Эссе. Эссе гуманизм. Эссе Проблемы гуманизма в современной философии
Скачать 17.43 Kb.
|
Эссе: «Проблемы гуманизма в современной философии» Гуманизм в философии – это тип мировоззрения, где в центре стоит человек со своими поступками и достижениями, мечтами и желаниями, поведением и отношениями. Личность человека провозглашается самоценной. Во главе угла ставятся человеческое достоинство и свобода вне зависимости от социальной роли. Завет гуманизма впервые в развернутом виде представлен эпохой Возрождения. Атеизм основывается на принципе гуманизма, т. е. на первостепенном значении человека, человеческой личности и человеческого существа по отношению к любой социальной или религиозной структуре. Здесь важно то, что первична именно человеческая, а не божественная сущность. Важны права человеческой личности, вытекающие из позитивного и научного понимания природы человеческих отношений, а не из сомнительных религиозных установлений и заповедей. К атеизму примыкал и Фрейд. Исследуя "психический генезис" религиозных представлений, он настаивал на их иллюзорном характере, объявлял религию "коллективным неврозом навязчивости", возникающим на почве беспомощности человека перед противостоящими ему силами природы, собственными импульсами и влечениями, не контролируемыми разумом. Налагая запрет на инакомыслие, религия, как считал Фрейд, ведет к интеллектуальному застою, ослабляет умственный потенциал человечества. В XX веке в относительно спокойное развитие естественнонаучной антропологии вторглась философия, заявившая свои права на постановку проблемы человека. Она поставила под сомнение уже добытые знания, отрицала научно-натуралистический подход и объективистские методы исследования и вынесла на обсуждение вопрос о сущности человека, об уникальности его положения в бытии. Возникшая в начале XX века философская антропология была ориентирована на «идею человека». И в том, и в другом направлениях антропологии не 1 существовало ответа на вопрос о биологических, исторических, социальных и культурных различиях людей. Значит, представители обоих направлений не могли прийти к общему мнению относительно критериев, позволяющих выделить человека среди других живых существ. Поиск сокровенной тайны человека, о необходимости которого заявила философская антропология начала XX века, должен был подкрепляться конкретно-научными естественными и гуманитарными программами изучения человека. Иначе антропология превратилась бы в науку без человека, как это произошло с «психологией без души», а философия осталась бы проповедью идеала, оказывающегося позади человека как культурного, социального и исторического существа. Вряд ли можно спорить с тем, что человек - это такое существо, которое имеет представление о самом себе и строит свою жизнь в соответствии с ним. В это время возникают течения философии по-разному трактующие гуманизм и бытие человека. Экзистенциализм, или философия существования, анализирует условия человеческого существования, бытия, особенное внимание, обращая на «пограничные» условия жизни человека в кризисных ситуациях и жестких испытаниях. Это антропологический поворот философии к человеку, его внутреннему миру. Экзистенциализм пытается защитить человека в бездушном технизированном мире с его рациональной расчетливостью, где обесценивается личная жизнь человека, теряют значимость такие стороны жизни человека, как радость, печаль, отчаяние и надежда, восхищение и страх. Философия жизни - иррационалистическое направление, сложившееся на рубеже XIX и XX вв. Его возникновение было связано с быстрым развитием биологии, психологии и других наук, обнаруживших несостоятельность механистической картины мира. В центре этой философии лежит понятие жизни как абсолютного, бесконечного уникального начала мира, которое 2 в отличие от материи и сознания активно, многообразно, вечно движется. бытие – это статичное состояние. Жизнь – это движение, становление. Жизнь как поток неуловима рассудочными методами познания. Каковы тенденции изменения человека в условиях современной цивилизации? В центре философии должен быть человек. Его бытие есть непосредственно данная реальность, через которую мы воспринимаем предметный мир и общество. Это бытие текуче, изменчиво, зыбко. Поэтому, чтобы сохранить себя в этом мире и устроить свою свободную жизнь, нужно понять себя, свой внутренний мир, свои возможности, способности, волю. В повседневной жизни человек себя раскрывает через кризисные ситуации, Хайдеггер называет их пограничными. Это состояние борьбы и конфликта, чувства вины и страдания, но прежде всего – осознание конечности своего существования. «Решить, стоит ли жизнь того, чтоб ее прожить, значит ответить на фундаментальный вопрос философии», - уверяет Камю в работе «Бунтующий человек». Причины кризисных ситуаций различные: болезнь, обида, война. В таких случаях человек сталкивается с жестокостью внешнего мира и даже его враждебностью. Познать себя помогает философия. По мнению Хайдеггера, человеческая жизнь имеет две стороны – сущность и существование. Сущность нельзя понять, наблюдая со стороны, её надо пережить, она всегда является неповторимым внутренним миром человека. Экзистенциалисты подчеркнули ряд особенных черт существования человека в мире - это заброшенность, страх, тревога, забота, надежда. Итак, в основе гуманизма, возникщего в период Возрождения, несомненно, стоит человек. Гуманизм связан с атеизмом, что привело в начале двадцатого столетия к зарождению новых теорий и философских систем, среди которых «философия жизни», экзистенциализм и другие. Эти течения подробно анализируют бытие человека, его гуманистические тенденции. Литература 1.Анисимова В.Е. Личность как способ бытия и проявления целостности человека М. 1996 2. Агапов В.И. Проблемы философии. – Рязань. 1998. 3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: «Проспект», 1999. 4. Бахарев В.В. Структура личности и диалектика ее становления М. 1989. 5.Вальяно М.В. «Основы философии: Учебник». – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009. 6. Горбачев В.Г.. Основы философии: Курс лекций. 2007. |