Эссе_Принятие хрестианства. Проблема выбора религии Владимиром
Скачать 23.7 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет путей сообщения» (ФГБОУ ВПО УрГУПС) Кафедра «Философия и история» Факультет Электромеханический Кафедра Философии и истории Эссе по дисциплине «История» на тему: проблема выбора религии Владимиром Ⅰ Ванин Илья Сергеевич СОэ-117 доцент кандидат исторических наук Курасова Антонина Александровна Екатеринбург 2017 г. Долгое время на Руси основной религией было язычество. Как не странно это тормозило её развитее: большинство стран, с которыми граничила Русь исповедовали одну религию. Для того, чтобы наладить отношения с зарубежными странами, а также укрепить власть Владимир Ⅰ решил ввести на территорию Руси единую религию. Перед Владимиром стоял огромный выбор из различных религий. Он понимал, что язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам. Владимир вырос убежденным язычником и имел свой взгляд на эту веру. Придя к власти, он сделал попытку религиозной реформы в 980 году, но она оказалась неудачной так, как ей была разрушена давно сложившаяся иерархия богов и назначена новая, где главным божеством для славян назначался Перун. Это полностью разрушило постулаты язычества. В результате поднялась волна народного гнева, поскольку люди, которые долгими годами молились Роду, отказывались принимать тот факт, что князь собственным решением утвердил Перуна главным божеством. Необходимо понять весь абсурд ситуации, которую создал Владимир Святой. Он фактически своим решением взялся управлять божественными явлениями. Можно сказать, что этот шаг был весьма глупым, но именно на это он и сделал. Несмотря на первую неудачу, Владимир не оставил попытки религиозной реформы на всей территории Киевской Руси. После он начал думать какая религия может быть введена как единственная для всех народов. Православная версия принятия христианства утверждает, что этому событию предшествовала процедура “выбора вер”. Киевская Русь по своему геополитическому положению находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в котором господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, в котором исповедовали ислам, православной Византией и католическими государствами Западной Европы. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения наилучшей веры. После возвращения послов он принял решение сделать православное христианство единой религией. Причина такого выбора, конечно, лежит куда глубже, но обо все по порядку. В некоторых источниках утверждается, что Владимир Ⅰ отверг исламскую веру лишь из-за своей любви к пирам (вину и свинине в частности), но этот факт совершенно абсурден. Истинная причина куда серьезнее, и окончательный выбор происходил на совсем другом уровне. Совокупность летописных свидетельств дает понять: проблема была в том, что ислам подразумевал глубочайшую перестройку жизни и быта Руси на совершенно чуждый и непонятный большинству населения лад. В то же время, справедливости ради, надо отметить, что исламом при дворе Владимира некоторое время интересовались всерьез. Из Хорезма на Русь даже привезли имама для обращения — но это была скорее часть политической игры князя, уже предпочитавшего византийский вариант и лишь стремившегося утвердить свое влияние при Каспии (как раз в это время происходит очередной поход Руси в Дербент и на Ширван). Что касается иудаизма, то в качестве его представителей выступали, скорее всего, хазары. Значительная часть хазарской знати считала себя «потерянными коленами», а правящий дом причислялся по женской линии к собственно иудеям, грань здесь весьма условна. Столь же резонно то, что Хазарское государство, разгромленное Святославом (а добитое, кстати, самим Владимиром и его новыми хорезмийскими союзниками в поволжском походе год назад), едва ли могло служить примером для подражания. И это был основной политический аргумент у князя против принятия иудаизма. Окончательным выбором Владимира Святого стало византийское христианство. Хоть он воспитывался как язычник и долгое время придерживался этой веры, со временем он пересмотрел свои взгляды. Сильно поспособствовала этому его бабушка княгиня Ольга. Она вряд ли была доброй бабушкой, которая прощала внукам все шалости. После трагической гибели мужа – князя Игоря – от руки древлян она не только отомстила убийцам, но одна, крепкой рукой управляла большой страной, дожидаясь, пока вырастет ее младенец-сын Святослав. Однако и когда он стал мужчиной, забот у Ольги не убавилось. Святослав почти все время проводил в военных походах, оставив правление Русью на мать. Она была мудрой и властной женщиной, страна процветала благодаря ее решениям. Ольга стала первой из правителей Руси, кто принял христианскую веру. Правила княгиня соответствующе – никто из подданных не мог пожаловаться на ее несправедливость, жестокость или неразумность. Такими же Ольга хотела видеть наследников, среди которых был и Владимир, будущий креститель Руси. Пока отец Владимира – князь Святослав – завоевывал новые земли, Ольга воспитывала в своих внуках уверенность, твердую волю и, главное, прививала представления о справедливости и честности. Больше всего она хотела, чтобы ее дети и внуки придерживались христианской веры. Ведь Ольга на собственных ошибках узнала, каковы различия между разрушительным язычеством с его человеческими жертвоприношениями и созидающим, стойким христианством. Владимир почти все детство провел в Киеве, рядом с бабушкой. В Ольге он, несомненно, видел не только заботливую добрую старушку, но и уверенную мудрую правительницу. Он наблюдал за последствиями решений, которые принимала княгиня, и за радостью ее подчиненных. Посещал маленький Владимир и храмы, возведенные греками по просьбе Ольги. Детские впечатления не могли не отложиться в душе будущего великого князя, что сыграло не последнюю роль в итоговом решении. Также немаловажную роль в выборе именно православной веры, а не католической заключалось в традиционных политических, экономических, культурных связей Киевской Руси с Византией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной — и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной державой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала дорогу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим северным соседом: И еще один момент сыграл свое значение при выборе православия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг — на этом же, языке. Православие не связывало себя языковыми канонами. К тому же в этот период православие утверждалось в славянской Болгарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языковом отношении были родственны населению Киевской Руси. Через болгарские богослужебные книги и болгарских священнослужителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества. Нужно отметить, что христианство распространялось по Руси очень медленно, новая вера зачастую встречала сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установи лось много позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Христианство создало широкую основу для объединения всех народов этого общества. Исчезла граница между русом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия. На основе христианизации происходит становление нового типа государственности в Киевской Руси, которая в значительной мере приобретает византийскую форму. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI в, начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. К концу XII в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводится церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями. В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит и стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства в православном варианте имело свои негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира. Именно этим обстоятельством может быть отчасти объяснен отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами (татаро-монголами, турками и другими завоевателями). Подводя итог можно сказать, что принятие христианства является одним из важнейших шагов для развития Руси, а также объединения её многонационального народа. И одним из наиболее разумных и дальновидных решений Владимира Ⅰ. Конечно, из-за этого пролилось много крови, но это было неизбежно так, как эта реформа была необходима для дальнейшего развития страны. Источники: http://istoriarusi.ru/kiev/prinjatie-hristianstva-na-rusi.html http://histerl.ru/lectures/kievskaia_rusi/priniatie_krestianstva_na_rusi.htm |