Проблемы реализации основных личных прав и свобод человека и гражданина в российской федерации
Скачать 79.7 Kb.
|
3.1. Проблемы реализации личных прав и свобод человека и гражданина на примере Ставропольского краяРоссийская Федерация является многонациональной страной. Об этом говорится в преамбуле Конституции РФ. Для многонационального народа Российской Федерации существуют различия. Эти различия имеют связь с обществами, которые принадлежат, к разным религиям, убеждениям и выражаются в обществах, наиболее выражаются в религиозной сфере, в убеждениях и культуре. Однако это не является основанием для ограничения прав и свобод человека и гражданина. П. 2. ст. 19 Конституции РФ «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Социальной основой для конституционных ограничений прав и свобод является лично-собирательный характер общества, весьма убедительно говорит, Б С. Эбзеев, поскольку человек выступает не только как изолированный индивид, но и как член сообщества людей, в котором сталкиваются различные интересы, включая субъектов основных прав и общества в целом. Этим и объясняется актуальность правового регулирования оснований и условий возможных граничений прав и свобод, которые могут вызываться необходимостью обеспечения несовместимости bндивидуальной свободы с благом общества, а блага общества – со свободой личности.31 Интересы личности, общества и государства должны учитываться, чтобы соблюдались права и свободы, а не ограничивать конституционные права и свободы человека и гражданина. Э. М. Аметистов указывал на то, что «идея разумного ограничения прав и свобод проходит через законодательство многих стран мира», а также «положения, ограничивающие определенные права, являются необходимыми в любом обществе и государстве, ибо без них использование прав может привести к анархии и произволу…».32 У государства свои интересы, а у общества – другие. Хотя в целом государству и обществу нужен порядок в стране, но это не должно ограничивать конституционные права и свободы и в то же время права и свободы должны быть реализованы в меру. Для этого и необходима Конституция страны, где сбалансированы конституционные права, свободы и обязанности, благодаря чему регулируются права и свободы. Основу современного конституционализма и, соответственно, конституционно-правовых характеристик современного государственно-образованного общества составляет соотношение власти и свободы как взаимосвязанных, взаимозависимых и при этом чаще всего конкурирующих, а нередко и конфликтующих ценностей.33 Поясняя такой подход, Н. С. Бондарь обращает внимание на сложность решения проблемы, обеспечения баланса власти и свободы, поскольку, с одной стороны, реальная свобода личности невозможна вне сильной государственности, с другой – сильное государство, не обеспечивающее последовательную защиту свободы, на вырождение в тоталитарный режим.34 Поэтому роль Конституции и важна для российского государства. Именно Конституция РФ может обеспечить баланс власти и свободы в России, если следовать ей. В обеспечении развития отношений между государством и личностью решающая роль принадлежит закону, определяющему рамки (пределы) деятельности граждан и власти,35 являющийся источником законов – Конституция РФ. М. В. Баглай, говоря о необходимости сокращения роли государства в регулировании общественной жизни, тем не менее, обращает внимание на то, что «при всем при этом власть правового государства должна оставаться, безусловно, сильной», а меры свободы должны устанавливаться законом и увязываться с интересами и целями народа.36 Государство должно быть настолько сильным, насколько это необходимо, чтобы исполнялись обязанности и соблюдались права и свободы граждан. Солидарную с М. В. Баглаем позицию высказывает Е. А. Лукашева, которая указывает на необходимость освобождения общества от чрезмерной опеки государства, от его всепроникающего влияния на все сферы жизни. По мнению Лукашевой, задача состоит в том, чтобы наше правовое государство стало сильным, способным влиять на важнейшие процессы, находящиеся в обществе и мире.37 Для этого, законы должны приниматься с учетом интересов общества и индивида и в то же время интересы общества и индивида должны быть в рамках Конституции РФ. Доктор юридических наук Н. Ю. Хаманева тоже придерживается такой позиции, что правовое положение личности зависит от того, насколько совершенно законодательство о правах и обязанностях в сфере государственного управления.8 Что должно быть характерно принципам правового государства, где человек и гражданин имеют свое соответствующее правовое положение, закрепленное в Конституции правового государства. Статья 19 Конституции РФ закрепляет правовое положение человека и гражданина, введя запрет на дискриминацию Например, в Нефтекумском районе Ставропольского края проводила проверку по жалобам от родителей девочек, которых не пускали на занятия в школу в хиджабах. При этом единого мнения у экспертов по поводу того законны ли требования руководства школы, ссылающегося на правило о локальной форме и светскости обучения в России нет. Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов по этому поводу заявляет на Ставрополье, что "В данном случае руководство школы явно перегибает палку. Нет никаких общих требований к внешнему виду учеников, и платок в данном случае не является каким-то неприличным атрибутом". С одной стороны носить одежду не должна была бы стать основанием возникновения проблем в сфере реализации конституционных прав и свобод. А с другой стороны Российская Федерация не является мусульманским государством, хотя гарантируется проповедовать любую религию по Конституции РФ. Директор школы в Нефтекумском районе Ставрополья, запретившая девочкам носить хиджабы на занятиях, действовала в рамках российского законодательства, а родители в этой ситуации имеют право выбрать любую другую школу, считает уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае Алексей Селюков. Муфтий Ставропольского края Мухаммад-Хаджи Рахимов призвал участников противостояния искать компромиссы. "Мы как духовное управление всячески должны защищать своих верующих. Но мы понимаем, что мы находимся в светском обществе, где в школах есть свои уставы", - заявил Рахимов. По его мнению, конфликт можно решить следующим образом: на уроки ученики светской школы должны приходить по правилам светской школы, а для того, чтобы не нарушать исламских традиций, достаточно ограничиться головным платком. Именно в косынках девочки и приходили в школу с начала учебного года - лишь в октябре их родители решили приблизить внешний вид своих детей к более ортодоксальным нормам, передают "Вести ФМ", отмечая, что в школе обучается более 300 человек, и большая часть девочек, исповедующих ислам, приходит на уроки в платках, которые соответствуют религиозным традициям и школьному дресс-коду. Приходя к компромиссу, всегда можно найти подходящее решение, так как учитываются мнение обеих сторон. Солидарна с мнением Мухаммадом-Хаджи Рахимовым. Однако жить в светском государстве не означает, что права и свободы российских граждан-мусульман нарушаются либо ограничиваются. Законы и нормы законов не разрешили ходить ученицам в хиджабе, но, однако, обе стороны остались довольны. Чтобы подобное не повторялось, на мой взгляд, нужно создавать такие органы, где будут учитываться религиозные интересы граждан мусульман и граждан, которые проповедают другие религии. Можно создать орган, например, Уполномоченный по делам, в сфере религиоведения. Муфтий Чувашской республики Айрат-хазрат Хайбуллов, присутствовавший на встрече, отметил: «Таких благоприятных условий для реализации религиозных прав и свобод мусульман, как сейчас, в истории современной России не было никогда». По этому поводу можно привести один пример, подобная проблема коснулась и Турцию, где был запрет на хиджаб Школьную форму на Ставрополье ввели после скандала с хиджабами. Тогда школьницы несколько недель не могли учиться из-за запрета ходить в школу в мусульманских платках. В итоге между родителями и школой был найден компромисс. Девочки вернулись на учебу. Но ставропольские власти решили предотвратить повторение спорных ситуаций и законодательно установили школьный дресскод. Согласно законопроекту в школе нельзя появляться в одежде ярких цветов, в рваных джинсах или коротких юбках, а также в одежде с религиозной символикой. В школах запрещены головные уборы, массивные украшения и экстравагантные стрижки и прически. "Мы считаем, что религиозные, культурные особенности семей не должны вступать в противоречие, в конфликт со светским характером образования в школе. Я думаю, что в будущем мы создадим необходимые правовые условия для предотвращения таких конфликтов", - сказал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов на заседании в Госдуме, где в первом чтении рассматривается законопроект "Об образовании в РФ". Министр убежден, что в каждой школе есть место для компромисса, который позволит обеспечить и светский характер образования, и следование тем культурным традициям, которые есть в той или иной местности. "Насколько мне известно, в конкретной школе в Ставропольском крае, о которой шла речь, девочки, ходили с 1 сентября с покрытой головой. Это совершенно не противоречило ни школьным правилам, ни общепринятым нормам", - отметил Ливанов. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что исследование реализации прав и свобод человека и гражданина на примере Ставропольского края связаны с тем, что законы и нормы законов на региональном уровне составлены на основании и в соответствии с Конституцией РФ, поэтому законы и нормы законов на региональном уровне не должны нарушать права и свободы человека и гражданина. Проблемы возникают только в исключительных случаях, это может быть вызвано с отсутствием либо не соответствия нормы закона с основным источником законов – Конституцией РФ. |