задание 2. Проблемы гуманизма в современной философии
Скачать 17.35 Kb.
|
«Проблемы гуманизма в современной философии» Гуманизм в философии – это тип мировоззрения, где в центре человек со своими поступками и достижениями, мечтами и желаниями, поведением и отношениями. Личность человека самоценна. Гуманизм является демократической, этической жизненной позицией, которая утверждает, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Данная теория призывает к формированию наиболее гуманного общества благодаря нормам этики, которые основаны на человеческих и иных естественных ценностях, на духе разума и свободного поиска, за счет применения способностей человека. Он также является нетеистичным и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира. Развитие атеизма стало основываться на принципе гуманизма, то есть на первостепенном значении человека, человеческой личности и человеческого существа по отношению к любой социальной или религиозной структуре. Он не ограничивается теоретической критикой религии, а рассматривает пути избавления человечества от духовного бремя религии в плане преобразования общественного бытия людей, в ходе которого меняется их общественное сознание. Гуманизм, будучи «истинным царством свободы», обеспечивает людям условия жизни, исключающие потребность в религиозном восполнении реальности. Рубеж веков для психологии запомнился первым разделением единой психологии на несколько школ, но скорее всего на разные аспекты в изучении психики, сравнимой с сознанием. В центре внимания психологов преимущественно были познавательные процессы, хотя разные школы отличались пониманием места процессов в общей картине психической жизни. Главные разногласия связаны с определением содержания сознания и границ его экспериментального изучения. По задумке Макса Шелера и его последователей, философская антропология предполагала синтез всех существующих знаний о человеке и общую теорию, объясняющую природу и сущность человека. Исходной для них стало учение Ницше о человеке, где человек, как биологический вид, принципиально отличен от животных, так как не наделен от природы инстинктами для самостоятельного существования. Этот «недостаток» делает его независимым от природы, открытым для любых иных возможностей, что дало толчок к развитию интеллекта, творчества и появлению культуры. Определяющей чертой антропологических философских систем является иррационализм, полагающий, что познавательные возможности человека определяются не одним разумом, и главная роль принадлежит бессознательному, чувствам, интуиции, воображению. Истоки этих философских направлений восходят к «философии жизни» 20 века. Экзистенциализм родился в Германии после первой мировой войны. В период оккупации фашистами новая волна экзистенциализма распространилась во Франции, а после второй мировой войны – по всему миру. Это связано с отражением в нем проблем, волнующих людей: смысл жизни, сущность человеческого существования, ответственность личности. Для критиков представителей романтизма и консерватизма западной цивилизации гуманизм был одной из причин резкого снижения духовного уровня, разрыва с морально-религиозными и аристократическими ценностями средневекового общества. Противоядием от «омассовления» культуры X. Ортега-и-Гассет считал «дегуманизацию искусства», разрушение внешнего правдоподобия в художественном произведении. Н. А. Бердяев главным изъяном гуманизма считал отрыв человека от Бога, что ведет к самоистреблению человека и его творческих сил, возникновению нигилизма и социализма. Трагическая судьба гуманизма в 20-м веке — центральная тема экзистенциализма. Согласно М. Хайдеггеру, несостоятельность новоевропейского гуманизма - в абсолютизации им человеческой субъективности как условия познания и покорения внешнего мира посредством науки и техники, в забвении человеком «истины бытия», только и придающей смысл его существованию. Задача человека — не навязывать свою волю сущему, а лишь вслушиваться в голос «бытия», приобщаясь к сакральности действительного мира. Этой антигуманистической позиции Хайдеггера противостоит точка зрения Ж.-П. Сартра, объясняющего экзистенциализм как гуманизм, понимая под этим свободу каждого в решении своей судьбы: экзистенциальный гуманизм в отличие от классического относится к человеку не как к родовому существу, а как к конкретному индивиду в уникальности и неповторимости его личного существования. Мой вывод таков, что современный гуманизм соединяет разнородные взгляды, идеи и теории разных эпох. Его смысл - в подмене одних логических оснований другими или на авторский подход, который отличается отсутствием авторских духовно-философских открытий и качественно новых культурных знаний, и включает в себя поиск ответов на вечные вопросы и творческую переработку различных религиозных, философских, метафизических и научных учений. |