пр. ЯкунинСергей.209. Проблемы медицинской этики в произведении В. В. Вересаева студент 209 группы Якунин Сергей
Скачать 2.77 Mb.
|
Проблемы медицинской этики в произведении В.В. Вересаева.Выполнил: студент 209 группы Якунин СергейПреподаватель: к.ф.н Мальцева Ольга НиколаевнаГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (ГБОУ ВПО ТюмГМА Росздрава) Кафедра биоэтики Викентий Викентьевич Версаев(1867—1945)Особое место в русской литературе конца ХIХ - первой половине ХХ века занимает творчество В.В.Вересаева. Его творческий путь вобрал несколько исторических эпох: в 1885 г. было напечатано первое стихотворение "Раздумье ", а оборвалась его жизнь в июне 1945 г. Он получил блестящее образование, окончив историко-филологический факультет Петербургского университета и медицинский факультет Дерптского университета. Начинающий писатель стремится познать человека и считает, что медицина поможет ему в этом. Записки врачаВрачи являются героями многих произведений В.В.Вересаева, и, тем не менее, самым значимым из них были "Записки врача ". Цель - раскрыть своеобразие данного произведения, проанализировать его основную проблематику.В.В.Вересаев так писал о своей книге: ""Записки врача" дали мне такую славу, которой без них я никогда бы не имел и которой никогда не имели многие писатели, гораздо более меня одаренные ". Их своеобразие заключается в том, что "это не записки старого, опытного врача, подводящего итоги своим наблюдениям и размышлениям, выработавшего определенные ответы на все сложные вопросы врачебной науки; это также не записки врача-философа, глубоко проникшего в суть науки. В своей книге он без утаек открыл миру больные стороны медицины. В "Записках врача "автор не только отразил проблемы медицины и здравоохранения, но и выразил стремление к обществу, построенному на началах социальной справедливости. Смелая постановка жизненных проблем, правильно решить их, философские раздумья врача вызывали острые споры, призывали самостоятельно мыслить, никогда не удовлетворяться достигнутым, учили гуманному отношению к больному человеку: "Надо быть с ним всегда честным, хотя и не всегда ему можно сказать правду; всегда следует думать о том, чтобы поднять его дух, вселить больному веру в исцеление, завоевать его доверие к себе, изобретать, фантазировать, создавать хорошее, бодрое настроение ". Именно таким должен быть врач. В клиниках, в отличие от учебы в университете, начинающий врач знакомился уже не с абстрактными болезнями, а увидел людей, страдающих от опухолей, язв и ран. Обилие разнообразных страданий и болезней ошеломило впечатлительного юношу: весь мир стал казаться ему одной сплошной больницей: "Предметом нашего изучения стал живой, страдающий человек. На эти страдания было тяжело смотреть; но вначале еще тяжелее было то, что именно эти-то страдания и нужно было изучать. Потоки крови при хирургических операциях, стоны рожениц, судороги столбнячного больного - все это вначале сильно действовало на нервы и мешало изучению; ко всему этому нужно было привыкнуть ". Встревоженное сердце В.В.Вересаева волновали и другие вопросы и сомнения: он шел на медицинский факультет с верой во всесилие медицины, но на практике увидел, что врачи многого не знают и не потому, что они плохие врачи, а потому, что вообще неизвестна природа многих болезней. Его занимают вопросы - в чем тайна зарождения многих болезней, каков механизм действия лекарств в организме? Но ни в учебниках, ни от своих учителей ответы на эти вопросы он тогда получить не мог. И тогда В.В.Вересаев задумывается, можно ли заниматься врачебной деятельностью, если многого не знаешь, когда во всей медицине, как это ему тогда казалось, всего-то и есть, что "два - три действительных средства, а остальное чепуха: "То и дело мне теперь приходилось узнавать вещи, которые все больше колебали во мне уважение и доверие к медицине. Фармакология знакомила нас с целым рядом средств, заведомо совершенно недействительных, и тем не менее рекомендовала нам употреблять их. Больному назначается известное лечение, и, если данное средство помогает, значит, больной болен такою-то болезнью; второй шаг делается раньше первого, и вся медицина ставится вверх дном ". Позже В.В.Вересаев пишет: "рядом с тою парадною медициною, которая лечит и воскрешает, и для которой я сюда поступил, передо мною все шире развертывалась другая медицина - немощная, бессильная, ошибающаяся и лживая ". Работая в больнице, В.В.Вересаев как врач стоит уже тверже на своих ногах, он многое увидел и узнал. Но его все же продолжают занимать злободневные вопросы медицины и прежде всего вопрос: почему так беспомощен врач на первых порах своей самостоятельной врачебной деятельности? Раздумывая на эту тему, он приходит к выводу: происходит это потому, что студент изучает много теоретических предметов, которые ему, конечно, знать необходимо, но у него в годы обучения в университете мало практики. Поэтому отсутствие профессиональных навыков и делает его таким беспомощным, когда он ступает на путь самостоятельной работы и встречается лицом к лицу с больным человеком. Профессора не раз говорили студентам, что к каждому больному надо подходить с учетом присущих ему индивидуальных особенностей. Но ведь это правило достигается только при наличии известного опыта, которого у молодого врача нет. Еще хуже, по его мнению, обстояло дело с хирургической подготовкой будущих врачей. Нередко были случаи, когда студент считал себя счастливым, если ему удавалось проследить несколько операций, проведенных его учителем, так как вокруг больного обыкновенно склонялось несколько голов ассистентов. Что же можно при таких условиях увидеть? И В.В.Вересаев приходит к выводу: студентам нужно предоставить более широкие возможности для практических занятий в клинике и поликлинике. Только при таких условиях не будет серьезной проблемы "первой операции ", когда молодой врач впервые вне стен клиники самостоятельно оказывает хирургическую помощь. Многое из того, что В.В.Вересаев предлагал в "Записках врача "в области медицинского образования, было правильным для того времени, когда он работал над этим произведением, и осталось актуальным и в настоящее время. В.В.Вересаев так пишет о хирургии: "Хирургия есть искусство, и, как таковое, она более всего требует творчества и менее всего мирится с шаблоном. Где шаблон,- там ошибок нет, где творчество,- там каждую минуту возможна ошибка. Как же относится писатель-врач к так называемым ошибкам? Он приводит примеры, как неопытность, неосторожность врача приводят к трагическим последствиям. Вот в результате неудачной операции больная погибла от перитонита. На вскрытии патологоанатом подтвердил диагноз и показал студентам кусок вырезанной кишки со зловещей ранкой, окруженной гнойным налетом. Эта небольшая ранка и погубила девочку. В своем заключении профессор указал, что при той массе сращений, которыми изобиловала опухоль, заметить такое поражение было нелегко, и в столь тяжелых операциях ни один самый лучший хирург не может быть гарантирован от несчастных случайностей. В "Записках врача "В.В.Вересаев поднимает ряд вопросов, в которых проявляется известная двойственность в подходе к решению поставленных проблем. Он как врач хорошо понимал, что без "живосечения "не может успешно развиваться медицинская наука. "Живосечения для медицинской науки необходимы,- пишет он,- против этого могут спорить только очень невежественные или очень недобросовестные люди …". Он понимает, что обучение на трупах крайне важно и для медицинского образования. "Право вскрывать умерших больных присвоили себе вообще все больницы,- присвоили совершенно самовольно, потому что закон им такого права не дает, вскрытия по закону производятся только в судебно-медицинских целях. Вскрытие каждого больного чрезвычайно важно для врача; оно указывает ему на его ошибки и способы избежать их, приучает к более внимательному и всестороннему исследованию больного; без вскрытия не может развиваться и совершенствоваться врачебная наука. В.В.Вересаев поднимает вопрос и о врачебной тайне: "Врач обязан хранить вверенную ему больным тайну,- пишет он,- но к этому одно существенное ограничение: "Если сохранение тайны грозит вредом обществу или окружающим больного, то врач не только может, но и должен нарушить тайну ". Однако в каждом таком случае он должен уметь дать и перед больным и перед собственною своею совестью точный и исчерпывающий ответ, на каком основании "он нарушил вверенную ему больным тайну ". В.В.Вересаев готов "жертвовать" интересами личности для блага коллектива. Конечно, в наше время эта проблема не так актуальна, но все же и теперь бывают случаи, когда врач порой без особой к тому нужды разглашает информацию, которую он знает о больном. Следует всем врачам помнить, что каждое неосторожное слово может вызвать болезненную реакцию у больного и нанести вред его здоровью. В своих философско-этических рассуждениях В.В.Вересаев уделяет много внимания опытам на людях. Медицина должна совершенствоваться и обогащаться,- указывает он,- практический опыт и врачебное мышление врача должны вырабатываться наблюдениями у постели больного, изучением литературы, опытами на животных в физиологических лабораториях, в прозекторских на трупах, где мертвые помогают лечить живых. Без вскрытий не может выработаться хороший врач, совершенствоваться медицинская наука. Однако, поднимая вопрос о недопустимости опытов на людях, В.В.Вересаев пишет, что к чести врачебной корпорации в целом к таким опытам прибегало лишь незначительное меньшинство врачей. "Сотня - другая врачей,- указывает он,- видящих в больных людях лишь объект для своих опытов, не дает еще права клеймить целое сословие, к которому принадлежат эти врачи ". В своем произведении "Записки врача "В.В.Вересаев касается не только проблем медицинской этики, врачебной тайны. Так, с большой остротой он показывает, что массовые заболевания, преждевременная старость, высокая смертность - прямой результат тяжелого, изнурительного труда, безысходной нужды и бескультурья широких народных масс. Доктор рассказывает о своих пациентах: к нему на прием приходит прачка с экземой рук, ломовой извозчик с грыжей, прядильщик с чахоткой. Чем может он помочь им? Прописать порошки и мази, посоветовать, чтобы у прачки не мокли руки, чтобы ломовой извозчик не поднимал тяжестей, а прядильщик избегал пыльных помещений? Но доктор прекрасно понимает, что пациенты поблагодарят его за советы и лекарства, но объяснят ему, что дела своего не бросят, так как им нужно жить. Мрачная картина предстает перед доктором. Его пациентка с двумя детьми занимала угол в комнате - семь шагов в длину и шесть шагов в ширину. И жило здесь шестнадцать человек! В комнате было настолько мало воздуха, что лампа чадила и коптила, не находя кислорода. Тяжелый и как будто влажный воздух был полон кислым запахом детских испражнений, махорки, керосина. В.В.Вересаев также показывает в своих произведениях тяжелую жизнь крестьянства. К доктору обращается мужик с жалобами на одышку. При осмотре у больного оказалось острое крупозное воспаление легких и врач предложил пациенту не работать, и отлежаться дома. На что крестьянин ответил: "Перемучаюсь как-нибудь. А лежать нам никак нельзя: мы от этих трех недель весь год бываем сыты. С микстурою врача в кармане и с косою на плече крестьянин пошел на свою полосу и косил рожь до вечера. Вечером он лег на межу и умер от отека легких ". "Медицина есть наука о лечении людей,- пишет он.- Так оно выходило но книгам, так оно выходило и по тому, что мы видели в университетских клиниках. Но в жизни оказывалось, что медицина есть наука о лечении лишь богатых и свободных людей. По отношению ко всем остальным она является лишь теоретической наукой о том, как можно было бы вылечить их, если бы они были богаты и свободны «Где же выход из этих противоречий? На этот вопрос В.В.Вересаев отвечает: если врач не чиновник врачебного дела, а подлинный врач, он должен прежде всего бороться за устранение тех условий, которые делают его деятельность бессмысленной и бесплодной; он должен быть общественным деятелем в самом широком смысле слова, он должен не только указывать,- он должен бороться и искать пути, как провести свои указания в жизнь. Как же разрешает Вересаев проблему здоровья народных масс с философской точки зрения? По его мнению, тело и душа человека должны быть гармонически взаимосвязаны, и дорога человека к этой гармонии и счастью лежит на пути познания законов природы и подчинения им. Если человек поймет эти законы и будет следовать им, тогда лишними окажутся и "одностороннее "лечение, и "односторонняя "профилактика. Тогда будут сильные, счастливые и здоровые люди, и они будут рождаться "от сильных и здоровых женщин, которые не будут знать ни акушерских щипцов, ни хлороформа, ни спорыньи ". Медицина приходит на помощь больному рахитом, сифилисом, туберкулезом. И все эти спасенные медициной, но ослабленные люди, скрещиваясь со здоровыми, вызывают общее ухудшение расы. Следовательно, медицина не только не делает слабого сильным, но и сильных делает слабыми и стремится всех людей "превратить в жалкие, беспомощные существа, ходящие у медицины на помочах ". В "Записках врача "В.В.Вересаев описывает тяжелую работу земского врача Петрова: "Ты брат не знаешь, что такое земская служба. Со всеми нужно ладить, от всякого зависишь. Больные приходят, когда хотят, и днем и ночью, как откажешь? Иной мужик едет лошадь подковывать, проездом завернет к тебе: нельзя ли приехать, баба помирает. Едешь за пять верст: "Где больная?"- "А она сейчас рожь ушла жать ". Участок у меня в пятьдесят верст, два фельдшерских пункта в разных концах; спишь и ешь черт знает как. И это изо дня в день, без праздников, без перерыву. Дома сынишка лежит в скарлатине, а ты поезжай… Крайне тяжелая служба …" Вересаев поднял такие вопросы, как ответственность врача за жизнь и здоровье больного, врачебные ошибки, недостаточность практической подготовки врачей в медицинских учебных заведениях, правомерность опытов на людях, врачебная тайна, материальное положение врачей и другие. Исходя их этого можно сделать вывод: в условиях современного реформирования системы здравоохранения и поиска новых форм оказания медицинской помощи, заключается в том, что большинство проблем не может быть решено самой медициной, за уровень оказания медицинской помощи несет ответственность государство и все общество. Спасибо за внимание! |