Главная страница
Навигация по странице:

  • РЕФЕРАТ На тему

  • проблема человека в философии. Проблема человека в философии


    Скачать 41.75 Kb.
    НазваниеПроблема человека в философии
    Дата18.05.2021
    Размер41.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапроблема человека в философии.docx
    ТипРеферат
    #206670

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ

    РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина

    Факультет




    Кафедра

    Кафедра философии и социально-политических технологий



    Проверил(а):











    (подпись)




    (фамилия, имя, отчество)













    (дата)










    РЕФЕРАТ

    На тему

    Проблема человека в философии










    Выполнил:










    Студент группы













    (номер группы)
















    (фамилия, имя, отчество)
















    (подпись)
















    (дата)






    Москва, 20

    20




    Содержание:

    • Введение



    • 1. Проблема антропогенеза



    • 2. Сущность и существование



    • 3. Биологическое и социальное в человеке



    • 4. Индивид, индивидуальность, личность



    • 5. Смысл и цель жизни человека



    • 6. Заключение



    • 7. Список литературы


    Введение

    Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и предназначении, месте человека в мире является одной из главных проблем в истории философской мысли.

    Проблема человека была идентифицирована, хотя и в неразвитой форме, уже в философии древнего мира. В эту эпоху преобладал космоцентризм как тип философского мышления. Все, что существует, рассматривалось как единый и обширный космос, и человек считался его органической частью. Предполагалось, что человек не свободен, потому что мир вокруг него огромен и таинственен, и часто враждебен. Идеальное существование человека считалось живущим в гармонии с этим миром.

    Почти все древние философские мысли были о мудрости как о способности человека жить в гармонии с природой и Космосом. В это время были заложены основы гуманизма - идеологической тенденции, которая рассматривает человека как уникальное существо, высшую ценность и цель общества.

    Философия средневековья доминировала в теоцентризме как типе мировоззрения, представленного во всех формах социального сознания той эпохи. В то время Бог считался центром Вселенной, и человек был лишь одним из её многочисленных существ.

    Смысл человеческой жизни, по мнению средневековых мыслителей, заключается в том, чтобы понять божественное, подойти к нему и, таким образом, спасти себя. Человек не верил в себя, он верил в Бога.

    В отличие от философии средневековья, философия Возрождения превратила человека в объект поклонения. В это время был установлен антропоцентризм как особый вид философского мировоззрения, и был осуществлен переход от религиозного к светскому пониманию человека. Гуманистическая ориентация философии, заложенная в древности, возродилась. Философия Возрождения подтвердила идею всемогущества человека.

    Ренессанс, с его духом антропоцентризма, не только возвысил человека над остальным миром, но и посеял в нем семена гордости и безграничного индивидуализма. Наряду с этим, философская мысль того времени подчеркивала, что человек является продуктом окружающей природы, а не результатом его собственной деятельности.

    В целом, философская антропология эпохи Возрождения характеризуется противодействием человека природе. Человек был поставлен над природой.

    В современной философии человек изучался с точки зрения механики как философского мировоззрения. Считалось, что человек, как и внешний мир, также является механизмом, сложной машиной. Эта машина - продукт природы, плод ее долгой эволюции. Основным качеством человека считался его интеллект. Призвание человека состояло в том, чтобы изменить мир с помощью силы знания.

    В немецкой классической философии был установлен основанный на деятельности подход к пониманию человека. Изучался как исключительно духовное существо, Творец истории и мира культуры (И.Гердер, И.Кант, Г.Гегель, И.Фихте).
    Классический марксизм рассматривал человека в контексте всей совокупности социальных отношений и истории человечества. Центральная идея марксизма - это идея социальной сущности человека, понимаемой материально и конкретно - исторически.

    Русская религиозная философия по своему содержанию является антропологической, ориентированной в первую очередь на человеческую душу. Бог и человек, значение истории, добро и зло являются наиболее важными темами этой философии. Русская религиозная философия всегда призывала людей к аскетизму и поискам истины, к самосовершенствованию и обретению высокой нравственности, выраженной в сознании.

    Российская философия всегда была морально ориентирована, поэтому она очень интересовалась темой свободы и творчества человека. Она поднимала и решала вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертия человека.

    В иностранной философии ХХ века тема человека также вызвала большой интерес. Был поднят вопрос о глобальных проблемах современной цивилизации и положении человека в связи с кризисной ситуацией в мире.

    Так, в 20-30 годах ХХ века экзистенциализм возник в Западной Европе как "философия человеческого существования". Главной темой этой философии была тема существования человека в отчужденном мире социальных отношений. Экзистенциалисты учили, что человек обречен быть свободным, если он не хочет умереть как человек, духовно. С их точки зрения, мир и человек имеют будущее только в том случае, если человек находит в себе силы не умереть, а создать этот мир, сделав его более человечным.

    Современная научная философия, систематический, научный, комплексный подход работает с разнообразными научными знаниями о человеке, но тема человека в философии далеко не исчерпана.

    Если обратиться к истории философской мысли, то можно увидеть, что тема человека, прежде всего, является постоянной. Во-вторых, он интерпретируется с различных точек зрения в силу конкретных исторических и других причин. В-третьих, в истории философии вопросы о сущности и природе человека и смысле его существования остаются неизменными.

    Цель этой работы заключается в рассмотрении основных аспектов человеческой проблемы в философии.

    1. Проблема антропогенеза

    Антропогенез (от греч. anthropos — человек и греч. genesis — происхождение) — учение о происхождении человека.

    Антропогенез в современной научной картине мира предстает как процесс со многими неизвестными. Это объясняется тем, что, по словам блестящего исследователя «феномена человека» французского философа, биолога, палеонтолога и антрополога Пьера Тейяра де Шардена, человек является «осью и вершиной эволюции» и «расшифровать человека, значит, в сущности, попытаться узнать, как образовался мир и как он должен продолжать образовываться» .

    До XIX в. в европейской мысли господствовала теистическая антропологическая концепция, согласно которой мир появился в результате акта божественного творения по принципу: «И сказал Бог: да будет... и стало...». Это же относится и к акту творения человека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их» (Быт., 1:26, 27).

    Интенсивное научное осмысление проблемы антропогенеза началось в XIX в. Главное достижение в этой области было связано с утверждением эволюционной теории. В 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой отбор» Ч. Дарвин выдвинул гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобного предка в результате процесса эволюции.

    Разработав теорию естественного происхождения человека, Дарвин не обнаружил влияния социального фактора на его развитие. Кроме того, его теория не объясняет качественное различие между деятельностью мозга человека и животных. Это в значительной степени объясняется тем, что Дарвин не рассматривал вопрос о роли труда в процессе антропогенеза.

    Эта роль была выделена в трудовой теории антропогенеза, которую защищал, в частности, Ф. Энгельс. Представители этой теории полагали, что труд не отменяет действия биологических законов, а трансформирует природу действия естественного отбора, формирует способность зарождающегося человека трансформировать природу по своим собственным стандартам, и в то же время способствует формированию самого человека. Сторонники этой теории связывают развитие руки, речи, мозга, мышления, сотрудничество людей и их сплоченность в социальных группах с работой.

    Любая работа связана с производством инструментов, которые консолидируют социальный опыт человека, его навыки, способности и образ мышления. Кроме того, они также являются основным способом передачи этого социального опыта, т.е. они являются основой новой социальной формы наследования, которую Дарвин не рассматривал.

    Таким образом, было показано, что формирование человека и общества является взаимосвязанным процессом - процессом антропсоциогенеза, и самая важная роль в нем принадлежит трудовой деятельности.

    В 20-х годах ХХ века был синтез классического дарвинизма с последними достижениями генетики, которая называлась синтетической теорией эволюции. Синтетическую теорию эволюции можно охарактеризовать как теорию органической эволюции путем естественного отбора генетически определенных признаков.

    Синтетическая теория эволюции (или обновленный дарвинизм) получила широкое распространение в мире среди биологов уже в 40-е годы.

    В западных странах дарвинизму и эволюционизму противостояли социальные круги, близкие к церкви. По сей день в мире широко распространен креационизм - мнение о том, что человек является короной божественного творения, а не частью природы и продуктом ее развития.

    Дебаты по теории эволюции продолжаются и сегодня. В последние десятилетия была подвергнута критике синтетическая теория эволюции, которая связана с распространением в биологии различных сальтатионистских концепций, утверждающих внезапный характер развития жизни, включая антропогенез. Такие концепции включают в себя теорию самоорганизации систем. Она основана на принципе самоорганизации как движущей силы развития любых открытых неравновесных систем, то есть систем, которые обмениваются материей и энергией с окружающей средой. В таких системах переход от одного качественного состояния к другому происходит в виде прыжка, который переносит открытую неравновесную систему, достигшую критического состояния, в качественно новое стабильное состояние с более высоким уровнем сложности и порядка. В этом случае выбор конечного состояния системы после скачка (флуктуации), согласно этой теории, является случайным. Системы самоорганизации включают все биологические системы, включая человека.

    Эволюционная концепция антропогенеза Пьера Тейлхарда де Шардина также согласуется с теорией самоорганизации. Он изложил свою теорию в знаменитой работе "Феномен человека". С его точки зрения, переход к "человеческому феномену" не осуществляется посредством морфологических изменений или естественного отбора, как в Дарвине, а определяется внутренними силами организма будущего Номо sapiens. Открытие синантропа одного из первооткрывателей, которого был Тейлхард де Шардин, помогло заполнить критический пробел в ряду антропогенеза и показать, каким образом шло развитие к "разумному человеку": увеличение и осложнение мозга, выпрямление лба, овладение огнем и инструментами.

    По словам Тейльхарда де Шардина, появление Номо sapiens является скачком в антропогенезе. "Человек", пишет он, " вошел шумно... Было так тихо, что когда мы начинаем замечать его, несмываемыми следами каменных орудий, которые выдают его присутствие, он уже охватывает весь Старый Мир - от мыса Доброй Надежды до Пекина. Конечно, он уже говорит и живет в группах. Он уже умеет разводить костёр." В то же время весьма характерным выводом, который делает автор, является то, что внешний вид лица является коллективным процессом и "первое лицо" является и может быть лишь совокупностью людей."

    Антропогенез не следует представлять как линейный процесс. "Все попытки доказать", - пишет Р. Левонтин, - "что конкретный ископаемый вид является нашим прямым предком, отражает устаревшую идею эволюции как строго линейного процесса и что все создаваемые формы должны образовывать единую последовательность, соединяющую прошлое с настоящим."

    Такова общая теоретическая ситуация развития проблемы антропогенеза на сегодняшний день. Не все в нем полностью прояснено и объяснено, не все ученые согласны друг с другом. И это неудивительно, поскольку мы имеем дело с короной творения природы - человеком. В современной науке можно считать доказанным, что человек является продуктом естественного развития самой природы.

    2. Сущность и существование

    Проблема сущности человека находится в центре философской доктрины человека. Философы видели разницу между человеком и животным и объясняли ее сущность, используя различные специфические качества человека.

    Его основным конкретным качеством является трудовая деятельность, которая всегда осуществляется в рамках социального производства. Человек не может производить и заниматься трудовой деятельностью, не вступая прямо или косвенно в социальные отношения, совокупность которых образует общество. С развитием общественного производства и трудовой деятельности также развиваются общественные отношения. В той мере, в какой человек накапливает, развивает и реализует всю совокупность социальных отношений, происходит и его собственное развитие. Итак, у К. Маркса были все основания сказать, что " сущность человека не абстрактно присуща индивиду. В действительности это совокупность всех социальных отношений."

    Человек не может быть сведен только к "экономическому человеку" или только к "рациональному человеку" или к "играющему человеку" и т.д. Человек - это существо, которое создает, рационально, культурно, нравственно, политически и т.д. Она аккумулирует в себе в большей или меньшей степени весь спектр социальных отношений и тем самым реализует свою социальную сущность. Другой аспект этого вопроса заключается в том, что человек является продуктом человеческой истории. Современный человек пришел не из "ниоткуда", он является результатом развития социально-исторического процесса.

    Однако человек является не только результатом общественных и общественных отношений, но и их создателем. Таким образом, она оказывается одновременно и объектом, и субъектом социальных отношений. Единство и идентичность субъекта и объекта реализуется в человеке. Между человеком и обществом существует диалектическая связь: человек — это микрообщество, проявление общества на микроуровне, а общество — это сам человек в его общественных отношениях.

    Таким образом, мы можем говорить о социальной активности человека. Вне сферы деятельности, социальных отношений и коммуникации (в качестве формы их осуществления) человек просто не может стать личностью.

    Но человек не сводится к своей сути. В своем реальном проявлении он раскрывается в своем существовании. И если сущность человека является общей характеристикой человеческой расы, то существование каждого человека всегда является индивидуумом в его конкретном-эмпирическом выражении и не ограничивается сутью. Существование человека - это "существование человека как единого существа во всем разнообразии форм, типов и свойств его проявления." Эта целостность выражается, прежде всего, в том, что человек представляет собой единство трех основных принципов - биологического, социального и психологического; следовательно, это биопсихосоциальное явление. Таким образом, развитие человеческого потенциала, его комплексное формирование всегда связано с этими основными факторами: природными наклонностями, социальной средой и внутренней личностью (воля, чаяния, интересы и т.д.).

    Проблема человеческого существования не менее важна, чем проблема человеческой сущности. Она нашла свое самое полное выражение в философии существования, или экзистенциализма. Человеческое существование интерпретируется здесь как человеческое существо, связанное с трансцендентностью, человек выходит за пределы индивидуально-реального мира. Конечность существования человека установлена, поскольку человек смертный. Поэтому существование всегда является индивидуальным. Это существование, в котором, хотя они живут вместе, они умирают в одиночестве. Поэтому в экзистенциализме индивид и общество рассматриваются как противоположные образования, находящиеся в постоянном и непримиримом конфликте. Человек - это личность, общество - это обезличенность. Истинное существование связано с индивидуальным существованием индивидуума, его свободой и желанием к превосходству. Существование в обществе, не имеющее под собой никаких оснований, стремится закрепиться в нем и принять его законы. Социальная сущность человека и его истинное существование несовместимы. С точки зрения их взаимосвязи "существование предшествует существу" (Ж. П. Сартр). Только перед лицом смерти в "пограничной ситуации" обнаруживается то, что является аутентичным в жизни человека, а что нет.

    Трудно согласиться с утверждением экзистенциалистов о том, что существование предшествует существу. Человек всегда развивается в определенной социальной среде, которая накладывает на него свой отпечаток и ограничения. Поэтому само существование личности невозможно вне этой необходимости, вне системы социальных отношений, которые составляют его сущность. В то же время его сущность невозможна вне его существования. Поэтому необходимо говорить не о том, что предшествует чему, а о диалектике, о неразрывной связи и единстве сущности и существования человека. Его сущность формируется в процессе существования и постоянно присутствует в нем, и поэтому само существование всегда имеет существенное значение. Это было реализовано одним из видных представителей экзистенциализма, А. Камю, который в своей работе "мятежный человек" отвергает тезис Сартра. Сущность, по его мнению, присутствует с самого начала в становлении в качестве "семени", а не в качестве неизвестного "плода".

    С проблемой сущности и существования связан и вопрос о соотношении биологического и социального в человеке.

    3. Биологическое и социальное в человеке

    По своей сути человек является социальным существом. В то же время он является ребенком природы и не может выходить за рамки своего существования, функционировать независимо от своей биологической природы, не может прекратить есть, пить, оставлять свою оболочку тела и т.д. электрохимические, нейро-мозговые и другие процессы его тела не могут существовать без нас. Общество и биология находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как ее "социальное качество" и организм, формирующий ее естественную основу.

    От своей биологической природы каждый человек с самого начала определяется определенным генотипом - набором генов, полученных от его родителей. Уже при рождении он получает то или иное биологическое наследство, которое закодировано в генах в форме создания. Эти наклонения влияют на внешние, физические данные индивида (рост, цвет кожи, форма лица, сила голоса, продолжительность жизни и т.д.) на его умственные качества (эмоции, темперамент, индивидуальные черты характера и т.д.). По мнению некоторых ученых, в определенной степени талант людей в различных областях деятельности (искусство, музыка, математика и т.д.) также наследуется. Однако не следует делать вывод о том, что только естественная обусловленность человеческих способностей. Создание - это всего лишь предпосылки человеческих способностей, которые нельзя свести к генотипу. Способности определяются единством трех факторов: биологического (наклонности), социального (социальная среда и воспитание) и умственного (внутренняя сущность человека, его воля и т.д.).

    При рассмотрении социальной и биологической проблемы следует избегать двух крайних позиций: абсолютизма, социального фактора pensierosa и абсолютного биологического фактора, не связанного с биологией. В первом случае человек появляется как абсолютный продукт социальной среды, как табула rasa (пустой Доска), на которой эта среда от начала до конца записывает все развитие индивидуума. Сторонники этой концепции связывают не только сущность человека, но и все человеческое существование с влиянием социальной среды. Именно в этих позициях у нас когда-то были люди, которые боролись против генетики как против "буржуазной" науки.

    Вторая концепция включает различные виды биологических упражнений. В частности, это включает в себя расистские теории, которые утверждают естественное превосходство одной расы над другой. Отсутствие расизма объясняется тем, что уникальность генотипа человека проявляется не на расовом (или любом социальном) уровне, а на индивидуальном уровне. Не существует расового, национального или социального генотипа.

    Таким образом, биологические и социальные в человеке тесно связаны друг с другом.

    4. Индивид, индивидуальность, личность

    Для человека как для индивидуального феномена философия использует термины: индивид, индивидуальность и личность.

    Термин "индивидуум" используется главным образом для обозначения любого отдельного представителя человечества.

    В социальной философии слово "индивидуум" уже давно используется для обозначения одного представителя группы (исторически определенная община, община, корпорация).

    Уникальность реальной жизни и деятельности индивида не включена в эту концепцию. Индивид не просто "один", но всегда "один из". Понятие "индивидуум" подчеркивает первоначальную зависимость каждого индивидуума от социальных условий, в которых происходило его формирование.

    Характеристика индивида как продукта социальных отношений не означает, однако, что исходные условия индивидуального существования (например, характер воспитания, семья и социальная среда) определяют последующее поведение человека раз и навсегда.

    Неприводимость человека к его социальному и групповому положению, независимость поведения от факторов, которые первоначально его вызвали, способность нести ответственность за его внешний вид - все это не обусловлено понятием индивидуума, но с помощью близких и взаимосвязанных концепций индивидуальности и личности.

    Человек является продуктом и субъектом социальных отношений. Если концепция индивида направлена на первое из этих определений, то концепции индивидуальности и личности выдвигают на передний план те качества, которые позволяют этому конкретному человеку в полной мере стать активным субъектом общественной жизни.

    Семантическое сходство терминов "индивидуальность" и "личность" приводит к тому, что они часто используются как недвусмысленные, заменяя друг друга. Однако концепции индивидуальности и личности охватывают различные аспекты личности.

    Мы ассоциируем слово "личность "с такими эпитетами, как" яркие "и "оригинальные". Что касается личности, то мы хотим сказать "сильные", "энергичные", "независимые". В человеке мы замечаем его оригинальность, скорее независимость, или, как писал психолог С. Л. Рубинштейн, "человек является индивидуумом из-за наличия особых, индивидуальных, уникальных свойств... человек является человеком, потому что у него есть собственное лицо."

    Концепция индивидуальности сосредотачивается на особом, специфическом, особенном, который отличает этого конкретного человека от других людей. Его можно рассматривать как противоположность концепции среднего. Идея развитой личности ассоциируется с наличием различных социальных качеств, которые придают человеку подлинную уникальность.

    Способность делать многие вещи, не быть ограниченным в профессиональном отношении, сочетать различные таланты в своей профессии и иметь возможность, при необходимости, быстро осваивать другие виды деятельности - это наиболее мощное выражение индивидуального развития. Не случайно, что на протяжении более двух столетий философы и историки, объясняя, что они подразумевают под индивидуальностью, указывают на выдающихся деятелей Возрождения.

    Человек не только обладает разными способностями, но и представляет их определенную целостность. У богато одаренного человека есть не просто набор, набор, а ансамбль из различных вещей. В то же время один из его даров, как правило, возвышается над всеми другими, определяя первоначальный способ их объединения.

    Если концепция индивидуальности выражает меру оригинальности и уникальности, разносторонности и гармонии, естественности и легкости человека, то концепция личности подчеркивает в ней принцип сознательного волеизъявления. Чем больше индивидуум заслуживает права на то, чтобы его называли человеком, тем яснее он понимает мотивы своего поведения и тем строже он контролирует его, подчиняя его единой стратегии жизни.

    Слово "личность "( от лат. persona) первоначально обозначало маску, которую актёр носил в древнем театре (ср. русская "личина"). Тогда это означало актера и его роль (персонаж). Став термином, общим выражением, слово "личность" существенно изменило его значение.

    Личность имеет сложную структуру и интерпретацию. Таким образом, в общей психологии личность обычно понимается как комплексный принцип, который связывает различные умственные процессы индивида и придает его поведению необходимую стабильность. Первоначальная цель социологического исследования личности заключается в анализе не индивидуальных характеристик человека, а тех социальных функций (ролей), которые выполняет человек. Эти роли определяются социальной структурой общества, различными социальными группами, в которые входит человек. На этой основе строится концепция роли индивидуума.

    Личность в философии рассматривается как индивидуальное выражение социальных идеалов, ценностей, социальных отношений, деятельности и общения людей.

    Содержание личности включает направление ее сознания, личные ориентиры, определяемые уровнем ее сознания, мировоззрением, моралью и ответственностью. Конечно, социальная среда оказывает значительное влияние на формирование и поведение индивида. Но не менее личная ориентация и поведение определяются внутренним, духовным миром человека. Не случайно говорят, что каждый кузнец своей судьбы и счастья. чем яснее проявляются интеллектуальные, моральные и волевые качества человека, тем больше его жизненные ориентиры совпадают с универсальными ценностями, тем более позитивно он влияет на развитие и утверждение этих ценностей, более яркая и значимая личность. В этом отношении она характеризуется силой своего духа, свободой, творчеством и добротой. С этой стороны личность возвышается над своей естественной основой и в определенном смысле даже преодолевает ее, оставляя свой след и плоды своей деятельности даже после ее биологической смерти.

    Во многих отношениях Н. А. Бердяев был прав, когда считал личность, а не индивида духовной сущностью и качеством человека. "Как образ и подобие Бога", - пишет он, - "человек есть человек. Личность должна отличаться от индивида. Личность является духовно-религиозной категорией, а индивид - натуралистически-биологической категорией. Индивид - часть природы и общества. Личность не может быть частью чего-то...".

    Сила воли и сила духа индивидуума, его моральная доброта и чистота не могут быть подтверждены и реализованы каким-либо иным образом, а лишь в реальной практической деятельности и в определенных социальных условиях. Действия человека, которые являются наиболее важным фактором, характеризующим человека, - это не слова, а дела. Очевидно, не случайно, что даже в Священном писании говорится о возмездии "каждому по его произведениям". Если человек действительно считает себя человеком или стремится стать им, он должен нести ответственность не только в своих мыслях, но прежде всего в своих действиях, и это всегда является тяжелым бременем.

    5. Смысл и цель жизни человека

    Философская антропология не может игнорировать вопрос о значении и цели человеческой жизни. Разные философии реагируют на него по-разному. Представители материализма обращаются к рассмотрению объективной реальности и реальной жизни людей, представители идеалистических тенденций обращают свой взгляд на Бога, обращаются к разуму, духу, идеям и т.д. Но, несмотря на обилие точек зрения, сегодня этот вопрос остается открытым, и нет никаких оснований полагать, что этот вопрос может быть решен в обозримом будущем.

    Возможно, больше всего Лев Толстой задумался о значении и цели человеческой жизни. В результате своих размышлений он пришел к выводу, что смысл и цель жизни - самосовершенствование личности. Однако нельзя сказать, что Толстой решил этот "вечный" вопрос для себя. "Один секрет всегда останется для человека, только один: почему я живу? Единственный разумный ответ - Бог хочет этого. Почему он хочет этого? Это загадка, " -окончательное решение Толстого.

    Большое внимание уделяется вопросу о смысле жизни в философии экзистенциального направления.

    Для религиозного экзистенциализма этот вопрос решается эсхатологически, т.е. считается, что жизнь продолжается в другом мире, где происходит свободное творчество души, не обременяемое телом, и где оно реализуется в "Царстве Божьем". Таким образом, преодолеть трагедию человеческого существования, выражающуюся в контрасте и непримиримости, принудительное единство тела и души, "духовного царства" и "Царства Кесаря".

    В атеистическом экзистенциализме нет Бога, поэтому жизнь превращается в абсурд, так же как работа Сизифа абсурдна (А. Камю "Миф о Сизифе").

    Тезис о экзистенциализме, согласно которому "существование предшествует существу", также непосредственно связан с утверждением о бессмысленности существования человека, поскольку человек может сказать что-то только о смысле нахождения на пороге смерти. Это подтверждается одним из основных тезисов Ж. П. Сартэ: "Человек - ничто."

    Невозможно дать логический ответ относительно абсолютного и высшего значения человеческой жизни. Поиск исходного значения в человеческом бытии означает использование телеологической точки зрения, допущение существования заранее поставленной цели для человека. Но есть еще один вопрос: "Кто поставил эту цель?" - и ряд аналогичных вопросов. Другими словами, представляется невозможным теоретически обосновать смысл жизни.

    Однако, как представляется, к вопросу о значении и цели жизни не следует подходить абсолютно негативно, категорически утверждая, что он сам по себе абсурден. Что касается жизни человека, то она имеет реальное значение и значимость. Ф. М. Достоевский по этому случаю очень хорошо сказал, что без твердого представления о том, для чего жить, человек "не согласится жить и скорее уничтожит себя, чем останется на земле, даже если все вокруг него были хлебы." в то же время слова Ницше также содержат глубокий смысл: "Тот, у кого есть причина жить, может вынести любое как."

    В этой связи большое значение имеют теория и практика логопедии, разработанные В. Франклом. Она направлена на то, чтобы помочь людям, потерявшим смысл жизни, найти его, поскольку отсутствие смысла в жизни приводит многих людей к трагическому концу.

    Принимая во внимание реальный смысл жизни для человека, а не абсолютный смысл жизни, мы можем сказать: смысл жизни заключается в самой жизни, в нахождении своего места в ней. Как писал Кант, существование человека "само по себе имеет более высокую цель, которой, насколько это возможно, он может подчинить всю природу."

    Поскольку человек является социальным существом, смысл его жизни может быть найден только на пути сочетания интересов и целей общества и личности. Общность индивида и рода, личности и социума дает основания для оптимистического взгляда на существование человека в мире. Трагедия индивидуальной смерти преодолевается тем фактом, что человек остается после смерти в результате своей деятельности, творчества и благодарной памяти своих потомков.

    Определение личного значения жизни означает понимание жизни во всей ее сути, объяснение себе, что в ней реально и что воображаемо, определение не только основных задач и целей жизни, но и реальных средств их реализации.

    Нет готовых решений того, как найти смысл и цель вашей жизни. Однако мудрая мысль по этому поводу была высказана Ф. М.Достоевским: прежде всего, нужно "любить жизнь" и "любить её больше, чем ее смысл". Как говорит Алеша Карамазов, нужно любить жизнь "прежде логики, и тогда только я пойму её значение"! Сердцевиной этой любви к жизни является любовь к людям, которая лежит в основе всех поступков, мыслей, чувств и действий индивидуума.

    Заключение

    Одной из наиболее важных тенденций в развитии современной философии является растущее внимание к человеку, к проблемам его бытия в мире и к его внутреннему миру.

    Для изучения человека как сложного объекта научных знаний философская мысль разработала ряд концепций, которые позволяют дать довольно полный и детальный ответ на вопрос о сущности и природе человека, о смысле его существования.

    Прежде всего, человек - это самый высокий уровень живых организмов на Земле, субъект социально-исторической деятельности и культуры. Концепция человека является общей концепцией, которая выражает общие черты человеческой расы, социализированной личности. Эта концепция сочетает в себе биологические и общие социальные черты человека.

    Для изучения индивида в философии и других науках используется концепция "индивидуума". Индивидуальность понимается как оригинальные, уникальные черты и качества, присущие этому человеку.

    Личность - это социальные качества человека, приобретенные в процессе воспитания и самообразования, духовной и практической деятельности, взаимодействия с обществом. Человек обладает прежде всего духовными качествами. Личность не дается человеку извне, она может быть сформирована только им. Настоящая личность - это не замороженный феномен, это динамичная вещь. Личность - это всегда творчество, победа и поражение, поиск и завоевание, преодоление рабства и обретение свободы.

    По своей природе человек - активное существо. В значительной степени он создает свою собственную жизнь и судьбу, он является автором истории и мира культуры. Деятельность в ее различных формах (работа, политика, знания, образование и т.д.) является способом существования человека как личности, Творца нового мира. В ходе этого он меняет не только мир вокруг себя, но и свою природу. Все качества и способности людей носят конкретный исторический характер, т.е. они меняются в ходе деятельности.

    Человек обладает механизмом не только биологического, но и социального наследования. Социальное наследование осуществляется в обществе в период социализации. Социализация - это процесс развития личности, который происходит главным образом через образование как особый вид деятельности.

    У человека есть коллективный образ жизни. Только в рамках такой деятельности он может формировать и развивать свои качества. Богатство человеческого разума и эмоционального мира, широта их взглядов, интересов и потребностей во многом зависит от широты их общения и взаимодействия с другими людьми.

    Человек также обладает рядом других качеств. Современные люди характеризуются высоким уровнем образования, социальной активности, прагматизма и эвристизма и целенаправленности. Современный человек - это человек, который овладел демократическими и универсальными ценностями и идеалами. Он не отделяет свою судьбу от судьбы своего народа и общества в целом.

    Список литературы

    1. Бердяев Н.А. Мое философское миросозерцание //Н.А.Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. Ч. 1. С. 16 – 46.

    2. Гуревич П.С. Основы философии. М.: Гардарики, 2000. — 438 с.

    3. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 11. Л.: Наука 1992. – 427 с.

    4. Кант И. Сочинения: В 6 г. М.: Просвещение, 1966. Т. 5. – 627 с.

    5. Кохановский В.П. Философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 538 с.

    6. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.: Прогресс, 1993. – 285 с.

    7. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 50 т. Т. 42. М., 1968. – 519 с.

    8. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Прогресс, 1990. – 329 с.

    9. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Наука, 1989. – 348 с.

    10. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. – 329 с.

    11. Толстой Л. Н. Собр. Соч.: в 22 т. Т. 19. М.: Художественная литература, 1989. – 439 с.

    12. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Просвещение, 1990. – 274с.


    написать администратору сайта