Диагностическая работа для учащихся 5кл. Прочитайте текст Дирижёр и выполните задания к нему
![]()
|
Диагностическая работа для учащихся 5кл
Пятиклассник Максим прочитал в учебнике по музыке следующую статью « Дирижер - это музыкант, работа которого заключается в управлении оркестром, хором, ансамблем; ни на каком инструменте во время концерта он не играет. В таком виде профессия дирижера появилась в начале 19-го века. До этого времени управление оркестром было возложено на одного из музыкантов, как правило, самого опытного скрипача. Дирижер во время концерта стоит спиной к залу и лицом к музыкантам. Для управления оркестром не обязательно, но практически всегда используется небольшая палочка в правой руке. В прошлом вместо палочки использовались свернутые в трубочку ноты или другие предметы. Название профессии «дирижер» произошло от французского слова diriger — управлять. Как правило, для получения профессии дирижера требуется сначала освоить игру на каком-либо инструменте, а затем получить профильное образование в одном из музыкальных вузов. Многие дирижеры не только играют произведения других композиторов, но и сами пишут музыку». Решив узнать о дирижерах больше, Максим нашел информацию об этой профессии в Википедии. «Как самостоятельный вид музыкального исполнительства дирижирование сложилось в первой половине XIX века, однако ещё на египетских и ассирийских барельефах встречаются изображения человека с жезлом в руке, руководящего группой музыкантов. В древнегреческом театре корифей руководил хором, отбивая ритм ногой, обутой в сандалию с железной подошвой. Вместе с тем уже в Древней Греции было распространено управление хором с помощью так называемой хейрономии, которое перешло затем и в практику церковного исполнительства в средневековой Европе; этот вид дирижирования предполагал систему условных движений рук и пальцев, с помощью которых дирижёр указывал певчим темп, метр, ритм, воспроизводил контуры мелодии — её движение вверх или вниз и т. д. С усложнением многоголосия и развитием оркестровой игры становилась всё более необходимой чёткая ритмическая организация ансамбля исполнителей, и в практику постепенно входил способ дирижирования с помощью баттуты — палки, изготовлявшейся из различных материалов, в том числе и из золота, служившей для отбивания такта. Баттута изначально представляла собою достаточно массивную трость; руководитель оркестра отбивал такт, ударяя ею об пол, — такое дирижирование было и шумным, и небезопасным: Ж. Б. Люлли во время дирижирования наконечником трости нанёс себе рану, оказавшуюся смертельной. Однако уже в XVII веке существовали и менее шумные способы дирижирования; так, в ансамбле исполнением мог руководить один из его участников, чаще всего скрипач, который отсчитывал такт ударами смычка или кивками головы. С появлением в XVII веке системы генерал-баса обязанности дирижёра перешли к музыканту, исполнявшему партию генерал-баса на клавесине или органе; он определял темп рядом аккордов, но мог также делать указания глазами, кивками головы, жестами, или даже, как например И. С. Бах, напевая мелодию или отстукивая ритм ногой. В XVIII веке распространилась практика двойного и тройного дирижирования — при исполнении сложных вокально-инструментальных сочинений: так, в опере клавесинист управлял певцами, а концертмейстер оркестром; третьим руководителем мог стать первый виолончелист, игравший басовый голос в оперных речитативах, или хормейстер. Развитие и усложнение симфонической музыки, постепенное расширение состава оркестра уже в конце XVIII века требовали освобождения дирижёра от участия в ансамбле; дирижирующий концертмейстер вновь уступал своё место человеку, стоящему перед оркестром. В начале XIX века в руке дирижёра появилась небольшая деревянная палочка. На протяжении веков композиторы по общему правилу сами исполняли свои произведения: сочинение музыки входило в обязанности капельмейстера, кантора, в иных случаях и органиста; постепенное превращение дирижирования в профессию началось в последние десятилетия XVIII века, когда появились композиторы, регулярно выступавшие с исполнением чужих сочинений. Практика исполнения чужих сочинений во второй половине XVIII века распространилась и в оперных театрах. Доподлинно не установлено, кто первый, пренебрегая приличиями, повернулся спиной к публике, лицом к оркестру, Г. Берлиоз или Р. Вагнер, но в искусстве управления оркестром это был исторический поворот, обеспечивший полноценный творческий контакт дирижёра с артистами оркестра. Постепенно дирижирование превращалось в самостоятельную профессию, не связанную с композиторским творчеством: управление разросшимся оркестром, интерпретация всё более усложняющихся сочинений требовали специальных навыков и специальной одарённости, отличной в том числе и от одарённости музыканта-инструменталиста. «Для дирижирования, — писал Феликс Вейнгартнер, — требуется не только способность полностью понимать и чувствовать музыкальное художественное творение, но и особая техническая ловкость рук, её трудно описать и ей едва ли можно научиться… Эта специфическая способность зачастую никак не связана с общей музыкальной одарённостью. Случается, что какой-нибудь гений лишен этой способности, а посредственный музыкант наделён ею». 1. Кто такой "дирижёр"? Выберите один правильный вариант ответа. А. Дирижёр - это тот, кто поёт, занимается пением. Б. Дирижер - это музыкант, который управляет оркестром, ансамблем, хором. В. Дирижёр - это артист, объявляющий концертные номера и выступающий в промежутках между ними. Г. Дирижёр - специалист в области музыки или тот, кто занимается игрой на музыкальном инструменте Д. Дирижёр - автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте, создатель танцевальных форм. Ответ: __________________ 2. Ответьте на вопросы. Обведите правильный ответ.
3.Дирижер музыкант, управляющий коллективом при разучивании и исполнении музыкального произведения с помощью движения рук. Кто ещё кем может управлять? Соедини слова левого и правого столбика.
Ответы:
6. Выберите три высказывания о дирижёре. А. Появляется человек. Легкий взмах руки, и все заиграли стройно и слаженно. Б. Он должен знать все правила и тонкости искусства, чтобы создавать такие танцы, которые будет интересно смотреть зрителям и исполнять танцовщикам. В. Во время исполнения он показывает, какому инструменту и где нужно вступать, с какой силой играть. Он задаёт темп и убыстряет его. Одним словом, он направляет весь ход его исполнения и как бы вкладывает в него свою душу. Г. Самое главное для него – его голос и умение управлять им. Его голосом говорят герои фильмов и рекламных роликов Д. У него есть своеобразный пульт, с помощью которого, он выражает свое ощущение музыки. Его пульт – его руки, его глаза, его движения. Ответ: ______________________________ 7. Перечислите три способа управления хором в Древней Греции. Ответ:_____________________________ 8. Перечислите три способа управления оркестром в XVII веке. Ответ:_____________________________________ 9. Почему в современном искусстве управления оркестром дирижер стоит спиной к публике? Ответ:______________________
Пчела и муха Вот какую притчу рассказал однажды старец Паисий Святогорец. На лугу росло множество цветов. Здесь были и белые благоухающие лилии, и гиацинты, и высокие синие ирисы. И маленьким цветочкам тоже нашлось место в траве. Ветер наклонял их, весело колыхал траву и листья, и аромат разносился далеко-далеко! Над поляной, над цветами трудились пчёлки. Они собирали сладкий нектар, чтобы подкормить молодняк в улье и запастись едой на долгую холодную зиму. Сюда-то и прилетела муха. Она недовольно жужжала и оглядывалась. Одна маленькая пчёлка, оказавшаяся здесь в первый раз, вежливо спросила муху: – Не знаете ли вы, где здесь белые лилии? Муха насупилась: – Не видела я здесь никаких лилий! – Как? – воскликнула пчёлка. – Но мне говорили, что на этом лугу должны быть лилии! – Цветов я тут не видела, – пробурчала муха. – А вот недалеко, за лугом, есть одна канава. Вода там восхитительно грязная, а рядом столько пустых консервных банок! Тут к ним подлетела пчёлка постарше, державшая в лапках собранный нектар. Узнав, в чём дело, она сказала: – Правда, я никогда не замечала, что за лугом есть канава, но я столько могу рассказать о здешних цветах! – Вот видишь, – сказал отец Паисий. – Бедняжка муха только и думает о грязных канавах, а пчёлка знает, где растёт лилия, где – ирис, а где – гиацинт. И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят находить что-то хорошее, другие – на муху и во всём стремятся увидеть только дурное. А ты на кого хочешь быть похожим? (235 слов) (М. Алёшин) 10. Какие растения во множестве росли на лугу? Ответ:____________________________ 11. Каким словом характеризует действия пчёл автор? а) Трудились; б) радовались солнцу; в) грелись на солнце; г) томились на солнцепёке; д) весело летали. Ответ:____________________________ 12. Почему муха не видела на лугу лилий? (Возможны два ответа.) а) Она оказалась на лугу в первый раз; б) лилии еще не расцвели; в) её интересовала только грязная канава; г) лилии её не интересовали; д)её интересовали другие цветы. Ответ:____________________________ 13. Почему пчёлы не замечали канаву?(Возможны два ответа). а)там не росли цветы; б)пчёлы не могут пролететь больше 10 метров; В) в канаве не росли медоносные цветы; г)пчёлы нелюбознательны. Ответ:______________________________ 14.С какими людьми сравнивает отец Паисий пчел из притчи? Ответ:_____________________________ 15.С какими людьми сравнивает отец Паисий мух из притчи? Ответ:_____________________________ 16.Что такое притча? Ответ:______________________________ 17.На кого хочешь быть похожим ты? Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Правильные ответы. Часть 1 «Дирижёр» 1. Б 2.1-А 2-Б 3-Б 4-А 5-А 3. А-4, Б-5, В-1, Г-2, Д-3 4. АБГ 5.АГД 6.АВД 7.С помощью движений рук и пальцев; с помощью жезла; отбивая ритм обувью с железной подошвой. 8. Удары тростью, кивки головой, удары смычка. 9. Это обеспечивает полноценный творческий контакт дирижёра с артистами оркестра. Часть 2 «Пчела и муха» 10.Лилии, гиацинты, ирисы. 11.Трудились. 12. Б) ее интересовала грязная канала; Г) лилии ее не интересовали. 13.а)там не росли цветы; в)в канаве не росли медоносные цветы. 14.Люди, которые во все видят хорошее. 15.Люди, которые в о все видят дурное. 16.Притча – это короткий нравоучительный рассказ. 17. |