Круг проблем философии. Природа философских проблем, их вечный характер
Скачать 15.91 Kb.
|
Природа философских проблем, их «вечный» характер. Ф. занимается наиболее общими проблемами, к-рые связаны с предельными основаниями (первопричины явления и его конечные цели). Исторически Ф. возникает как рационально-теоретический тип мировоззрения и особая форма освоения реальности, в процессе развития которой вырабатывается целостная и предельно обобщенная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи м/ду ними. В качестве основных можно зафиксировать три важнейших типа философского познания или три мировоззренческих проблемы. 1. Проблема универсума – Ф. обосновывает категориальную модель мира и отвечает на вопросы о его первоначалах, конечности и бесконечности, единстве и множественности, о формах и способах его бытия. 2. Проблема человека – связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов об аксиологическом статусе человека как особого типа бытия. В чем смысл жизни человека, свободен или несвободен он в своих действиях и поступках, каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия, к-рые характерны для природных и социальных систем, – это содержательное пространство проблемы человека в философии. 3. Проблема взаимосвязи человека и мира, анализ различных форм и типов отношений м/ду ними, к-рые предполагают познание, преобразование и ценностную интерпретацию природного и социокультурного мира. В процессе исторического развития Ф. разрабатывались различные методы познания, обосновывались их эвристические и операциональные возможности не только в философском, но и в научном исследовании. Специфику классического философского мышления нельзя адекватно определить без уяснения его принципиальной рефлексивности. В отличие от частных наук, различных формообразований культуры и обыденного сознания, Ф., как правило, стремилась зафиксировать в языке своих категориальных определений интегральные (связанные, единые) представления о культуре как целостности и выразить его в совокупности предельных ее оснований. Проблема смысла жизни.: Среди экзистенциальных проблем одно из центральных мест занимаетСреди экзистенциальных проблем одно из центральных мест занимает проблема смысла жизни, определяющая жизненную стратегию человека и выбор ценностных приоритетов. Этот выбор сугубо индивидуален и связан с личностными особенностями человека. Понимание смысла жизни - трансценденталистское понимание (есть другая реальность) - имманентистское понимание (нет другой реальности) Однако можно выделить несколько векторов осмысления данной проблемы. 1-й придает смыслу жизни трансцендентный и сакральный характер, связывая земное существование человека со служением высшим ценностям и идеалам, а перспективы – с потусторонним, трансцендентным бытием. 2-й соотносит смысл жизни с ориентацией на «земные» ценности и идеалы – наслаждения, счастья, долга, эгоизма, альтруизма и др. В конечном счете, как считал Э. Фромм, эти смысложизненные установки могут быть сведены к двум фундаментальным: «иметь» (потреблять, пользоваться благами жизни, жить в свое удовольствие) и «быть» (отдавать, творить, реализовывать себя). 3-й редуцирует смысл жизни к целям, к-рые ставит перед собой человек и к-рые он стремится реализовать в своей практической деятельности. В этом случае происходит чрезмерная рационализация и прагматизация смысла жизни, а сама жизнь лишается глубины и загадочности. 4-й связан с рассмотрением жизни в качестве самоценности – уже в самом факте существования человека, независимо от наполненности его жизни, с этой точки зрения, заключен великий смысл. И, только смерть задним числом высвечивает смысл жизни. Специфика философии как мудрости своего времени.: У Ф. обнаруживаются родственные связи со всеми проявлениями культуры.Специфика философии как мудрости своего времени. Философия-квинтэссенция духовной культуры.У Ф. обнаруживаются родственные связи со всеми проявлениями культуры. Ф. интересует не сам мир, а мир в контексте человеческого существования в нем, т. е. в любой оригинальной философской системе отражается личностное мировосприятие ее автора. Поэтому Ф. относится к сфере культуры и обладает всеми ее характеристиками (мы не можем говорить о русской или немецкой математике, физике, но с полным правом говорим о русской и немецкой поэзии, музыке, философии). До Аристотеля Ф. основывалась большей частью на худож. образах и интуитивных озарениях. Но и интуитивное озарение является важнейшим элементом философского постижения мира. Первые философские сочинения были написаны в поэтической форме. Затем произведения зачастую облекаются в формы художественных произведений: диалоги, исповеди, философские повести и письма, философско-литературные эссе, рассказы путешественников и т. п. Ф. близка не только к искусству, но и к любой другой сфере духовной культуры человечества: политике, морали, религии и т. п. С политикой и идеологией ее роднит обостренное внимание к проблеме обустройства человеческой жизни. Ведь именно в Ф. неприятие существующих режимов оборачивается порождением утопических |