арттерапия. Вопросы к зачету. artterapia вопросы к зачету. Процессы символизации в арттерапии Рисуночные методы в арттерапии
Скачать 108.99 Kb.
|
4. Арт-терапевтическая техника "РИСУНОК В КРУГЕ"Техника очень хорошо работает на первой консультации, в ситуации сложности формулирования запроса, размытых ожиданий клиента. Для работы необходим набор разнообразных изобразительных материалов: бумага разного формата, карандаши, фломастеры, пастель, акварельные краски, гуашь. 1. Предлагаем клиенту расслабиться, сконцентрироваться на своих ощущениях здесь и сейчас, и нарисовать на листе круг такого цвета, размера, какой захочется именно в данный момент. 2. Затем – заполнить его рисунком. 3. Далее обсуждаем рисунок, актуализируем мысли, чувства, ощущения. Уточняем: менялось ли состояние в процессе рисования? Хочется ли что-то изменить. При необходимости – клиент корректирует рисунок – дорисовывает, закрашивает, стирает и т.д. Конечно же, рисунок несет в себе определенную диагностическую информацию. Как и при анализе проективных методик обращаем внимание на размер круга, его размещение на листе, толщину линий, наличие или отсутствие цвета и др. Однако, терапевтический подход предполагает, прежде всего, не интерпретацию рисунка, а следование за эмоциями и ощущениями клиента. Важно, что он видит, как воспринимает свое произведение. Можно применять рисунок в круге и в групповой работе. Вначале каждый рисует на большом общем листе свой круг, затем совместно заполняется пустое пространство. Процесс может иметь мощнейший ресурсный эффект, но иногда может спровоцировать выброс негативных эмоций. Наиболее ценно в этой методике – возможность здесь и сейчас проработать ситуацию, скорректировать в нужном направлении. 5. Техника "КАРТА ЦЕЛЕЙ" 1. Обведите вашу руку на бумаге и получите контур вашей будущей карты. 2. Заполните карту различным ландшафтом: обозначьте горы, равнины, реки, водопады, ледники, ущелья, пустыни, леса, поляны, моря, океаны и т. д 3. Флажком укажите цель, к которой вы стремитесь. 4. Обозначьте точку начала движения на вашем маршруте 5. Пунктиром проложите маршрут, который имеет начало и конец. 6. Обозначьте, на каком этапе пути вы находитесь сейчас. 7. Пропишите условные обозначения - дайте определение своим горам, деревьям, морям... 8. Сопоставьте их с вашими эмоциями, ощущениями, состояниями. Информация, которую раскрывает рисунок: - Характер маршрута говорит о том, как человек сам ставит себе преграды в жизни и как их преодолевает - В какой ландшафт попал флажок цели: пустыню, водопад... и что для вас это значит? - Если в своём маршруте вы проходите все ландшафты - вы творческая личность, нет - вы исполнитель. - Если вход и выход совпадают - человек приходит к тому, с чего начинал, но уже на уровень выше. - Обратите внимание какие эмоции вы испытывали, прежде чем достигнуть цели - Вход внизу, выход вверху - человек идёт от практики к теории, и, соответственно, - наоборот. - Вход слева, выход справа - человек доводит дело до конца, хотя очень тревожится вначале. - Вход справа, выход слева - развита интуиция, чувство нового. - Поделите на три части по диагонали и по вертикали не страницу, а карту: левая часть - прошлое, центральная часть - настоящее, правая часть - будущее. Верхняя часть - мысли, центральная часть - идеи, планы, нижняя часть - поступки. 3. Маскотерапия Механизмы и модели маскотерапии Маска и человек. Извечное соединение и противостояние. Маска, как предмет ритуала, наделяется магическими качествами (рисунки 42–43). «Маска», как средство защиты личности от внешнего мира, говорит о ее страхах, о неспособности быть открытой к другим. И та, и другая маска являются формами ограничения способа выражения индивидуума. Примеряя и надевая маску для решения своих личностных задач, человек встраивает себя в границы выбранного образа, и теперь уже маска «навязывает» ему характер взгляда и форму движения, спектр чувствования и логику мышления. Определение понятия. Французское слово «masque» – личина, обличие. Этрусское слово «phersu» – маска. В мифологии маска – это второе лицо, чужое лицо, фальшивое лицо. Почему же человек надевает маски? Маска есть форма прямого отгораживания от внешнего мира, средство сокрытия своего истинного «Я». Маска, как вещь, обладает некоей плотностью, благодаря которой она закрывает лицо. «Маска», как образ, «защищает» человека от неприятных оценок других, «уводит» от неугодных ему отношений. Надевая маски, индивидуум оказывается в виртуальном пространстве чувствования самого себя! Маска становится границей между данным человеку телом (то, что внутри маски) и тем, что находится вне его, то, что наблюдаемо, не его. Чувства, которые человек переживает в маске, сопоставимы с ощущениями, которые он испытывает, находясь внутри салона машины. Все, что внутри машины, воспринимается как реальность, в которой находится сам субъект. Все, что снаружи, оказывается виртуальной реальностью, с которой он не соприкасается! Иными словами, маска обладает телесными и психологическими качествами, разграничивая своим присутствием мир на две части: мир для себя и мир для других. То, что непосредственно соприкасается с телом либо ощущается им, является миром для себя. Все то, что находится за его пределами, есть лишь образ, который возникает в сознании. И этот мир не принадлежит субъекту, он только его созерцает. В то же время для других человек в маске предстает как субъект иной реальности, в которую невозможно заглянуть и можно лишь догадываться о ее содержании. Надевая маску, человек соединяет естественное и искусственное, тем самым создавая новое пространство личности. Маска как вещь или «маска» как образ становятся новыми формами репрезентации личности. Посредством нового образа она пытается подать миру себя в новом качестве. Индивидуум выбирает те маски, которые созвучны его душе. Маски одновременно расширяют и суживают границы его психического и телесного существования. В маске человек свободен от рационального контроля за выражением своего лица. Надев маску, он принадлежит исключительно самому себе и маске. Защищая его, маска позволяет ему сосредоточиться на внутреннем бытии. Но она же и «поглощает» индивидуальность, навязывает индивидууму форму поведения, чувствования и мышления. Рассматривая научно-эмпирические подходы по исследованию понятия «маска» и ее значения для человека, можно выделить ведущие функции маски (Маски…, 2008). 1. Структурно-семиотический подход (К. Леви-Стросс) • Маска – символический объект, наделенный ритуальным содержанием. • Маска – графико-пластическая презентация индивидуума в архаичном обществе. • Маска – овеществленный контур лица, трансформация которого позволяет войти индивидууму в инобытие. 2. Лингвистический подход (Г. О. Винокур, В. В. Виноградов) • Маска – проекция вербальной коммуникации, обладающей скрытым содержанием. • Маска – средство стилизации, с помощью которого осуществляется регуляция форм речевого сообщения. 3. Литературоведческий подход (М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман) (Бахтин, 1979) • Маска – синтетический драматургический жанр (XV–XVII вв.). • Маска – одна из форм литературной образности, средство художественной условности. • Маска – «закодированный» образ автора художественного произведения, форма его позиционирования себя с использованием несемантических языковых средств (интонация, стилизация, смена лиц повествования). 4. Социологический подход (П. Экман, Э. Гофман) • Маска– способ репрезентации индивидуумом себя в социуме. • Маска– реакция личности на воздействие социальной среды, с целью интеграции с ней. • Маска– средство отстранения индивидуума от влияния общества. 5. Психологический подход (К. Г. Юнг, Дж. Моргалис) • Маска – защитный механизм личности, поведенческая стратегия, направленная на создание ложного впечатления о себе. • Маска – форма самоутверждения индивидуума в деструктивной коммуникативной ситуации. • Маска – средство самопознания, используемое для расширения представлений о себе, интеграции духовного и телесного. 6. Психотерапевтический подход (О. Блэйер, М. Бубер, Г. Назлоян) • Маска – средство преодоления патологического отчуждения, аутизма. • Маска – метод выделения здорового начала из больного образа. • Маска – форма физического воплощения здорового начала индивидуума, образ которого зафиксирован в пренатальной памяти. Исследования воздействия маски на человека в ходе арт-терапевтической сессии показали, что после снятия «вещественной» маски лицо референта омолаживается. Механизм омоложения связан со снятием в процессе работы у референта психического напряжения, которое приводит к расслаблению мышц лица. Надевая маску, человек сознательно ограничивает свою свободу самовыражения, но именно в этом ограничении он достигает внутренней свободы, а вместе с ней и внутреннего покоя. Таким образом, надевая вещественную маску, он снимает социальную «маску». Именно в этом и заключается терапевтический эффект работы в техниках маскотерапии. Ограничивая формы контакта с внешним миром, индивидуум «взращивает» в себе новые качества души, находит естественные для своего психического состояния средства самовыражения. Идея трансформации стереотипных форм репрезентаций получила свое развитие в пластико-когнитивном подходе, разработанном нами для целей арт-терапии. Принципы терапии При построении арт-терапевтического действия с использованием маски целесообразно опираться на принцип дедукции – от общего к частному. В процессе работы в поле зрения фиксируются те характерологические признаки поведения референта, изменение которых позволяет говорить о позитивной трансформации текущего состояния его психики. Эффективность коммуникаций терапевта и референта обусловлена способностью понимать содержание переживаний и принимать характер чувств последнего. Договор между терапевтом и реципиентом строится на рациональной, открытой основе. В процессе создания маски исключается тема терапии, внимание уделяется созданию выразительного художественного образа. Следует отметить, что завершенный художественный образ маски должен вызывать у референта эстетическое удовлетворение. Анализ возможностей использования маски для решения широкого спектра психологических задач позволил нам выделить три модели терапии, выбор которых обусловливается текущим состоянием референта, целями терапии. Для каждой модели существует свой набор вещественных средств работы. Модели терапии 1. Феноменологическая модель С целью изменения стереотипного представления референта о себе, о формах своего социального поведения осуществляется трансформация образа его лица посредством использования художественного материала (грима). Алгоритм действия: 1. Проективная диагностика способности респондента к объективному восприятию собственного образа «Я» (рисунок «Образ себя»). 2. Коррекция эмоционально-чувственного состояния референта посредством техник мануальной терапии в работе с ригидными мимическими мышцами. Работа с гримом 3. Терапия «клишированных» форм выражения лица и аффективных форм поведения референта с использованием трансперсональных приемов японского театра «Буто». 2. Экзистенциональная модель С целью преодоления индивидуумом пределов своего социального существования (М. К. Мамардашвили), которое отражает глубинную потребность человека в метаморфозах (М. Ямпольский), создается архетипический образ с использованием техник работы с папье-маше. Алгоритм действия: 1. Выявление ведущих экзистенциональных (онтологических) установок. 2. Определение предпочтительных эстетичных стилей в художественном творчестве. 3. Разработка и создание эскиза маски, наделенной новым для данной личности экзистенциональным содержанием. 4. Лепка маски на лице респондента с учетом его индивидуальных особенностей. Работа с папье-маше 5. Исходя из целей терапии, разрисовка маски и доведения ее формы до состояния художественной завершенности. 6. Исследование субъектом собственного впечатления от восприятия себя в маске с использованием зеркала. 7. Монолог в маске – выражение субъектом своего отношения к себе и к миру. 8. Разыгрывание экзистенционально значимых для референта ситуаций. 3. Трансперсональная модель Вхождение референта в состояние транса с последующей лепкой из глины своего лица (с закрытыми глазами) позволяет воплотить в материале представление о себе. Целью создания образа является актуализация для рационального мышления тех сторон себя, которые остаются вне сферы осознания. Алгоритм действия: 1. Трансонаведение – метод, направленный на переключение внимания референта от восприятия внешней по отношению к нему действительности к исследованию своего «внутреннего» состояния. Работа с глиной 2. Резонансное звучание, актуализирующее индивидуальное начало в восприятии референтом себя. 3. Лепка с завязанными глазами собственного образа «Я». 4. Рефлексия переживания от восприятия маски после снятия повязки. 5. Интерпретация семантического содержания масок терапевтом. 6. Доведение образа до гармонии или его уничтожение (с открытыми глазами). Таким образом, можно выделить основные задачи, которые позволяет решить практика маскотерапии: 1. Расширение представлений референта о своей персоне с актуализацией для его сознания тех сторон образа «Я», которые «выпадают» из сферы его внимания. 2. Преодоление аутистического монолога индивидуума, указывающего о состоянии психического расстройства. 3. Установление гармоничного единства аутистического и реалистического начал в сознании референта. 4. Овладение навыками рационального и интуитивного контроля форм эмоционального выражения. 5. «Освобождение» от навязчивых состояний (фобий, агрессии и т. д.). 6. Формирование продуктивных экзистенциональных установок. 7. Освоение референтом новых форм коммуникаций. Механизмы терапии Каким же образом достигается терапевтический эффект? Безусловно, что первым шагом в любой терапевтической работе является преодоление сопротивления реципиента, как открытого, так и скрытого. Сопротивление возникает вследствие осознанного и неосознанного противостояния вмешательству другого лица в душевную жизнь субъекта терапии. В качестве признака, свидетельствующего о преодолении границ между терапевтом и референтом, выступает характер установления диалога между ними с терапевтом. В ходе дальнейшей работы наблюдается идентификация «Я» референта с образом маски, проходящее вне его рационального контроля. Трансформация и исчезновение психотического симптома происходит в процессе отождествления референта с новым образом себя, с принятием этого образа и проживанием в нем актуальных ситуаций и тем. Следует отметить тот факт, что в процессе создания и проживания другого образа наблюдается смещение внимания референта как с аффективной на рациональную сферу деятельности, так и наоборот. Это обстоятельство свидетельствует о снятии у него зависимости как от навязчивых мыслей, так и от неконтролируемых эмоциональных переживаний. Наши исследования использования техник маскотерапии для решения различного круга психологических задач говорит о том, что изменение представлений референта о себе невозможно без переживания им состояния катарсиса. Как отмечалось ранее, катарсическое чувство не сводится только к таким понятиям, как «слезы» и «очищение». Оно свидетельствует о глубинной перестройке душевной жизни, освобождении от навязчивых идей и образов, обретения состояния душевной легкости и целостности. Катарсис можно рассматривать как характерологический признак начала формирования нового образа «Я», структура которого уже выстраивается на основе принятия референтом своего истинного лица. Иначе говоря, переживание чувства катарсиса обусловлено актуализацией процесса самоидентификации, трансформацией характера восприятия референтом себя с усилением процесса рефлексии образа «Я». Следует отметить, что характер участия в сессиях по маскотерапии, переживания самого хода работы с маской по-разному происходит в различных группах референтов. Можно согласиться с наблюдениями Г. Назлояна относительно характера реагирования на маскотерапию различных категорий психотических больных: от восхищения у референтов с демонстративным типом поведения до негативного отношения к процессу у реципиентов, находящихся в состоянии бреда, с симптомами паранойи (Назлоян, 2001). Нейтральное равнодушное отношение можно наблюдать у дефектных и слабоумных респондентов. Для лиц с невротической симптоматикой и для психически здоровых референтов работа с маской, как правило, носит заинтересованный, интенсивный характер. Вовлечение в процесс продуцирования нового образа себя связан с филогенетически заложенной потребностью в познания человеком своей природы. Посредством маски референт не только получает возможность для новых репрезентаций. Маска позволяет ему создать иное общеизвестному пространство исследования себя. В этом имагинативном пространстве он экспериментирует с теми качествами своей личности, которые были подавлены, вытеснены из сферы сознания под воздействием социального прессинга. Наблюдая себя в новом образе, человек не только освобождается от ригидных установок и связей, но и создает условия для разворачивания своего скрытого творческого потенциала. Терапевтическая история «Резиновый человечек» В качестве примеров эффективности работы в техниках маскотерапии рассмотрим два терапевтических случая. На одном из семинаров по психотерапии внимание аудитории привлекало вызывающее поведение молодого человека Сергея, суицидальные намерения которого были им неоднократно озвучены. Его надменный взгляд, невыразительная мимика, вялые движения, броские, агрессивные реплики говорили о внутреннем надрыве, противоречиях и неспособности собрать свое внимание на определенном объекте. Тем не менее, он систематически посещал тренинг, все с большей и большей активностью выступая в роли протагониста. На четвертый день (как правило, прямое вхождение в терапевтическое пространство случается именно на третий – четвертый дни занятий), Сергей решился одеть маску. Предварительно у него была возможность исследовать свое отношение при восприятии характера пяти масок. Он выбрал белую маску, невыразительную, безликую, без определенного характера. Приведем фрагмент диалога терапевта и референта. 4. Спонтанное творчество в арт-терапии Спонтанное творчество. Мои картины. Арт - терапия.В жизни каждого человека когда - нибудь возникает импульс что - то сотворить своими руками. И я не явилась исключением. В какой - то момент у меня появилось поле для моей творческой деятельности. Ими оказались большие листы фанеры и краски. Я с детства пыталась рисовать. Но сосед со Строительной Академии с архитектурного отделения зарубил мои порывы на корню. Это нереализованное желание долго теплилось в мои мечтах. И после 40 лет вылилось в сюжеты этих картин. Я писала их с удовольствием, под каким - то ярким впечатлением или прекрасным настроением. Мои чувства и эмоции легли в сюжеты и цвета на полотна этих картин. На фото в компьютерном исполнении они выглядят немного иначе, чем в жизни. Но импульсы и эмоции моей души того времени передаются с лихвой. Спонтанное творчество полезно для здоровья и снимает многие зажимы и перегрузки организма. Арттерапия всегда успешно использовалась в практической психологии. Техники арт - терапии отработаны и тем не менее они очень индивидуальны. Кого вдохновляет лист бумаги и карандаш, кто - то рисует шариковой ручкой в блокноте, а меня настроили на творчество большие по размеру поля для деятельности. У каждой картины своя предыстория. Картина под названием "Бабочки летают" нарисовалась после посещения выставки экзотических бабочек и жуков монстров в нашем городе Днепропетровске в здании Диорамы. Их разноцветье и природное разнообразие поразили меня. Эти чувства, впечатления и эмоции появились в этом коллаже из бабочек. Картины рисовались спонтанно и их окончательный сюжет сразу был мне не известен. Моя картина "Миросоздание" родилась из маленького кружочка в центре прямоугольника. Спиральная мясорубка, выкрутасы из линий и каплей составляют элементы сюжета. Из точки образуется целый мир. Образуются новые планеты и галактики. Помимо красок я еще использовала всевозможные крупы. Это сделало картину объем ней и интересней. 5. Арт-терапия в работе с семьей Термин «Арт-терапия» (терапия искусством) впервые был употреблен А. Хиллом в 1938 году при описании занятий изобразительным творчеством с туберкулезными больными в санаториях. Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством. В качестве особого вида профессиональной деятельности арт-терапия начала развиваться в Великобритании после Второй Мировой войны в тесной связи с психотерапией. Терапия осознанным самораскрытием в творчестве вышла из психоанализа 3. Фрейда, аналитической психологии К.Юнга, из психодрамы Морено и из динамической теории терапевтической помощи графическим самовыражением американского педагога М. Наумбург . По мнению А. Копытина, арт-терапия является междисциплинарной областью знания, соединяющей в себе различные дисциплины - психологию, медицину, педагогику, культурологию и другие. Ее основой выступает художественная практика, поскольку в ходе арт-терапевтических занятий клиенты вовлекаются в изобразительную деятельность. Арт-терапия представляет собой частную форму психотерапии искусством, включающей также драматерапию, музыкотерапию и танцедвигательную терапию. На основе обобщения определений арттерапии, содержащихся в различных отечественных и зарубежных источниках, А. Копытин предлагает рассматривать арттерапию как «совокупность психологических методов воздействия, осуществляемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска». Арттерапевтические техники дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям. Семейная арт-терапия сочетает арт-терапию и семейную психотерапию. Она использует изобразительные средства в работе с семьей и при этом опирается на теоретико-методологические разработки семейной психотерапии. Как и семейная психотерапия, семейная арт-терапия занимается диагностикой и психотерапией семейных проблем, но при этом в качестве ведущего инструмента взаимодействия с членами семьи применяет визуально-пластические средства. Именно изобразительная деятельность членов семьи в процессе семейной арт-терапии дает основной материал для исследования и решения семейных проблем. Развитие семейной арт-терапии происходило параллельно с развитием семейной психотерапии. Одновременно несколько специалистов в США (Ханна Квятковска, Джудит Рубин, Херриет Вейдсон и другие) стали развивать данный подход, акцентируя внимание преимущественно на прикладных, эмпирических аспектах работы. Пионеров семейной арт-терапии привлекала возможность исследования тех аспектов функционирования семьи, которые с трудом поддаются оценке с помощью иных средств (например, опроса). Благодаря своему невербальному характеру средства визуальной экспрессии позволяют также членам семьи перестроить свои отношения и использовать альтернативные способы взаимодействия. Применение таких средств делает многие ранее не осознаваемые или отрицаемые аспекты функционирования семейной системы более наглядными и понятными для членов семьи. Кроме того, применение невербальных средств самовыражения «уравнивает» возможности детей и взрослых, позволяет детям более активно проявлять себя во время сеансов и способствует получению членами семьи нового опыта взаимодействия друг с другом. 1.Задачи семейной арт-терапии терапия визуальный квятковска вербальный Семейная арт-терапия ориентирована на решение следующих диагностических и коррекционных (реконструктивных) задач (Ландгартен Х., 2001): -- исследование детского опыта, связанного с отношениями с родителями и сибсами; -- изучение родительского влияния; -- изучение прошлого и текущего опыта семьи; -- выражение и осознание неосознаваемых переживаний членов семьи; -- осознание причинно-следственных связей в отношениях и реакциях членов семьи; -- определение транзакционных конфигураций; -- выявление и коррекция дисфункциональных вариантов семейного взаимодействия; -- диагностика актуальных семейных конфликтов; -- коррекция родительского поведения; -- обогащение опыта, связанного с успешным решением семейных проблем; -- развитие у членов семьи способности к независимому функционированию. Диагностика в семейной арт-терапии основана на выполнении членами семьи различных заданий, в основном, изобразительного характера. Эти задания могут быть также дополнены игровой и постановочной деятельностью, совместным музицированием, а также техниками нарративного и визуально-нарративного подходов, связанных с созданием и восприятием устных и письменных повествований. Диагностика и оценка, как правило, проводятся в ходе первого сеанса семейной арт-терапии. Примерами диагностических техник семейной арт-терапии могут служить: -- рисование семейного герба; -- изображение сцен семейной жизни; -- совместный рисунок, скульптура или фотоколлаж на свободную тему; -- создание каракулей с последующим обсуждениием и прорисовыванием образов; -- рисование «семейного портрета» в виде реалистического или метафорического изображения членов семьи (при метафорическом изображении участникам занятий предлагается изобразить членов своей семьи в образах животных или предметов, символически обозначить членов семьи разными цветами либо подобрать иллюстрации из журналов, ассоциирующиеся с разными членами семьи); -- изображение дома с находящимися в нем членами семьи, занимающимися какими-либо делами; -- изображение значимых семейных событий -- приятных или неприятных (семейных праздников, совместного отдыха и пр.); -- изображение проблемных ситуаций (семейный конфликт, болезнь одного из членов семьи и т. п.); -- изображение того, что представляется в жизни семьи наиболее важным; -- иллюстрирование различных семейных ситуаций (приятных или неприятных) в процессе их развития путем создания серии рисунков; -- изображение желаемого будущего и целей семьи; -- изображение «жизненного пути» семьи, когда членам семьи предлагается нарисовать основные вехи развития семьи, наиболее важные события в семейной жизни; -- изображение любимых занятий и увлечений; -- создание композиций в песочнице на свободную или заданную тему. Некоторые из этих техник связаны с созданием членами семьи индивидуальных работ, другие выполняются совместно. При этом условия совместной деятельности могут варьироваться: в некоторых случаях членам семьи предлагается сначала обсудить, как они представляют себе предмет изображения (например, то, что они считают семейной проблемой) и возможные способы его передачи на рисунке. Ценная информация, касающаяся ролей членов семьи и особенностей их взаимодействия, может быть получена благодаря наблюдению за процессом обсуждения. Иногда членов семьи просят сразу же начать рисовать и воздержаться от разговора, что может являться дополнительным фактором, способствующим более яркому проявлению особенностей взаимодействия между членами семьи и перестройке их отношений. В процессе семейной арт-терапии проявляются и оцениваются как слабые (проблемные), так и сильные (ресурсные) аспекты опыта семьи. Психокоррекция в условиях семейной арт-терапии основана на следующих факторах: -- на осознании дисфункциональных вариантов семейного взаимодействия, -- на отреагировании и принятии чувств, -- на получении нового опыта совместной деятельности и сопереживания, -- на освоении и реализации новых позиций и способов взаимодействия, -- на обучении адекватным и конструктивным способам выражения чувств и решения конфликтов (в частности, путем поиска компромиссов, согласования действий, выражения интересов и ожиданий и др.). Коррекционные техники могут включать: -- парное рисование или выполнение в паре иных творческих проектов (связанных с созданием повествований, фотографий и т. д.), направленное на то, чтобы разбить триангуляции, -- создание индивидуальных рисунков или фотографий с их последующей интеграцией в общий рисунок или фотоальбом (фотоэкспозицию), -- совместное рисование и реализация фотопроектов на основе предварительного распределения ролей и функций, -- консультирование (инструктирование) родителей, -- определение правил поведения, -- выражение чувств, связанных с семейными отношениями, посредством рисования и иных форм творческого самовыражения, -- изображение конфликтных ситуаций и путей их преодоления, -- положительное подкрепление в ходе совместной работы, -- техники, ориентированные на актуализацию и осознание семейных ресурсов (например, создание семейных гербов, талисманов, предметных композиций -- ассамбляжей из предметов, ассоциирующихся с семейными ресурсами: семейными ценностями, традициями, верованиями, опытом совместной деятельности и др.). Ценным источником информации о семье и средством перестройки и развития семейных отношений могут служить разные способы использования фотографий -- техники семейной фототерапии и фото-арт-терапии. 2.Авторские методики семейной арт-терапии 2.1 Семейная оценочная процедура Ханны Квятковска Х. Квятковску нередко считают прародительницей семейной арт-терапии. Ее карьера арт-терапевта началась, когда она устроилась на работу в Национальный институт психического здоровья США. Именно там она стала впервые применять изобразительные средства в работе с семьями. Она создала специальную оценочную процедуру и использовала ее с семьями, в которых есть взрослые или подростки с психическими расстройствами. Сама Х. Квятковска (Kwiatkowska H., 1978) отмечает, что «семейная арт-терапия в качестве основного метода лечебно-коррекционного воздействия на семью связана с применение инновационных изобразительных техник с целыми семьями. Она требует серьезной психотерапевтической подготовки в дополнение к специализации по арт-терапии». Семейная диагностическая процедура Х. Квятковска связана с использованием листа бумаги, набора масляной пастели и карандашей. В ходе совместной работы члены семьи должны создать два рисунка на свободную тему и четыре рисунка согласно заданной инструкции. Все шесть рисунков должны быть созданы в ходе одного занятия. После создания каждого рисунка членам семьи предлагается поделиться своими впечатлениями, связанными с восприятием рисунков друг друга. Процедура включает следующие шесть заданий. 1. Свободный рисунок: каждый член семьи рисует то, что придет ему в голову. 2. Рисунок с изображением семьи: каждый член семьи должен нарисовать свою семью, включая всех ее членов, в том числе, себя. Фигуры членов семьи должны изображаться по возможности целиком. 3. Абстрактный портрет семьи. Данное задание является наиболее сложным для объяснения. Вначале специалист просит членов семьи изобразить абстрактный портрет всей семьи, затем дожидается возможных вопросов тех членов, кто не понимает инструкцию. 4. Рисунок на основе каракулей: членам семьи предлагается каждому нарисовать каракули, и на их основе затем создать образ. Члены семьи могут вращать лист вокруг оси, добавлять к каракулям новые изобразительные элементы или оставить исходный рисунок без изменений. 5. Совместное создание каракулей. Данное задание предполагает такое же начало, что и в предыдущем задании. Однако, создав индивидуальные каракули, члены семьи должны затем выбрать какой-либо один рисунок и на его основе совместно создать изображение. Данное задание позволяет увидеть, как члены семьи взаимодействуют друг с другом, насколько они способны работать в тесном контакте, на одном листе бумаги, и как проявляются их личные границы. После выполнения задания арттерапевт переходит к сравнению индивидуальных каракулей с рисунком, который создан совместно. 6. Свободный рисунок. Второй свободный рисунок рассматривается как наиболее важный из всех заданий, поскольку он выявляет способность выдерживать стресс членами семьи, определяет их возможности сохранять внутреннюю стабильность и переживать изменения при переходе от первого задания к последнему. 2.2 Семейные портреты и фрески Джудит Рубин Д. Рубин проводила семейную арт-терапию, начиная с 1963 г. При этом она опиралась на широкий набор разных теоретических подходов в семейной психотерапии, а также на психодинамические концепции и теорию привязанностей. Она предлагала своим клиентам различные задания, связанные с изобразительной деятельностью -- как индивидуальной, так и совместной. Среди используемых ею техник можно назвать следующие. 1. Рисование каракулей. Данная техника, как правило, использовалась ею в начале сеанса, так как рассматривалась в качестве безопасной, но дающей ценную информацию. Она доступна для выполнения даже тем детям, которые затрудняются в создании оформленного образа. Она позволяет наладить с клиентом коммуникацию и стимулирует его к рассказу о себе. 2. Семейный портрет: Д. Рубин использовала разные версии техники рисования семейного портрета,в том числе реалистические и символические портреты, варианты, связанные с применением двух- и трехмерных изобразительных материалов. Наличие в распоряжении клиента широкого набора изобразительных материалов, а также возможность расположения листа бумаги на столе или мольберте, по ее мнению, способствали снижению напряжения. 3. Семейная фреска. При использовании данной техники большой лист бумаги крепится к стене, и члены семьи рисуют на нем совместно какую-либо композицию на свой выбор. Прежде всего, они должны договориться, что будут рисовать. Помимо богатого диагностического материала, связанного с семейными отношениями, данная техника зачастую способствует налаживанию более тесной коммуникации между членами семьи. 4. Свободный рисунок. Данный вид работы обычно предлагался в тех случаях, когда члены семьи справлялись с другими видами деятельности. При создании свободного рисунка члены семьи могли использовать любые изобразительные средства. 2.3 Вербальные и невербальные семейные задания Хелен Ландгартен Х. Ландгартен начала свою арт-терапевтическую карьеру в 1967 г. в амбулаторном психиатрическом центре в Лос_Анджелесе (шт. Калифорния). В то время центр являлся одним из лидеров в развитии семейной психотерапии. Вскоре арт-терапия обнаружила свои неоспоримые достоинства в работе с семьями. Наблюдения за совместной изобразительной работой членов семьи позволили Х. Ландгартен получить важную информацию о семейной динамике. Большинству семей задания, связанные с применением изобразительных средств, кажутся безопасными. Зачастую данные,полученные с применением изобразительных средств во время первых бесед с членами семьи, служат основой для разработки плана вмешательства. Одним из достижений Х. Ландгартен является разработка оригинальной диагностической процедуры,которая внешне напоминает игру, но обеспечивает всестороннюю оценку взаимоотношений и поведения членов семьи. Ее применение требует наличия таких изобразительных средств, как: фломастеры, белая и цветная бумага, клей, -- и предполагает выполнение членами семьи следующих трех заданий. 1. Создание совместной изобразительной работы подгруппами в отсутствие словесного контакта. Вначале члены семьи должны сформировать две подгруппы, а затем каждая из них создает рисунок на отдельном листе бумаги. Каждый член семьи должен выбрать мелок определенного цвета, которым он пользуется на протяжении всего процесса работы.Этим мелком больше никто пользоваться не может.В процессе совместной работы члены семьи не могут разговаривать, но могут общаться с помощью жестов и знаков. Когда подгруппы почувствуют, что рисунок создан, они должны подать сигнал. Затем они переходит к представлению своего рисунка и обмену впечатлениями. Кроме того, каждая подгруппа должна дать работе название. 2. Создание совместной изобразительной работы всей семьей в отсутствие словесного контакта. Данное задание аналогично предыдущему, но отличается от него тем, что совместный рисунок создается наодном листе бумаги всеми членами семьи. После тогокак рисунок будет создан, члены семьи переходят кего обсуждению и выбору для него названия. 3. Создание совместной изобразительной работы всей семьей с возможностью словесного контакта. Члены семьи могут разговаривать друг с другом исвободно выбирать любые изобразительные материалы. Работая совместно, они должны создать рисунок или пластическую композицию. При этом каждый использует фломастер или пластилин одногоцвета, которым другие пользоваться не могут. Данная диагностическая процедура позволяет выявить и оценить семейные альянсы (коалиции) и вклад каждого члена семьи в создание совместного рисунка. Х. Ландгартен выделила 17 признаков, по которым оценивается семейное взаимодействие и которые связаны с ответами специалиста на следующие вопросы: 1. Кто первым стал рисовать, что этому предшествовало? 2. В каком порядке работали остальные члены семьи? 3. Чьи идеи находили поддержку, а чьи -- нет? 4. Какова была степень вовлеченности в работу у разных членов семьи? 5. Кто работал на ограниченном пространстве общего рисунка, то есть в основном на своей территории, а кто вторгался на территории других, рисовал на всем пространстве? 6. Кто пытался «вытеснить» других, например,рисуя поверх их рисунков? 7. Кто стремился помочь другим, проявлял инициативу в налаживании сотрудничества и взаимодействия, а кто избегал контактов и работал обособленно? 8. Работали ли члены семьи по очереди или одновременно, формировали ли они подгруппы? 9. Если в процессе работы происходили изменения общего характера изображения, то с чьими инициативами это было связано? 10. Где располагаются изображения, создаваемые разными членами семьи (в центре, в углах, по всему пространству и т. д.)? 11. Сколько места занимают изображения, созданные разными членами семьи? 12. Какова символическая нагрузка изображений,созданных разными членами семьи? 13. Кто проявлял независимость, а кто был зависим от других? 14. Кто проявлял инициативу? Кто следовал за инициативой других? 15. Возникали ли в процессе работы конфликты и как они решались? 16. Какие эмоции были проявлены в ходе работы? 17. Носило ли взаимодействие членов семьи в процессе работы хаотичный или организованный характер; насколько проявлялась тенденция к индивидуализму? Во время сеансов арт-терапевт должен также комментировать положительные аспекты семейных отношений, а именно: -- стремление к сотрудничеству, -- уважение позиции другого, -- адекватное проявление лидерских тенденций, -- использование эффективных стратегий преодоления сложных ситуаций, -- проявление чувства юмора, -- внимание друг к другу, -- сопереживание. Свои теоретические позиции в работе с семьями и парами Х. Ландгартен характеризовала как в наибольшей степени связанные со структурной семейной психотерапией. Она считала свой подход преимущественно директивным, полагая, что он отвечает ее индивидуальным психологическим особенностям, позволяет клиентам почувствовать себя в безопасности и способствует формированию доверия в психотерапевтических отношениях. 2.4 Техники семейной арт-терапии Мексин Джунге М. Джунге училась арт-терапии у Х. Ландгартен и по ее приглашению в 1974г. начала заниматься преподавательской деятельностью. Несколько позже она увлеклась семейной психотерапией, разработала свой подход, характеризуя его как системно-ориентированный. Вплоть до настоящего времени она проводит консультации по семейной арт-терапии. Она также разработала свою оценочную методику для работы с семьями, взяв за основу разработки Х. Ландгартен. Первая встреча с семьей у нее проводится исключительно в форме интервью, а вторая встреча связана с использованием изобразительных средств. Структура данного сеанса следующая. 1. «Разогрев» всех членов семьи. Им предлагается создать на листе бумаги изображение своих инициалов, а затем украсить их по своему усмотрению. Затем члены семьи должны взять рисунки в руки и показать их друг другу. При этом автору рисунка могут задаваться вопросы. На данный вид работы отводится 10 минут. 2. Семейный совместный рисунок, создаваемый на большом листе бумаги, расположенном на стене. Членам семьи предлагается вместе создать рисунок любого характера. Во время работы они должны соблюдать три правила: а) каждый выбирает фломастер одного цвета и работает им на протяжении всего процесса создания семейного рисунка; б) члены семьи рисуют по очереди; в) разговаривать нельзя. Когда рисунок создан, члены семьи делятся впечатлениями друг с другом и подбирают для рисунка название. Время на выполнение данного задания варьируется от 10 до 20 минут. Если остается время, то семье может быть предложено третье задание, однако, опыт показывает, что это случается весьма редко. 2.5 Семейные пейзажи Дорис Аррингтон Д. Аррингтон более 30 лет занималась арт-терапевтической практикой и преподавательской деятельностью. В своей работе с семьями она пыталась использовать некоторые данные психологической теории привязанностей и нейропсихологии. Одной из техник, разработанных ею, является техника создания семейного пейзажа, позволяющая исследовать границы семьи и ее членов. При создании семейного пейзажа членам семьи предлагается воспользоваться такими материалами, как цветные карандаши, акварельные краски и ручки с черными чернилами. Им даются следующие задания. 1. Вспомнить какое-либо событие, случившееся в их жизни, когда им было от 3 до 12 лет, представить и ощутить атмосферу и пространство, в котором оно происходило (например, ощущалось ли это пространство как комфортное или некомфортное, свободное или стесненное и т. д.). 2. Нарисовать символический пейзаж, отражающий психологическую атмосферу того события,включив в него также символические образы членов семьи, присутствовавших в тот период, постараться передать степень их психологической близости к автору рисунка. 3. Изобразить систему условных обозначений для членов семьи, включив ее в карту семьи в качестве ее легенды. 4. Вспомнить событие, которое повлекло за собой более или менее существенные изменения в жизни семьи, случившееся, когда им было от 3 до 12 лет (смерть, развод, повторное замужество или женитьба родителя, усыновление), особое внимание обратить на его эмоциональную атмосферу. Для данного события также необходимо создать карту и придумать для него легенду. 5. Последним этапом при выполнении данной техники является создание карты, отражающей восприятие данного события тем членом семьи, с которым испытуемый ощущает наименьшую эмоциональную близость. Д. Аррингтон считает, что последний этап работы приводит к переосмыслению прошлого. Методика в целом способствует исследованию семейного пространства, защитных механизмов, границ и степени близости родственников в пределах семейной системы. Групповая диадическая детско-родительская арт-терапия Люсиль Пролкс Большой интерес представляет модель групповой диадической детско-родительской арт-терапии, предложенная канадским арт-терапевтом Л. Пролкс (Пролкс Л., 2006). Данная модель рассчитана на совместную работу родителей и детей начиная с полуторагодовалого возраста. Л. Пролкс показывает возможность проведения арт-терапевтических занятий с детьми, находящимися на том этапе психического развития, когда их изобразительные навыки еще слабо развиты. В то же время, Л. Пролкс считает, что творческое взаимодействие ребенка и родителей может быть реализовано в самых разных формах, обеспечивая укрепление и коррекцию детско-родительских отношений. Программа детско-родительской диадической арт-терапии включает серию групповых занятий с участием не более десяти человек. При этом формируются пять диад «родитель -- ребенок». Каждое занятие рассчитано на полтора часа и имеет характерную структуру, включающую: 1. приветствие и арт-терапевтические занятия за столом; 2. свободную игру детей с одновременным обсуждением процесса и результатов арт-терапевтического занятия с родителями; 3. пение, чтение книг, двигательные упражнения; 4. совместное употребление пищи, завершение занятия. Программа способствует коррекции и укреплению эмоциональных связей между родителями и детьми и создает богатые возможности для развития комплекса умений как у детей, так и у родителей. Она предполагает поэтапное освоение различных действий с предметами и изобразительными материалами, причем их использование в ходе занятий тесно связано с коммуникативными процессами разного уровня (в детско-родительских диадах и в группе в целом) и подчинено задачам взаимодействия детей со своими сверстниками и взрослыми.Большое значение для успешной реализации программы имеет инструктирование родителей, призванное помочь им осознать важность свободы творческих проявлений и самостоятельности ребенка. 2.6 Техники семейной арт-терапии Янис Хошино В последние годы американский арт-терапевт Я. Хошино, работая на базе Антиохского университета в г. Сиетле (шт. Вашингтон), адаптировала ряд техник семейной психотерапии к условиям арт-терапевтической работы. Одной из таких техник являетсяизображение генограммы. Я. Хошино (Hoshino J., 2008) предлагает создавать генограммы с использованием самых разных изобразительных средств и объектов (предметов, принадлежащих членам семьи, фотографий и т. п.). В некоторых случаях основой для создания генограммы может служить тот или иной символический образ (например, дерево). Если при этом используются трехмерные объекты и материалы (природные и техногенные), то генограмма может представлять собой подобие инсталляции или предметной скульптуры (ассамбляжа). В некоторых случаях задание по созданию семейного дерева может даваться для выполнения на дом. Я. Хошино (Hoshino J., 2008) также использовала оригинальный вариант исследования семейных ролей в процессе арт-терапии: она предлагала клиентам вспомнить себя в возрасте шести лет и те страхи, которые они в тот период испытывали. Затем она просит их создать куклу марионетку, которая символизировала бы их страхи, и поговорить с куклой о семейных ролях и страхах. Данная техника позволяет исследовать ранние источники эмоциональных нарушений, связанные с семейными отношениями и ролями. Техника создания семейных масок детства также является разработкой Я. Хошино (Hoshino J., 2008) и направлена на исследование того, как семья предъявляет себя в социуме, а также семейных границ и различий между внешним и внутренним планом восприятия семейной системы. Данная техника имеет значительный потенциал и для изучения культурной идентичности членов семьи и процесса ее формирования. 6. Арт-терапия в работе с детьми Что такое арт-терапия? Это направление психотерапии, которое подразумевает создание и анализ творческих произведений. Буквально слово «арт-терапия» переводится как лечение искусством. Но для целей арт-терапии совсем не обязательно быть гениальным художником, музыкантом или поэтом с «профильным» образованием. Достаточно просто взять в руки необходимые для того или иного вида творчества инструменты, расслабиться, отпустить внешнюю суету и переживания, и погрузиться в процесс. Однако не любое творчество можно отнести к арт-терапии. Обычная лепка, танец, рисование еще не являются лечением. Но нужным образом направленное, скоординированное творчество (не путать со специальным обучением творчеству – по сравнению с ним арт-терапия более спонтанна) способно помочь: отреагировать непрожитые эмоции, докопаться до истинных чувств и мыслей; диагностировать психологические проблемы; в адекватной форме выпустить агрессию и прочие негативные проявления; облегчить процесс коммуникации, установления отношений с другими людьми; повысить самооценку; научиться контролировать собственное внутреннее состояние; справиться со страхами, тревожностью, многими психосоматическими проявлениями; приобрести новые, более конструктивные модели поведения в той или иной ситуации; получить удовольствие от самовыражения. Казалось бы, «просто» детские шалости. А какое огромное влияние они оказывают на человека! Арт-терапия прекрасно работает и с взрослыми «пациентами». Но с детишками она в буквальном смысле творит чудеса! Может быть, потому что нам, большим тетям и дядям, не так-то легко отключить в себе контролера и «надзирателя» и безоценочно творить? Виды и методы арт-терапии в работе с детьми Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии. Более того, все время появляется что-то новое. Но к основным видам лечения творчеством можно отнести: Изотерапию – лечение при помощи средств рисования, изобразительного искусства. Материалы для такой терапии – бумага, кисти, краски, реже – карандаши, ручки, мелки. Песочную терапию – занятия с использованием специально организованной песочницы. Кроме непосредственно ящика с песком, в терапии используются маленькие фигурки, природные материалы и прочее. Библиотерапию – специальной работы с текстом. Так, можно читать текст, выбирать и выписывать запомнившиеся слова, сочинять из них предложения и т.д.. Сказкотерапию – лечебное воздействие с помощью терапевтической метафоры. Клиенты сказкотерапевта изучают готовые сказки, проигрывают их, меняют начало или окончание, пишут свои сказки.Более подробно о ней можно прочитать в статье Сказкотерапия для мягкого решения детских проблем Музыкотерапию – занятия с помощью прослушивания музыки, создания собственных ритмов, игры на музыкальных инструментах. Тканевую терапию – при помощи работы с тканями. Цветотерапию – использование для терапии разных цветовых сочетаний и образов. Куклотерапию – она подразумевает создание кукол из различных материалов, и дальнейшее взаимодействие с ними: проигрывание историй, сочинение сюжетов ит.д. Мандалотерапию – занятия с детьми с помощью создания мандал. Их можно рисовать на бумаге или на песке, создавать из разных материалов. Фототерапию – создание фотографий и дальнейшей терапевтической работы с ними; МАК – занятия при помощи работы с метафорическими ассоциативными картами. Тестопластику – терапию с помощью воздействия на пластилин, тесто, глину, другие пластичные материалы. Коллажирование – лечение и наполнение ресурсами с помощью создания коллажей. Кинотерапию – терапия при помощи кинофильмов и роликов. |