Главная страница
Навигация по странице:

  • - Социально-психологические

  • - Вероучительные / этико-теологические

  • Восточные

  • - классификация по принципу самоопределения или имитации: 1) Псевдохристианские секты

  • Лекция № 1. Признаки и классификация сект. 2017. Признаки и классификация сект


    Скачать 68.5 Kb.
    НазваниеПризнаки и классификация сект
    Дата15.12.2022
    Размер68.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекция № 1. Признаки и классификация сект. 2017.doc
    ТипДокументы
    #847617

    1. Тема: Признаки и классификация сект

    Введение.


    "Секта" — слово латинское и в переводе на русский язык значит "правило" или "метод". В древние времена еще римские писатели этим словом обозначали философскую школу, державшуюся отличного от господствовавшего в то время учения или политическую партию. Так, приверженцев Антония уже Цицерон называет сектантами, а Тацит говорит о секте стоиков.

    Несколько позже слово "секта" стали применять к религиозным обществам, учение которых отличалось от верований остальной массы людей. "Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами" (Деян. 11:26). Уже Плиний Младший говорит о "секте христиан", появившейся в его время среди иудеев.

    Обращаясь к Новому Завету, уже на его страницах увидим упоминания об имеющихся и грядущих отступлениях от истины. В книге "Откровение Иоанна Богослова" святой апостол упоминает николаитов, сторонников Иезавели. Также в 1 Послании к Коринфянам Апостол Павел убеждает отступиться верующих от разделений и не говорить "я Павлов", а "я Кифин"... (1 Кор. 1:11-12). Прошли столетия и с усилением христианской Церкви слово "секта" стало применяться лишь к тем христианским обществам, которые хотели жить лишь сами по себе совершенно отдельно от ортодоксальной Церкви и, обособляясь от нее в учении или порядке, управлении и дисциплине, имели в себе характерные признаки ереси и раскола.

    В третьем и четвертом веках количество сект увеличивается. Возникают секты донатистов, монтанистов, эвионитов.

    В настоящее время у нас под сектой разумеется такое отделившееся от единства Православной Церкви, ее учения и таинств религиозное общество, которое имеет особое, отличное от нее учение, богослужение, устройство и живет отдельной самостоятельной жизнью, стремясь осуществить в своей замкнутой среде религиозные идеалы.
    1. Признаки сект

    Условно, признаки сект можно разбить на две большие группы: социально-психологичсекие признаки и вероучительные (этико-теологические).

    - Социально-психологические

    В странах «развитой демократии», например в Германии, религиоведы выделяют следующие признаки: «Секулярная трактовка понятия «секта» включает в себя такие аспекты как угроза государству и обществу в контексте уголовного права, обучение специальных кадров, обязанных выполнять приказы при полном психическом самоотрешении, коллективная потеря чувства реальности при особом внимании к общности, личному смирению и набожности, нанесение ущерба основополагающим правам человека в процессе обращения с ним как с членом объединения» (1).

    Свой вклад в указание признаков сектантства с некоторых пор вносят политические структуры. Например, Национальная Ассамблея Франции 10.01.96 г., дала следующее определение сект: «Секты – это группы, опознаваемые по их манипуляциям, направленным на психологическую дестабилизацию своих адептов с целью добиться от них безусловного подчинения, уменьшения критического духа, разрыва с общепринятыми рекомендациями (этическими, научными, гражданскими, общеобразовательными) и влекущие за собой опасности для индивидуальных свобод, здоровья, образования, демократических институтов. Эти группы используют философские, религиозные или терапевтические маски, чтобы скрыть цели получения власти, влияния и эксплуатации адептов» (2).

    По мнению профессора А. Л. Дворкина, секты имеют следующие признаки: «Признаки секты – это обман при вербовке, психологическое насилие, контролирование всех аспектов жизни своих членов и наличие механизмов для такого контроля, различные уровни истины для различных уровней организации, обожествление наличествующего лидера либо самой организации и целый ряд других признаков, вполне узнаваемых и вполне конкретных» (3).

    «Рансеньеман Женеро» - спецслужба МВД Франции, занимающаяся, в частности, наблюдением за деятельностью сект, сформулировала десять критериев (4), на основании которых организацию можно классифицировать как сектантскую:

    •  дестабилизация сознания;

    •  навязывание разрыва с прежним окружением;

    •  непомерные финансовые притязания (поборы);

    •  покушения на физическое здоровье;

    •  вербовка детей;

    •  нарушения общественного порядка;

    •  привлечение к суду или следствию по серьезным обвинениям;

    •  нарушение норм экономической деятельности (утаивание средств);

    •  попытки проникновения во властные структуры;

    •  антиобщественные высказывания.

     В отчете № 2468 Комиссии по расследованию деятельности сект Национальной ассамблеи Франции, говорится о том, что в ходе расследования были выявлены: «Многочисленные и разнообразные правонарушения (совершаемые сектами). Речь идет в первую очередь о правонарушениях, относящихся к физическим посягательствам на личность, таких как надругательство, нанесение телесных повреждений, побои, незаконное лишение свободы, отказ в оказании помощи людям, находящимся в опасности, или злоупотребления связанные с медициной….Кроме того, во многих случаях секты обвинялись в распространении ложных сведений, в клеветнических доносах, нарушении прав частной жизни» (5).

    Постановление об ограничении и пресечении деятельности сект на территории стран, входящих в Евросоюз, принятое на заседании Европейского парламента 12 февраля 1996 г ., (документ бундесрата 196/96 от 14.03.1996), в частности отмечает: «…определенные секты, организованные структуры которых не ограничиваются отдельной страной и которые действуют во всем Европейском Союзе, постоянно нарушают права человека и совершают преступные деяния, как-то: жестокое обращение с людьми, сексуальные домогательства, незаконное лишение свободы, торговля людьми, подстрекательство к насилию, распространение расистских воззрений, уклонение от уплаты налогов, незаконное перемещение капиталов, торговля оружием и наркотиками, нарушение трудового законодательства, незаконная врачебная деятельность. …призываем правительства стран-членов не предоставлять статус религиозной организации автоматически, а в случаях, когда речь идет о сектах, которые вовлечены в незаконные или преступные деяния, найти возможность лишения их статуса религиозного объединения, который гарантирует им налоговые льготы и определенную правовую защиту» (6).

    Конечно, совокупность вышеперечисленных признаков сект не является исчерпывающей, но и приведенных признаков достаточно для осознания всей серьезности проблемы сектантства.

    - Вероучительные / этико-теологические

    Догматы, вероучительные положения имеют значение первостепенной важности для христианина, потому что они формируют мировоззрение верующего, и следовательно, связаны со всем строем жизни человека, включая психологический, мистический, этический аспекты. Отсюда становится очевидным, что для христианина при рассмотрении темы сектантства главными всегда будут вопросы вероучительного характера. Посмотрим, какие признаки сект выделяют западные ученые. Например, современные немецкие религиоведы указывают на следующие богословские признаки сект: «С теологической точки зрения можно выделить характерные для секты черты: преувеличенное внимание к одному из аспектов вероучения, роль учителя, вождя, харизматического лидера, требующего безоговорочного послушания, концепция исключительного спасения для членов общины» (7).

    Главный вопрос, на который должен ответить православный миссионер, чтобы определиться в своем отношении к той религиозной группе, с которой он столкнулся, - это ее отношение к догматам Православной Церкви. Для этого, в первую очередь, необходимо сравнить учение секты с Никео-Константинопольским Символом Веры.

    Подчеркнем, что, несмотря на сходство многих сект, между ними есть существенные различия, заключающиеся, в первую очередь, в исповедании различных учений. Поэтому в практической деятельности миссионер, естественно, полемизирует не с сектами вообще, а с приверженцами определенных организаций. Практика обращения к авторитету святоотеческих писаний при общении с сектантами чаще всего безрезультатна, так как святоотеческие писания или принципиально не признаются сектантами, или отвергается православное понимание толкований святых отцов. Чаще же всего сектанты просто не знакомы со святоотеческим наследием Церкви, поэтому апелляция к Библии будет более действенной.

    Исходя из Священного Писания, можно выделить следующие признаки сектантства:

    - Основатели сект часто выдают себя за новые воплощения Иисуса Христа (например, Виссарион), или заявляют, что пришли закончить миссию Христа, которую Он якобы не выполнил (например, Мун). К этим людям вполне применимы слова Спасителя: «…ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят» (Мф.24:5).

    - Практически все сектантские движения пытаются «исправить» Евангелие или его толкование. Обычно это делается в «благих» целях - очистить Евангельскую Весть от «ложных» толкований христиан. Однако Священное Писание предупреждает нас: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес.2:15).

    - В сектах всегда искажают православное учение о Пресвятой Троице, отвергая его вообще, считая языческим, как например Свидетели Иеговы, или полностью перетолковывая, как например мормоны, которые проповедуют тритеизм (союз трех богов). Вместе с тем, уже в текстах Священного Писания Ветхого Завета мы находим прикровенные указания на троичность Лиц в Боге: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт.1:26). В текстах Нового Завета свидетельства о троичности Лиц Бога очевиднее, например: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19); «…по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится (1Пет.1:2).

    - Оккультные секты делают акцент на личные мистические переживания, полагая их в основу своего вероучения, однако «…сам сатана принимает вид Ангела света» (2Кор.11:14).

    - Лидеры сект часто претендуют на обладания пророческими дарами. При этом критерии истинности этих пророчеств, указанные в Библии, - т.е. исполнение пророчества в будущем и согласованность пророческой вести с верностью библейскому учению, - не используется: «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его» (Втор.18:22); «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: "пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им", - то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо [чрез] [сие] искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей; Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь» (Втор.13:1-4).

    - Зачастую секты нагнетают эсхатологические настроения среди своих последователей, иногда называя конкретную дату конца света, что самым очевидным образом противоречит следующим словам Христа: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф.24:36).

    Православие разделяет внецерковное пространство на две категории – «ересь» и «язычество»: «Ересь (hairesis – выбор, избранный образ мыслей)…Ересь означает сознательное и преднамеренное уклонение от ясного выраженного и сформулированного догмата христианской веры и вместе с тем – выделение из состава Церкви нового общества» (8). Еретиком может быть только тот, кто являлся членом Церкви, но исказил Ее вероучение и тем отделил себя от церковного общения.

    Язычество, в его традиционном понимании, - это поклонение идолам, отвержение истинного Бога. О «воле языческой» апостол Петр пишет: «Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению» (1Пет.4:3). Вот как определяет «язычество» Полный Православный энциклопедический словарь: «Под именем язычников разумеются народы, не верующие в единого Бога, и придерживающиеся многобожия. Слово язычник, язычники, еврейское Гой, означает, собственно, каждый отдельный народ и все народы…. В религиозном отношении особенно часто это наименование употребляется о безбожниках, неверующих, неведующих истинного Бога, идолопоклонниках, нечестивых и прочих» (9).

    2. Классификация сект

    На данный момент не существует единой общепринятой классификации сектантских организаций. Связано это с трудностью указания четких параметров, наличие которых позволяло бы отнести конкретную общину к определенной группе сект. Например, мормоны называют себя христианами и немало говорят о Христе, при этом их доктрины имеют явно оккультный характер и ни с какими формами традиционного христианства несовместимы. Как их классифицировать? Как псевдо-христианскую секту, или как оккультную организацию? Парапсихология - что это? Псевдонаучная секта или просто оккультная группа? Часто одна и та же организация может иметь признаки, позволяющие отнести ее к совершенно различным категориям сект. Поэтому, относя секту к той или иной группе, необходимо осознавать известную долю условности осуществляемой классификации. Для общего понимания проблемы можно привести несколько видов классификаций:

    - классификация по происхождению и сфере влияния:

    Условно, в рамках данной классификации, секты можно разделить на:

    1) Западные - т.е. секты, происходящие из Европы и Америки, имеющие христианские корни (например, «Свидетели Иеговы», Мормоны).

    2) Восточные - т.е. секты, в основе которых лежат переработанные и искаженные индуизм, буддизм, ислам (например, Общество Сознания Кришны, Брахма-Кумарис).

    3) Национальные - в нашей стране - российские секты (например, Церковь последнего завета (Виссарионовцы), Богородичный Центр).

    4) Транснациональные секты (международные). Сюда относятся секты, имеющие целую сеть своих филиалов по всему миру (например, муниты, те же «Свидетели Иеговы»).

    - классификация по принципу самоопределения или имитации:

    1) Псевдохристианские секты: «Поместная церковь» Уитнесса Ли, «Бостонское движение», «Семья» («Дети Бога»), «Движение веры», «Богородичный центр», «Церковь последнего завета», Мормоны, «Свидетели Иеговы» и т.д.

    Характеристика: стилизуются под христианскую конфессию. Для данного типа групп характерны: искажение толкования Священного Писания по сравнению с традиционно сложившимися богословскими школами, наличие собственных «откровений», имеющих для сектантов более важное значение, чем Божественное библейское Откровение, обостренно негативное отношение к традиционному христианству, провозглашение собственных специфичных условий Спасения.

    2) Псевдовосточные секты: Брахма-Кумарис, культ Сатья Саи Бабы, Сахаджа Йога, культ Ошо Раджниша, Тантра-Сангха, культ Шри Чинмоя, Общество Сознания Кришны и т.д.

    Характеристика: приписывают себе традиционность восточных религий, претендуют на передачу истинной духовной традиции, заявляют о своей совместимости с христианским вероучением. Реально же в традиционном индуизме отсутствует прозелитизм, индуистом нельзя стать, им можно только родиться. В индуизме огромное значение придается цепи ученической преемственности (парампаре). Духовным учителем (гуру) может стать только тот, кто сам имел духовного учителя из общепризнанной духовной школы. Для подобных сект характерна подмена основных условий исповедания традиционного индуизма, например, новоиспеченные адепты - не являются индусами по рождению, следовательно, они не имеют права исповедовать традиционный индуизм. Философия псевдоиндуистких сект полна заимствований из христианства, отсутствующих в оригинальной индийской философии, которые вводятся с целью создания более привлекательного имиджа секты в глазах людей, воспитанных в христианской культуре. Это приводит к формированию синкретических вероучений, исполненных внутренних противоречий. Скажем, представление о законе кармы логически несовместимо с верой в Личностного Бога, а идея освобождения ученика от кармы его духовным учителем представляет собой искаженное заимствование христианского таинства Покаяния и прощения христианина Богом.

    3) Псевдонаучные: парапсихология, сайентология и т.д.

    Характеристика: стилизация научности. Данные секты «играют» в науку. При этом научные критерии к решению проблем полностью отсутствуют. Напомним, главным критерием научности является экспериментальная доказуемость утверждаемых положений. Совокупность утверждений, противоречащих научным, т.е. экспериментально обоснованным выводам, можно считать лишь лженаукой. В подобных организациях есть лишь один критерий истинности любого утверждения - мнение лидера организации. Группы такого рода можно назвать наукообразными по форме и оккультными по содержанию.

    4) Культы здоровья: последователи Порфирия Иванова, ребёфинг, «Христианская наука» и т.д.

    Характеристика: общим для данной группы сект является утверждение приоритетной ценности физического здоровья и долголетия; утверждается, что следуя именно данному движению, возможно их обретение. При этом либо обожествляется лидер, как в случае с колдуном Порфирием Ивановым, либо сакрализуется методика, как например методика ребёфинга, либо основателю секты приписывается пророческий дар, как например основоположнице движения «Христианская наука» Энн Морс Бейкер.

    5) Оккультные направления: агни-йога, теософия, антропософия, астрология, магия, экстрасенсорика, биоэнергетика, хиромантия и т.д.

    Характеристика: претендуют на обладание некими «тайными знаниями», дающими власть над «силами вселенной», практикуют систему «эзотерических посвящений», открывающих сверхъестественные способности, возможности к новому видению и пониманию устройства мира. Имеют развитую философию человекобожия.

    6) Неоязыческие: «Веда», «Вервольф», «Вятичи», «Индеанисты» и т.д.

    Характеристика: возрождают языческие культы. По сути, неоязычество состоит из оккультной «начинки» и фольклорного «одеяния». Для подтверждения исторической легитимности проводятся параллели между славянской и индийской мифологиями. Для того, чтобы придать своему учению авторитет древности, называют получившийся суррогат сохраненным «священным преданием» древних славян, которое донесли до нас «тайные» адепты язычества. На основе всего вышесказанного сочиняют собственную «религию». Большинство современных неоязыческих сект не имеют никакой реальной исторической связи с настоящим древним язычеством.

    7) Коммерческие секты: все организации, имеющие пирамидальную структуру и основывающие коммерцию на идеологии.

    Характеристика: коммерческая деятельность организаций данного типа окрашена в мистические тона. Провозглашается «спасительная» идея, например, спасение человечества от ожирения с помощью «чудо - продукта». Создается миф о необычном появлении «чудо – продукта», утверждается элитарность членов организации по отношению к остальному обществу.

    Необходимо заметить, что существуют и другие типы классификаций. Например, можно классифицировать секты по времени их основания. Дореволюционные классификации разделяли сектантские движения на простонародные и интеллигентские; а также на евангелические, - опирающиеся на Священное Писание, и духовные - в основу которых положен духовный опыт основателя секты. Но все подобные типы классификаций на сегодняшний день имеют значение лишь при изучении истории сектоведения. На практике в современном сектоведении они не используются.

    Ссылки:

    1 - Мирошникова Е. «Церковь» и «секта» в немецком религиоведении. // Религия и право №4- 5. М ., Институт религии и права, 1999. С. 34

    2 - Секты против Церкви. М., Московская Патриархия, 2000. С. 264.

    3 - Международная научно-практическая конференция «Тоталитарные секты – угроза XXI века». Нижний Новгород, Братство св. Александра Невского, 2001. С. 142.

    4 - Прозрение. Православный информационно-просветительский журнал. N 2(5). М., Московская Патриархия, 2000. С. 48.

    5 - Секты против Церкви. Указ. сборник. С. 495.

    6 - Международная научно-практическая конференция «Тоталитарные секты – угроза XXI века» Нижний Новгород. Указ. сборник. С. 24.

    7 - См.: Религия и право №4-5. Указ. изд. С. 34.

    8 - Христианство. Энциклопедический словарь. М., Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993. Т.1. С. 534.

    9 - Полный Православный богословский энциклопедический словарь. М., Концерн «Возрождение», 1992. Т. 2. С.2397.



    написать администратору сайта