«Проблема бытия в философии»
Монизм
| Дуализм
| Плюрализм
| материалисты
| идеалисты
| Демокрит
| Гегель
| Аристотель
| Лейбниц
| Фейербах
| Платон
| Декарт
| Джеймс
| Ломоносов
| Юм
| Кант
| Поппер
| Герцен
| Фихте
|
| Фейерабенд
| Чернышевский
| Беркли
|
|
| Спиноза
| Шеллинг
|
|
| Ленин
| Соловьев
|
|
|
Сфера бытия
| Характеристика
| 1. Бытие вещей и процессов (Первая природа);
| Бытие вещей, процессов и состояний природы (Первая природа) Природа в целом бесконечна в пространстве и времени. Ее вещи, процессы, состояния существуют до, вне и совершенно независимо от сознания человека. Под вещами понимаются отдельные предметы материальной действительности, которые имеют устойчивость существования. Природа выступает как совокупность вещей, всего мира в разнообразии его форм. В этом случае природа видится в более узком смысле как объект естествознания.
Первая природа - благодаря своему бытию до, вне и независимо от сознания - является реальностью особого типа. Человек и его дух рождаются благодаря непреходящей природе и уже после того, как природа Земли миллиарды лет существовала без человека. В универсуме природы человек с его сознанием - только одно из поздних звеньев в бесконечной цепи единого бытия.
Природа объективно реальна и первична также и в том смысле, что без нее невозможны жизнь и деятельность человека.
Без нее не могли бы даже появиться предметы и процессы, произведенные человеком.
| 2. Бытие человека в мире вещей;
| Оно специфично и уникально. Бытие отдельного человека – непосредственно данное диалектическое единство тела и духа. Человеческое бытие – реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Люди существуют до, вне и независимо от сознания каждого отдельного человека
«Вторая природа» строго зависит от первой - от ее вещей, процессов, закономерностей, существующих до, вне и независимо от человека.
По типу, форме своего бытия «вторая природа» сходна с первой, из которой она рождается, но в пределах предметно-вещественного бытия она обладает важными особенностями.
В человеческом бытии, каким бы специфическим оно ни было, первична предпосылка - существование тела (существование в соответствии с законами жизни, циклами развития и гибели организмов, с циклами природы и т.д.) и необходимость удовлетворения его необходимых (в этом смысле фундаментальных) потребностей. Без этого вообще невозможно человеческое существование.
Существование человека - не внеприродное, а природно-телесное. Специфика его состоит в соединении - пересечении, взаимодействии - трех относительно разных бытийственных измерений.
| 3.Человек существует также и как социально-историческое существо (третье измерение его существования).
| 1. Реально существует отдельный человек, прежде всего как данная мыслящая и чувствующая "вещь" (тело).
2. Но одновременно человек существует как индивидуальная особь, принадлежащая к виду Homo sapies и взятая на данном витке его развития, эволюции мира.
Все эти три измерения, взятые в единстве, - исходные характеристики бытия человека.
3. Бытие духовное.
Специфика объективного духовного бытия заключается в том, что его элементы и фрагменты (идеи, идеалы, нормы, ценности, естественные и искусственные языки) способны сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени.
Духовное освоение человеком мира передается в наследство будущим поколениям.
Духовное подразделяется на индивидуализированное и внеиндивидуализированное. К первому относится сознание индивида, ко второму –все формы общественного сознания.
Духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации и культура – это сферы объективно-духовного Общечеловеческие ценности – это красота, справедливость, истина.
Специфика существования сознания - в исключительной подвижности его процессов, а также в том, что их непосредственное бытие скрыто от любого внешнего наблюдения.
Специфика индивидуализированных форм бытия духовного заключается в том, что конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельных людей.
Имеются такие формы материализации духовного, которые рождаются в лоне человеческой культуры и принадлежат к внеиндивидуальным формам ее бытия.
Наиболее универсальны естественные и искусственные знаково-символические формы существования, воплощения духовного.
| 4.Бытие социальное
| Делится на бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории)
Бытие общества. Сферы жизнедеятельности общества: материальное производство;
наука как теоретическая сфера жизнедеятельности;
ценностная сфера жизнедеятельности (философия, искусство, религия); управленческая сфера жизнедеятельности; социальная сфера (государство)
социальная сфера ( демография, классы, стратификация)
| |