Главная страница

курсач. Проблема оценки и регулирования творческого труда с развитием экономической науки никогда не теряла своей актуальности


Скачать 73.7 Kb.
НазваниеПроблема оценки и регулирования творческого труда с развитием экономической науки никогда не теряла своей актуальности
Дата24.06.2019
Размер73.7 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлакурсач.docx
ТипДокументы
#82896
страница2 из 5
1   2   3   4   5

Однако появление курсов в российских ВУЗах по современному искусству (МГУ, РГГУ, ВШЭ), а также открытие новых учебных заведений в Москве (ИПСИ, Школа им. Родченко) не расценивается творческими работниками как то, что эквивалентно «высшему образованию». Под сомнение ставятся официальный статус учебного заведения, профессиональность преподавателей, полнота образовательных программ, уровень критической работы, а также соотнесенность с другими институциями современного искусства и с рынком труда в целом. На этом фоне наличие диплома «старой школы» или образование, полученное за рубежом, оценивается выше, чем обучение в новых российских учебных заведениях.

В целом, современное искусство воспринимается творческими работниками как отдельная область искусства, функционирующая по другим законам, и требующая других профессиональных навыков, как критических, так и организаторских. Последовательность «образование по специальности» – «работа по специальности» нарушается. Например, такая специальность как «искусствовед» «на выходе» из академии раздроблена на «куратора», «художественного критика», «художника» и «арт-менеждера». Пользуясь российской терминологией в сфере образования и труда, можно сказать, что современное искусство – это всегда либо «дополнительное образование», «повышение квалификации», либо «переквалификация», которая требует дополнительных усилий. Поэтому творческие работники занимаются самообразованием и обучением на многочисленных курсах/стажировках в России и за рубежом, а также в процессе работы.

Институты современного искусства

Большинство творческих работников начали свою профессиональную деятельность во второй половине 1990-х – начале 2000-х годов в Москве, когда социальные практики в области современного искусства получали оформление как официальные институты. Коммерческие галереи, некоммерческие фонды, профессиональные издания, новые государственные музеи и музейные отделы современного искусства, центры современного искусства и коммерческие «креативные кластеры» изначально, возможно, задумывались как демократические пространства, в которых устанавливались бы новые, более открытые отношения между искусством и обществом по сравнению с институтами официальной культуры. И одним из ключевых моментов в этом совместном культурном производстве могло бы стать справедливое вознаграждение каждого, кто в нем занят, при сохранении горизонтальных, не иерархических связей, и при требовании производства эмансипирующего, а значит критического современного искусства.

Однако к концу 2000-х годов, как свидетельствуют творческие работники, большинство перечисленных институтов, завершив процесс институционализации, сформировали и закрепили такой тип отношений, который трудно назвать демократическим. Они редко реализуют некоммерческие критические проекты или делают это от случая к случаю, редко организуют открытые системы испытаний (конкурсы). Почти не проводят образовательную и научную работу, и до сих пор слабо регламентировали договорные отношения с творческими работниками, ориентируясь преимущественно на обслуживание коммерческих интересов различных спонсоров.

Вместе с тем, большинство частных коммерческих институтов современного искусства (галереи, профессиональные издания) функционируют как средний и малый бизнес, поэтому имеют нестабильный доход и постоянные, возрастающие расходы при отсутствии прибыли. Государственные институты, в свою очередь, действуют в рамках небольшого, но регулярного выделяемого федерального или регионального бюджета, и при этом вынуждены искать спонсоров, и испытывают неизбывные трудности из-за излишней бюрократизации. Некоммерческие частные фонды, занимаясь формированием частных коллекций, располагают большей мобильностью при получении и распоряжении средствами, и находятся в лучшем положении по сравнению с галереями и государственными институтами. Что касается «креативных кластеров», то они ориентированы, в первую очередь, на сдачу в аренду недвижимости, где проекты, связанные с современным искусством, работают скорее на обеспечение коммерческого успеха собственника.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются творческие работники, вступая в отношения с российскими институтами современного искусства – нерегулярная занятость и низкие зарплаты/гонорары за проделанную работу. Кроме того, зачастую отсутствуют договоры, в которых фиксировались бы права и обязанности сторон, размер и условия выплаты вознаграждения, а также социальные гарантии. Вместе с тем, при наличии договора, предлагаемого институтом, творческий работник, как правило, лишен возможности изменить его условия: он не обладает так называемой переговорной силой, чтобы отстоять свои требования, он не достаточно компетентен и у него нет на это времени (все интервью).

Художники, сотрудничающие с галереями и участвующие в проектах других институтов, находятся, пожалуй, в еще более тяжелом положении. Их труд (работа) не учитывается и не оплачивается (Олейников), редкие продажи не покрывают расходов на производство и на жизнь, а отсутствие мастерских приводит к тому, что объекты выбрасываются на помойку.

При этом устоявшейся практики взаимоотношений между художниками и институтами за тридцать лет так и не сложилось. К примеру, галереи могут заключать или не заключать договоры с художниками на продажу работ. Могут оплатить производство работ, организовать выставку, и купить работы, но не продать ни одной работы внешнему покупателю. Могут оплатить мастерскую и в счет расходов забрать работы. Или могут предложить участие в выставке и не оплатить производство работы. Редкие художники могут обеспечивать себя за счет продаж объектов или выигранных премий.

В итоге, творческие работники в этой системе институциональных отношений занимают подчиненное положение, означающее, что они не только не получают достойного вознаграждения за свой труд, но и не могут реализовать собственный проект вне существующих институтов и диктуемых ими условий

Социальные гарантии

Творческий работник, занимающийся современным искусством в России, лишен в большинстве случаев таких социальных гарантий как трудовой стаж, отпуск, пособие по временной нетрудоспособности и пенсия. Это связано с нестабильной занятостью, отсутствием официально оформленных договоров, «черных» и «серых» гонораров/зарплат. Социальные гарантии сегодня не в состоянии обеспечить ни сам творческий работник, ни государство, ни частная организация.

Это общее положение дел усугубляется тем, что социальные гарантии в целом не интересуют творческих работников. На фоне постоянного поиска работы и негарантированных выплат за уже сделанную работу вопрос о социальных гарантиях отходит на второй план или вообще не возникает. К тому же творческие работники в основном не знают, что относится к социальным гарантиям, кто и когда их гарантирует, каков механизм предоставления этих гарантий.

Социальные гарантии, связанные с трудовой деятельностью и зафиксированные в трудовом договоре (стаж, отпуск, пособие по временной нетрудоспособности, пенсия) либо не имеют значения для самого творческого работника, работающего «здесь и сейчас», либо предоставляются по устной договоренности с работодателем и таким образом уже не является гарантией. Так, трудовой стаж творческому работнику почти невозможно заработать из-за прерывистой занятости. Трудовая книжка – документ, где фиксируется трудовой стаж – это реликт, вещь, о которой не помнят точно, есть ли она вообще. Сделать запись в трудовой книжке творческому работнику предлагает, как правило, работодатель. Отпуск утратил статус права на отдых и стал прошением, просьбой работника, адресуемой работодателю, который и регулирует время и продолжительность отпуска. Что касается пособия по временной нетрудоспособности, то творческие работники, редко заключающие трудовой договор, пользуются услугами частных медицинских клиник и/или у них есть медицинская страховка. Но в целом творческий работник – этот тот, кто не может позволить себе заболеть, т.к. время болезни – это время физической нетрудоспособности, что угрожает не только реализации того проекта, которым он в данный момент занимается, но и потерей денег за незавершенную работу.

Вступая в гражданско-правовые отношения, творческий работник из всех гарантий может рассчитывать только на пенсионные выплаты по достижении пенсионного возраста, т.е. размер пенсии напрямую зависит от размера денежного вознаграждения и налога, который платит с вознаграждения заказчик. Однако пенсия для творческого работника – это не гарантия, а обозначение старости и страха перед нищетой. Представления о пенсии сводятся к тому, что она не будет выплачиваться государством по достижению пенсионного возраста или ее размер будет настолько мизерным, что на нее будет невозможно прожить. Примером здесь служит положение сегодняшних пенсионеров, в том числе, пожилых членов семей творческих работников.

Поэтому последовательность и зависимость «работа – вознаграждение – налоги – пенсионное обеспечение» не устанавливается. И творческие работники, лишенные социальных гарантий, выстраивают в основном пессимистичные варианты своего будущего: 1) продолжать работать, выйдя на пенсию; 2) умереть раньше достижения пенсионного возраста; 3) рассчитывать на материальную помощь детей; 4) уехать туда, где расходы будут минимальны.

Творческие и профессиональные союзы

Творческие и профессиональные союзы (в том числе, международные) в представлении творческих работников – это коммерческие организации, предоставляющие разного рода платные услуги или привилегии, например, скидки на посещение музеев или мастерские. Поэтому участие творческих работников в работе союзов сводится к потреблению, где платой за услуги являются членские взносы.

В то же время, за существующими союзами сохраняется общественная функция. Стать членом союза означает не только заявить о себе как о члене общества, имеющим творческую профессию, но и представлять себя перед государством посредством союза.

Однако как коммерческие и одновременно общественные организации, творческие и профессиональные союзы, как их описывают творческие работники, не формируются и не действуют на основе самоорганизации. Их управленческий аппарат отчужден от членов союзов, и в целом союзы не отстаивают интересы и права творческих работников. Именно здесь возникает представление о другом, новом союзе или профсоюзе, который, возможно, будет создан в будущем самими творческими работниками

Традиционные и новые медиа

Традиционные (печатные издания, телевидение) и новые медиа (блоги, социальные сети) выполняют несколько функций в представлении творческих работников. Первая – утилитарная, когда медиа служат для отправки и получения информации о событиях и комментариев к ним. В этом случае важно зафиксировать только появление анонса и комментария в том или ином медиа. Функция медиа здесь зачастую сводится к функции календаря.

Вторая функция – просвещенческая, когда в медиа размещаются материалы о современном искусстве для публики, интересующейся в той или иной степени этим предметом. Творческий работник исполняет роль культуртрегера в обществе, где знание о современном искусстве пока не распространено. Здесь же располагается и критика творческих работников в отношении политики медиа, скрывающей под лозунгом просвещения продажу, продвижение товара.

Третья функция – презентационная, когда медиа рассматриваются как место для предъявления себя, своего мнения или позиции. В случае, если эту функцию не удается реализовать в традиционном медиа, она реализуется в социальных сетях или блогах. Более того, презентация себя в медиа рассматривается творческими работниками как необходимость, а отсутствие такой презентации, например, в виде персонального сайта, уже нагружено чувством вины. Как ответ на давление творческие работники выстраивают разные стратегии, когда полный отказ от медиа все-таки не представляется возможным. Так, они высказывают недоверие к медиа и видят в них угрозу творчеству и профессиональному знанию, избегая той или иной формы публичной деятельности (отказ от публикаций в профессиональном издании, отказ от дискуссий в социальной сети и другие).
В самом общем виде труд понимается как сознательная целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ. Труд может использоваться не только для себя, но и в рамках двусторонних отношений, когда одно лицо своим трудом создает соответствующие блага по заказу другого лица и получает за это вознаграждение. Такие договорные отношения регулируются в Российской Федерации трудовым и гражданским правом.

Гражданское право регулирует договорные отношения, в которых обе стороны признаются равными и ни одна из них не подчиняется другой. Такие отношения, как правило, носят временный и нерегулярный характер: стороны договариваются о конкретной работе и условиях её выполнения и оплаты, исполнитель выполняет эту работу и передает заказчику её результат, заказчик принимает результат и оплачивает работу, после чего отношения прекращаются. Права и обязанности сторон в гражданско-правовых отношениях определяются соглашением и связаны исключительно с достижением оговоренного результата.

Трудовое право регулирует договорные отношения иного характера. В трудовых отношениях работник обязуется систематически выполнять работу определенного вида по указанию работодателя и подчиняться устанавливаемым работодателем правилам трудового распорядка. Взамен работник получает постоянный источник средств к существованию – работодатель обязан регулярно начислять ему заработную плату, — а также стабильную занятость и ряд гарантий. Каждый работник самостоятельно выбирает, в рамках каких отношений ему осуществлять свою трудовую деятельность.

Труд творческих работников разнообразен и специфичен, и потому сложно однозначно оценить, какие отношения предполагают наиболее благоприятные условия для осуществления ими трудовой деятельности. Многое зависит от конкретного вида занятий и от целей самого работника. Ниже приведена сравнительная таблица для трудовых и гражданско-правовых отношений.

Понятие «творческий работник» в российском законодательстве представлено в Основах законодательства РФ о культуре №3612-1. «Творческий работник» — это физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников.

Хотелось бы обратить внимание, что хотя Основы законодательства о культуре и говорят о том, что признание творческого работника таковым происходит независимо от того, связан он трудовыми отношениями или нет, объем его прав и обязанностей, определяется тем в каких правовых отношениях и с кем он состоит

На основании Рекомендаций ЮНЕСКО от 27.10.1980 "О положении творческих работников" в Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденные Верховным Советом Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1, было включено понятие "творческий работник", определенное как физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников. Перечень профессий и должностей творческих работников и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены ТК РФ, утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 252 (далее - Перечень N 252).

До подписания трудового договора работодатель обязан ознакомить работника с коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами, действующими у него и относящимися к трудовой деятельности работника.

Здесь же хотим обратить внимание, что Госдумой 20.09.2013 в первом чтении принят законопроект N 289979-6, в котором изложены нормы регулирования труда работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков, а также лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений. В нем предлагается дополнить ТК РФ гл. 52.1, содержащей следующие статьи:

- ст. 336.1 "Регулирование труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений";

- ст. 336.2 "Особенности заключения и прекращения трудового договора с творческими работниками";

- ст. 336.3 "Дополнительные основания прекращения трудового договора с творческими работниками".

Новшеством является введение обязательной процедуры конкурсного отбора творческих работников для заключения трудового договора на неопределенный срок на замещение соответствующей должности и механизма проведения такого конкурса.

Регулирование труда творческих работников

Отметим, что для творческих работников, заключивших трудовые договоры, законодательством установлен ряд исключений из общих правил, а также предусмотрены определенные дополнительные правила. ТК РФ упоминает о творческих работниках как о лицах, чей труд нуждается в особой правовой регламентации. Предусмотрено следующее регулирование:

1. С творческими работниками и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с Перечнем N 252 по соглашению сторон может быть заключен срочный трудовой договор (ст. 59 ТК РФ).

2. С лицами, не достигшими возраста 14 лет, допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба их здоровью и нравственному развитию (ст. 63 ТК РФ). При этом обязательно соблюдение всех норм, особенностей регулирования и охраны труда несовершеннолетних (гл. 42 "Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет" ТК РФ). Между тем отметим, что нередки случаи, когда трудовые отношения с творческими работниками, в том числе несовершеннолетними, оформляются не трудовыми договорами, а гражданско-правовыми (договором подряда, договором на оказание услуг). Значит, разрешение органа опеки и попечительства не запрашивается, поэтому и влияние работы на здоровье и нравственное развитие ребенка не учитывается. В этом случае решение, по сути, принимается родителями, так как согласно п. 1 ст. 28 ГК РФ за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опеку.

При приеме на работу лиц, не достигших 18-летнего возраста, необходимо учитывать требования СанПиН 2.4.6.2553-09 "Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.09.2009 N 58, а также Рекомендации МОТ от 17.06.1999 N 190 "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда".

3. Для творческих работников и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, продолжительность ежедневной работы (смены) может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором (ст. 94 ТК РФ).

4. Порядок работы в ночное время творческих работников и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором (ст. 96 ТК РФ). Привлекая творческих работников к труду в ночное время (с 22.00 до 6.00), необходимо учитывать их право на повышенную оплату труда. Согласно Постановлению Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время" минимальный размер повышения составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час такой работы.

Положения ТК РФ о работе в ночное время и выходные и праздничные дни также применяются к женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет (ст. 259 ТК РФ), и работникам других категорий, указанных в ч. 5 ст. 96 ТК РФ, даже если они занимают должности из Перечня N 252. Они могут привлекаться к работе в названные периоды времени только с их письменного согласия и при условии, что такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.

5. Допускается привлечение к труду в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в порядке, устанавливаемом коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором (ст. 113 ТК РФ). Лица творческих профессий часто привлекаются к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, что обусловлено спецификой их деятельности. Считается допустимым привлекать к работе в выходные и праздники тех творческих работников учреждений культуры, должности которых входят в Перечень N 252.

6. Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, может определяться на основании коллективного договора, локального нормативного акта, трудового договора (ст. 153 ТК РФ). Однако следует учитывать общие нормы трудового законодательства, в соответствии с которыми работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. Согласно ч. 5 и 6 ст. 135 ТК РФ условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством. Следовательно, не оплачивать работу в выходные и праздники по повышенным расценкам работодатель не имеет права. По желанию творческого работника, выполнявшего свои обязанности в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или праздник оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

7. Для творческих работников и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, предусмотрена особая трактовка понятия простоя. Так, в ст. 157 ТК РФ установлено, что время, когда указанные работники не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, не является простоем и может оплачиваться в размере и порядке, предусмотренных коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором. К слову, законодатель в этом случае предоставил творческой организации право, но не обязал ее оплачивать названный период.

8. В отношении творческих работников, не достигших 18-летнего возраста, не действует ряд ограничений, предусмотренных ТК РФ для несовершеннолетних работников. Согласно ст. 268 ТК РФ не запрещается направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в возрасте до 18 лет.

К сведению. В любом случае нельзя привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин (ст. 259 ТК РФ).

9. Особенности регулирования труда творческих работников и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в частности особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха (в том числе перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены), работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни), оплаты труда, в соответствии со ст. 252 ТК РФ устанавливаются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, а в случаях, предусмотренных ст. ст. 94, 96, 113, 153, 157 и 268 ТК РФ, также трудовыми договорами.

Как видим, труд творческих работников имеет свои особенности, и если они не урегулированы федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, то должны регламентироваться общим трудовым законодательством. При этом следует помнить, что на основании ст. ст. 5, 9 ТК РФ нормы иных законов, а также подзаконных актов и локальных нормативных актов учреждений должны соответствовать ТК РФ и не противоречить ему, иначе должны применяться нормы трудового права, содержащиеся в ТК РФ.

Отметим, что Минкультуры, Российским профсоюзом работников культуры 18.11.2011 утверждено Отраслевое соглашение на 2012 - 2014 годы, которое направлено на защиту социальных и экономических прав работников и регулирование вопросов занятости, социально-трудовых отношений, охраны труда и социальных гарантий.

Режим труда

В обязанности работников входит, в частности, соблюдать дисциплину труда: вовремя приходить на работу, использовать все рабочее время для выполнения трудовых обязанностей, своевременно и точно выполнять творческие и производственные задания и поручения, добиваться высоких качественных показателей в работе. Для этого администрация учреждения обязана правильно организовать труд работников, создавая им условия, необходимые для нормальной работы по своей специальности и квалификации.

Напомним, что режим рабочего времени в силу ч. 1 ст. 100 ТК РФ может устанавливаться следующими документами:

- правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с коллективным договором и (или) иными соглашениями;

- трудовым договором, если режим для работника отличается от общего режима работы, действующего в учреждении.

Уточним, что правила внутреннего трудового распорядка, как правило, являются приложением к коллективному договору (ст. 190 ТК РФ), который, в свою очередь, заключается работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ).

Итак, режим рабочего времени должен предусматривать:

- продолжительность рабочей недели;

- работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников (ст. 101 ТК РФ);

- продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены);

- время начала и окончания работы;

- время перерывов в работе (ст. 108 ТК РФ);

- чередование рабочих и нерабочих дней.

Отметим, что в части, не противоречащей ТК РФ, до сих пор действуют:

- Отраслевые правила внутреннего трудового распорядка для работников театров системы Министерства культуры СССР, утвержденные Минкультуры СССР 23.05.1974 N 29-106;

- Положение об условиях и оплате труда работников концертных организаций, музыкальных и танцевальных коллективов, утвержденное Минкультуры СССР 29.12.1976;

- Приказ Минкультуры СССР от 21.07.1983 N 414 "О нормах выступлений артистов в спектаклях и нормах постановок художественного персонала театров".

Согласно п. 28 Положения об условиях и оплате труда работников концертных организаций в рабочее время засчитывается:

- время, затраченное на подготовку, проведение и завершение концерта (загримирование, разгримирование, костюмировка, установка и разбор декораций и т.д.);

- время на участие в репетициях, включая занятия, тренаж и другие подготовительные работы, с момента явки на работу по распоряжению администрации до момента окончания работы по фактической ее длительности (но не менее двух часов в один вызов);

- время, затраченное при выездных концертах с момента явки на сборный пункт в установленный срок до приезда в то место, где назначен концерт, а также время, затраченное на возвращение к месту нахождения концертной организации (но не более семи часов в сутки на проезды в оба конца);

- время, затраченное на ожидание в случае задержки объявленного концерта, и продолжительность концерта;

- перерывы между концертами в пределах одного вызова на работу (например, между двумя утренними концертами);

- время нахождения в пути во время гастролей по фактической длительности (но не более семи часов в сутки);

- половина времени, установленного для проведения концерта или репетиций, - в случае, когда работник явился, не будучи предупрежденным об отмене концерта или репетиции.

Итак, режимы рабочего времени творческих работников и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, определяются, как уже было указано, коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором. Уточним: например, в театре режим рабочего времени регламентируется также репертуарным планом и репетиционным графиком. При этом стороны при регулировании вопросов рабочего времени и времени отдыха должны исходить из того, что в соответствии с законодательством РФ для работников устанавливается продолжительность рабочего времени - не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). Исключением являются отдельные категории работников, установленные ст. 92 ТК РФ, для которых продолжительность рабочего времени сокращается (п. 5.3 Отраслевого соглашения).

Для творческих работников действуют общие правила привлечения к сверхурочным работам. Такие работы проводятся только в случаях, предусмотренных ст. 99 ТК РФ, с письменного согласия работника. В других случаях привлечение к сверхурочным работам допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

Кроме того, следует отметить, что рабочий день творческих работников, в частности работников театров, нередко делится на части между репетициями днем и спектаклями вечером. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. При этом общая продолжительность рабочего времени творческих работников при разделении рабочего дня на части не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы. Для театра это означает, что в коллективном договоре должно подробно описываться, сколько раз в день, в какое время и на сколько часов подряд можно вызвать на репетицию и спектакль творческого работника, как распределяется рабочее время работников сцены, бухгалтера и пр.

Режим отдыха

Мы уже упоминали, что время отдыха (ст. 107 ТК РФ) - перерывы в течение рабочего дня (смены), ежедневный (междусменный) отдых, выходные дни (еженедельный непрерывный отдых), нерабочие праздничные дни - должно быть закреплено в локальном акте работодателя. При этом не затронули вопрос отпусков.

Понятие отпуска как одного из видов времени отдыха существует только в трудовых отношениях. Поэтому право на оплачиваемый отпуск есть только у работников, состоящих в трудовых отношениях. Наличие или отсутствие письменного трудового договора не влияет на факт возникновения права на отпуск, однако при отсутствии трудового договора или при оформлении трудовых отношений гражданско-правовым договором доказать свое право на отпуск будет гораздо сложнее.

Если лицо работает по трудовому договору или фактически состоит в трудовых отношениях, то возникает право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 28 календарных дней. По общему правилу право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев.

При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Если работы выполняются по гражданско-правовым договорам, включая авторский, то отпуск не может быть предоставлен. Связано это с тем, что у исполнителей по гражданско-правовому договору не может быть разделения времени на рабочее и время отдыха.

В заключение подчеркнем: труд творческих работников имеет ряд особенностей, выражающихся в регулировании продолжительности рабочего времени, которые должны учитываться при разработке нормативных правовых актов, соглашений, локальных нормативных актов, определении содержания трудовых договоров и включении в них специальных правил и не должны противоречить общим правилам трудового законодательства.

Локальным актом учреждения устанавливаются нормированный рабочий день и структура рабочего времени. А от этого зависят оплата труда и предоставление льгот. Если работа не внесена в рабочее время, она будет считаться дополнительной и предполагать дополнительное вознаграждение. Перечень работников с ненормированным рабочим днем также устанавливается локальным актом. От этого зависит право на дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого тоже закрепляется документально (ст. 119 ТК РФ).

В локальном акте закрепляется и время отдыха. Если для большинства организаций речь идет лишь об обеденном, междусменном отдыхе и выходных днях, то для театров определяются и специальные перерывы в репетициях, между репетициями и спектаклями или двумя репетициями.

Дети и творчество

Трудовой кодекс РФ в ст. 63 предусматривает возможность возникновения трудовых отношений с лицами, не достигшими 14-летнего возраста, если они принимаются на работу в организации кинематографии, театры, театральные и концертные организации, цирки для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

Акты международного права, в частности Декларация прав ребенка ООН от 20.11.59 и Конвенция о правах ребенка от 20.11.89, предусматривают необходимость установления государством минимального возраста для приема на работу. Заметим, что российским законодательством минимальный возраст приема на работу не установлен, следовательно, стать творческим работником может ребенок любого возраста. Исключение предусмотрено лишь для работников цирка. Так, согласно постановлению НКТ СССР от 05.07.29 № 215 «Правила об охране труда работников цирка» партерные выступления могут быть разрешены только несовершеннолетним не моложе 11 лет. Не допускаются выступления на арене лиц, не достигших 14-летнего возраста, при работе в воздухе без отрыва, а также лиц, не достигших возраста 16 лет, при полетах в воздухе с отрывом.

Для заключения трудового договора с детьми указанного возраста требуется, во-первых, согласие одного из родителей (или опекуна), который подписывает трудовой договор от имени работника, а во-вторых, разрешение органов опеки и попечительства, устанавливающее максимально допустимую продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых она может выполняться (ч. 4 ст. 63 ТК РФ). В разрешении органов опеки и попечительства необходимо указать наименование произведения искусства, в создании и (или) исполнении (экспонировании) которого будет участвовать ребенок, не достигший 14-летнего возраста, дать его краткую характеристику и сделать вывод о возможности заключения трудового договора, об отсутствии опасности возникновения неблагоприятных последствий для здоровья и нравственного развития ребенка.

При установлении в разрешении органов опеки и попечительства условий, в которых может выполняться работа по созданию и (или) исполнению (экспонированию) произведений искусства, необходимо учитывать требования Санитарных правил и норм СанПиН 2.4.6.664-97 «Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков», утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 04.04.97 № 5, а также положения Рекомендации МОТ № 190 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» от 17.06.99. Согласно данной рекомендации для детей недопустимы следующие виды работ:

при которых дети подвергаются физическому, психологическому или сексуальному насилию; выполняемые под землей, под водой, на опасной высоте или в замкнутом пространстве; с опасными механизмами, оборудованием и инструментами или работы, требующие переноски или перемещения тяжестей вручную; во вредных для здоровья условиях, при которых дети могут подвергаться, например, воздействию опасных веществ или процессов, или температур, уровней шума или вибрации, наносящих вред их здоровью; которые выполняются в особо трудных условиях, связанных, например, с большой продолжительностью рабочего времени или работой ночью, а также работы, при которых ребенок необоснованно удерживается в помещении, принадлежащем работодателю.

При определении органами опеки и попечительства условий труда лиц моложе 14 лет, принимающих участие в киносъемках, необходимо применять правила, установленные постановлением НКТ РСФСР от 12.07.33 № 17 «Об условиях труда малолетних и подростков, занятых на киносъемках», которое действует в части, не противоречащей ТК РФ. Следует также учитывать разъяснения к указанному постановлению, содержащиеся в Циркулярном письме Министерства культуры СССР и Центрального комитета профсоюзов работников культуры от 12.04.58 № 29-36 / 01 и в Циркулярном письме Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии от 25.04.64 № Ц-33.

Согласно указанным документам дети и подростки, привлекаемые к киносъемкам, должны быть предварительно подвергнуты тщательному медицинскому осмотру с обязательным участием педиатра, офтальмолога и невропатолога. К участию в киносъемках дети и подростки могут быть допущены только после представления медицинского заключения, выданного в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, об отсутствии у них противопоказаний к участию в съемке. При пребывании малолетнего ребенка или подростка на киносъемке более одного месяца должно быть произведено повторное подробное медицинское освидетельствование с целью определения показаний к дальнейшей работе. Медицинское освидетельствование в обязательном порядке производится также перед выездом малолетнего или подростка в экспедицию для киносъемок и по возвращении из экспедиции, если она длилась более одного месяца.

Запрещается съемка детей и подростков – исполнителей основных ролей более чем в одной картине одновременно.

Продолжительность рабочего дня детей моложе 14 лет, занятых на киносъемках, дифференцирована в зависимости от возраста и составляет:

в возрасте до 8 лет – не более 2 часов; в возрасте от 8 до 13 лет – не более 3 часов; в возрасте от 13 до 16 лет – не более 4 часов; в возрасте от 16 до 18 лет – не более 6 часов.

При этом следует учитывать, что общая продолжительность пребывания на киностудии малолетних и подростков в возрасте до 13 лет не должна превышать 4 часов в сутки.

Работа малолетних (в возрасте до 8 лет) в течение указанного количества часов допускается только между 9.00 и 16.00 часами, а подростков (в возрасте от 8 до 18 лет) – с 9.00 до 19.00 часов. Представляется, что в разрешении органов опеки и попечительства могут быть предусмотрены условия допуска детей и подростков к съемкам в более раннее или в более позднее время, если возникает необходимость проведения режимных съемок.

Через каждые 45 минут непрерывной работы малолетним и подросткам должны предоставляться краткие перерывы для отдыха, а также обеденный перерыв не менее 30 минут. При этом время на одевание и гримирование, указанные перерывы для отдыха и обеденный перерыв в продолжительность рабочего дня не включаются.

Детям и подросткам, занятым на киносъемках, один раз в неделю должен предоставляться день отдыха в общеустановленные еженедельные дни отдыха.

В целях обеспечения безопасности и недопущения злоупотреблений съемка детей до 8-летнего возраста должна производиться в присутствии одного из родителей или членов семьи, а также должно быть обеспечено постоянное наблюдение педагога-внешкольника. Работодатель обязан не допускать воздействия грубых внешних раздражителей, отрицательно влияющих на здоровье и психику малолетних и подростков (обливание холодной водой, испуг и т. д.). К числу обязанностей работодателя относится также проведение инструктажа малолетних и подростков перед началом съемок о правилах безопасности работы под осветительной аппаратурой.

Указанными нормативными правовыми актами предусмотрен и ряд обязанностей работодателя по обеспечению соответствующих бытовых условий для детей, принимающих участие в киносъемках, с целью охраны их труда. Так, работодатель обязан выделить отдельную комнату специально для ожидания и отдыха малолетних и подростков, участвующих в киносъемках. Для умывания и переодевания малолетних и подростков должна быть выделена специальная комната с необходимым оборудованием (умывальник, полотенце, мыло, теплая вода, питьевая вода и т. д.), а также специальная уборная. Малолетние и подростки, участвующие в киносъемках, обеспечиваются соответствующим горячим питанием.

В случае вывоза малолетних и подростков в экспедиции для киносъемок работодатель обязан обеспечить их соответствующим питанием и жилищем, а также организовать постоянное наблюдение за ними со стороны специально приглашенного педагога-внешкольника.

При вывозе в экспедицию одного малолетнего его должен сопровождать один из родителей, опекунов или членов семьи за счет средств работодателя. В случае если кто-либо из детей в киноэкспедиции не сопровождается указанными лицами, привлекается воспитатель. При этом следует исходить из расчета один воспитатель на группу детей не более восьми человек.

Несовершеннолетние творческие работники средств массовой информации, организаций кинематографии, теле - и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иные лица, участвующие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников могут быть привлечены к работам в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также направлены в служебные командировки в соответствии со ст. 268 ТК РФ. Однако в этих случаях для детей моложе 14 лет предусмотрен целый ряд ограничений и гарантий. Например, в соответствии с упоминавшимися ранее Правилами об охране труда работников цирка партерные выступления несовершеннолетних не моложе 11 лет разрешены не позже 10 часов вечера, а в летнее время – не позже 11 часов вечера.

Органы опеки и попечительства вправе дать разрешение на работу в ночное время детям моложе 14 лет, являющимся актерами театра и кино, поскольку такая возможность предусмотрена Конвенцией МОТ от 09.10.46 № 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах. Согласно статье 5 указанной Конвенции национальные законы и правила могут уполномочивать соответствующую власть на выдачу индивидуальных разрешений для предоставления детям и подросткам в возрасте до 18 лет возможности выступать в ночное время в качестве актеров в публичных представлениях или участвовать в ночное время в качестве актеров в кинематографических съемках. При этом следует учитывать, что разрешение не может быть предоставлено в тех случаях, когда в силу характера представления или обстоятельств, в которых оно протекает, или характера кинематографической съемки или условий, в которых она совершается, участие в представлении или в кинематографической съемке может быть опасно для жизни, здоровья или нравственности ребенка или подростка.

При выдаче разрешений действуют следующие условия:

работа не продолжается после полуночи; устанавливаются строгие гарантии для защиты здоровья и нравственности ребенка или подростка, обеспечения хорошего обращения с ним и во избежание нарушения нормального хода их учебы; ребенку или подростку предоставляется период отдыха продолжительностью по крайней мере в 14 последовательных часов.

Необходимо особо подчеркнуть, что вопрос о возможности работы в ночное время актера, не достигшего 14-летнего возраста, должен решаться органами опеки и попечительства в каждом конкретном случае индивидуально в зависимости от возраста ребенка, состояния его здоровья и некоторых иных условий как объективного, так и субъективного характера.

Особенности регулирования труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений (далее - творческие работники) предусмотрены статьей 351 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При этом указанной статьей предусмотрено, что такие особенности могут устанавливаться непосредственно в трудовых договорах с творческими работниками.

Труд творческих работников имеет свои особенности с учетом функционирования организаций культуры. Правоприменительная практика норм трудового законодательства показала необходимость совершенствования труда творческих работников, их систематизации.

Законопроект предусматривает введение в Кодекс отдельной главы, устанавливающей особенности регулирования трудовых отношений с творческими работниками, которая содержит ряд новых положений по их совершенствованию.

В целях признания заслуг деятелей культуры предусматривается возможность введения в организациях культуры должности президента по аналогии со сферой образования.

При этом между президентом и учредителем организации культуры будет заключаться трудовой договор на срок до пяти лет, совмещение должностей руководителя и президента организации культуры не допускается.

Предусматриваются особенности труда творческих работников в возрасте до восемнадцати лет и женщин в отдельных сферах культуры, например, для цирка и балета, допускающие превышение предельно допустимых норм нагрузок, если это необходимо, при условии, что такие нагрузки не запрещены по состоянию здоровья работника в соответствии с медицинским заключением.

Вводится оценка востребованности в отношении творческих работников театров, музыкальных и танцевальных коллективов, концертных организаций и цирков, за исключением работников, трудовой договор с которыми заключен на определенный срок.

Оценка востребованности не предполагает определение профессиональной пригодности творческого работника и направлена исключительно на его востребованность в перспективном репертуаре (программе) театра, музыкального и танцевального коллективов, концертной организации и цирка.

Законопроектом предусматривается, что положение об оценке востребованности творческих работников в репертуаре (программе) театра, музыкального и танцевального коллективов, концертной организации и цирка и перечень должностей творческих работников, в отношении которых проводится такая оценка, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Оценка востребованности не проводится в отношении ряда лиц, в том числе руководителей организаций; одиноких родителей, имеющих на иждивении детей в возрасте до шестнадцати лет, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида - до восемнадцати лет), других лиц, воспитывающих указанных детей без матери; творческих работников, удостоенных почетных званий Российской Федерации, СССР и республик в составе СССР в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

В целях исключения срыва показов театральных постановок, цирковых номеров и т.д. предусмотрена норма, согласно которой творческие работники театров, музыкальных и танцевальных коллективов, концертных организаций и цирков имеют право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе (по собственному желанию), предупредив об этом работодателя в письменной форме в срок, определенный трудовым договором, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев. Такой срок не должен быть менее одного и более трех месяцев.
Законопроект, текст которого приведен полностью, разработан во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 30.08.2018 № ОГ-П44-5666.

Статья 1

Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; № 30, ст. 3014; 2006, № 27, ст. 2878; 2008, № 9, ст. 812; 2011, № 45, 6335; 2013, № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4037; № 52, ст. 6986; 2014, № 49, ст. 6918; 2017, № 25, ст. 3594;

№ 27, ст. 3936; 2018, № 53, ст. 8468) следующие изменения:

1) абзац седьмой части второй статьи 59 признать утратившим силу;

2) часть четвертую статьи 63 признать утратившей силу;

3) часть четвертую статьи 94, часть шестую статьи 96, часть четвертую статьи 113 признать утратившими силу;

4) в статье 153:

в части четвертой после слов «другой день отдыха» дополнить словами «, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом»;

1   2   3   4   5


написать администратору сайта