история. Принятие христианства, его роль в развитии древнерусского государства
Скачать 22.48 Kb.
|
Принятие христианства, его роль в развитии древнерусского государства. 1. Введение. Глава 1. Религия восточных славян. 3. 4. 5. 1. Введение. Одной из самых важных и интересных тем в истории Древнерусского государства, на мой взгляд, является история возникновения и принятия христианства. Религия, определённо, имеет огромное влияние на жизнь человека: характер, быт, поведение. Считается, что в 988 году князем Владимиром Святославичем было осуществлено введение в Древней Руси христианства, как государственной религии. Но как сказано в книге Белова О. "Как была крещена Русь» «В таком понимании точная дата, как всякая подобная дата, конечно же условна: она лишь открывает длительный и всеобъемлющий процесс христианизации.» Что есть религия на самом деле? Принято считать, что религия –это система взглядов, которая содержит в себе свод моральных норм и типов поведения, обряды, действия, построенные на вере в сверхъестественное и объединяющие людей в организации (церкви, общины и т.п.). С самого рождения нам не предоставляют выбор к какой религии нам обратиться. Если родители – христиане, то непременно они совершат при рождении своего ребенка определенный обряд, характерный для их веры, а именно - крещение. В недавнее советское время с религией было принято бороться. Храмы превращались в административные здания, такие как: спортивные залы, концертные площадки или клубы. ЦК КПСС разными способами пыталось оградить священников от общения с многочисленной группой верующих. Но правильно ли это? С именем Бога русские солдаты шли в бой и побеждали. Даже сейчас в самых тяжёлых жизненных ситуация, когда надежды уже нет, остается только вера. Цель работы: выяснить, как повлияло принятие христианства на развитие Древнерусского государства. Для реализации данной цели я использовала решение следующих основных задач исследования: : -изучить религию восточных славян -подробнее изучить принятие христианства на Руси; - показать роль принятия христианства на Руси. Глава 2 Религия Восточных славян. 2.1 Восточные славяне. Современные историки называют восточными славянами одну из трех (наряду с западными и южными) основных групп древних славян, образовавшуюся после распада их этнической и языковой общности. Первые упоминания о славянах встречаются у античных философов, но их сведения не всегда достоверны. Более подробные описания можно встретить у восточных авторов, но они рассматривали славян с точки зрения своего мировоззрения, в корне отличающегося от славянских представлений о мире. Восточные славяне или другими словами славяне-язычники поклонялись стихиям, приносили жертвы божествам. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало. До принятия христианства славянские племена не были едины в верованиях так как не имели единого государства, поэтому каждое славянское племя молилось своим Богам. До сих пор одним из самых спорных вопросов остается происхождение славян. Не совсем ясно откуда они появились, кто был их предками, откуда они пришли и как с тех пор изменились. Восстановить картину жизни людей, которые жили более 1000 лет назад не просто, но все же, это возможно. Для современного человека крайне важно знать свои корни и истоки, ведь без прошлого не бывает будущего. 2.2 Первые упоминания о славянах. Первое упоминание славян относится ко II веку н.э. к славянам тогда относили антов, венедов и склавинов. У Плиния Старшего встречается упоминание о венедах, но он относит их к сарматам. К кому отнести венедов, к сарматам или германцам, размышляет Тацит в своей работе 98г. «О происхождении германцев и местоположении Германии» Впервые термин «славяне» употребил Птолемей, но к этому периоду относится только упоминание славянского населения среди прочих жителей северных земель. Из этого можно сделать вывод, что славяне появились на своих землях еще в начале новой эры. После этого о славянах не упоминалось на протяжении 4 веков. Уже в VI веке Прокопий Кесарийский рассказывает о захвате славянами берегов Южного Дуная. Позже эти земли стали относить к территории южных славян. Меньше всего упоминаний о восточных славянах. В отличие от западных, они не вели завоевательных походов. Они расселились в среднем и верхнем течении Днепра, поэтому сюда практически не добирались древние путешественники. Во второй половине VII в. Появляются сведения о славянах в арабских источниках. Они уже подробнее рассматривают местное население и описывают, в том числе быт и нравы местного населения. Таким образом, больше сведений о ранней истории славян дают археологические источники. Данные из античных книг скудны и не всегда достоверны. 1.3 Славянские божества. В древности многие явления были непонятны для человека, объяснения находилось в многообразных божественных сущностях. В летописях упоминались такие славянские боги как Сварог, Даждьбог, Хорс (солнечные божества) ,Ярило, Кострома, Кострубонько, Род и рожаницы — этимология и происхождение которых неясны. Главным божеством считался Род. Он создал весь видимый и невидимый мир, создал все сущее. Он породил на свет богов, людей и природу. Точный перечень его функций определить сложно, он одновременно является и светлым божеством, покровителем домашнего очага, богом плодородия, в то же время, ему приписывают и власть над потусторонним миром, где ему подчиняются силы огня и молнии. Почитание богов могло отличаться в разных племенах восточных славян. Защитника выбирали и в зависимости от рода занятий. Каждый молился своим покровителям и приносил им дары. Многие славянские божества просто приобрели новые имена в лице христианских святых. Так, к примеру, культ Макоши слился с почитанием Богоматери. Праздник Ярилы сохранился в масленичной неделе, и даже сохранил большую часть символики. Кроме богов, мир славян был населен множеством духов, добрых и злых. Самый известных из них – домовой, вера в которого частично сохранилась до наших дней. Домовой считается добрым дедушкой маленького роста, который помогает хорошим хозяевам сохранять в доме порядок, но, если не относиться к домовому с уважением, он начинает пакостить: путать пряжу, рассыпать крупу и шуметь по ночам. Духи, подобные домовому обитали везде. Овинник, полевой, дворовой. Самым опасным среди них считался банный. Когда топилась баня, все должны были успеть попариться до наступления ночи. В сумерках к бане приходила нечистая сила и парилась там до утра вместе с банником. Если запрет нарушить, банник мог запарить до смерти купальщика. Мир славян был наполнен волшебством и духами. В поле подстерегали злые полуденницы, в бане опасный банник, а сосед мог оказаться берендеем или колдуном. Справиться со всеми невзгодами и напастями помогало только поклонение богам и их защита. 1. Глава 1. Крещение Руси. Для борьбы с очередным мятежником, полководцем Вардой Фокой, желавшим сесть на трон императора и обладавшим большими силами, император Византии Василий II обратился к князю Владимиру за военной помощью, не скупясь при этом на обещания. Важными условиями договора, по которому был послан русский отряд были женитьба Владимира на сестре Василия Анке и принятие Владимиром и его страной христианства. Это соглашение было заключено зимой 987/88 гг. После победы над мятежником император исполнил договор и отдал сестру-царевну за киевского великого князя. Чтобы добиться выполнения условий договора князю Владимиру пришлось осадить и взять в 989 году, принадлежавший Византии в Крыму город Корсунь (Херсонес). В нем находилась епископская кафедра. Это византийской владение было возвращено императору в качестве выкупа за невесту. Крещение Владимира, получившего христианское имя Василий, в честь святого патрона императора Василия II – Василия Великого, для скорейшего вступления договора в силу могло произойти во время пребывания посольства этого императора в начале 988 года. Хотя Корсунская легенда в Повести временных лет и в Житие святого Владимира дают противоречивые данные, относя его к Корсуню. Что касается крещения киевлян, то источники дают две даты, традиционную 988 и более позднюю 990. По Повести временных лет крещение киевлян происходило в Днепре, по Житию Владимира в притоке Днепра – реке Почайне. После возвращения Владимира из Корсуня и появления византийских священников, обращение в христианство действительно должно было стать широким. Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображений некогда почитаемых богов, их публичным поруганием со стороны княжеской дружины. Так изображение Перуна было сброшено в реку. На местах где стояли языческие боги и капища построены церкви. По сообщению Повести временных лет Владимир: “Начал строить в городах церкви и назначать попов, и людей стали приводить к крещению по всем городам и селам”. Распространение христианства проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией насильно, при сопротивлении не только жречества, но и различных слоев населения. Митрополит Киевский Илларион признавал, что крещение в Киеве происходило по принуждению: “никто не сопротивлялся княжескому приказу, грозному богу и крестились, если не по собственной воле, то из страха перед приказавшим, ибо его религия была связана с властью”. В других же городах замена старой религии на новую встречала открытое сопротивление. Так в Новгороде введение христианства епископом Иоакимом Корсунянином и княжескими воеводами Добрыней и Пумятой насаждалась силой. Когда “Пумята крестил мечом, а Добрыня огнем”. 3. Роль Христианства в развитии Значение перехода к христианству было колоссально огромным и проявлялось во всем: от повседневного пищевого рациона и приемов земледелия до международного положения страны. Принятие христианства способствовало созданию единой государственности и единой церковной организации. После крещения Руси получила небывалый стимул к развитию восточнославянская письменность. Рукописные книги писались на пергамене — тончайшей телячьей коже специальной выделки. Самой древней из книг, которая дошла до нас, является «Остромирово Евангелие». Основными жанрами древнерусской литературы были агиография (жития святых) и другая литература религиозного содержания. Но создавались и выдающиеся светские произведения, среди которых знаменитое «Слово о полку Игореве». С принятием христианства на Руси получило широкое распространение монументальное каменное зодчество. Первой каменной постройкой стала Десятинная церковь в Киеве, возведенная греческими мастерами. Принятие христианства вело к значительному смягчению царивших на Руси нравов. Церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения и ритуальные убийства жен. Христианство способствовало укреплению княжеской власти. Божественное происхождение княжеской власти, по учению церкви, требовало от подданных беспрекословного повиновения, а от князя — осознания своей высокой ответственности. Русская церковь играла сложную роль в истории Руси. Несомненна ее польза как организации, помогавшей молодой русской государственности в эпоху бурного развития феодализма и ее роль в развитии русской культуры, в распространении просвещения и создании крупных литературно-художественных ценностей. Заключение. Принятие на Руси христианства является одним из важнейших событий в истории нашего государства. Несмотря на то, что у Владимира был выбор между различными религиями, он решил принять именно христианство и оно повлияло как на менталитет народа в дальнейшем, так и на культуру, на отношения с другими странами. |