Главная страница
Навигация по странице:

  • Социализация личности

  • Процесс социализации личности

  • Социальная стратификация

  • профессиональную стратификацию

  • Российские социологи в

  • Документ Microsoft Office Word. Процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека


    Скачать 35.57 Kb.
    НазваниеПроцесс социализации продолжается в течение всей жизни человека
    Дата08.01.2019
    Размер35.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент Microsoft Office Word.docx
    ТипДокументы
    #62802

    16. Индивид-это отдельный, обособленный член социальной общности: народа, общества, данной социальной группы. В социологии понятия"индивид"употребляется в тех случаях, когда рассматриваются отдельные представитель ки социальных общностей, выборочной совокупности (в эмпирическом анализе), которые описываются по принадлежности к данной совокупности.

    Термин"индивидуальность"означает то особое, специфическое, что отличает такого человека от всех других, включая природные и социальные, соматические и психические качества

    Понятие"личность"помогает охарактеризовать в человеке социальную основу ее жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, социальных институтах, культуре, т.е. то в общественной жизни, в процессе взаимодействия с другими людьми. Понятие личности показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляется ее сущность как совокупность всех общественных отношений.

    Если индивидом рождаются, то личностью становятся в процессе социализации. Социализация - это процесс вхождения индивида в социальную среду через усвоение норм, идеалов, ценностей и т п

    Процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека

    В процессе социализации выделяют три стадии: до трудовая (охватывает период жизни человека до начала трудовой деятельности-детство и период обучения), трудовая (период зрелости человека, его активного участия в трудовой деятельности) и после трудовая, которая относится к периоду жизни человека, совпадает с пенсионным возрастом. На каждой стадии существуют особые институты социализации. На к трудовой стадии социализма ции главным институтом является семья, также важны дошкольные учреждения, школа. Трудовой коллектив является основным институтом социализации на трудовой стадии. Немаловажное значение в процессе социализации видиг рают неформальные объединения, группы по интересамсами.

    17. Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

    Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы. 



    • Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.

    • Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества.

    • Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.

    Основные этапы социализации личности:

    • Первичная социализация - процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;

    • Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.

    Рассмотрим данный процесс в зависимости от возраста более подробно на каждом этапе.

    • Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах.

    • Подростковый возраст – не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей.

    • Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать.

    • В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь. Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу. Неправильное освоение, либо восприятие может привести к серьезным необратимым последствиям. И тогда человек будет жить бессознательно до кризиса, который наступить в возрасте 30 лет.


    18. Социальная стратификация, по определению Сорокина, — это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

    Все многообразие социальной стратификации может быть сведено к трем основным формам — экономической, политической и профессиональной, которые тесно переплетены. Это означает, что те, кто принадлежит к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другому параметру; и наоборот. Так происходит в большинстве случаев, но не всегда. По мнению Сорокина, взаимозависимость трех форм социальной стратификации далека от полной, ибо различные слои каждой формы не совсем совпадают друг с другом, вернее, совпадают лишь частично. Это явление Сорокин впервые назвал статусным несовпадением. Оно заключается в том, что человек может занимать высокое положение в одной стратификации и низкое положение в другой. Такое несовпадение болезненно переживается людьми и может служить для некоторых стимулом изменить свое социальное положение, привести к социальной мобильности индивида.

    Рассматривая профессиональную стратификацию, Сорокин выделял межпрофессиональную и внутрипрофессиональную стратификацию.

    В межпрофессиональной стратификации выделяются два универсальных основания:

    • важность занятия (профессии) для выживания и функционирования группы в целом;

    • уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

    Внутрипрофессиональную стратификацию Сорокин представлял следующим образом:

    • предприниматели;

    • служащие высшей категории (директора, менеджеры и т.д.);

    • наемные рабочие.

    Для характеристики профессиональной иерархии он ввел такие индикаторы:

    • высота;

    • этажность (число рангов в иерархии);

    • профиль профессиональной стратификации (соотношение числа людей в каждой профессиональной подгруппе ко всем членам профессиональной группы).

    Социальную мобильность Сорокин определял как любой переход индивида или социального объекта (ценности, т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью) из одной социальной позиции в другую
    Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

    Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения выделяют вертикальную мобильность восходящую и нисходящую, т.е. социальный подъем и социальный спуск.

    21.  Л. Козер трактовал конфликт как "борьбу за ценности и притязания на обладание недоступными для всех статусом, властью и ресурсами, борьбу, в которой цель сторон заключается в нейтрализации своего противника, нанесении ему вреда или его уничтожении". Он утверждал, что не стоит рассматривать конфликты только с деструктивной стороны, так как в них заложен конструктивный (позитивный потенциал).

    Козер определил следующие функции конфликта, способствующие позитивным социальным изменениям:

    • образование различных групп, установление и поддержание их нормативных и физических границ;

    • поддержание  стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений;

    • адаптация групп и индивидов к изменяющимся условиям;

    • создание и поддержание баланса общественных сил;

    • получение сведений о проблемах в социальной среде;

    • стимулирование нормативного творчества и социального контроля;

    • создание новых форм социальных институтов.

    Козер считал, что нельзя полностью исключать деструктивный компонент из конфликта, так как его последствия могут быть неожиданными. Например, привести к распаду социальной системы, недоверию к социальным институтам, ценностям и нормам, принятым в обществе и т.д.

    Козер проанализировал влияние конфликта на закрытые и открытые общества. Он отмечал, что конфликты разделяют закрытые общества на враждебные группы и подрывают его устои, в то же время в открытых обществах,  конфликты выполняют конструктивную функцию и способствуют социальным изменениям. 

    В своей теории Р. Дарендорф сохраняет понятие классового конфликта, обращая внимание на то, что в наиболее развитых капиталистических обществах, конфликт подвержен процессу институционализации.

    Р. Дарендорф разработал конфликтную модель общества, в которую включал четыре положения:

    • любое общество всегда находится в процессе изменения;

    • каждое общество всегда обладает элементами несогласия, приводящими к конфликтам;

    • каждый элемент общества может способствовать его изменению и интеграции;

    • каждое общество основывается на насилии одних членов общества другими.

    Согласно теории Р. Дарендорфа, в историческом развитии характер конфликта в обществе изменился. Однако конфликт в обществе не устранился полностью, потому что в любой социальной структуре, по мнению социолога, присутствует борьба за перераспределение власти. Таким образом, противодействие и взаимодействие сопротивляющихся сторон и власти – это движущая сила развития общественных процессов.

    Подобное противостояние выражается в том, что в каждой общественной структуре есть правящие и управляемые. У них различный доступ к ресурсам развития, из чего вытекает неравенство их социальных положений и противоположность интересов. Таким образом, борьба за лидерство, захват дефицитных ресурсов, престиж и власть делают неизбежным социальный конфликт. Причем базой конфликта человеческих интересов служат не столько экономические причины, сколько "жажда" перераспределения власти. По мнению Р. Дарендорфа, бесполезно пытаться устранить глубинные причины социальных антагонизмов. Главными субъектами конфликта у Р. Дарендорфа выступают крупные социальные группы. 

    Дарендорф выделяет различные уровни, на которых может проистекать конфликт:

    • между несогласующимися ожиданиями, которые предъявляются к человеку;

    • между социальными ролями, которые должен исполнять человек;

    • внутригрупповые конфликты;

    • конфликты между социальными группами;

    • конфликты на уровне общества в целом;

    • межгосударственные конфликты.

    Чтобы позитивно разрешить конфликт, по мнению Дарендорфа, необходимо учитывать три обстоятельства:

    1. Ценностные предпосылки: каждая сторона должны признавать интересы оппонента;

    2. Степень организации конфликтующих сторон: чем больше организованны участники конфликта, тем легче они достигнут договоренности;

    3. Принятие правил игры: конфликтующие стороны должна принимать установленные правила, выполнять взятые на себя обязательства.

    Дарендорф выделяет три основные варианта структурных преобразований власти по итогу разрешения конфликта: 

    • полное изменение состава правящего слоя (преобразование революционного типа); 

    • частичная замена правящего слоя (эволюционный вариант социального развития); 

    • состав правящего слоя остается без каких-либо изменений, а вместо этого меняется политика, проводимая им (правящие слои общества включают в новую программу требования оппозиции и корректируют свою деятельность).

    22. Что у православия и католичества общее?


    И православные, и католики — христиане, верующие во Христа и стремящиеся жить по Его заповедям. И те, и другие имеют одно Священное Писание — Библию

    Особо следует сказать, что и католики, и православные признают, что они не одно и то же, что православие и католичество — разные церкви, но церкви христианские. Эта разница для обеих сторон настолько значима, что вот уже тысячу лет не существует взаимного единения в самом главном — в богослужении и в причащении Тела и Крови Христовых. Католики и православные вместе не причащаются.

    Чем отличаются католичество и православие?


    Первое важное отличие — разное понимание церкви. Для православных христиан единая, так называемая Вселенская церковь, явлена в конкретных независимых, но взаимопризнающих друг друга поместных церквях. Человек может принадлежать к любой из существующих православных церквей, принадлежа тем самым к православию вообще. Достаточно разделять одну веру и таинства с другими церквями. Католики признают одну и единственную церковь как организационное устройство — католическую, подчинённую Папе Римскому. Для принадлежности к католичеству необходимо принадлежать к одной и единственной Католической церкви, иметь её веру и участвовать в её таинствах и обязательно признавать главенство папы.

    Есть различия в некоторых важных вероучительных вопросах. Укажем на одно из них. Оно касается учения о Боге — Святой Троице. Католическая церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. Православная церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца.

    Третье. За прошедшие столетия не только укрепились, но и развились многие культурные, дисциплинарные, богослужебные, законодательные, ментальные, национальные особенности религиозной жизни православных и католиков, которые порой могут противоречить друг другу. Речь, прежде всего, о языке и стиле молитвы (заученные тексты, или молитва своими словами, или под музыку), об акцентах в молитве, об особом понимании святости и почитании святых. Но и нельзя забывать о скамьях в храмах, косынках и юбках, особенностях храмовой архитектуры или стилях иконописи, о календаре, о языке богослужения и т. д.

    23. Основы ислама и буддизма.

    Религия мусульман, ислам, имеет собственные, четко обозначенные фундаментальные принципы, опирающиеся на Коран и Сунну. Эти принципы излагаются в виде 3-х главных основ ислама: Иман Ислам Ихсан Иман (с арабского «вера»)

    Включает в себя основы вероубеждения, состоящие из 6 главных догматических положений ислама – столпов. Отсутствие хотя бы одного из них делает веру недействительной.

    Столпы веры

    Вера во Всевышнего Аллаха – творца всего сущего на земле. Главный принцип данного столпа – единобожие (таухид). Самый страшный грех – многобожие (ширк).

    Вера в божественных ангелов. Исрафил – ангел, трубящий в рог (сур) в День воскресения мертвых и зачитывающий божественные решения о судьбах людей. Джабраил – ангел Откровения (через него Аллах передал Коран Пророку Мухаммаду). Малик – хранитель Ада. Накир и Мункар – ангелы, опрашивающие каждого умершего человека о его деяниях при жизни. Иблис – «падший» ангел, за ослушание Аллаха низвергнутый с небес.

    Вера в Его священные писания. Вера в посланников божьих (пророков). 9 самых стойких пророков – Нух, Ибрахим, Дауд, Йакуб, Аййуб, Муса, Иса, Мухаммад.

    Вера в пришествие Судного Дня, в существование Рая и Ада. Вера в судьбу (все хорошее либо плохое происходит по воле и милости Аллаха). Ислам Ислам в переводе с арабского языка означает «повиновение, покорность, подчинение воле Всевышнего Аллаха». Все мусульмане, у которых есть иман (вера) должны соблюдать требования и принципы своей религии.

    Есть 5 ключевых столпов ислама, выполнение которых – первостепенная обязанность всех верующих. Шахада – свидетельство, вера в единого бога (Аллаха) и в посланническую миссию Его Пророка (Мухаммада). Молитва – совершение ежедневного 5-кратного намаза. Пост – отказ от еды, питья, плотских утех в священный месяц Рамадан. Закят – налог в пользу обездоленных, больных и нищих. Хадж – паломничество в Мекку (при наличии физических и материальных ресурсов).

    Ихсан Совершение богослужения со всей искренностью и ответственностью, как перед лицом Аллаха. Всевышний слышит все молитвы, знает все мысли и намерения людей. 

    Основные понятия и идеи буддизма

    Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды. Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей. Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости.

     

    Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма:

    Есть понятие дукхи (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания). Каждый человек находится под влиянием дукхи в большей или меньшей степени.

    У дукхи всегда есть причина, которая способствует появлению зависимости – алчность, тщеславие, похоть и др.

    От зависимости и страдания можно избавиться.

    Полностью освободиться от дукхи можно благодаря пути, ведущему к нирване.

    Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни.

    В буддизме выделяют три главные драгоценности:

    Будда – им может быть как сам создатель учения, так и его последователь, достигший просветления.

    Дхарма – непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.

    Сангха – община буддистов, придерживающихся законов данного религиозного учения.

    Чтобы достигнуть всех трех драгоценностей, буддисты прибегают к борьбе с тремя ядами:

    отстранение от истины бытия и неведения;

    желания и страсти, способствующие возникновению страданий;

    несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас.

    Согласно идеям буддизма, каждый человек испытывает и телесные, и душевные страдания. Болезни, смерть и даже рождение являются страданием. Но такое состояние противоестественно, поэтому от него нужно избавляться.

    24. Для гражданского общества в собственном значении этого термина (в его современном понимании) характерны следующие моменты:

    • становление и развитие гражданского общества связывается с формированием буржуазных общественных отношений, утверждением принципа формального равенства;

    • гражданское общество базируется на частной и иных формах собственности, рыночной экономике, политическом плюрализме;

    • это общество существует наряду с государством как относительно самостоятельная и противостоящая ему сила, находящаяся с ним в противоречивом единстве;

    • оно представляет собой систему, которая построена на основе горизонтальных связей между субъектами (принцип координации) и которой свойственны самоорганизация и самоуправляемость;

    • гражданское общество нельзя "учредить": оно является результатом самоорганизации общества при наличии определенных социально-экономических условий, социальных предпосылок;

    • это сообщество свободных граждан-собственников, осознающих себя именно в таком качестве, а следовательно – готовых взять на себя всю полноту хозяйственной и политической ответственности за состояние общества;

    • с развитием гражданского общества и становлением правовой государственности происходит сближение общества и государства, их взаимопроникновение: по существу, правовое государство есть способ организации гражданского общества, его политическая форма;

    • взаимодействие гражданского общества и правового государства направлено на формирование правового демократического общества, создание демократического социально-правового государства.

    Итак, гражданское общество – это сообщество свободных граждан-собственников, способных к экономическому, политическому и нравственному саморегулированию и готовых в рамках правовой государственности взять на себя всю полноту хозяйственной и политической ответственности за состояние общества.

    Многие черты и качества российского гражданского общества в настоящее время находятся в стадии развертывания и формирования. Сегодня этот процесс осложняется проблемой стабилизации общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников (так называемого среднего класса), невысокой эффективностью механизмов правовой защиты личности.

    Формирование гражданского общества в России должно идти в русле мирового развития с удержанием позитивного опыта собственного прошлого, с сохранением самобытных черт. С принятием Конституции РФ 12 декабря 1993 г. процесс формирования гражданского общества в России получил серьезный импульс и определенные юридические гарантии его осуществления.

    25. Публичная политика в различных политических системах предоставляет возможности обществу выражать свои интересы и потребности посредством различных форм волеизъявления, в зависимости от исторического этапа и сложившихся социально-политических условий.

    . В ходе исторического развития появление публичной политики связывается с дискуссией о совершенствовании государственного управления и повышении его эффективности. Ключевым фактором появления публичной политики является необходимость обеспечения разнообразия форм участия гражданского общества в политических процессах.

    Американский профессор политических наук Джеймс Андерсон связывает публичную политику и государственное управление и предлагает рассматривать несколько смыслов данного понятия [1, c. 2]:

    1. Публичная политика характеризуется наличием четкой целевой направленности и плана действий по достижению поставленных целей. В публичной политике неприемлемо случайное поведение или допущение случайных инцидентов;

    2. Публичная политика включает в себя совокупность конкретных целевых действий или комплекса действий. В публичной политике нет места обособленным друг от друга дискретным решениям. В частности, принятие решения о награждении какой-либо выдающейся личности не может рассматриваться как часть публичной политики, а политика охраны здоровья или безопасности труда, напротив, демонстрирует характер публичной политики руководства;

    3. Публичная политика является реакцией на политические запросы. Иными словами, это ответ на требования к принятию или непринятию тех или иных решений в условиях сложившейся ситуации (проблемы);

    4. Публичная политика есть реально воплощаемые в реальность действия, а не заявления чиновников о намерении реализовать то или иное направление;

    5. Публичная политика может принимать формы позитивной или негативной политики. В случае с позитивной политикой речь идет о реализации конкретного действия в ответ на политический запрос. Что касается негативной политики, то здесь можно говорить об абстрагировании правительства от решения какой-либо проблемы, которая требовала государственное вмешательство;

    6. Основой публичной политики является закон, ее основное средство реализации - принуждение. Публичная политика является официальным политическим курсом, утвержденным в форме законов.

    Соответственно, публичная политика реализуется через методы и формы государственного управления правительством, чиновниками, органами власти. Публичную политику следует рассматривать как комплекс действий, имеющих определенную целевую направленность и ожидаемые результаты решения той или иной проблемы.

    Таким образом, публичную политику следует представлять в качестве относительно устойчивого и стабильного курса действий с конкретной целевой направленностью, осуществляемый правительственными чиновниками и органами власти в сферах и отраслях, затрагивающих интересы и потребности большинства населения государства.

    Вместе с тем, публичную политику можно рассматривать в контексте инновационных технологий политического менеджмента, применяемых в целях анализа и оценки результатов принимаемых государственных решений в различных сферах жизни общества .

    26. Политический процесс — это совместная деятельность субъектов политики, организуемая для достижения ими общих целей.

    основу политического процесса составляет деятельность, а точнее, политическая деятельность.

     Под политической деятельностью понимается сумма практических действий, направленная на завоевание, осуществление и удержание власти. Поскольку власть, как известно, является основным инструментом политики, термин "политическая деятельность" нередко связывается с теми субъектами политики, которые имеют непосредственное влияние на осуществление власть и принятие политических решений. Это государственные органы, политические элиты, политические партии, политические лидеры. Цели, которые ставят перед собой субъекты политической деятельности, различны. Они могут быть направлены на укрепление политической системы, ее реформирование или разрушение. Мотивация тех или иных целей кроется в потребностях и интересах людей


    Главными потребностями людей, на удовлетворение которых направлена политическая деятельность, являются экономические и материальные потребности. Определенную роль в политической деятельности по поводу замены или изменения власти могут сыграть и политические элиты, общественные организации, общественные движения, трудовые коллективы, выдвигая политических лидеров — основных проводников политики того или иного класса или социальной группы. Особое место в политических процессах принадлежит государству. Оно одновременно является и объектом, и субъектом политической деятельности. Объективность состоит в том, что на него чаще всего направляются действия политических сил. Обычно выделяют две формы политического действия — мирную (ненасильственную) и насильственную

    27. Подавляющее большинство социологов считает стержнем и ядром культуры систему ценностей и норм,В этом контексте культура определяется как определенная система важных для человека смысловых комплексов - ценностей, которые способны выступать регулятивными принципами индивидуального и группового поведения.

    Поведение людей в обществе, в конкретной социальной общности или группе определяется прежде всего их ориентацией на определенные ценности.В одном и том же обществе далеко не все люди придерживаются одинаковых для всех ценностей, по-разному относятся и воспринимают принципы добра и зла, равенства, свободы, справедливости. Одни люди являются сторонниками коллективизма, другие - индивидуализма, для одних главное в жизни - карьера, для других - богатство, для третьих - честность и порядочность

    Российские социологи вопределении ценностей отмечают не только наличие в системе ценностей определенных убеждений по поводу цели жизни, но и мыслей о основные пути и средства, ведущие к достижению этих целей. Другими словами, для них социальные ценности отвечают на вопрос, как относиться к тому, что уже есть или должно быть.

    28. Средства массовой информации (СМИ) — это система учреждений, созданных в обществе для открытой публичной передачи информации с помощью специальных технических средств.

    Отличительными чертами СМИ являются:
    • периодичность, т. е. регулярный характер распространения информации;
    • публичность, т. е. массовый, практически неограниченный круг потребителей информации;
    • наличие специальных технических средств, обеспечивающих передачу и тиражирование информации;
    • наличие специалистов, готовящих и осуществляющих выпуски информации (журналисты, редакторы, издатели и др.);
    • непрямое, разделенное во времени и пространстве взаимодействие коммуникационных партнеров;
    • однонаправленность информационного воздействия;
    • непостоянный характер аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате внимания, проявленного к той или иной передаче, статье или изданию.

    Функции СМИ:

    • Учредительная (не только отражение политических процессов но и воссоздание их);

    • Регулятивная (возможность воздействовать на принятые в обществе стандарты и нормы поведения);

    • Охранительная (целенаправленное распространение господствующей идеологии, удержание соц. Конфликтов в политически приемлемых рамках);

    • Нормативно-ценностная (не только распространение но и создание соответствующих норм поведения, соц. Ценностей и целей)

    29. Семья— один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания.

    Выделяют следующие типы семей:

    • Нуклеарная: состоит из супругов (или одного из них) и детей;

    • Расширенная семья включает членов нуклеарной семьи и их прямых родственников;

    • Полная семья: включает обоих супругов;

    • Неполная семья состоит из одного из супругов.

    од функциями семьи понимают способы проявления ее активности, жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. В качестве основных функций семьи выделяют следующие:

    • репродуктивную (воспроизводства населения);

    • хозяйственно-бытовую;

    • экономическую;

    • сексуальную;

    • первичного социального контроля;

    • социально-статусную;

    • воспитательную;

    • духовного общения;

    • досуговую, рекреативную;

    • эмоциональную.

    30. Ум - способность думать, способность находить решение жизненных задач, способность видеть и предсказывать последствия своих действий. Противоположность ума - глупость, отсутствие​​​​​​​ ума - слабоумие. 

    Ум - не то же самое, что образованность. Образование обогащает и оттачивает ум, но его не заменяет, и среди высокообразованных людей иногда можно встретить людей не сильно умных. Ум - не то же самое, что интеллект, если интеллект понимать как способность быстро отвечать на вопросы тестов, решать логические задачи и головоломки. Ум - это не только способность думать (мыслить), это и жизненный опыт, предполагающий использование готовых решений, это также хитрость, сообразительность и другие способы нахождения нужного решения

    Сознание- Способность мыслить, рассуждать и определять своё отношение к действительности как свойство высшей нервной деятельности человека.

    В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:
    1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память) . На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
    2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение "Я" и "не Я"). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.
    3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания) .
    4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия,


    написать администратору сайта