Главная страница

практика 9. Проблема познания в истории философии


Скачать 16.74 Kb.
НазваниеПроблема познания в истории философии
Дата23.02.2023
Размер16.74 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлапрактика 9.docx
ТипДокументы
#952005

Проблема познания в истории философии

Содержание

1. Отражение как основа процесса познания

2. Представление о познании в истории философии

1. Отражение как основа процесса познания Греческое слово "gnosis" переводится на русский язык как "знание". Гносеология - учение о познании. В философии гносеология или теория познания выступает одним из ведущих разделов философии. Основанием познания выступает процесс отражения. Отражение присуще всей природе и имеет место там, где есть взаимодействие или взаимосвязь двух или более объектов или явлений. Виды отражения в "неживой" природе совпадают с формами движения объективной реальности и не совпадают известным образом в живой. Можно выделить следующие виды отражения: ·механический вид отражения, в котором представлены результаты взаимодействий в простом пространственном перемещении тех или иных объектов: ·физический вид отражения, в котором представлены результаты взаимодействий и взаимосвязей элементарных частиц; ·химический вид отражения, в котором представлены результаты взаимодействий и взаимосвязей молекул в молекулярной форме движения объективной реальности. ·Биологический уровень отражения объективной реальности содержит три вида, соответствующие различным уровням в развитии живых организмов и тех систем внутри них, которые обеспечивают определенный способ реагирования на воздействия окружающего. Речь идет о строении и уровнях развития нервных систем живых организмов, начиная от нервных ядер и нервных окончаний у простейших и кончая наличием центральной нервной системы высших животных и человека. К видам биологического отражения относятся: раздражимость; чувствительность; собственно психическое отражение. ·Социальное отражение представлено сознанием человека как социального существа. Этот вид отражения является высшей формой отражения, а также - результатом социальных отношений и социальной деятельности человека. Необходимо отметить, что субординация представленных видов отражения остается той же, что и в формах движения материи. Социальное отражение тоже можно представить различными уровнями: это рассудок и разум. Рассудочный уровень отражения действительности характеризуется взглядом на мир как на некий "механизм", в котором все предопределено, а человек является "винтиком" данного "механизма". Разумный же уровень отражения характеризуется взглядом на мир как на конкретное целое, то есть единое во всем его разнообразии. И в этом целом человек выступает творцом, созидателем того пласта, который называется культурой (в широком смысле этого слова). Под широким смыслом понятия культуры необходимо понимать все созданное и создаваемое человеком для человека. Если рассматривать образовательное пространство, то рассудочный уровень можно отследить в системе дисциплинарной формы заданий и их выполнения начиная с 1 класса и заканчивая высшей ступенью. Дисциплинарная форма знаний - это та, при которой человек заучивает готовые истины то есть сделанные ранее выводы и заключения. Творческий подход считается в этом случае отступлением от норм. Создание искусственного интеллекта путем усвоения массы информативного материала, готового знания часто заменяет собственно интеллектуальное становление человека, которое заключается в освоении логики изучаемого предмета, явления путем его распредмечивания. Распредмечивание есть реконструкция опредмечивания. Понятие познания характеризует процесс отражения человеком мира, который результируется возникновением знания, то есть знание по отношению к познанию есть результат. Процесс познания в истории философии с точки зрения его направленности осмысливается в следующих вариантах: как процесс идущий от объекта к субъекту как процесс идущий от субъекта к объекту как процесс идущий от субъекта к субъекту Познание является отражением мира, которое осуществляется через практическое отношение человека к миру. Познание обусловливается особенностями существующих социальных связей, содержанием культурно-исторического бытия, в том числе, способами построения самой социальной реальности, в ее отношении к природе. В случаях, когда самопознание становится предметом отражения, то есть результатом познания, мы можем говорить о рефлексии. Рефлексия, как понятие рассматривается в двух смыслах: в распространенном смысле это понятие отождествляется с понятием отражение. Речь идет о том, понятие рефлексия укоренено на понятии рефлекс (то есть реакция на что-либо). Поэтому, в распространенном смысле, всякая рефлексия отождествляется с отражением. в специально философском смысле, это понятие указывает на наличие осмысленного процесса. Есть также понятие двойная рефлексия, которое указывает на два аспекта осмысления: с одной стороны - это осмысление самого объекта или явления, с другой стороны - осмысление того, как осуществляется осмысление этого объекта. Понятия "познание" и "рефлексия" находятся в тесной связи, их различие состоит лишь в акцентах на выделении определенного смысла. Если познание предполагает, что имеется процесс связи человека с миром, приносящий в качестве результата знание; то рефлексия акцентирует внимание на внутренней структуре познания, на форме связи человека с миром. Эта форма связи - ни что иное, как форма мышления, которая фиксирует форму практического освоения человеком мира. Познание является всегда процессом отражения человеком мира, имеющим исторически обусловленный характер. Это касается как объекта, так и субъекта познания, а также форм их связей. Формой связи субъекта и объекта является практическое отношение человека к миру, то есть деятельность человека. Практическое отношение или деятельность человека имеет исторический характер. В зависимости от исторического развития меняются формы связи человека с миром.


написать администратору сайта