Главная страница

Проблемы реализации основных личных прав и свобод человека и гражданина в российской федерации


Скачать 79.7 Kb.
НазваниеПроблемы реализации основных личных прав и свобод человека и гражданина в российской федерации
Дата16.12.2021
Размер79.7 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаKursovaya_rabota_Gotovo.docx
ТипКурсовая
#305577
страница2 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Глава 1. Понятие и система основных личных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

1.1 История развития представлений и системы о личных правах и свободах человека и гражданина


Прежде, чем приступить к исследованию права современного, необходимо обратиться к истории права, чтобы выяснить, как зарождалось понятие личных прав и свобод человека и гражданина.

Само понятие личных прав традиционно связывают с правом римским. Гай писал: «Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам (объектам), или к искам».1 Лица, т.е. люди, традиционно делились римскими юристами на свободных и рабов. Однако уже в классический период римского права юриспруденция приходит к мысли, что подобное разделение - дело рук человеческих, а от природы все люди равны: «Рабство есть установление права народов, в силу которого лицо подчинено чужому владычеству вопреки природе».2 Флорентин по поводу возможности защиты права человека пишет: «…так как природа установила между нами некое родство, следовательно, является преступлением, когда один человек строит козни другому».3 Там же. С. 85]

В связи с подобными взглядами римские юристы, помимо осознания естественного равенства всех людей в духе космополитизма стоической философии, разрабатывают и учение о т.н. «личных исках» - actiones in personam, противостоящих искам личным.4 Гай указывает, что «…личным будет тот иск, который мы возбуждаем против того, кто ответствует или по оговору, или из преступления».5 Тем самым он вводит понятие «личный иск» применительно к посягательству на права самой личности, правда, прежде всего имущественные. Понятие личных прав в том виде, в котором оно знакомо нам, остаётся римскому праву неизвестным.

Что же до развития современной концепции личных прав, то она неразрывно связана с правами человека как таковыми. Зарождаться эта идея начинает, находя своё отражение в документах, в XIII в. в Англии.

Одним из первых документов, говорящих о личных правах, стала Magna Carta (действующая по сей день). В статье 39 она провозглашает, что «…ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его (его пэров) и по закону страны».6 Несмотря на её откровенно феодальный характер, Хартия не только декларирует права свободных, но и устанавливает, как запрет их нарушения со стороны короны, так и правовые гарантии на случай несоблюдения положений Хартии. Этот документ впервые в истории Европы напрямую ограничивает государственную (монаршью) власть, полагая ей правовые границы.

Впрочем, идея личных прав, носителем которых является любой человек без ограничений (связанных со статусом и проч.) Хартии ещё чужда.

В Средневековой Европе также постепенно, но на основе христианского вероучения, появляются мысли о наличии у всех людей некоего объёма прав, дарованных им богом. В ходе Крестьянской войны в Германии восставшие в 1525 г. выдвигают знаменитые «Двенадцать статей», содержащие, в числе прочего, в статье 3 такое положение: «…до сих пор было в обычае считать нас «собственными» людьми [eugen leut], что жалости подобно, принимая во внимание, что Христос пролитием своей драгоценной крови освободил и искупил нас всех как пастуха, так и самого высокого, не исключая никого. Поэтому соответствует писанию, чтобы мы были и хотим быть свободными».7 Это требование отражает новую для того времени мысль о личной свободе каждого человека; именно личная свобода ложится в основу личных прав и зачастую даже в наши дни может стоять выше права на жизнь. Впоследствии произойдёт развитие аналогичных положений в теории, а затем практической правовой жизни государств Европы. Однако крестьяне в своих статьях не ставили вопроса об обеспечении исполнения этих положений со стороны государства, указав лишь, что мнение их основано на Евангелии. Т.е. требования их были обеспечены лишь сакральными санкциями; механизмы защиты провозглашённых прав так и не сформировались.

В XVII в. мнение о необходимости гарантий определённых личных прав каждому человеку находит своё выражение в Билле о правах 1689 г., установившем ряд свобод для подданных и существенно ограничившем права монарха. В числе важных для нашего исследования нововведений стоит отметить предоставленное этим актом право на петиции, свободу слова и свободу от произвола властей. Указанные свободы признавались за каждым подданным и, хотя сам акт не предусматривает создания особенного механизма судебной защиты означенных прав, защищались королевскими судами как права, проистекающие из любого другого статута.8
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта