рррр. Процесс формирования единого человечества и мировой истории
Скачать 20.18 Kb.
|
Процесс формирования единого человечества и мировой истории Вся история человечества может быть условно разделена на три последовательно сменявшие друг друга фазы: доисторию, историю и мировую историю. Длительный период доистории охватывает время становления человека от возникновения языка и рас до начата исторических культур. Известная нам история, т.е. "писанная история", охватывает события примерно пятитысячелетней давности в Китае, Индии, на Ближнем Востоке и в Европе. Универсальная, или мировая, история начинается с возникающего в наши дни глобального единства мира и человечества, подготовленного эпохой великих географических открытий. В фазе истории развертывание немногих великих культур шло, несмотря на ряд случайных соприкосновений, параллельно. Это были отдельные истории. В фазе мировой истории обнаруживается единство целого, за пределы которого выйти уже невозможно. Эта фаза еще не историческая реальность, но предвосхищение грядущих возможностей. Она не может быть предметом эмпирического исследования, а служит лишь материалом для эскиза, в основу которого положено осознание настоящего и современной нам ситуации. Современное человечество представляет собой сложный конгломерат различных цивилизаций, или культур, многообразно связанных между собою и все более активно взаимодействующих друг с другом. В числе этих цивилизаций – российская цивилизация, цивилизация развитых стран Европы и Северной Америки (западная цивилизация), китайская, индийская, латино-американская и др. История формирующегося единого человечества разворачивается теперь как диалог разных цивилизаций, каждая из которых опирается на свои традиции и имеет собственные ценности и тенденции исторического развития. Выражение "мировая история", часто используемое историками, имеет два очень разных смысла: 1) человеческая история является частью предельно общей космической истории, включающей как историю природы (в частности, живой природы), так и историю человечества, причем последняя является с самого начала единой и целостной и представляет собой органичную, быть может, даже необходимую часть космической истории; 2) мировая история – это история становящегося человечества, с течением времени живущего и действующего все более как единое целое, история всех входящих в него и все теснее взаимодействующих друг с другом народов и обществ. К первому истолкованию мировой истории определенно тяготеет коллективистическое (закрытое) общество, ко второму представлению о мировой истории склоняется индивидуалистическое (открытое) общество. Сама общая идея единого человечества и единой его истории, органично включенной в мировой ход событий, – это средневековая по своему происхождению идея. Представление о единой, целостной истории, в которой все имеет свое место, развивалось Гегелем и затем Марксом. Каждый человек, каждая эпоха, каждый народ рассматривались ими как звенья единой цепи. Они существовали не для себя, их предназначением было прокладывать путь. Вместе с тем и Гегель, и Маркс, конструируя единую историю, отбрасывали целые народы, эпохи и культуры как не имеющие значения для истории, являющиеся не более чем случайностью или попутными ей событиями. Как и христианская история, единые истории Гегеля и Маркса должны были в определенный момент, достигнув своего пика, завершиться, перейдя в другое временное измерение и перестав быть "историями" в собственном смысле слова. Представление о мировой истории как о постепенном, шаг за шагом прокладывающем себе дорогу единении человечества начало складываться только в Новое время и было связано в первую очередь с развитием капитализма. Становлению этого представления способствовали резкое увеличение численности людей, резкий рост взаимосвязей между ними, растущие торговля и экономическая зависимость регионов друг от друга. Идея включенности человеческой истории в качестве органичной части в мировой космический порядок является для этого представления чужеродной. Как уже отмечалось, столь же неприемлемой является для него и идея, что высший суд – это суд истории. Сейчас в мире существуют около двухсот пятидесяти государств, находящихся на очень разных уровнях социально-экономического развития. Активно идут интеграционные процессы, достаточно обширные группы государств объединяются в экономические и политические союзы. Можно предположить, что в отдаленном будущем интеграция государств и все большее совпадение их интересов приведут к тому, что они объединятся в некое "сверхобщество", охватывающее все человечество и руководимое из единого центра. Исчезнут границы между государствами, станут ненужными внешняя политика, армии, войны и т.д. Можно будет сказать, что возникло единое человечество в прямом смысле этого слова. Все это – весьма отдаленная перспектива, к тому же нужно учитывать, что не существует исторических законов, которые заставляли бы отдельные общества объединяться в группы и со временем вынудили бы их создать "сверхобщество". Все зависит от самих людей, понимания ими своих интересов и выгод интеграции, давления одних стран на другие, продолжающегося роста численности населения, экономических, культурных и иных связей между разными обществами и т.д. Но если допустить, что одной из основных и долговременных тенденций современного исторического развития является формирование единого человечества, то уже сейчас можно попытаться представить, какие формы мог бы принять данный процесс. Две модели формирования единого человечества Возможны, как кажется, две основные модели создания единого человечества: закрытая (коллективистическая) и открытая (индивидуалистическая). Первая предполагает постановку перед всем человечеством или перед достаточно могущественной его частью некой глобальной цели, использование силы для упорядочения всех многообразных обществ и приведения их к единому знаменателю на основе такой цели, внедрение единой идеологии, создание всемирной, руководящей всем человечеством структуры, возглавляемой вождем, и т.п. Вторая модель предусматривает добровольное, взаимовыгодное объединение разнородных обществ в некое подобие федерации, опирающейся на принципы демократии и предоставляющей своим членам широкую автономию. Первую модель пытались реализовать в XX в. коммунизм и национал-социализм, но им удалось сделать относительно немногое на пути насильственного объединения человечества. Коммунизм предполагал, что этот процесс начнется с пролетарских революций в наиболее развитых странах Запада. Затем пролетарии разных стран, объединившись, свергнут капитализм и в других странах и установят во всем мире социализм, являющийся преддверием коммунизма. Уровень экономического развития разных стран постепенно выровняется, и все они примерно в одно и то же время вступят в коммунизм. Детали того, каким будет мировое коммунистическое общество, что будет, в частности, представлять собой мировое коммунистическое правительство, не обсуждались, точно так же, как не дискутировались источники тех богатств, которые якобы польются на единое человечество непрерывным потоком. Национал-социалистический план объединения человечества предполагал, что сначала национал-социалистическая Германия подчинит себе Европу, а затем объединенными силами Европы завоюет весь мир и таким образом европеизирует его. Отрицательно ценные народы, способные только разлагать и разрушать культуру, будут уничтожены; народы, имеющие нулевую расовую ценность, будут превращены в рабов; расово полноценные народы составят элиту, управляющую человечеством. Вопрос об открытой модели единого человечества является более сложным. Одним из первых о ней достаточно подробно высказался К. Ясперс. Политическое единство планеты, писал он, является только вопросом времени. Путь развития идет, по-видимому, от национальных государств через крупные континентальные сферы влияния к мировой империи или к мировому порядку. Этот путь прокладывает, с одной стороны, всегда действующая в истории воля к власти и господству, более или менее осознанной целью которой является создание наибольшей, насколько это возможно в конкретных условиях, мировой империи; с другой – стремление к миру, к такому мироустройству, где жизнь людей свободна от страха. Создание "мировой империи" – это, в сущности, коллективистический путь объединения человечества; "мировой порядок" – индивидуалистический путь к данной цели. Мировая империя объединяет человечество посредством власти, подчиняющей себе всех из одного центра. Власть держится на насилии, формирующем нивелированные массы. Тотальное планирование поддерживается жестоким террором. Посредством пропаганды внедряется единое мировоззрение. Цензура и руководство духовной деятельностью подчиняют эту деятельность единому, но постоянно модифицируемому плану. Мировой порядок представляет собой единство без единой власти, за исключением тех случаев, когда она утверждается по договоренности и на основе общего решения. Установленные нормы взаимоотношений между обществами и индивидами могут быть изменены только законодательным путем на основе новых постановлений. Стороны сообща подчиняются этой процедуре и постановлениям большинства, гарантируют всем общие права, защищающие, в частности, и существующее в каждый момент меньшинство. Порабощению всех из единого центра противостоит принятое всеми устройство, за которым стоит отказ каждого члена мирового сообщества от абсолютного суверенитета. Путь к мировому порядку ведет через самоограничение тех, кто обладает могуществом, и это самоограничение является условием свободы всех. Установление мирового порядка означало бы устранение прежнего понятия государства во имя счастья людей. Результатом этого было бы не мировое государство (которое неизбежно сделалось бы мировой империей), а постоянно восстанавливающая себя посредством обсуждения и принятия решений организация государств, в ограниченных сферах пользующихся самоуправлением. Другими словами, результатом был бы глобальный федерализм. Если бы единое человечество сформировалось по коллективистическому образцу ("мировая империя"), оно состояло бы только из людей, которые неспособны даже представить, что кто-то может думать, чувствовать и действовать иначе, чем они. Был бы реализован идеал коллективистического общества Платона, но уже не в пределах отдельного города, насчитывающего примерно десять тысяч жителей, а в масштабах всего человечества. Формирование единого человечества по индивидуалистическому образцу ("мировой порядок") привело бы к тому, что человечество слагалось бы исключительно из автономных единиц. Представление о возможности существования людей, полностью растворенных в своих коллективах, казалось бы им ненаучной фантастикой. Подводя итог обсуждения тенденций формирования единого человечества, нужно еще раз подчеркнуть, что речь идет об отдаленном будущем, так что конкретные формы реализации данной тенденции остаются пока очень туманными. |