эссе философия. Проблема идентичности в политической философии Соловьёва и её современное значение
Скачать 110.08 Kb.
|
Проблема идентичности в политической философии Соловьёва и её современное значение. Проблема идентичности является важной проблемой в ряде гуманитарных наук. Большое количество представителей области гуманитарных наук указывают на то, что в современности существует кризис идентичности. В более широком смысле проблема идентичности представляет собой вопрос соответствия определённого субъекта в виде личности или группы людей источнику неких правил и норм поведения. Поскольку идентичность является осознанием субъекта принадлежности к какому-либо общему, целому, то в основе данного осознания кроются моральные и психологические моменты. Какие ситуации внесли вклад в разрушение российской национально-культурной идентичности ? Проблема идентичности изначально существовала в русской культуре, однако особую актуальность она получила после церковного раскола XVII века. Пожалуй, одно из влияний на данный разлом проявили и Петровске реформы, которые помимо прочего характеризовались кардинальным изменением российского государства, его общества и вестернизацией, подражанию западно-европейским политическим традициям и институтам. Также стоит отметить, что одним из негативных последствий глобализации, политического, экономического, социального, культурного сближения государств, является утрата культурных национальных черт, что приводит к распространению массовой культуры, навязыванию миру культурных ценностей и традиций евроатлантической цивилизации. В России несомненно в таком же масштабе проявляется потеря специфических национальных ценностей и традиций. Разрушение российской идентичности длилось на протяжении почти всего XX века. На данный момент наша страна представляет собой некую совокупность людей, которые в основном связаны только территориально, но все же имеют слабую национально-культурную связь. Так, проблема идентичности не осталась без внимания и великого русского философа Владимира Сергеевича Соловьева. Описываемую в данном эссе тему можно назвать центральной в философских учениях Соловьева. Рассуждая о национальном вопросе в современной ему России, философ акцентирует внимание на том, что это прежде всего вопрос о достойном существовании народов, то есть существование национально-культурной идентичности вместе с уважением к другим народам. В своих работах Соловьев отрицательно высказывается о проявлениях национальной исключительности и псевдопатриотизма, поскольку действительное благо народа является таковым только в случае подлинного понимания христианства, то есть в случае исполнения нравственного закона. С этим нельзя не согласиться, поскольку христианство, вера которая присуща большинству россиян, характеризуется предписанием делать добро без совершения зла, а такие понятия как псевдопатриотизм и национальная исключительность, то есть отрицание чуждых традиций и ценностей как в родной стране, так и за ее пределами, и мнение о том, что обмен культурными богатствами уничтожает уникальность и чистоту собственной национальной культуры, противоречат нравственному закону. В настоящее время проблема идентичности, как было сказано ранее все так же актуальна. Российское общество, по моему мнению, делиться в основном на две группы. Одна из которых следует пути псевдопатриотизма, а вторая-нейтралитету к своей национально-культурной идентичности и в то же всему преемничеству западно-европейских традиций и ценностей. Безусловно есть та категория людей, которые чтят национальные традиции, однако их минимальное количество. Поэтому разберём перечисленные выше категории. Почему же Соловьев отрицал понятие псевдопатритизма и как оно влияет на национально-культурную идентичности в России на данный момент ? Многие заблуждаются, считая , что патриотизм заключается только в любви к своей родине, однако стоит понимать, что это не только любовь, но и всяческое поддержание развития и удержание культурных национальных ценностей и традиций. Поэтому большинство так называемых «патриотов» в современности на самом деле не является таковыми, они лишь проявляются негативное отношение в людям другой национальности и уничтожают традиции своей страны тем, что не следуют, как считал Соловьев, нравственному закону. В основном они не соблюдают, а иногда даже и не знают национальные ценности и традиции, а только создают видимость патриотизма. Такие личности тратят намного больше сил на «войну» с другими нациями, чем на улучшение собственного государства, именно поэтому они является псевдопатриотами. Вторая группа людей-те, что больше следят не за развитием родных культурных ценностей, а за ценностями и традициями других народов, тем самым перенимая их и распространяя в своей стране, что также убивает национально-культурную идентичность в России. Сквoзь вce филocoфские труды B.C. Соловьева прoслеживается яркий поиск полнoго всеобщегo знaния, истинной веры и цельной жизни, что должно основываться на интеллектуализированной либо рационализированной православной вере, выраженного в сущности «рационального мистицизма». В своих модернистских политическим ориентациях мыслитель представляется своеобразным экуменистом и активным христианским интернационалистом, находящимся в исканиях Царства Божия на планете Земля. Oсновным фундaментoм культурoлoгической мысли Владимира Сергеевича Соловьева представляется «рациональный мистицизм», суть которого заключается в выведении всей человеческой реальности из aбсолютно сущегo, представляющегo собoй идеaльнoe первoначало, не способное пройти сквозь отчуждение от выведенного из его сущности и вoсприятия мира, а сохрaняющee с ним живую cвязь. Таким образом, я считаю, что сохранение национально-культурной идентичности возможно способом принятия собственной индивидуальности среди людей всего мира и осознанием в себе того, кем мы являемся, признанием себя тем или иным представителем нации, представителем культурных традиций и ценностей своего государства. Безусловно, глобализация-это явление очень важное и нужное в современном мире, но не стоит забывать о своих культурно-национальных отличиях, которые в какой-то степени образуют нас. |