Ист.7 вопр. Проблема возникновения человека. Антропогенез
Скачать 19.83 Kb.
|
Проблема возникновения человека. Антропогенез-часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоночального развития его трудовой деятельности, речи. Социогенез-происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формаций. Антропосоциогенез-термин, принятый для обозначения проблемы происхождения и эволюции человека, становления Homo sapiens как вида в процессе формирования общества. Периодизация первобытной эпохи Первобытность является исторически первым и самым продолжительным этапом развития человеческой культуры. Вопрос о временных рамках этого периода вызывает много споров. Но любая периодизация первобытного общества основана на археологических свидетельствах. Наиболее известная периодизация делит историю первобытности на эпоху палеолита (древнего каменного века от греч. «палео»- древний, «литос»- камень) -(2 млн. - 12 тыс. лет до н.э.). В палеолите выделяют ранний, т.е. нижний палеолит– до 100 тыс.лет назад, средний– 100 – 40 тыс.лет назад и поздний (верхний) палеолит– 40 – 12 тыс.лет назад. Мезолит (среднекаменный век) - (12 - 7 тыс. лет до н.э.) и неолит (новый каменный век)(7 - 4 тыс. лет до н.э.). Следующий период в истории человечества – энеолит– меднокаменный век – (6 – 2 тыс. лет до н.э.) характеризуется началом использования металла – меди. Появились первые города, колесный транспорт, плуг и др. Энеолит сменяется новым историческим периодом – бронзовым веком (конец 2 – начало 1 тыс. до н.э.). За эпохой бронзы наступает железный век (с начала 1 тыс. до н.э.) – период в развитии человечества, наступивший с распространением металлургии железа, плавка которого была открыта в Малой Азии в начале 2 тыс. до н.э. Первым материальным свидетельством существования человека являются орудия труда. У археологов нет единого мнения относительно возраста самых примитивных орудий труда. В палеоантропологии считается, что они появились 2 млн. лет назад. Поэтому жителей этого периода называют Homo habilis (человек умелый). Но ряд археологов датируют первые орудия труда возрастом 5-4 млн. лет назад, а некоторые относят появление эолитов (камней со следами использования их в качестве орудий труда) и к 10 млн. лет назад. Конечно, это были чрезвычайно примитивные инструменты, очень трудно отличимые от естественных осколков камней. Считалось, что они изготавливались путем разбивания камня камнем. 800-300 тыс. лет назад наши предки уже могли использовать огонь. Но только неандертальцы (250-50 тыс. лет назад), видимо, стали делать это постоянно. С поздними неандертальцами связано появление первых искусственных погребений, что говорит о формировании культа предков. Анатомическое строение неандертальцев позволяет предположить, что у них уже были зачатки речи. Однако ученые считают, что коллективная жизнь неандертальцев носила еще стадный характер. Поэтому только Homo sapiens (неоантроп, кроманьонец), появившийся 50-30 тыс. лет назад, может в полной мере считаться культурным существом. Основным занятием кроманьонцев по-прежнему оставались охота, собирательство и рыбная ловля. Использовались каменные, деревянные, костяные орудия для охоты и обработки. Техника их изготовления носила здесь гораздо более совершенный характер. Так, отколотые с помощью заготовки пластины кремния подвергались вторичной обработке, превращаясь в скребки, резцы, ножи и т.д. Жилищами служили в основном пещеры, землянки, но появились и постройки из костей животных. Кроманьонцы изготавливали одежду из шкур и растительных материалов. При захоронениях, несомненно, применялись погребальные ритуалы. Обнаружение в погребениях костей животных, орудий труда и оружия свидетельствует о наличии представлений о загробной жизни. В это время появляется пещерная живопись, статуэтки и украшения. В эпоху мезолита Появились охотничий лук и стрелы, было приручено первое домашнее животное - собака. Усложнялись похоронные обряды. Образ жизни людей этого времени принято называть матриархатом потому, что ведущую роль в жизни общины играла женщина: именно она рожала детей, поддерживала огонь, обеспечивала основные средства поддержания жизни племени (собирательство, в отличие от охоты, давало постоянную основу жизни). Счет родства велся также по материнской линии (промискуитет – беспорядочность полового общения – не позволяли определять отцовство). В неолите были открыты новые способы обработки камня и кости при изготовлении орудий труда – полирование, сверление, пиление. Появились такие транспортные средства как лодка и лыжи. Возникла керамика и ткачество. Интенсивно развивалось домостроительство. Но самым важным событием стал переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство), что повлекло за собой распространение оседлого образа жизни (т. наз. неолитическая революция. Первобытная культура. 1.Главной особенностью первобытной культуры был синкретизм (от греч. «соединение, объединение») - нерасчлененность, недифференцированность форм культуры, свойственная их неразвитому состоянию. Синкретизм общества и природы. Род, община воспринимались как тождественные космосу, повторяли структуру вселенной. Первобытный человек воспринимал себя как органичную часть природы, ощущая свое родство со всеми живыми существами. Эта особенность, к примеру, проявляется в такой форме первобытных верований как тотемизм, когда наблюдается частичная самоидентификация людей с тотемом или символическое уподобление ему. Синкретизм личного и общественного. Индивидуальное ощущение у первобытного человека существовало на уровне инстинкта, биологического чувства. Но на уровне духовном он отождествлял себя не с самим собой, а с общиной, к которой принадлежал; обретал себя в ощущении собственной принадлежности к чему-то внеиндивидуальному. Синкретизм различных сфер культуры. Искусство, религия, медицина, производящая деятельность, добывание пищи не были обособлены друг от друга. Предметы искусства (маски, рисунки, статуэтки, музыкальные инструменты и т.д.) долгое время использовались главным образом как магические средства. Лечение осуществлялось с помощью магических обрядов. И даже практическая деятельность была связана с магическими ритуалами. К примеру, охота. 2. Другая важная особенность этой культуры - ее бесписьменность. Это обусловливает слабые темпы культурного и социального развития. Главным информационным каналом первобытной культуры была трудовая деятельность. Освоение и передача смысла трудовых операций происходили без слов. Показ и подражание были основными средствами обучения. Эти действия становились образцами, которые передавались из поколения в поколение и превращались в ритуал (социально санкционированная, строго регламентированная символическая система действий).В большинстве своем они носили магический характер и представлялись столь же необходимыми, как и любые трудовые акты. Индивид не мог отступать от ритуальных требований. Особую роль здесь играли табу (запреты), охранявшие важные для существования племени устои жизни. Отсутствие письменности приводило к тому, что знания и навыки могли передаваться в такой культуре только при непосредственном контакте в форме ученичества. Старые, много повидавшие люди с хорошей памятью особо ценились в такой культуре, так как являлись «ходячими библиотеками». Но культура, зависящая от человеческой памяти и устной передачи культурных образцов, вынуждена была оставаться предельно простой. 3. Антропоморфизм(от греч. антропос – человек, морфэ – форма) первобытной культуры выражался в том, что человек не просто не выделял себя из природы, но и рассматривал последнюю по своему образу и подобию. Поэтому он наделял как живую, так и неживую природу сознанием, волей, чувствами. Антропоморфизм как принцип мировосприятия давал возможность освоить природу, объясняя по принципу аналогии различные природные явления (дождь идет, земля устала и т.д.). Значение целого ряда слов образовалось на основе антропоморфизма: голова колонны, горлышко бутылки, ножка стола, дверная ручка. Антропоморфизм как принцип мировосприятия мира давал возможность освоить природную реальность, объясняя по принципу аналогии различные природные явления. 4.Традиционализм первобытной культуры выражался в жестком следовании традиции, которая воспринималась как изначально установленный порядок. Следование ей выводило общество из хаоса. Психологическое значение традиционализма состояло в том, что традиция давала первобытному человеку чувство стабильности и устойчивости. Однако столь однозначное воспроизведение навыков и знаний тормозило развитие общества. 5.На этом этапе первобытная культура приобретает мифологический характер. В культуре первобытного общества мифология (собрание мифов, присущее данной культуре) выступает в качестве мировоззрения. Миф – в дословном переводе с греческого «предание, сказание», однако, с научной точки зрения, миф является первоначальным выражением опыта человечества, отраженного массовым сознанием. Мифы существовали у всех народов мира. Миф – это особый вид мироощущения, специфическое, образное представление о явлениях природы и общественной жизни. |