗО, который назначался из числа взрослых заключённых. Обычно ими становились «зэки» в возрасте от сорока до пятидесяти лет, получившие срок за бытовые нетяжкие преступления. (З. М. Зугумов. Русскоязычный жаргон. Историко-этимологический, толковый словарь преступного мира.) |