Философия Задание 1. Проблемы творчества в истории философии
Скачать 0.9 Mb.
|
М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет» «Тольятинский государственный университет» (наименование института полностью) Кафедра /департамент /центр1 __________________________________________________ (наименование кафедры/департамента/центра полностью) 38.03.03 Управление персоналом (код и наименование направления подготовки, специальности) (направленность (профиль) / специализация) Практическое задание №1 по учебному курсу «Философия» (наименование учебного курса) Вариант ____ (при наличии)
Тольятти 2022 Проблемы творчества в истории философии Проблемы творчества в истории философии – тема, весьма важная для изучения, не теряющая своей актуальности и значимости. Важная область познания, фундамент для дальнейшего изучения философии – творчество является не только мощным двигателем прогресса, но и так же позволяет выявить важные причинно – следственные связи и установить отдельные моменты философского осмысления под различными углами. Для философии крайне актуальны проблемы творчества. Ведь творчества – это весьма широкомасштабная область. Ее изучение помогает более глубоко окунуться и узнать механизмы, влияющие на механизм развития человека и прогресса общества. Особо остро выделяется проблема поисков источника творчества. Примечательным является то, что для каждого человека будет свой, индивидуальный источник с различными уровнями и способами его использования в своих целях. Для углубленного раскрытия и изучения темы перенесемся в эпоху Античности. Специфика философии того времени заключается во взаимодействии сферы изменчивого бытия, имеющего такие характеристики, как изменчивость и гибкость, а не бытия вечности и чего – то, что будет равно себе. Да и само понятие творчества можно рассматривать в нескольких формах, как, например, нечто божественное, связанное с космосом и как исход человеческих действий (например ремесло или какое – то искусство). Однако же, для большинства философов – мыслителей древнего времени характерны убеждения о том, что космос существует вечно. К примеру, Гераклит выдвинул учение о том, что бытие по природе своей – подлинно, и подвластно изменениям на протяжении вечности. Согласно его мысли, творчество, как процесс осуществления созданного новшества и уникальности не является причастным к сфере сверхъестественного, божественного. В заключение данной мысли хотелось бы отметить, что античная философия в сфере человеческих отношений отнюдь не отводит главенствующую роль процессу творчества. Период Средневековья и религиозные ценности данного этапа привнесли свежие мысли в область творчества. Так, например, известный итальянский теолог и философ Фома Аквинский не только внес новые тезисы, но и вовсе – выдвинул целую теорию касательно творчества. Согласно ей, большее количество в концепции о человеческом творчестве исходит, берет свое начало из августовской традиции. Подводится некий итог основным представлениям эпохи Средневековья касательно представлений о художественной деятельности, можно заметить, что представления о творчестве и о художнике складываются. В тоже время, эти представления открывают возможность для того, чтобы развивались совершенно новые представления и характере и о значении творчества, которые в дальнейшем будут продолжать не только формироваться, но и видоизменяться. Теперь мы плавно переходим к эпохе Возрождения: как именно формировалось творчество и отношение к нему под призмой философии с учетом влияния гуманизма. Безусловно, гуманизм имеет весьма существенное влияние на многие сферы жизнедеятельности, непосредственно тем или иным образом связанные с человеком. Леонардо Бруни уделил данному вопросу огромное место в своих трудах и размышлениях. Сама эпоха была весьма колоритной на события и различные веяние, имеющие влияние на формирование общей культуры, а значит, и вносила изменения в проблемы творчества под парадигмой философских размышлений. Схожая ситуация складывается и в работах немецких философов. Однако, не будет акцентировать на этом особое внимание и обратимся к размышлениям русских философов на представленную выше тему. Особо интересными нам представляются мысли великого ученого Бердяева Николая Александровича. Проблема творчества для него была одной из самых значимых. И в своих работах он неоднократно обращался к данному вопросу. Резюмируем лишь то, что основная идея состояла в том, что человек в силах преодолеть мировую данность и необходимость, которым он подчиняется. Бердяев обуславливает такого рода подчиненность с падением человека и с его грехом. То есть в данном случае усматривается религиозная составляющая. Из чего следует, что творчество является своего рода продолжением и завершением миротворения, которое было начато Создателем. Ведь, Бог создал человека по своему образу и подобию. Что касается развития мысли философской направленности в России – период ее зарождения датируется XI веком, и происходило оно под влиянием весьма важного и значимого процесса, именуемого христианизацией. Так, например, Илларион (киевский митрополит) создает «Слово о законе и благодати», в котором приветствует включенность «русской земли» в общемировой процесс торжества божественного христианского света. Дальнейшее развитие русской философии проходило в обосновании особого предназначения православной Руси для развития мировой цивилизации. Во времена правления Василия III появилось учение игумена Елизаровского монастыря Филофея о «Москве как третьем Риме». Русская философия на протяжении XVI-XIX вв. развивалась в противоборстве двух тенденций. Первая акцентировала на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая же тенденция стремилась вписать Россию в процесс развития европейской культуры и предложить ей следовать тем же историческим путем. Первую тенденцию представляли славянофилы, а вторую — западники. Идею западников поддерживали в XIX в. В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен. Работы «западников», в большей мере, воспроизводят идеи; Чернышевский — Фейербаха. Белинский — Гегеля, Герцен — французских материалистов и т.д. Славянофилов представляли И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, братья Аксаковы — самобытные русские философы. Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что проблема творчества является весьма ярко выраженной в истории философии. Более того, она прослеживается на всех ее этапах, а не отдельно взятом хронологическом периоде. На наш взгляд, существование проблем творчества в философии по большей части – положительный момент, так как это обуславливает ее дальнейшее развитие и открытие новых, еще не познанных данных и фактов. 1 Оставить нужное |