доовор. Проблема сознания, его назначения и функционирования является одной из важнейших в любой области общественной науки
Скачать 146.04 Kb.
|
Введение Актуальность. Проблема сознания, его назначения и функционирования является одной из важнейших в любой области общественной науки. Какой бы вопрос ни изучался общественными науками, в конечном счете, он обращен к сущности человека, личности как субъекта общественно-исторического процесса. Вне сознания и деятельности человека немыслимо общественное развитие, а, следовательно, проблема сознания – это изучение характера и направленности деятельности человека, которая в наибольшей степени раскрывает его сущность. Какие бы вопросы ни исследовала юридическая наука, в конечном итоге цель этого изучения в раскрытии сущности поведения, деятельности индивидов, социальных групп, классов, общества в целом. Причем из всей совокупности общественных отношении юридическая наука обращает внимание, прежде всего на сферу государственно-правовых отношений, изучая структуру сознания и поведения людей именно в этой области. Проблема правосознания как субъективного фактора, определяющего деятельность людей в государственно-правовой сфере, дает ключ к пониманию характера этих общественных отношений и деятельности людей. Сознание человека, отражая объективные потребности общественного развития, является предпосылкой и регулятором поведения человека. Сознание как высшая форма отражения общественного бытия придает целенаправленный характер человеческой деятельности, позволяет предвидеть ее результаты, планировать поведение в целях достижения поставленных задач. Поэтому изучение деятельности, отношений, поведения людей – это в то же время изучение уровня и состояния сознания. Развитое правосознание и правовая активность граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Воспитание правосознания граждан – необходимая составная часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью. В последнее десятилетие теме правосознания стали уделять повышенное внимание. Если ранее, по замечанию В.В. Лазарева, в темах по теории права «правосознание рассматривалось преимущественно как институциональное образование», то в настоящее время и в научной среде и в политической пришли к пониманию важности изучения правосознания, как социального явления. Объект исследования: правосознание как неотъемлемая часть сознания человека. Предмет исследования: понятие, структура и виды правосознания. Цель исследования: рассмотреть сущность правосознания человека и сделать выводы. Задачи исследования: Изучить сущность и значение правосознания человека; Рассмотреть основные виды правосознания человека; Проанализировать структуру правосознания; Сделать выводы, касающиеся роли правосознания в жизни человека. В качестве общих методов научного познания в работе использовались методы теоретического исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция. В качестве специальных методов правовых исследований использовались: формально-логический метод толкования норм права, сравнительно-правовой метод. 1. Понятие и значение правосознания Для современной жизни характерно переплетение разнообразных интересов, потребностей отдельных людей и социальных групп, соответственно и различное отношение людей к общественным явлениям, в том числе и к юридической действительности. Одни сознательно выполняют предписания правовых норм и законов, другие – так или иначе (умышленно или неумышленно) – допускают отступление от них. Иными словами, у людей, социальных групп неодинаковое понимание и отношение к юридической действительности (правовым нормам, юридически значимым действиям и т.д.), т.е. у них разное правосознание. Правосознание – это одна из форм, видов общественного сознания. Специфика правосознания по сравнению с другими видами общественного сознания (политическим, религиозным, нравственным) в том, что в нем выражается отношение к юридической действительности, и, что характерно для правосознания, это отношение передается через термины «права» и «обязанности». Прежде всего, какой должна быть мера правовой свободы, хорошо ли защищены субъективные права, какими они должны быть, какими должны быть юридические обязанности, т.е. в правовом долженствовании с акцентом на меру юридических прав и обязанностей. Поэтому правосознание можно определить как одну из форм, видов общественного сознания, в котором выражается отношение людей к юридической действительности, к правовой материи. В отечественной юридической литературе часто правосознание определяют как «отражение юридической действительности» [1, c. 45], а в некоторых учебниках по юриспруденции даже просто как «отражение норм права, законодательства» [7, c. 154]. Правосознание характеризуется отношением людей не только к праву как совокупности официальных правил поведения, закрепленных государством, но и отношением к реальному состоянию правопорядка, ко всем юридически значимым действиям, к тому, что происходит в правоприменительной и правоохранительной деятельности: как правоохранительные органы и судебная власть реагируют на правонарушения и преступность, т.е. отношением ко всей юридической материи права, не только к какому-то одному ее компоненту, но и ко всем юридическим явлениям. Отношение к юридической действительности выражается и в других формах общественного сознания, так как все они взаимосвязаны и взаимодействуют. Взаимодействуя друг с другом, формы общественного сознания определяют цели и стандарты поведения, в соответствии с которыми субъекты отношений должны соизмерять свои поступки. Особенно тесно взаимодействуют правосознание и нравственное сознание [2, c. 22]. Нравственные ориентиры, представления о добре, зле и справедливости пронизывают содержание правовых взглядов и во многих случаях лежат в основе их формирования. Правосознание также связано с политическим и религиозным сознанием. Например, известный русский религиозный философ и юрист И. Ильин считал, что правосознание больше всего связано с религиозным сознанием. Он писал, что «эстетический вкус, сам по себе, не может претендовать на верховенство в вопросах правосознания; научное мышление, само по себе, не в состоянии направлять государственного деятеля; и даже совесть может оставить в некоторой беспомощности того, кто ведет борьбу за право. Одна религия оказывается здесь в исключительном положении» [6, c. 12]. Из вышесказанного можно сделать вывод, что правосознание теснейшим образом связано с самой идеей права. Правовые идеи о свободе личности, о социальном равенстве и справедливости всегда служили мерилом человеческого поведения, и потом они получали законодательное признание цивилизованных государств. Правовое сознание генетически и исторически предшествует всякому позитивному праву, законотворческому процессу. Осознание социальной ценности личности, его индивидуальных прав, их естественного характера – уже говорит о том, что законодательство каждого государства, считающего себя демократическим, обязано признавать, соблюдать и гарантировать всеобщие основные права и свободы человека и гражданина. Правосознание характеризуется преемственностью. Из поколения в поколение могут передаваться идеи, взгляды, представления о праве. Возможно восприятие правовых идей, взглядов, выработанных другими народами. Примером этого служит рецепция (заимствование) римского права в Западной Европе, которая сыграла здесь чрезвычайно важную роль в развитии правовых систем. Римское частное право с его развитыми институтами и высокой школой юридического мышления стало многовековым ориентиром для правовых систем западных государств, которые стремились обеспечить индивидуальную свободу каждого гражданина. Широкое распространение оно получило благодаря тем естественно-правовым принципам, которые были заложены в основу данной системы права. На новейшие законодательные акты многих европейских государств наложили отпечаток романские правовые традиции. Они имеют черты, которые были свойственны римскому частному праву: индивидуализм, светский характер, высокий уровень юридической техники [10, c. 165]. Правосознание оказывает обратное воздействие на общественные отношения, выступает как активная сила, способная влиять на процессы социальных изменений, ускорять или тормозить их. Например, в первые годы советской власти революционеры считали, что с прошлым покончено навсегда. Значит, всякие юридические традиции и все прошлое в области юриспруденции было перечеркнуто, в том числе и старые законы. Была выдвинута теория, что революционное правосознание масс способно понять социальные потребности гораздо лучше, чем кто-либо другой. А жизнь показала, что это не так: долгие годы в нашей стране царили произвол и беззаконие. И наоборот, те страны, в которых есть богатые правовые традиции, высокий уровень правосознания и правовой культуры, могут служит примером развитого механизма правового регулирования, стабильности общества, уважения человека и его достоинства [10, c. 167]. Правосознание играет очень важную роль в механизме правового регулирования общественных отношений, в обеспечении законности и правопорядка. Различные авторы по-разному выделяют и анализируют функции правосознания в механизме действия права. Можно указать на следующие основные функции правосознания – познавательная (гносеологическая), оценочная и регулятивная. Познавательная функция правосознания выражается в совокупности правовых знаний относительно места и роли права в жизни общества и каждой личности. Содержание правосознания обусловлено его оценочным характером. Оно определяет, прежде всего, какими должны быть действующие нормы права, и с этой целью соотносит их с реально существующими общественными отношениями, интересами личности, ее нравственными представлениями. Регулятивная роль правосознания осуществляется и в процессе правотворческой деятельности, и в процессе реализации права. При правотворческой деятельности компетентных органов правосознание, будучи непосредственным источником права, находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результаты этой деятельности. В процессе реализации права значительная часть людей добросовестно и сознательно, в силу своего внутреннего убеждения, исполняют предписания правовых норм, что как раз и свидетельствует о регулирующей роли правосознания. Чем выше уровень правосознания, тем больше обеспеченность законности и правопорядка [8, c. 108]. Таким образом, правосознание как особая форма общественного сознания характеризуется тем, что: 1) носителем правосознания является человек или общность людей; 2) она отражает государственно-правовые явления; 3) выражается посредством эмоций, идей, переживаний и теорий, а также юридических понятий и категорий; 4) носит оценочный характер, так как отражает не только состояние, но и сопоставление перспектив развития политико-правовых явлений, их связь с окружающей действительностью; 5) тесно взаимодействует с другими формами общественного сознания (политическим, нравственным и т.д.). 2. Виды правосознания Классификацию видов правосознания можно сделать, исходя из того, кто является носителем правосознания. Различают индивидуальное, групповое (коллективное) и общественное правосознание. Правосознание индивида складывается как под влиянием тех многообразных отношений, в которые он вступает, так и под воздействием присущих ему психофизиологических особенностей. Различное социальное положение, разные уровни культуры, образования и т.п. предопределяют и отличия в уровне правосознания индивидов. У одних лиц оно может быть передовым, у других, напротив, отсталым. Групповое правосознание отражает специфику соответствующей социальной группы. Общность интересов всех членов данного коллектива, особое влияние в нем отдельных лиц (лидеров) обуславливают единообразное восприятие действующих норм права, одинаковые представления о должных нормах. В результате складывается свойственное именно данному коллективу правосознание [1, c. 124]. Общественное правосознание отражает характер отношения к праву, сложившегося в обществе в целом. Общественное правосознание рассматривает право как социальную ценность, которая должна служить и действительно служит интересам всех и каждого. Индивидуальное правосознание предполагает определенные знания права, законодательства, уважение к праву (в том числе субъективным правам других людей) и психологическую индивидуальную готовность к совершению юридически значимых поступков. Под влиянием окружающей действительности у субъекта формируется определенная правовая установка, под которой следует понимать его предрасположенность определенным образом воспринимать и оценивать правовую информацию и готовность действовать в соответствии с этой оценкой [4, c. 27]. По уровню (глубине) отражения правосознание делится на научное, или теоретическое, профессиональное и обыденное. Научное (доктринальное) правосознание наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, ибо о праве и всей правовой системе квалифицированно судят ученые, приводя соответствующие аргументы, обоснования, статистические данные. При этом делаются необходимые выводы, вносятся практические рекомендации и предложения, направленные на улучшение правовой ситуации в стране. Профессиональное правосознание близко к научному. Это суждения о праве и других правовых явлениях юристов-профессионалов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, вообще лиц с высшим юридическим образованием). Ценность их мнений – в доказательности, компетентности, убедительности. Обыденное правосознание – это первичный его уровень, когда знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой по различным каналам информации. Обыденное правосознание чаще всего бывает еще незрелым, недостаточно развитым. На этом же уровне нередко встречается индифферентное (безразличное) отношение к праву в силу крайне слабой осведомленности о нем. В то же время вырабатываются так называемые правовые привычки, когда субъект почитает и соблюдает законы потому, что так воспитан, приучен, таковы семейные и иные традиции [8, c. 90]. Таким образом, в научной литературе существует определенная классификация видов правосознания. Каждый из перечисленных видов: индивидуальное, групповое (коллективное) и общественное правосознание формируется при определенном виде взаимоотношений и обладает своей спецификой. 3. Структура правосознания Структуру правосознания можно определить как его внутреннее строение, его составные элементы. Правосознание состоит из двух главных элементов или сторон: идеологии и психологии. Они и образуют структуру данного явления. Правосознание, взятое в качестве идеологии, представляет собой систему правовых идей, взглядов, теорий, воззрений, доктрин. Это часть идеологии вообще как собирательного понятия. Особенность правосознания в том, что оно отражает право во всех его состояниях и проявлениях, чем и отличается от других видов идеологии. Понятно, что идеи способны оказывать существенное воздействие на сознание и поведение людей, их мироощущение, образ жизни [4, c. 19]. Вторая – психологическая сторона правосознания, в сущности, питает первую и поэтому нередко рассматривается как исходное, корневое начало. Данный аспект правосознания – это не идеи, не взгляды, а чувства, эмоции, переживания, настроения индивида, связанные с восприятием права и всех производных от него явлений. Имеется в виду эмпирический срез правосознания, предполагающий познание объекта опытным путем. Причем психологический настрой может быть не только индивидуальным. Если определенные настроения получают массовое распространение, то говорят о социальных чувствах, которые могут иметь как всеобщий, так и групповой характер. Общественное недовольство людей чем-либо подчас играет определяющую роль для принятия тех или иных политико-правовых решений. Например, настроения большинства российских граждан (свыше 80%) склоняются сегодня, как и раньше, в пользу сохранения смертной казни, и это обстоятельство не может не учитывать законодатель [4, c. 22]. Психологические моменты пронизывают собой весь процесс реализации права, механизм правового регулирования, юридическую практику и многое другое, ибо все это осуществляется, претворяется в жизнь через волевую деятельность людей с их не только взглядами, но и эмоциями. Субъекты права – живые люди и им свойственны все без исключения психологические состояния. В известные периоды накаляются не только политические страсти, но и правовые. Впрочем, они тесно переплетаются и выступают, по сути, как политико-правовые (например, в избирательных кампаниях, при принятии того или иного закона в парламенте, проведении уличных акций, митингов и т.д.). Словом, правосознание – это не только сфера рационального, но и эмоционального. В уголовном праве при квалификации некоторых преступлений принимаются во внимание такие психологические состояния лица, как сильное душевное волнение (аффект), цинизм, жестокость, низменные побуждения, невменяемость и т.д. В соответствующих случаях назначаются психологические экспертизы. Вообще субъективная сторона правонарушения определяется в науке как психическое отношение правонарушителя к своему деянию и его последствиям. Примерами сильных эмоциональных проявлений могут служить факты, когда люди возмущаются каким-либо особо тяжким преступлением, беззаконием, грубым произволом, негодуют по поводу того, что преступник не пойман и не осужден. Или, напротив, испытывают чувство удовлетворения тем, что зло наказано и справедливость восторжествовала, законность восстановлена. Все это – «работа» второй, психологической, стороны правосознания [5, c. 18]. Следовательно, мыслительная (идеальная) и чувственная сферы правосознания не только не исключают, а предполагают друг друга, поскольку выступают органическими слагаемыми одного и того же явления. Реакция на право, другие юридические феномены может быть как умственной, так и душевной, рациональной и эмоциональной. Заключение правосознание общественный юридический Проблемы правового сознания в их непосредственной связи с деятельностью субъектов в сфере правового регулирования приобретают особо важную теоретическую и практическую значимость на современном этапе развития российского общества, вступившего в принципиально новую социальную и экономическую эпоху, когда именно правовые средства призваны играть ключевую роль в обновлении всех сторон общественной жизни. Сам термин «правосознание» состоит, как видим, из двух слов – «право» и «сознание». Уже из этого словообразования вытекает тесная взаимосвязь указанных слагаемых. Понятие правосознания прямо отвечает на вопрос: как право воспринимается, осознается, оценивается, интерпретируется субъектом, как он к нему относится. Сказанное касается, конечно, и коллективных субъектов, общества в целом. Не будь права, не было бы и правосознания. И напротив, если есть правосознание, значит, есть и объект его отражения – право. В данной работе мы рассмотрели такие основные составляющие компоненты правосознания, такие как понятие, виды, структура. Данные составляющие неразрывно связаны между собой. В ходе исследования нами была достигнута поставленная цель и решены следующие задачи: 1) изучена сущность и значение правосознания человека; 2) рассмотрены основные виды правосознания человека; 3) проанализирована структура правосознания человека. На основании всего вышесказанного, следует сделать следующие выводы. Воспитание правового сознания в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан представляет процесс повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости. В духовной жизни нашего общества за последние годы возросло неприятие идей социально-утопического сознания. По этой причине основной упор в деле повышения правовой культуры общества должен быть сделан на правовое обучение, информирование населения о существующих юридических предписаниях. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России. Тем более важно обучать этому будущих юристов – профессионалов, чтобы основная цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека, т.е. в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом. Результатом воздействия права на сознание и волю людей является создание правопорядка, составляющего ядро, основную часть общественного порядка. Через правопорядок общественные отношения приобретают стабильность, поведение субъектов социальной жизни становится предсказуемым, их общественно значимые интересы признаются и защищаются. Список использованных источников 1 Абдулаев М.И. Теория государства и права: учеб. / М.И. Абдулаев. – М.: Финансовый контроль, 2011. – 410 с. 2 Байниязов Р.С. Философия правосознания: постановка проблемы / Р.С. Байниязов // Правоведение. – 2008. – №5. – С. 12–23. 3 Баранов П.П. Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания / П.П. Баранов, В.В. Русских. – Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 1999. – 80 с. 4 Венгеров А.Б. Теория государства и права: учеб. для вузов / А.Б. Венгеров. – М.: Юриспруденция, 2007. – 528 с. 5 Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: учеб. пособие / Н.Н. Вопленко. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2011. – 52 с. 6 Иванников И.А. Концепция правовой культуры / И.А. Иванников // Правоведение. – 1998. – №3. – С. 12–16. 7 Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник / А.В. Мелехин. – М.: Маркет, 2013. – 633 с. 8 Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2011. – 520 с. 9 Тамберг А.А. Правосознание в трансформируемой России: сущность, эволюция, преемственность. – автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. ю.н. / А.А. Тамберг. – Краснодар, 2008. – 24 с. 10 Юрашевич Н.М. Эволюция понятия правового сознания / Н.М. Юрашевич. – // Правоведение. – №2. – 2004. – С. 165–181. |