ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛ. Проблема
Скачать 25.82 Kb.
|
ТЕМА 1: ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Эстетическое воспитание ребенка представляет собой способность познавать и оценивать окружающий мир по законам красоты, оценивать произведения искусства и создавать их на основе развитого эстетического вкуса. Задание 1. Подтвердите или опровергните данное рассуждение. Выполнить в соответствии с полученным текстом. С давних времен люди занимались духовным воспитанием, приобщали индивидов к ценностям. Первыми идеи эстетического воспитания выдвинули такие философы как Платон и Гегель, которые говорили, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности. Философы-материалисты Д. Дидро и Н. Г. Чернышевский считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Так же эстетическим воспитание занимались многие ученые, такие как: Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, В.Н. Шацкая, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский и другие, которые учили видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности. В. Н. Шацкая представила свою точку зрения: "…педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства". Т. Г. Русакова выделила три взаимосвязанных звена, при эстетическом воспитании: приобретение опыта эстетических переживаний, практическую художественно-эстетическую деятельность, художественное образование. В основе эстетического воспитания лежит процесс формирования эстетической культуры. Опираясь на вышесказанное я соглашаюсь с данным высказыванием: «Эстетическое воспитание ребенка представляет собой способность познавать и оценивать окружающий мир по законам красоты, оценивать произведения искусства и создавать их на основе развитого эстетического вкуса». Изучив первую лекцию, познакомившись с определениями и умозаключениями философов и педагогов, я выделила, что благодаря эстетическому воспитанию у человека (ребенка) вырабатывается и закрепляется способность воспринимать прекрасное в искусстве и в повседневной жизни, что положительно влияет на нравственное воспитание в целом. Лекция 1. Эстетическое воспитание детей как психолого-педагогическая проблема В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человекеэстетическое отношение к действительности (Лихачев Д.С.). Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью воспитания у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. Как известно, в процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве. Выделение сущностных характеристик понятий «эстетика» (наука о прекрасном), «эстетическое» (чувственное) позволило охарактеризовать эстетическое воспитание ребенка как процесс, направленный на освоение совокупности знаний о мире, развитие способности воспринимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве, мотивированности действий детей в деятельности и социально одобряемого поведения в занятиях по интересам. Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его целях и задачах изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля и вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное.Взгляды Н. Г.Чернышевского наиболее полно отражены в его диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» [56]. Свое понимание прекрасного он основывает на убеждении о первичности материи, реального мира. Эта действительность, этот мир прекрасны сами по себе, а вовсе не как отблеск какой-то идеи. Так возникает основополагающий тезис его диссертации: «Прекрасное есть жизнь». По убеждению Чернышевского-материалиста, действительность всегда выше искусства. При этом в полном соответствии с материалистическим решением вопроса об отношении искусства к действительности им четко сформулирована цель и задачи искусства как воспроизведения «всего, что интересно для человека в жизни…». Заявленные рассуждения и их интерпретацияважны для системы эстетического воспитания. В современных условиях проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры - одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема достаточно широко разработана в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, В.Н. Шацкая, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменскийи другие. Так Д.Б. Кабалевский, разрабатывая системумузыкального воспитания, сделал опору на жанровый стержень, а за основу всей деятельности взял музыкознание. Автор разработал систему ключевых и частных знаний и умений, акцентировал значение музыкальной грамотности как основы, без которой музыкальная культура не может сформироваться. Важным в его представлении является развитие у детей исполнительского, творческого начала. Д. Б. Кабалевский выстраивает целостную систему становления и развития музыкальной культуры учащегося на основе все более полного раскрытия ими таких сущностных свойств музыкального искусства как интонация, жанр, стиль, музыкальный образ и музыкальная драматургия в их связи с жизнью, другими видами искусства, историей. Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания Б. М. Неменского. Для того, чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил ее особенность. Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, «единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника». Эстетические явления постоянно встречаются в жизни каждого человека: в сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде эстетические категории «прекрасное и безобразное», «трагическое и комическое» играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми, безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствию, комическое помогает бороться с недостатками. В исследовании «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» под редакцией В.Н. Шацкой представлена следующая точка зрения: "…педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства". В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве». В данных определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.Подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Б.Т. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение, данное К. Марксом: «эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком может не осознаваться эстетическая сущность предметов, при этом могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Таким образом, обобщая разнообразные точки зрения исследователей, следует констатировать, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое осмысление эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности. Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», среди которых можно выделить основные положения, отражающие его сущностные характеристики: это процесс целенаправленного воздействия на учащихся; формирование способности у школьников воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее; формирование эстетических вкусов и идеалов личности; развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. Эстетическое воспитание включает в себя возможности для развития духовных способностей человека, необходимых в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру, что позволяет говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания. Особую значимость приобретает эстетика в искренних человечных взаимоотношениях между педагогом и учениками. Примитивные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения учителей вученикам, справедливая требовательность делают «уклад подростковой жизни школой воспитания в духе высокой эстетики». Следует учитывать, что эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно, в основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом приобретает личный опыт подростка, его побуждения, стремления, переживания. Из этого следует, что формировать личность и эстетическую культуру нужно в наиболее благоприятном для этого – школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. Особую значимость приобретает эстетическая деятельность, которая характеризуется как специально организованный процесс развития эстетической направленности личности, выступающей в совокупности потребностей в эстетической гармонии с миром, интересов в познании произведений искусства и опыта восхождения к прекрасному (Петрунина М.А.). Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств, а средствами эстетического воспитания является все то, что педагог сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие личности. Э.В. Ильенковв эстетическом воспитании детей центральное место отводит формированию у детей способности видеть мир глазами Другого, способности к сопереживанию. Именно искусствосреди средств эстетического воспитания занимает главное место как наиболее универсальное, концентрирующее в образно-эмоциональной форме интерпретацию всех эстетических сторон действительности, природы, труда, познания, игры, отношений людей и самого человека. Многообразие видов и жанров искусства адресовано всем чувствам, способностям человека, его эмоциональному опыту и подсознанию, потребности наслаждаться выразительностью и красотой форм материи, изяществом идей, глубиной содержания и истолкования важнейших смыслов жизни человека. На основании взглядов Платона и Гегеля стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности. В этой связи Б.Т. Лихачев представил классификацию предметов обучения в школе, разделив их на три группы и наметил конкретные возможности воспитания для каждой из этих групп. Так выделены предметы, раскрывающие объективные закономерности природы и общества, обеспечивающие теоретическое научное познание мира (математика, физика, химия, биология, география, история, специальные дисциплины в конкретных областях знаний). В изучении этих предметов важно раскрыть эстетическую сущность явлений природы и общества, их развитие на основе законов диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицание отрицания). Предметы, развивающие практические навыки, учат практическому познанию мира (физкультура, трудовая деятельность, лабораторно-практические занятия по теоретическим предметам). В эстетическом плане они способствуют накоплению эстетического опыта и отражению накопленных представлений о прекрасном в практической деятельности, в жизни, формируют навыки, необходимые для эстетического творчества. Предметы, раскрывающие картину мира в эстетически воспринимаемых образах (литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино), обеспечивают развитие высокого художественного вкуса, общее развитие личности, понимание огромной общественной роли искусства, его специфических средств изображения действительности. По мнению Т.Г. Русаковой процесс эстетического воспитания ребенка включает в себя три взаимосвязанных звена: приобретение опыта эстетических переживаний, практическую художественно-эстетическую деятельность, художественное образование. В основе эстетического воспитания лежит процесс формирования эстетической культуры. Следует заметить, что в современных образовательных организациях (школы, лицеи, гимназии) значительно увеличили свою значимость за счет создания благоприятных условий приобщения детей к искусству. При этом эстетическое направление в системе дополнительного образования имеет свою особенность, его основной целью, в отличие от специального профессионального, является не формирование музыканта, художника, танцора, а развитие эстетического вкуса детей средствами артпедагогики. Таким образом, проведенный анализ позволяет выделить сущностные характеристики эстетического воспитания ребенка: способность познавать и оценивать окружающий мир по законам красоты, оценивать произведения искусства и создавать их на основе развитого эстетического вкуса. |