Социальная дифференциация языка. Проблема происхождения языка
Скачать 40 Kb.
|
Оглавление Введение 2 1. Проблема происхождения языка 3 2. Теории происхождения языка 5 2.1. Звукоподражательная теория 6 2.2. Теория междометий 8 2.3. Теория жестов 9 2.4. Трудовая теория 10 2.5. Теория трудовых выкриков 13 2.6. Теория божественного происхождения языка 14 2.7. Теория общественного договора 14 Заключение 16 Список использованной литературы 17 ВведениеВопрос о происхождении языка является одним из наиболее сложных и до конца не решенных в языкознании, т.к. он тесно связан с происхождением самого человека. Языки, существующие сегодня на земле находятся уже на достаточно высоком уровне развития. Тогда как происхождение языка относится к эпохе с архаичными взаимоотношениями людей. В существующих теориях происхождения языка условно можно выделить два подхода: 1) язык появился естественным путем; 2) язык был создан искусственно некоей активной созидающей силой. Вторая точка зрения долгое время была преобладающей. Расхождения наблюдались лишь в вопросе о том, ктосоздал язык и из какого материала. В античном языкознании этот вопрос формулировался следующим образом: создан ли язык «по установлению» (теория «тесей») или «по природе вещей» (теория «фюсей»)? Если язык создан по установлению, то кто его установил (Бог, человек или общество)? Если язык создавался по природе, то как соответствуют друг другу слова и свойства вещей, в том числе и свойства самого человека. Наибольшее число гипотез породил первый вопрос – кто создал язык, какова природа тех сил и причин, которые вызвали к жизни язык? Вопрос же о материале, из которого строился язык, особых разногласий не вызывал: это звуки, рождаемые природой или людьми. В переходе от них к членораздельной речи участвовали жесты и мимика. 1. Проблема происхождения языкаПроблема происхождения языка интересовала ученых с древнейших времен. Еще в античные времена проблема происхождения языка занимала древнегреческих философов Демокриґта, Платона, Аристоґтеля, римского философа Лукреґция и др. Со временем изучение вопросов происхождения языка обособляется в качестве самостоятельной научной проблемы. «Проблема глоттогенеза, история изучения которой насчитывает не одну тысячу лет, как проблема, имеющая самостоятельный интерес, была сформулирована только в середине XVIII в. Это было сделано Кондильяком в трактате, посвященном теории познания». В настоящее время, кроме специалистов по лингвистике и биологии (физиологии), в решении данной проблемы активное участие принимают представители таких наук, как ант_ ропология, археология, этнография, психология, философия и др. Многие лингвисты в качестве материала для изучения проблемы происхождения языка используют результаты наблюдений над речью детей, данные анализа языков австралийских, американских и африканских племен и народностей. В этих языках якобы сохранились черты языка первобытных людей, а также некоторые элементы высокоразвитых современных языков — архаические слова и лексические значения, грамматические конструкции. Однако подобные факты вряд ли могут служить надежным источником для решения проблемы глоттогенеза. Развитие детской речи протекает под влиянием речи взрослых, а потому их речь коренным образом отличается от речи первобытных людей. Что же касается особенностей языков современных племен и народностей или высокоразвитых языков культурных народов, надо иметь в виду, что эти языки прошли долгий и сложный путь самостоятельного развития и не могут отражать состояния «первобытного» языка. Проблема происхождения языка является исключительно сложной и многогранной. В современном ее понимании это не просто проблема возникновения отдельных элементов языка (слов, выражений и др.), а исследование становления языка как важнейшего средства человеческого общения «из доязыковых форм коммуникации». Иными словами, возникновение собственно человеческого звукового языка, т. е. языка слов, непосредственно связано с превращением непроизвольно производимых человеком звуков в намеренно произносимые звуки речи или слова, выражающие определенное содержание (названия предметов, их признаков, действий, состояний и т. п.). В решении общей проблемы происхождения языка можно выделить ряд частных вопросов: о времени происхождения языка, о месте его возникновения, о возможных путях формирования звукового, словесного языка, о характере его первоначального состояния и др. 2. Теории происхождения языкаС давних времен предпринимаются попытки классифицировать по тем или иным признакам теории, концепции и гипотезы происхождения языка. Еще в античной философии в решении вопроса о происхождении языка различались два основных направления: 1) теория естественного (или природного) происхождения языка, иначе— естественная (природная) теория, объяснявшая происхождение языка естественным путем, «от природы» («теория фюсей»); 2) теория искусственного происхождения языка, согласно которой язык был создан (Богом или людьми) искусственным путем, «по установлению» («теория тесей»). Оба эти направления в разных вариантах существуют на протяжении всей истории развития научной и философской мысли. Первые мыслители, занимавшиеся проблемой возникновения языка, придерживались мнения об и с к у с с т в е нн о м его происхождении. Основателем данной концепции считают древнегреческого философа Демокрита. Гипотеза искусственного происхождения первоначального языка долгое время существовала как теория создания языка Богом или по воле Божьей. Наряду с этим с древнейших времен существовали концепции, согласно которым язык мог быть создан людьми без непосредственного участия божественных сил. Сюда относится, в частности, сравнительно поздняя по времени возникновения теория общественного договора. Наряду с теорией/теориями искусственного происхождения языка с древнейших времен существует гипотеза е с т е с т в е н н о г о (или природного) его происхождения. Основателем данной теории считают римского философа Лукреция (I в. до н. э.). Во второй половине I в. до н. э. римский архитектор и инженер Витруґвий в своем сочинении «Десять книг об архитектуре» писал о том, что в древние времена люди установили слова под воздействием ежедневного навыка производить дыханием различные звуки. Эта теория, равно как и теория искусственного происхождения языка, существует и в настоящее время. Особое внимание проблеме образования языка естественным путем уделяется начиная со второй половины XVIII в. В современном языкознании концепция естественного происхождения языка представлена разными гипотезами. Наиболее известны теории звукоподражаний, междометий, трудовых выкриков, жестов, а также трудовая теория. Все они, в отличие от теорий искусственного создания языка, рассматривают возникновение человеческого языка как длительный процесс постепенного его становления на основе доязыковых средств коммуникации. Существуют и иные подходы к классификации теорий происхождения языка. Так, с древнейших времен и до настоящего времени противопоставляются материалистические и идеалистические концепции происхождения языка. Некоторые лингвисты говорят о возможности разделить великое множество высказываний о происхождении языка на две основные группы: теории биологические и теории социальные. В современном языкознании более популярны теории естественного происхождения языка. 2.1. Звукоподражательная теорияЗвукоподражательная теория объясняла появление первых слов подражанием звукам природы. Например, в словах куковать, мяукать, бах, квакать основу слова составляют звуковые особенности названных действий. Принцип звукового подражания, однако, не исчерпывался лишь подражанием звукам природы. Этот принцип распространялся сторонниками теории и на отражение в звучании слова незвукового признака называемого предмета, явления. В этом случае звуки наделялись способностью быть символами каких-либо чувств, качеств. Так, в словах бублик, боб, губы, звук [б] ассоциируется с чем-то круглым, выпяченным. Теория звукоподражания в зачаточном состоянии появилась еще в рассуждениях древнегреческих философов. В развернутом виде эта теория представлена в трудах Г. Лейбница. Г. Лейбниц считал, что первые языки людей были естественно звукоподражательными: в звучании слов отражались звуки окружающего мира. По мере развития языка принцип подражательности принимает иные формы, становясь символическим. С течением времени принцип звукоподражания теряет свое значение: в современных языках слова уже не основываются на этом способе названия. Таким образом, принцип звукоподражания рассматривается Г. Лейбницем как основа происхождения человеческого языка, как основа появления дара речи у человека. Положительной стороной данной теории является попытка рассмотреть механизм производства первых человеческих слов. Кроме этого, признание первоначальной связи между звучанием и значением доказывает естественный, а не божественный характер возникновения языка. Исследования последних десятилетий отводят значительную роль звукоподражанию и звукосимволизму наряду с жестовым языком при возникновении языка человека. Решение вопроса о происхождении языка непосредственным образом смыкается с проблемой становления человека, формирования человеческого общества. В числе основных причин, повлиявших на возникновение речи, исследователи называют социальные условия. Еще в древности авторы указывали на роль общения как на причину возникновения языка. Вот что писал Диодор Сицилийский (5 век до н.э.): «Первоначально люди жили неустроенной и сходной со зверями жизнью, выходили вразброд на пастбища и питались травой и древесными плодами. При нападении зверей нужда научила их помогать друг другу, и, собираясь вместе от страха, они начали постепенно друг друга узнавать. Голос их был еще бессмысленным и нечленораздельным , но постепенно они перешли к членораздельным словам и, установив друг с другом символы для каждой вещи, создали понятное для них самих изъяснение относительно всего. А так как такие объединения имели место по всему миру, то язык оказался не у всех равнозвучным, поскольку каждые группы людей случайным образом составили свои слова: отсюда разнообразие в характере языков, а первоначально возникшие объединения положили начало всем племенам». 2.2. Теория междометийВторой по распространенности и популярности является теория происхождения языка из м е ж д о м е т и й. Ее называют также теорией эмоционального происхождения языка. Согласно положениям междометной теории (в ее первоначальном варианте), «речь возникла из бессознательных выкриков, сопровождающих различные состояния эмоций». По мнению эпикурейцев, в основу первоначальной речи положены «эмоциональные крики, которые связывались с впечатлениями от воздействующих на человека вещей и становились их обозначениями». Сторонники междометной теории видели основу происхождения языка в стремлении первобытного человека выразить свои эмоции и другие переживания (радость, удивление, боль, страх, голод и др.) с помощью нечленораздельных звуков, междометий. Впоследствии от них якобы произошли и все остальные слова. В подтверждение такой версии происхождения языка приводится факт наличия в разных языках определенного количества междометных слов, а также производных от них образований. Ср., например, русские междометия ах, ох, ой, эй, ух и слова ахать, ахнуть, охать, охнуть, ойкать, ойкнуть, ухать, ухнуть, уханье и др. По мнению большинства современных ученых, междометная теория происхождения языка, как и звукоподражательная теория, является несостоятельной. Объясняя происхождение незначительной доли слов, она не в состоянии объяснить возникновение основной части словарного состава языка, например эмоционально нейтральных слов, в особенности слов, являющихся названиями «предметов мысли». Обращается внимание на то, что слова, которые могли возникнуть из аффективных выкриков первобытного человека, способны выполнять, главным образом, выразительную (экспрессивную) функцию, в то время как у языка имеется и ряд более важных функций, которые подобные слова выполнять не в состоянии. 2.3. Теория жестовТеория происхождения языка из жестов была выдвинута Л. Гейером и В. Вундтом в XIX в., в XX в. её поддержал Н.Я. Марр. Сущность этой теории в том, что звуковому языку предшествовал язык жестов, распространённый среди касты жрецов, шаманов, где первоначально и возникла речь. Помимо того, что возникновение языка рассматривалось с классовых позиций, хотя он и имеет надклассовый характер, предполагалось существование особого языка жестов, что не находит никакого подтверждения. Жесты, наоборот, выступают вторичным средством общения при наличии звукового языка, т.к. не выражают понятий, и могут лишь в ряде случаев сопровождать речевые акты. 2.4. Трудовая теорияВажным шагом к правильному осмыслению проблемы происхождения языка была выдвинутая Л. Нуаре трудовая теория происхождения языка, согласно которой язык возник в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей, как одно из средств оптимизации и согласования этой деятельности. Трудовая теория развивалась также в работах К. Бюхера, видевшего историю языка в "трудовых выкриках", сопровождавших акты коллективного труда. В зарубежной науке 20 в. в трактовке вопросов происхождения языка господствуют два крайних направления. Одно, "натурализующее", пытается вывести язык из форм поведения (в частности, коммуникации), присущих животным, рассматривая эти формы как проявление единых, изначально присущих животным (и человеку) биологических тенденций ("теория контактов" Д. Ревеса и др.). Представители другого, "социологизирующего", направления, напротив, пытаются усмотреть у животных уже сложившиеся формы социальной жизни и приписывают им специфически человеческие особенности отражения и осознания действительности; отсюда, в частности, попытки обучения высших приматов человеческому языку, поиск у дельфинов "языка" человеческого типа и т. п. В обоих случаях язык выступает как своего рода прибавка дополнительных выразительных средств к определенного рода деятельности; отсюда часто встречающиеся попытки свести проблему к изучению происхождения языка как абстрактной системы из систем коммуникативных, точнее сигнальных, средств, присущих животным. Между тем уже в работах основоположников марксизма четко показано, что решить проблему происхождения языка невозможно, если не ставить одновременно вопроса о происхождении специфически человеческих форм отражения и деятельности, генетически связанных с языком. Марксистское осмысление проблемы происхождения языка дал Ф. Энгельс в своем известном фрагменте "роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (1876). Основной мыслью Энгельса является неразрывная внутренняя связь развития трудовой деятельности первобытного человеческого коллектива, развития сознания (и вообще психики) формирующегося человека и развития форм и способов общения. Общение развивается (и затем возникает язык) как необходимое следствие развития производственных и других общественных отношений в трудовой коллективе - у людей появляется что сказать друг другу - и в то же время служит опорой для возникновения высших форм психического отражения, для складывания человеческой личности: "Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг" (Соч., 2 изд., т. 20, с. 490). Эти мысли подробно развиты К. Марксом и Энгельсом также в "Немецкой идеологии". С психологической точки зрения развитие психики первобытного человека под влиянием труда и общения не сводится только к развитию мышления, только к развитию форм осознания человеком окружающего мира: язык, в т. ч. в его первобытных формах, участвует в различных сторонах психической жизни, опосредуя не только мышление, но и восприятие, память, воображение, внимание, эмоциональные и волевые процессы, участвуя в мотивации поведения и т. п. Без языка невозможны присущие человеку формы познания мира и способы взаимоотношения с действительностью. С лингвистической точки зрения ошибочна распространенная тенденция искать "первобытные" черты в структуре современных языков или, напротив, переносить их особенности (в частности, членораздельность) на язык первобытного человека. Никакие данные, полученные путем анализа и сопоставления современных языков, хотя бы они и касались более древних эпох их развития (например, данные, полученные в сравнительно-исторических исследованиях), не имеют существенного значения для проблемы происхождения языка как свойства, отличающего человека от животного, т. е. эпоху возникновения языка отделяют от самой "глубинной" реконструкции значительно более протяженные периоды, а главное, - все эти данные относятся к эпохе, когда уже сложилось человеческое общество, обладающее вполне сформировавшимся звуковым языком. Между тем происхождение языка связано с гораздо более архаичными формами взаимоотношения людей и относится ко времени возникновения общества. Кроме того, язык как средство общения вообще мог возникнуть лишь как следствие появления определенных социальных функций общения. Социологическая сторона проблемы происхождения языка как раз и сводится к вопросу об этих социальных функциях общения в первобытном коллективе. Они несводимы к тем элементарным биологическим потребностям, которые удовлетворяет звуковая сигнализация у животных. "Членораздельная речь могла сложиться в условиях образования сравнительно сложных форм общественной жизни..., она способствовала выделению общения из непосредственного процесса производства в относительно самостоятельную деятельность" (А. Г. Спиркин. "Происхождение сознания"). Можно предположить, что функция общения развивалась от "стадной стимуляции" (Н. Ю. Войтонис) к функции общественной регуляции поведения и затем, когда средства общения получили предметную отнесенность, т. е. сформировался собственно язык, - к знаковой функции. Физиологически происхождение языка необъяснимо, если анализировать лишь отдельные анатомо-физиологические отличия в строении мозга, органов речи и слуха у человека по сравнению с высшими животными. Однако в современной науке, особенно зарубежной (Э. Х. Леннеберг, США), сильна тенденция выводить особенности человеческого языка из врожденных психофизических механизмов. Физиологическая основа речи человека - это сложная система связей, объединяющих различные зоны коры головного мозга в особую, т. н. функциональную систему. Эта последняя формируется на базе врожденных анатомо-физиологических предпосылок, но несводима к ним: она формируется у каждого человека в отдельности в процессе его развития. Происхождение языка и есть - с физиологической точки зрения - возникновение таких, обслуживающих процесс общения, "функциональных систем" под влиянием развития труда и все большего усложнения общественных отношений. 2.5. Теория трудовых выкриковНемецкий ученый К. Бюґхер выводил происхождение языка из трудовых выкриков, сопровождавших коллективные трудовые действия. Таким образом, возникает еще одна теория (гипотеза) естественного происхождения языка, которая в современном языкознании известна под названием теории т р у д о в ы х в ы к р и к о в. Согласно данной теории, выкрики (или возгласы) первобытных людей, сопровождавшие коллективный труд, вначале носили инстинктивный, непроизвольный характер, но постепенно превращались в определенные символы трудовых процессов, т. е. в сознательно произносимые языковые единицы. Некоторые лингвисты теорию трудовых выкриков иногда смешивают с трудовой теорией Л. Нуаре. По своему содержанию теория трудовых выкриков ближе к междометной теории, чем к трудовой теории, и может рассматриваться как разновидность данной теории. Существуют и другие теории естественного происхождения языка. Одной из сравнительно новых является сформулированная в США теория младенческого лепета. Согласно этой гипотезе, человеческая речь могла возникнуть из произносимых эмотивно-нейтральных звуков, сходных с непроизвольным лепетом младенца. 2.6. Теория божественного происхождения языкаИз теорий (гипотез) искусственного происхождения языка с античных времен известна теория б о ж е с т в е нн о г о п р о и с х о ж д е н и я языка (или божественная теория, теория откровения, теория божественного откровения, теория божественного установления языка). Основанное на библейских легендах, ее содержание отражено в мифологических произведениях разных эпох. Самыми древними из дошедших до нас литературных памятников, рассказывающих о божественном происхождении языка, являются индийские веды. Это четыре сборника художественных произведений разных жанров — песен, гимнов, жертвенных изречений и заклинаний. В Средние века божественная теория происхождения языка занимала господствующее положение среди других теорий. Вопрос о божественном происхождении языка оживленно обсуждался в научной литературе XVIII — начала XIX в., что связано с активной деятельностью французских просветителей, распространением идей Французской революции и стремлением противостоять усиливающемуся влиянию идей естественного происхождения языка. Однако к концу XIX в. данная теория происхождения языка уже утратила свое значение. 2.7. Теория общественного договораК числу теорий искусственного происхождения языка относится и теория общественного договора (иначе — теория социального договора, теория трудового договора, теория изобретения языка, договорная теория, или теория соглашения). В этой теории язык рассматривается как «искусственное порождение», как «сознательное изобретение и творение людей». Язык определяется также как «общественный договор, продукт словесного “называния”, при этом выбор имен в основном произволен». Возникновение теории общественного договора обычно связывают с именем французского просветителя XVIII в. Ж._Ж. Руссо, хотя идеи этой теории высказывались еще античными философами. Некоторые исследователи «настоящим творцом» рассматриваемой теории считают древнегреческого философа Демокрита. Сторонниками идей Демокрита были Аристотель, Лукреций, Витрувий и др. В античной философии эта теория противопоставлялась теории божественного происхождения языка. Теория общественного договора, по мнению современных ученых, не объясняет происхождение языка. Критики этой гипотезы обращают особое внимание на то, что договариваться о названиях разных вещей, о значениях произносимых слов невозможно без языка. Иными словами, «для того, чтобы “договориться” о языке, надо уже иметь язык, на котором “договариваются”». ЗаключениеНаиболее обоснованной и убедительной представляется трудовая теория происхождения языка. Положительную роль в разработке трудовой теории сыграли и другие теории, содержащие отдельные важные моменты. Однако в отдельности ни одна теория не в состоянии объяснить возникновение человеческой речи. Общим недостатком всех теорий считается то, что они (или многие из них) пытаются объяснить возникновение языка вне связи с вопросом о происхождении самого человека и образовании человеческого общества, в то время как данные явления неразрывно связаны между собой. Совершенно очевидно, что н е м о ж е т б ы т ь я з ы к а в н е о б щ е с т в а, к а к и н е в о з м о ж н о с у щ е с т в о в а н и е о б щ е с т в а б е з я з ы к а. Вполне допустимо, что «язык произошел не исключительно одним каким-либо путем», т. е. что он формировался на основе разных источников. На это обращали внимание многие ученые. Так, большинство французских философов второй половины XVIII в. в качестве таких источников называют одновременно подражание звукам природыи инстинктивные выкрики первобытных людей, т. е. признают и звукоподражательную, и междометную теории. При этом некоторые ученые (например, В. Вундт) рассматривают данные теории как дополняющие друг друга, относящиеся к разным периодам формирования первоначального языка. Предполагается, что сначала слова возникли из непроизвольных выкриков, а позже их состав пополнялся за счет звукоподражательных элементов. Английский естествоиспытатель Ч. Дарвин объясняет возникновение языка по совокупности трех источников: инстинктивных выкриков, звукоподражаний и жестов. При этом он считает, что жесты играли в возникновении речи вспомогательную роль. Список использованной литературыНемченко В.Н. Введение в языкознание – М.: 2008 – 703с. Зенков Г.С. Сапожникова И. А. Введение в языкознание - Бишкек: ИИМОП КГНУ, 1998.- 218 с А. А. Леонтьев ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА (Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990. - С. 400-401) Вендина, Т.И. - В 29 Введение в языкознание: Учеб. пособие для педагогических ву-зов/Т.И. Вендина. — М.: Высш. шк., 2003. — 288 с Гречко В.А. Теория языкознания - М.: Высш. шк., 2003 377 с. |