реферат. Проблема возникновения нового знания, научного поиска и творчества привлекали внимание ученых с самого начала становления науки
Скачать 74.15 Kb.
|
ВВЕДЕНИЕ Проблема возникновения нового знания, научного поиска и творчества привлекали внимание ученых с самого начала становления науки. Особую актуальность они приобретают в настоящий момент, поскольку в сферу научно- исследовательской деятельности вовлечены сотни тысяч людей, а результаты этих исследований становятся непосредственной производительной силой. Еще одна причина особой популярности данных проблем - это неоднократные попытки создания искусственного интеллекта. Вот здесь то разработчики и сталкиваются с основной трудностью. Машину нельзя научить «думать», как человек, т.к. программы, служащие «мозгами», позволяют действовать только по строгим логическим правилам, договоренностям и т.п. В то время как человеческому мышлению присущи такие особенности как интуиция, воображение, возможность предвосхищения результата деятельности и т.д., которые до сих пор никому не удалось алгоритмизировать и загнать в строгие логические рамки. Поэтому главную роль в получении нового знания по прежнему играет человек, а умные машины являются лишь его помощниками, без которых, однако, сейчас не мыслимо ни одно научное исследование. Сразу уточним, что объектом исследования данной работы является не само научное открытие, как нечто уже свершившееся и статичное, а процесс, в результате которого это открытие свершилось. Научная деятельность включает в себя, как одну из составляющих, творческую , или, как ее иногда называют психологи эвристическую или продуктивную, деятельность. Поэтому мы будем использовать результаты, полученные в области творческой деятельности и считать их не только полезными, но и необходимыми при исследовании процесса научного открытия. Научное открытие неразрывно связано с понятием истины, т.к. в процессе научного исследования постоянно возникают такие вопросы: "Является ли это утверждение истинным?", "Действуя подобным образом приду ли я к истинному результату, или его можно будет подвергнуть сомнению?", "Истинны ли те основания, на основе которых я хочу построить новую теорию?" и т.д. От того, как понимает ученый концепцию истины зависит не только процесс научного открытия, но и вся его мировоззренческая концепция, а значит и результаты его деятельности. Поэтому мы решили посвятить главу реферата проблемам истинности знания, современному взгляду на эту позицию. 1 Законы и формы познания Научное исследование направлено на познание того, как устроен мир (окружающая среда) или, по крайней мере, значимая для исследователя его часть. Основная задача, цель познания ‒ обеспечить истинное описание, объяснение и прогнозирование реальности. Процесс познания, в общем, может представлять собой последовательный поиск (изучение) смыслов существования тех или иных объектов, которые обнаружены исследователем при непосредственном взаимодействии со средой, т.е. в результате эксперимента. Но в некоторых случаях естественный эксперимент оказывается невозможным в силу разрушительных последствий или высокой стоимости, например, исследование последствий экологических катастроф при техногенных авариях. Поэтому смыслы приходится не исследовать, а изобретать, придумывать, моделировать, т.е. «производить» в процессе познания. В целом, способы познания (в частности, методы исследования) подобны объекту доследования и зависят от его структуры и неопределённости. Под структурой объекта понимается число его наблюдаемых и ненаблюдаемых элементов, а также связей между ними. Познание детерминированных материальных объектов (например, технических устройств) строится с помощью формализованных, осознанных и объективных методов. Способы познания сложных нематериальных объектов отличаются неформализованностью, нестрогостью, интуитивностью, индивидуальностью. Информация о таких объектах существует в виде мифов, легенд, символов, которые передаются из поколения в поколение. В этом случае особое значение имеют индивидуализированные способы познания, как, например, интуиция, субъективные наблюдения и знания, переживания, убеждения. Они в значительной степени определяются ценностным отношением исследователя к проблеме и структурой его индивидуальных знаний (опыта). Промежуточное положение занимает познание объектов, совмещающих свойства детерминированных и недетерминированных, сочетающие формализованные объективные и неформализованные, индивидуальные методы исследования. Результатом познания является интеллектуальный продукт ‒ концепция (от лат. ‒ понимание, система), особая когнитивная (англ. ‒ знание, познание, познавательная способность) конструкция, которая учитывает и отражает всю совокупность и взаимосвязь значимых элементов, их свойств, и описывает их реальное и прогнозируемое состояние различными способами. По идее, концепция ситуации или задачи должна отражать реальное содержание объекта или проблемы исследования. В противном случае, она теряет объяснительную силу и превращается в частное мнение или бытовое суждение. Концепция, как результат исследования, может быть создана специально для решения узкопрофессиональных проблем. Но в некоторых случаях одна и та же концепция может быть с успехом использована при исследовании разных объектов и задач. Для того чтобы провести исследование необходимо представлять то, что мы надеемся получить в результате, каким методом мы обработаем и интерпретируем данные, т.е. необходимо создать концепцию исследования, которая позволяет: определить цели исследования; понять задачу и разложить её на значимые элементы; учесть все возможные взаимосвязи между ними; лучше понять природу исследуемого явления, объекта; найти верный подход, методологию и методы научного исследования; на основе концепции смоделировать исследование; учесть реальную сложность исследуемого объекта; создать условия для формулирования научной гипотезы. Содержание концепции должно иметь существенное обоснование, которым, к примеру, могут быть результаты независимых экспериментов, профессиональный опыт, научные публикации или эксперт-мнение коллег. Тем не менее, в любом случае, концепция будет включать и индивидуальные знания самого исследователя, последовательность его рассуждений, производящих новые знания ‒ элементы концепции. Таким образом, индивидуальное знание необходимо, поскольку то, что на этот момент уже известно далеко не всегда отражает и объясняет новые проблемы. Но в тех случаях, когда индивидуальный опыт, знания и желания преобладают над уже известными, или мнение специалистов не учитывается, игнорируется, можно сказать что концепция голословна. Обычно концепция имеет словесную формулировку и может существовать в виде высказываний ‒ суждений, а также в виде схем, формул или графиков, что зависит от сложности объекта исследования и способов, принятых в данной области знаний. Количество элементов, включённых в концепцию, есть её дифференцированность. Обычно значимые элементы концепции организованы в иерархию и находятся в определённых связях между собой, которые образуют структуру концепции. Связи между элементами могут быть многообразны, например, «цель-средство», «причина-следствие», «объект-атрибут», «род-вид», «часть-целое», что характеризует связность концепции. Соответствие концептуальной структуры объективной действительности часто называется адекватностью или реальностью. Концепции различают и по тому, насколько многомерно и точно они позволяют прогнозировать и объяснять состояния и изменения объекта исследования, т.е. по прогностичности или объяснительной силе. Рассматривая законы познания, следует изучить формы организации и изменения знаний. Знание ‒ это ресурс, ценность для человека в процессе его жизни. Они могут быть общеизвестны, статичны и существовать в виде «прописных истин», которые хранятся в простом и доступном для многих коде в виде понятии, теорий, формул ‒ в форме архивации, могут быть индивидуальными не объективированными и существовать в виде субъективных чувств и представлений о действительности, таких как субъективная картина мира, когнитивная схема, фрейм (рама, структура). Индивидуальные знания превращаются в объективные путём проверки на истинность. Таким образом, субъективные предположения исследователей становятся объективной истиной, ценными открытиями, которыми пользуется целая общность людей на протяжении длительного времени. Для передачи знаний о предметах внешнего мира человек использует знаки (например, слова, символы). Знак ‒ это сложная психическая сущность, которая имеет план выражения ‒ это собственно сам знак, символ, сигнал. Но знак имеет и план содержания ‒ значение, то есть психическое отражение знака в сознании человека. Знак имеет ‒ референт, то есть собственно предмет или явление действительности. Отличием объективированного знания от индивидуального является то, что связь знака, его значения и предмета действительности, который он обозначает, жёстко закреплена, и трактуется однозначно всеми пользователями языка, или более узким кругом ‒ специалистами. В этом случае значение является общепринятым, и, как правило, оно закреплено в соответствующей статье словаря, служит неким образцом и стандартом для трактовки и интерпретации действительности, критерием истины в споре. Напротив, индивидуальное знание не является общепринятым и может от него отличаться. Индивидуальные знания не всегда могут быть переданы общепринятыми словами. Так, например, они могут иметь чувственную, образную форму, которую сложно сформулировать в понятном виде. Формы объективных знаний Понятие ‒ это результат отражения в сознании человека общих свойств (признаков) группы предметов или явлений, которые существенны и необходимы для выделения рассматриваемой группы. Каждое понятие обладает содержанием и объёмом. Содержание понятия ‒ это множество признаков, отличающих данное понятие от другого. Объём понятия ‒ совокупность предметов, явлений, отражаемых в самом понятии. При любом обобщении признаки выбираются целесообразно. Цель изменяется во времени, поэтому каждое понятие обладает историческим содержанием. Например, содержание понятия атом (от древнегреческого atomos ‒ неделимый), введённое Демокритом, весьма существенно отличается от современного содержания этого понятия. Научное понятие ‒ это понятие, отражающее научные знания о предмете или явлении. Для определения научных понятий применяются научные термины ‒ слово или группа слов, в которых строго зафиксировано данное научное понятие. Совокупность научных терминов, используемых в отдельных отраслях науки и техники, образует терминологию отрасли, которая закреплена в соответствующих нормативных материалах. Терминология ‒ это язык науки, который задаёт основные научные термины их значения и связи между ними. Неправильное применение научных терминов вносит путаницу и недоразумения в трактовку научных понятий. Однако в научных работах иногда необходимо вводить новое понятие или уточнять ранее известное, так как знания с течением времени развиваются и изменяются. Значение понятий устаревает. Однако следует весьма осторожно относиться к данному логическому действию, так как здесь можно легко допустить ошибку. Определить понятие ‒ значит объяснить его с помощью других, например, более известных понятий. В результате описать таким способом часть действительности, для описания которой оно предназначено. Классификация научных понятий ‒ это частный вид логического деления понятий на определённые классы. Часто используется естественная классификация по существенным признакам. Индивидуальные знания различаются на знания об объектах (концепты), знания о действиях и знания о ситуациях и событиях, выраженных посредством схем. Очень важным процессом, формирующим индивидуальные знания, является процесс классификации. Он заключается в отмежевании и разграничении классов одних объектов от других и затем определении связи между этим и другими классами и, в конечном счёте, выделении совокупности свойств, которая задаёт концепт (носитель индивидуального знания подобен термину «понятие» ‒ носитель объективированного знания). Знания о действиях упорядочены в классификацию относительно двух аспектов: развёртывания ‒ это информация о том, как действие выполняется; результата действия ‒ это информация, которая позволяет выбрать адекватное действие, когда имеется определённая цель, и стремятся к её реализации. Концепты образуют смысловые связи: «часть-целое», «объект-атрибут» и другие. Знания о действиях образуют связи типа «результат ‒ способы реализации», «цель ‒ подцель», «причина ‒ следствие». Концепты и знания о действиях организуются в смысловые группы, то есть некие группы, объединённые общим значением. Так, исследования показывают, что использование (употребление) слова состоит не только в указании на отдельный предмет (действие), но и приводит к «всплыванию» в сознании других слов, которые связаны (ассоциированы) с этим словом по ситуации, логике, звучанию и т.п. Слово становится исходным звеном целой сети вызываемых им образов. Такие смысловые группы образуют сложные устойчивые конструкции ‒ когнитивные схемы, фреймы, хранящиеся в памяти человека. К примеру, фрейм ‒ это единица представления знаний, усвоенная в прошлом, детали которой при необходимости могут быть изменены согласно текущей ситуации. Фрейм представляет собой структуру, с помощью которой, например, можно описать обстановку квартиры, ситуацию встречи близких и т.д. Индивидуальные знания формируются и упорядочиваются при помощи индивидуальных познавательных процессов. Человеку свойственен свой индивидуальный когнитивный (познавательный) стиль, который проявляется в индивидуальных различиях при восприятии, и переработке информации, а также внутреннем контроле адекватности процессов познания, их целенаправленности, согласованности с требованиями окружающей среды. Выделяют следующие когнитивные стили: понятийная дифференцированность или недифференцированность ‒ склонность человека различать объекты с помощью большого числа признаков и строить более точные суждения о нем, в отличие от склонности видеть общее и различать объекты по небольшому количеству признаков; сглаживание или подчёркивание различий ‒ склонность человека упрощать и терять детали в отличие от склонности их подчёркивать и сохранять; гибкость или напротив, ригидность ‒ способность человека переключаться на другие виды и способы деятельности адекватно требованиям действительности, в отличие от неспособности это делать; толерантность или неустойчивость к новому опыту, который противоречит знаниям человека ‒ способность обрабатывать неструктурированную, неопределённую, двусмысленную информацию в отличие от неспособности это делать; узость или широта сканирования. Способность распределять и фокусировать внимание, точно и детально отражать ситуацию, её значимые особенности, охватывать различные аспекты проблемы. 2 Научные идеи и гипотезы Научная идея ‒ форма мысли, представляющая собой новое объяснение явления. Она возникает на основе имеющегося знания и практики, но вскрывает ранее незамеченные закономерности. Новая идея меняет представление об объекте исследования не в результате строгого обоснования ‒ она является качественным скачком мысли за пределы чувственных данных и строго обоснованных решений. Выдвижение новых идей может также происходить под воздействием парадоксальных (греч. ‒ странный) ситуаций, то есть при получении странного, неожиданного результата, серьёзно расходящегося с общепринятыми устоявшимися положениями науки ‒ парадигмами (греч. ‒ образец). Получение новых знаний происходит по следующей схеме: парадигма ‒ парадокс ‒ новая парадигма. Например, представление современников Демокрита об атоме как о неделимой частице (парадигма) было опровергнуто таким экспериментально доказанным фактом, как его распад (парадокс), и возникла новая парадигма ‒ явление радиоактивности: самопроизвольное превращение неустойчивых атомных ядер в ядра других элементов, сопровождающееся ядерным излучением, а также делением ядер. Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие науки есть смена парадигм, смена резко различающихся методов, образов мышления. Переход от одной парадигмы к следующей не поддаётся логическому описанию, так как каждая из них отвергает предыдущую и несёт принципиально новый результат исследования, который нельзя логически вывести из известных теорий. Особую роль в этом случае играют внелогические механизмы научного поиска, объединяемые термином интуиция (лат. ‒ внимательно смотреть). Анализ показывает, что первоначально новая мысль выступает в форме догадки, выдвигаемой до некоторой степени интуитивно, с использованием научной фантазии. Чтобы сделать догадку достоянием науки, необходимо превратить её в гипотезу, а фантазию заключить в рамки, дозволенные наукой. Гипотеза ‒ научно обоснованное предположение о непосредственно не наблюдаемом факте либо о закономерном порядке, объясняющем известную совокупность явлений. Таким образом, в отличие от теории гипотеза является формой предположительного, а не достоверного научного знания. Гипотеза также является временным предположением о причинах феноменов или связях между ними. «Хорошая» гипотеза согласуется с наблюдаемыми явлениями; не противоречит законам природы, принятым наукой как установленные; сформулирована в наиболее простых, насколько возможна терминах; позволяет проводить над собой операции дедукции, которые могут быть экспериментально подтверждены и должна отвечать следующим требованиям: следствия, выведенные из гипотезы путём логической дедукции, должны поддаваться опытной проверке и соответствовать результатам опыта, то есть гипотеза должна быть проверяемой (хотя бы в принципе); объяснять не только те явления, из рассмотрения которых она возникла, но и все связанные с ними явления, то есть обладать достаточной общностью и предсказательной силой; должна быть логически не противоречивой, так как из противоречивой гипотезы можно вывести любые следствия, как удовлетворяющие, так и не удовлетворяющие первому требованию. Следует отметить, что гипотезы (как и идеи) носят вероятностный характер, на основе которого происходит систематизация ранее накопленного знания и осуществляются поиски новых научных результатов ‒ в этом суть и назначение гипотезы как формы развития науки. Гипотеза может согласовываться с другими научными системами или противоречить им. Ни то, ни другое не даёт оснований отвергнуть гипотезу или принять её. Гипотеза даже может противоречить достоверной теории. К такому противоречию нужно отнестись достаточно серьёзно, но не следует думать, что оно обязательно ведёт к опровержению гипотезы. Возможно, противоречие между гипотезой и достоверной теорией, которая всегда носит конкретно-исторический характер, свидетельствует о необходимости пересмотреть наше отношение к достоверности данной теории, внести в неё изменения, ограничивающие сферу её применения. Например, теория относительности ограничила применение механики Ньютона. Возможно также, что две противоречащие друг другу системы знания выражают крайние случаи одной более общей теории. Обе системы истинны, но ограничены. Гипотеза выдвигается в надежде на то, что если не в полном объёме, то хотя бы частично она преобразуется в достоверное знание. |