курсач. Проблема оценки и регулирования творческого труда с развитием экономической науки никогда не теряла своей актуальности
Скачать 73.7 Kb.
|
Для видов труда с высокой степенью содержания творческих элементов мировая практика предусматривает их прямое бюджетное финансирование. Это связано неопределенностью результативности труда с позиции его качества и долговременности. Данное обстоятельство создает определенные трудности в привлечении достаточных для поддержания деятельности средств из негосударственных источников. В этой связи опека государством некоторых видов творчества, позволяет ему создать прочную опору для выполнения своих главных функций. В противном случае государство вынуждено покупать необходимый для своего функционирования продукт, что в итоге требует больших финансовых затрат. 5. Творческий труд существенно отличается от других видов труда по широкому кругу характеризующих его специфических черт: - сложный; -коллективный; - долговременный; - требует финансирования; противоречивый (в аспекте результативности, возможных противоречий коллектива и индивидуальности); - наличие сомнений правильности решений в процессе работы; - случайность, как фактор влияния на получение результата; - авторский; - видение перспектив. Интуиция; - способность к ассоциативному мышлению; - специфика результата. Оценка творческого труда, в отличие от нетворческих его видов, настоятельно требует учета практически всех перечисленных выше специфических его черт. 6. Изучение творческого труда через систему взаимодействия мотивов и стимулов показало, что его стимулирование через поощрение носит ограниченный характер. Именно по этой причине поощрение, в различных формах, не всегда является гарантом достижения заданного результата. Ограниченный характер влияния стимулирования на результативность творческой деятельности обусловлена специфичностью последней. В то же время стимулирование творческого труда, в разных формах его проявления (оплата труда, организация условий труда) являются условием существования творческого труда. Отсюда можно сделать вывод о необходимости поиска более совершенных, чем ныне применяемые, формы и системы поощрения творческого труда. Одним из главных факторов влияния на процесс творчества является развитость мотивационной структуры личности. Существование потребностей высшего порядка и желание удовлетворить их в полном объеме мотивируют личность к творческому труду. Сила их проявления и личные качества работника, обусловленные уровнем его творческого потенциала, в решающей мере определяют результативность творческой деятельности. В ходе, которой необходимо удовлетворение потребностей низшего порядка, происходящее через стимулирование. Поскольку эффективность творческого процесса зависит и от удовлетворения работниками своих потребностей «низшего порядка». Инструментом воздействия здесь выступает стимулирование. Таким образом, мотивы и стимулы - это две параллельные и взаимообусловленные составляющие процесса мотивации работника к труду. Их существование определяет возможность труда и его результативность, а потому являются условием реализации потребностей субъектов разного уровня. 7. Существующие в экономике методы оценки труда базируются на применении методов нормирования. По отношению к творческому труду, особенно с высоким уровнем содержания творческих элементов, прямое нормирование является мало эффективным. Исключение составляет экспертный метод нормирования, позволяющий с некоторой степенью вероятности определить сложность выполняемой работы и ее долговременность. Данное утверждение базируется на учете специфических особенностей творческого процесса, которые, в свою очередь, выдвигают требование в отличительном подходе к оценке творческого труда и определяют специфические черты его нормирования. Мы считаем, что специфическими особенностями нормирования творческого труда могут выступать: нормирование через комплексную оценку результатов деятельности; необходимость индивидуализации нормы по результату персонификации работника; регламентация творческого труда посредством его самоорганизации. Учет данной специфики нормирования позволит дать объективную оценку труда и определить размеры поощрения, индивидуальные для каждого работника. Индивидуальный подход, прежде всего, должен выдерживаться по отношению к тем работникам, чей труд, определяет характер полученных результатов. 8. В ранее и ныне действующих системах оплаты творческого труда, проблема комплексной оценки не нашла своего решения. Долгое время оплата труда работников зависела от формальной оценки ряда показателей, учитывающих их положение работника в должностной иерархии, квалификацию, стаж работы по специальности, ранее достигнутые личные творческие достижения каждого работника. Одновременно объективная оценка текущей деятельности работников фактически не проводилась, что снижало стимулирующую роль оплаты труда. Проявилась и иная тенденция -использование подобных систем оплаты приводило к закреплению субъективных факторов формирования заработков. Попытки преодоления сложившейся ситуации, предпринятые, как практиками, так и учеными, не принесли ожидаемого результата. Одна из причин - общеэкономическая - отставание роста оплаты творческого труда, в первую очередь в научной отрасли, по отношению к другим отраслям. Кроме того, оценка труда, строившаяся на анализе результативности персональной деятельности работника и четкой периодизацией его аттестации, не всегда применима по отношению к творческому труду с высоким содержанием творческих элементов. В результате, работники охотней брались за относительно несложные задания с прогнозируемым положительным результатом. Не менее важная причина, тормозившая разработки по совершенствованию системы оценки творческого труда, состоит в том, что системы стимулирования работников базировались на принципах модели социалистического хозяйствования и соответствующему ему способу распределения. В соответствии с чем размеры видов стимулирования были строго конкретизированы и их установление на существующих принципах не требовало комплексной проработки существующей проблемы оценки творческого труда. Нерешенность проблемы оценки творческого труда не позволило в условиях реформ Н-й половины 80-х годов, ослабивших централизованную регламентацию условий оплаты труда творческих работников, в полной мере усовершенствовать системы стимулирования творческого труда. 9. Действие ETC в том виде, в котором она существовала, во многом обусловлено, условиями переходного периода. Ее объективная полезность проявлялась в простоте и универсальности применения. Что было необходимо при планировании расходов государственного бюджета в условиях глубокой социально-экономической трансформации. Одной из негативных черт характеризующих ETC, являются низкие тарифные ставки, что не создавало предпосылки для реализации стимулирующей функции заработной платы. Кроме того, низкие тарифные ставки послужили в качестве предпосылки к нарушению тарифно-квалификационных требований. Оценка труда согласно системе проводилась на общих основаниях, безусловно, выделяя работников сложного интеллектуального труда, в том числе, творческого. Однако вышеназванная и другие причины не позволяли реальной оценке творческого труда быть отображенной в условиях заработной платы. 10. В условиях рыночной экономики оплата труда осуществляется через оценку его экономической эффективности с учетом цены рабочей силы, установленной на рынке труда. Сложившаяся на сегодня модель оплаты работников бюджетной сферы, основанная на остаточном принципе финансирования, негативно сказывается на развитии соответствующего сегмента рынка труда и не отвечает принципам рыночной экономики. В результате формируется резкая диспропорциональность между эффективностью труда и уровнем его оплаты, не только в государственном, но и в негосударственном секторах экономики. Подобное несправедливое отношение к творческому труду грозит его существованию. Основа преодоления сложившейся негативной ситуации заложена в характере самого творческого труда, в его способности приносить высокую результативность. Это начинает осознаваться на разных уровнях управления «общественного самосознания». Подтверждением является развитие двух необходимых для эффективной творческой деятельности процессов -увеличение объемов государственного финансирования и появлении разных форм негосударственного финансирования. 11. Сосуществование форм финансирования творческого труда, по остаточному принципу и других более эффективных способов углубляет существующую дифференциацию заработной платы и, прежде всего, за счет методов и источников оплаты труда. В результате в тех сферах труда, которые существуют за счет негосударственных источников, уровень оплаты труда работников превышает уровень, сложившейся в бюджетном секторе. Видя эффективность творческого труда негосударственный капитал готов платить больше согласно, складывающейся дифференциации, для повышения собственной конкурентноспособности и эффективности. Складывающаяся дифференциация будет существовать так долго, сколько будет существовать остаточный принцип финансирования. 12. Значительная часть творческого труда остается в сфере финансирования государственного бюджета. Данная форма финансирования для некоторых видов творческого труда является необходимой предпосылкой существования. Нельзя не отметить, что недостаточная развитость экономики не позволит государству отойти от остаточного принципа финансирования. Переход к принципам оплаты труда, принятым для рыночной экономики, должен сопровождаться постепенным увеличением оплаты труда работников, занятых творческим трудом, до размеров сопоставимых с негосударственным сектором экономики. Более того, в данной сфере оплата труда должна превышать размер оплаты, установившийся в не бюджетном секторе. Это позволит государству, с одной стороны, быть действительным организатором рыночных условий в оплате труда, и с другой - конкурировать в привлечении необходимых ему представителей творческого труда в целях эффективности выполнения существующих государственных функций. 13. Прекращение действия Единой тарифной сетки, в соответствии с Федеральным законом №122-ФЗ, предусматривает создание множественных отраслевых систем оплаты труда, учитывающих специфику каждой отрасли экономики. Построение систем оплаты производится с учетом, единых принципов и норм, обязательных к соблюдению. Осуществляемый в настоящее время процесс повышения уровня заработной платы работников бюджетного сектора обеспечивается увеличением объемов ассигнований из госбюджета, наряду с оптимизацией численности работников бюджетных учреждений и реструктуризацией сети последних. Обеспечение государственных гарантий в оплате труда, подразумевает, в первую очередь, обеспечение равной оплаты за равный труд. Данное положение обеспечивается посредством определения минимальных гарантированных окладов для основных по каждой отрасли экономики профессиональных групп. При этом доля выплат по основным тарифным ставкам должна составлять не менее 70% от общего фонда оплаты труда. Повышение уровня самостоятельности руководителей бюджетных организаций, выраженное возможностями руководителя в увеличении стимулирующих выплат или организации индивидуальных условий оплаты труда, позволит материально стимулировать высокоэффективного работника; оперативно реагировать на изменения, происходящие на рынке труда; конкурировать с другими организациями разных форм собственности в привлечении работника необходимой квалификации. 14. Системы оплаты творческого труда предопределяются методами и источниками его финансирования. В ситуации, когда финансирование учреждения производится главным образом из государственного бюджета, и данный фактор является основополагающим для существования конкретного вида творческого труда, его оплата производится по сметному принципу в соответствии с принятыми для подобных организаций нормами закона и государственными гарантиями. Доля выплат по основным тарифным ставкам, в виде должностного оклада, в системе оплаты, теперь должна составлять не менее 70% от общих выплат. Учреждения и организации, финансирование которых производится через получение заказов и грантов, разрабатывают собственные условия оплаты труда, учитывающие ряд норм обязательных к соблюдению с точки зрения закона. Оплата труда и ее размеры не являются здесь величиной постоянной, поскольку находятся в прямой зависимости от объемов финансирования. При этом обязательность получения финансовых средств в данном случае не гарантирована. Как правило, система оплаты труда в данных организациях характеризуется сравнительно невысокими должностными окладами, выполняющими определенную страховочную функцию на время недостаточной загруженности учреждения заказами на выполнение определенных видов работ. Ориентиром для их установления являлась ETC. Значительная часть заработка работника пополняется другими выплатами в виде премий. Последние выплачиваются при условии нормального функционирования организации. 15. Разработка предложений по введению новых условий оплаты труда творческих работников государственных учреждений города Москвы, проведена на основе принципов, заложенных в Федеральном законодательстве, с учетом требований ТК РФ. В результате изменена структура индивидуальной заработной платы творческих работников в пользу основной (тарифной) ее части, по причине сложности оценки труда через прямое нормирование и учета результатов. Главными факторами зависимости величины заработной платы работников являются: квалификация; сложность выполняемых работ; условия труда; уровень образования и стаж работы по профессии. Должностные оклады установлены в соответствии с финансовыми возможностями города и приближены по своим размерам к среднему уровню заработной платы по отраслям экономики региона. Приведенные в схемах должностные оклады творческих работников служат государственной гарантией минимального уровня оплаты для работников конкретных профессионально-квалификационных групп. Установленные вилки должностных окладов служат способом выражения дополнительной оценки труда работника, учитывающей происходящие изменения в сложности и эффективности труда работника. Предусмотренная возможность установления индивидуальных условий оплаты труда, выражает оценку труда отдельных работников, эффективность деятельности, которых влияет на коллективную результативность. 1. Федеральный закон ог 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ. Собрание законодательства РФ, 2004 г., № 35, ст. 3607. 2. Об авторском праве и смежных правах (с изменениями ог 19 июля 1995i.): Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 /ГАРАНТ справочная правовая сиаема. ГАРАН Г 5.5., 2005. 3. Об оплате труда работников науки (с изменениями на 10 августа 1990 года): Поаановление Совета Минисфов СССР oi 05 июня 1957i. №660 /Юридическое бюро КОДНКС. Владивосток., 2003. 4. Об утверждении положения о премировании работников научно-исследовательских учреждений академии наук, промышленности, образования: Постановление Совета Министров СССР №358 октябрь 1957 I ода/НИИ труда. М., 1970. 5. О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников культуры Российской Федерации: Постановление Министерства Труда РФ oi 25 ноября 1992i. №43 6. О согласовании разрядов оплаты фуда и тарифно-квалификационных требований по должностям работников науки и научною обслуживания Российской Федерации: Постановление Министерства Труда РФ oi 4 декабря 1992г. №48 7. Постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31 декабря 1987 г. №793/33-75 // Бюл. Госкомтруда СССР. 1988. №12. 8. О совершенствовании заработной платы и введении новых тарифных ставок и должное 1ных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства: Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сет ября 1986i. №34. С. 179. 9. О совершенствовании оплаты фуда научных работников, конструкюров и технологов промышленности: Постановление ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС от 22 мая 1985 г. №462 // СП СССР. 1985 г. №21. С. 104. 10. О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1987 г. №1102 // Экон. газ. 1987. №42. С. 2, 13. 11. Рекомендации по премированию работников научных организаций / НИИ труда. М., 1988. 12. Законодательные акты о кинематографии. Т. II. Кн. 1. М: Юридическая литература, 1983. - 544 с. 13. Законодательные акты о кинемаю! рафии. Г. II. Кн. 2, М: Юридическая литература, 1983. - 440 с. 14. Законода1ельные акты о кинематографии. Т. II. Кн. 3. М: Юридическая литература, 1984. - 440 с. 15. Основные нормативные акты о правовом положении научных учреждений и работников науки. Т. I. Правовое положение научных учреждений. Кн. 4. М.: Наука, 1977. - 287 с. 16. Основные нормативные акты о правовом положении научных учреждений и работников науки. 1. I. Правовое положение научных учреждений. Кн. 5. М.: Наука, 1977. - 291 с. 17. Основные нормашвные акты о правовом положении научных учреждений и работников науки. I. II. Правовое положение работников науки. Кн. 7. М.: Наука, 1979. - 559 с. 18. Основные нормативные акты о правовом положении научных учреждений и работников науки. Кн. 8. М.: Наука, 1980.-469 с. 19. Сборник руководящих материалов по вопросам труда и заработной плаш работников театрально-зрелищных предприятий / Министерство Культуры СССР. М., 1985. - 581 с. 20. Об условиях оплаты труда работников учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры г. Москвы: Проект Постановления правительства г. Москвы. Управление заработной платы и уровня жизни. НИИ труда. М., 2005 т. 21. Концепция реформирования системы оплаты труда работников государственных учреждений г. Москвы / Под рук. Яковлева Р.А. Управление заработной платы и уровня жизни. НИИ труда. М., 2005 г. 22. Оплата труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки. М.: НИИ груда, 1993.-210 с. 23. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих / Минтруд России М.: Экономические новости, 1998. -400 с. 24. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 22 автуста 2004 i. № 122 ФЗ / Под общ. ред. П.А. Волгина, С.В Калашникова. - М.: РАГС, 2005. - 456 с. |