Проект по направлению история Название темы Музеи Москвы
Скачать 48.79 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 ПРОЕКТ по направлению: история Название темы: «Музеи Москвы» Тип проекта: информационно-исследовательский
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… ГЛАВА 1 История музеев…………………………………………………….4 1.1 Пушкинский музей………………………………………………..…........4 1.2. Третьяковская галерея …………………………………………….9 1.3. Музеи Московского Кремля……………………………………….....13 1.3.1. Оружейная палата...............................................................................13 1.3.2.Центральный музей Вооружённых сил....................................16 ГЛАВА 2 История картин и экспонатов…………………………………19 2.1. ………………………………………………............ 2.2. ……………………………………………………… 2.3. …………………………..…….................................. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ………… ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………… ВВЕДЕНИЕ Музе́й— учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С XIX века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов XX века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).С развитием компьютерной техники и Интернета появились также виртуальные музеи. Но в данном проэкте я хотела бы рассказать про музеи реального мира. Понятие музея зависит от подхода к объекту и предмету музеологии. Марксистский подход к музеологии трактует музей как исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественно-научных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных предметов. Социокультурный подход, определеяет музей как культурную форму, исторически выработанную человечеством для сохранения, актуализации и трансляции последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия. Идеалистический подход Г. И. Герасимова рассматривает музей как результат деятельности человеческого сознания. Суть музеев разных стран и эпох составляют идеи, которые лежат в основе их создания. Глава 1 История музеев 1.1. Пушкинский музей Роман Иванович Клейн (1858–1924) вырабатывал окончательный проект, отвечавший требованиям правления и комитета по устройству музея. В сооружении здания с 1898 года участвовал инженер Иван Иванович Рерберг (в его обязанности входило наблюдение за строительством и отчетность).Здание строилось по последнему слову музейной практики и строительной техники. Ему придали вид античного храма на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду. Стеклянная кровля обеспечивала достаточное количество дневного света в залах второго этажа и двух двориках-атриумах. Электрического освещения в экспозиционных залах не планировалось. Считалось, что осматривать скульптурный музей лучше всего при естественном освещении, и открыт он будет лишь в светлое время суток.Значительна роль Цветаева в формировании облика музея. Он рассматривал его не только в градостроительном смысле, в качестве здания, имеющего общественно-культурное назначение, располагающегося на территории вблизи Кремля и напротив храма Христа Спасителя, но и как учебный объект по истории архитектуры. Желая избежать распространенного в то время в архитектурной практике эклектического соединения стилей, Цветаев, составляя условия для участников архитектурного конкурса, особенно подчеркнул, что проект должен быть выполнен или в формах античной архитектуры, или в стиле эпохи Возрождения. В убранстве интерьеров должны были применяться элементы разных исторических эпох сообразно представленным экспонатам. Стремясь к научной точности и в деталях, Цветаев постоянно обеспечивал архитектора новейшей специальной литературой по наиболее характерным, образцовым для своих эпох архитектурным памятникам, которые предполагалось использовать в качестве ориентиров или прообразов при проектировании фасада и интерьеров. Так, например, главный фасад музея украшает колоннада, в увеличенном масштабе воспроизводящая пропорции колоннады восточного портика Эрехтейона, храма, находящегося на афинском Акрополе (построен в 421–406 годах до н.э.). Рисунок капителей этих колонн в точности повторяет древний образец.Церемония торжественной закладки здания музея на Колымажном дворе состоялась 17 (29) августа 1898 года в присутствии членов императорской фамилии, попечителя Московского учебного округа, ректора и профессоров Московского университета, членов комитета и почетных гостей.Музей создавался на основе Кабинета (Музея) изящных искусств и древностей Московского университета, включавшего античные вазы, нумизматическую коллекцию, некоторое количество слепков с античной скульптуры и небольшую специальную библиотеку. С приходом к заведованию кабинетом И.В. Цветаева в 1889–1890 годах началось его планомерное развитие, в особенности скульптурного раздела и библиотеки, и превращение его в Музей изящных искусств (с 1895 – имени императора Александра III) – учебно-образовательный и публичный, где в гипсовых слепках, макетах и гальванокопиях по единой научной программе должны были быть представлены основные этапы истории искусства с древних времен до Нового времени (по XVI век). В этом качестве музей становился первым в России учреждением такого типа.Создавая музей, Цветаев пользовался консультациями таких специалистов, как автор книг по древнерусскому, византийскому и итальянскому искусству Дмитрий Власьевич Айналов, историк византийского и древнерусского искусства Никодим Павлович Кондаков, фольклорист и этнограф Всеволод Фёдорович Миллер; художников Виктора Михайловича Васнецова и Василия Дмитриевича Поленова. К оформлению интерьеров здания привлекались художники Павел Васильевич Жуковский, Александр Яковлевич Головин, Игнатий Игнатьевич Нивинский, Клавдий Петрович Степанов. Из зарубежных ученых наибольшим авторитетом у Цветаева пользовался археолог, директор скульптурного собрания Дрезденских королевских музеев Георг Трей.В 1932 году музей был переименован и получил название Государственного музея изобразительных искусств. В 1937 году ему присвоено имя А.С. Пушкина.В настоящее время в ГМИИ им. А.С.Пушкина сочетаются четыре типа экспозиции. Во-первых, это скульптурно-архитектурная экспозиция слепков, сохранившаяся с некоторыми изменениями от университетского периода музея – скульптура Передней Азии, Античности, Средних веков, памятники итальянского и Северного Возрождения. Во-вторых, это раздел, посвященный искусству и культуре древних цивилизаций в оригиналах – в экспозицию включены также и материалы из раскопок, проводившихся музеем. В-третьих – это картинная галерея VIII–XX веков. В ней представлены произведения старых европейских мастеров, включая византийские иконы и древние мозаики, и работы западноевропейских и американских художников и скульпторов XIX–XX веков. Экспозиция организована по принципу показа национальных школ и смены художественных эпох. Наконец, в-четвертых – экспозиция Отдела личных коллекций, где демонстрируются художественные собрания как культурное явление, с сохранением их целостности и с вниманием к личности их авторов.Помимо экскурсионной и лекционной работы, ведущейся в музее с самого его открытия, в области популяризации истории искусств ГМИИ является инициатором различных форм работы с детьми: это Клуб любителей искусств для учащихся средних классов, Клуб юных искусствоведов для старшеклассников, изостудия. Проводятся занятия для родителей с детьми («семейные группы»). В 2006 году при ГМИИ, в близлежащем старинном особняке, открыт Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон»В рукописном фонде хранятся документы по истории музея, научное и эпистолярное наследие его основателя, других музейных деятелей, крупных искусствоведов и художников, архивы некоторых музеев, чьи коллекции поступили в ГМИИ.При музее имеются научно-реставрационные мастерские и одна из лучших в Москве специальная Научная библиотека.В 1991 году ГМИИ им. А.С. Пушкина внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. 1.2. Третьяковская галерея Третьяковская галерея — это самый известный в России художественный музей, который основал в 1856 году меценат и коллекционер произведений искусства Павел Михайлович Третьяков. Государственная Третьяковская галерея является объектом культурного наследия России федерального значения. Появилась Третьяковская галерея в середине XIX века благодаря купцу Павлу Михайловичу Третьякову, запустившему с братом Сергеем одно из крупнейших в мире производств льняных тканей. После того этого молодые люди занялись меценатством и стали интересоваться искусством. В отличие от Сергея, коллекционировавшего работы художников из Западной Европы, Павел собирал шедевры отечественных живописцев.Датой основания галереи считается 1856 год — год приобретения Павлом Михайловичем шильдеровской картины «Искушение» и работы Василия Худякова «Сцена контрабандистов». Эти картины стали одними из первых экспонатов национального музея, о котором грезил коллекционер. В скором времени коллекция Третьякова пополнилась полотнами Шишкина, Боголюбова, Клодта, Куинджи и других известных живописцев.В самом начале галерее отводилось место в нескольких комнатах усадьбы братьев, однако к концу 1850-х годов возникла острая необходимость увеличить пространство, для чего было решено построить для экспонатов отдельное сооружение. Спустя пять лет под руководством Александра Каминского строительные работы были завершены. Здание в два этажа с отдельным входом примыкало к особняку.Основу галереи купец сформировал в 1860-80-х годах. Кроме того что Третьяков покупал картины, он и заказывал художникам их. Например, Василий Григорьевич Перов для него написал портреты Достоевского, Тургенева, Даля и Майкова, Иван Крамской — портрет Толстого, Николай Ге — Герцена, Некрасова Салтыкова и других. За написанием некоторых полотен Третьяков наблюдал лично.В 1880-е годы коллекция Третьякова пополнилась работами Сурикова, в числе которых «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова». За полотнами, изображающими крестьянскую реальность, последовали и произведения художников-реалистов, переносящих на свои картины быт рабочих. Тогда же музей обогатился васнецовскими «Богатырями». Но не все экспонаты приобретались Третьяковым — многие шедевры галерея получила в дар.Помощь в формировании экспозиции Третьякову оказывал художественный критик Иван Николаевич Крамской. Спустя десять лет с момента покупки первых картин в Лаврушинском переулке, сохранившем своё название по сей день, открылась усадьба-музей «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». В ней демонстрировалось чуть менее 1300 картин, почти полсотни рисунков, десять статуй и 84 полотна зарубежных художников.За выдающиеся заслуги в области искусства Павел Михайлович Третьяков стал почётным вольным общником, поддерживал таких малоизвестных на тот момент художников, как Васнецов, Максимов и другие. Воспользовавшись рекомендацией Льва Николаевича Толстого, купец приобрёл для своей коллекции картину Репина «Иван Грозный убивает своего сына», несмотря на то что полотно не получило одобрения императора.В 1890-х годах Третьяковская галерея продолжала оставаться частной собственностью Павла Михайловича, но при этом, как и мечтал её создатель, стала национальным музеем. Благодаря этому любой желающий мог посетить её совершенно бесплатно. Передача же произведений искусства государству состоялась в 1892 году, после того, умер Сергей Третьяков. Перед кончиной он завещал Москве всё своё имущество.Павел Третьяков не только исполнил волю брата, но присоединил к его коллекции свою: около 2000 шедевров были переданы городу вместе с сооружением в Лаврушинском переулке. Мосгордума назначила коллекционера хранителем галереи. На этой должности он отбирал полотна, приобретал их на средства, выделяемые государством, и занимался вопросами приобретения новых зданий для расширения музея.Собрание шедевров продолжало расти, а вместе с ним и сооружение галереи. В 1870-90-х годах появились дополнительные четыре пристройки, примыкающие к особняку и использовавшиеся как хранилища или музейные залы. Когда же последний из братьев умер, в особняке почивших коллекционеров также разместились выставки, а на первом этаже появились библиотека Третьякова, сувенирный магазинчик, гардероб и служебные помещения. После художника-пейзажиста Ильи Семёновича Остроухова, занимавшего место попечителя галереи на протяжении 8 лет, этот пост перешёл к искусствоведу Игорю Эммануиловичу Грабарю. При нём произошли значительные изменения в принципах демонстрации экспонатов. Если до этого поступившие последними полотна выставлялись в отдельном помещении, то теперь картины были размещены в историко-хронологическом порядке.Значительные изменения в организации работы Третьяковской галереи связаны и с революционными событиями 1917 года. После национализации музея Третьяковка стала главным художественным центром государства, активно пополняемым за счёт произведений искусства из национализированных особняков. Однако при этом часть экспонатов галерея и отдала: полотна иностранных живописцев передались в музеи западного искусства.На территории музея, помимо постоянных экспозиций, стали организовываться и временные: показ картин Левицкого, Рокотова, Врубеля, Кончаловского и других. Фонд увеличивался за счёт деятельности комиссии по закупкам и коллекций из других музеев. Пространства перестало хватать. В 1920-х годах запасник полотен был организован в храме, а к середине 1930-х годов в Лаврушинском переулке появилось 16 дополнительных сооружений.В военное время 17 эшелонов с экспонатами прибыло из Москвы в Новосибирск и Молотов на временное хранение. Возобновил же работу музей уже в мае 1945 года. На тот момент здесь находилось всего порядка 2500 работ. Когда же все экспонаты вернулись, и коллекции музея снова стали разрастаться, были построены сооружения Инженерного корпуса и Депозитария. В это же время был реконструирован и основной корпус.В середине 1980-х годов с Третьяковской объединили галерею на Крымском Валу, получившую название Новой Третьяковки. Было решено организовать здесь выставку современного искусства, в то время как в бывшей усадьбе Павла и Сергея Третьяковых оставили экспонаты, появившиеся до начала XX века. Однако спустя год в старом здании начали проводить ремонтные работы, затянувшиеся на десять лет.В течение всего этого времени главным сооружением Третьяковки было здание на Крымском Валу, где демонстрировались основные произведения искусства с Лаврушинского переулка. Кроме того, музейный комплекс в эти годы разросся за счёт присоединения к нему нескольких домов-музеев и храма Святителя Николая в Толмачах, в котором ближе к концу прошлого века возобновились богослужения.В Третьяковской галерее проводятся выставки к юбилеям известных живописцев, а в Инженерном корпусе уже более пяти лет проходят кинопоказы. Музей продолжает пополняться произведениями искусства, которых сейчас уже более 200 тысяч. На сегодняшний день Третьяковская галерея является самым известным музеем России и охраняемым государством объектом культурного наследия федерального значения. Экспозиционная площадь здания в Лаврушинском переулке составляет более 12 тыс. кв. м, в то время как общая площадь сооружений, относящихся к музейному комплексу, — более 80 тыс. кв. м. Бóльшую часть всей площади занимают служебные постройки, мастерские и хранилища. Для посетителей музейного комплекса доступно более сотни залов, 63 из которых размещены в главном здании, бывшем особняке братьев Третьяковых. 1.3. Музеи Московского Кремля 1.3.1. Оружейная палата Оружейная палата — это известный во всём мире музей, представляющий собой сокровищницу с более чем 4000 ценными и значимыми для истории России экспонатами. Сооружение, в котором находится Оружейная палата, с начала XIX века относится к архитектурному ансамблю Большого Кремлёвского дворца. Музей является объектом культурного наследия народов РФ федерального значения и охраняется государством. Формирование коллекций Оружейной палаты началось ещё около семи столетий назад. Изначально это была казна московских князей и правителей государства, всё более увеличивавшаяся с расширением русских земель. Идея возвести обособленное сооружение специально для хранения ценных предметов возникла в 1480-х годах. Новое здание разместилось между Архангельским собором и Благовещенским и получило название Казённого двора.С тех пор сокровищница перестала быть собственностью правителей, а стала государственным хранилищем. Различные вещи то и дело изымались из казны для важных мероприятий: коронования, похорон царей или как презент заграничным партнёрам. Но при этом хранилище и регулярно пополнялось благодаря присоединению новых городов, имуществу бояр, попавших в царскую немилость, презентам от послов.Оружейную палату выделили из казны в самом начале XVI века, когда последний собиратель русских земель, Василий III, учредил должность оружничего, в ведении которого была оружейная казна. Уже в следующем веке оружничих заменили бояре и окольничьи. Впервые Оружейный приказ, как называлась сначала Оружейная палата с царским оружием, упоминается в документе середины XVI века.Существует версия, что с самого появления Оружейной палаты тут были мастерские, которые также пополняли казну. В местных мастерских изготавливались оружие, амуниция и знамёна. При Петре Великом несколько ведомств, включая Оружейную палату, объединились в одно — «Мастерскую и Оружейную палату». С 20-х годов XVIII века отсюда перестали брать драгоценности, чтобы расплачиваться ими придворным за работу.Сооружение стало работать только в качестве хранилища ценных предметов, но в 1737 году Троицкий пожар уничтожил бо́льшую часть предметов, оставшихся с Двадцатилетней войны. Те экспонаты, которые удалось спасти, перевезли в Теремной дворец, также расположенный на территории Московского Кремля. Спустя 70 лет Александр I решил сформировать дворцовый музей, основанный на содержимом палаты.Для создания императорского музея, где хранились бы и демонстрировались экспонаты из Теремного дворца, правитель приказал построить сооружение на Сенатской площади. Уже через год статский советник, архитектор и реставратор Иван Еготов воплотил проект императора в реальность. Так появилась вместо бывших жилых помещений Годунова конструкция Оружейной палаты, не сохранившаяся до наших дней.Помещения нового сооружения не отапливались из-за возможности возгорания и были сырыми из-за этого. Это отрицательно сказалось на целостности хранившихся тут вещей. Многие экспонаты испортились из-за влажной среды, однако, несмотря на это, экспозицию в 1813 году открыли для знатных посетителей: дворян, бояр, иностранных гостей и других. Вход же простых людей предусмотрен не был.Чтобы уберечь коллекцию от сырости, всё-таки необходимо было принять меры, поэтому Николай I решил построить другое сооружение, которое больше подходило бы для хранения ценностей. Проектирование здания он доверил Константину Тону, и в середине XIX века на том месте, где ранее был Конюшенный приказ, начала строиться другая Оружейная палата. Она возводилась в едином с Кремлёвским дворцом стиле. Императорская дворцовая Оружейная палата с приходом советской власти превратилась в общественный госмузей, вход в которой стал доступен всем слоям общества. К имевшимся коллекциям были добавлены вещи из национализированных дворцов и усадеб. Во время экскурсий акцент делался на таланте крепостного мастера и поэтапном рассказе о процессе изготовления того или иного шедевра.В 1930-е годы деятельность правительства СССР способствовала утрате большого количества предметов из Оружейной палаты. Так, только за один день из музея было изъято на продажу около 320 экспонатов. Во время массовой конфискации ценных предметов на антикварных распродажах были проданы и яйца Фаберже. Уцелевшие же пасхальные яйца вместе с шапкой Мономаха являются главными украшениями фонда.С начала 1990-х годов всемирно известная Оружейная палата относится к ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», является объектом культурного наследия России и входит в составе комплекса Московского Кремля в объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО. На сегодняшний день тут представлены тысячи старинных экспонатов, имеющих особую историческую и культурную ценность. 1.3.2. Центральный музей Вооружённых сил -Музей был основан 23 декабря 1919 года приказом Реввоенсовета Республики № 2207 и назван в честь Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Он является первым историко-революционным музеем, созданным после Октябрьской революции[2]. Моссовет передал музею первые этажи Верхних торговых рядов и линию Ветошного ряда. В 1920 году там открылась первая выставка — «Жизнь Красных Армии и Флота», проходившая в Верхних торговых рядах на Красной площади. Крупные экспонаты — самолёты, снабжение — были представлены на улице.Летом 1921 года музей переименовали в «Музей Красных Армии и Флота», а в марте следующего года перевели в особняк на улице Кропоткина (Пречистенка, 12/2). Новое помещение не было готово в срок, поэтому часть экспонатов сложили в сарае или вернули бывшим владельцам. Музей находился в подчинении Управления по исследованию и использованию опыта войн Штаба РККА. В 1923 году к юбилею Красной армии в музее подготовили выставку «Поезд председателя РВСР Льва Троцкого». Места для экспозиции в особняке не хватало, поэтому её организовали в здании Военной академии на Воздвиженке. В 1924 году музей переехал в это помещение, одновременно его передали в подчинение Военной академии РККА, но менее чем через год вернули Управлению.В феврале 1927 года приказом Революционного Военного Совета музей перешёл в подчинение Политическому управлению (ПУР) и переехал в помещения в здании Центрального дома Красной Армии, где он оставался 38 лет. После в музее была создана постоянная экспозиция из трёх разделов: Вооружённые силы пролетарской революции 1905—1917 года, Гражданская война, период мирного строительства РККА].В годы Великой Отечественной войны часть фондов музея эвакуировали. Сотрудники музея не прекращали заниматься поиском военных реликвий: с 1943 по 1945 год было организовано 20 экспедиций на фронт]. Руководителями музея в военные годы были полковой комиссар Федянин Владимир Иванович (с 17 января 1940 по ноябрь 1943), полковник Логинов Пётр Николаевич (с ноября 1943 по июль 1944), полковник Горюшкин Иван Алексеевич (с июля 1944 по март 1949). Знамя Победы — штурмовой флаг, водружённый 1 мая 1945 года на здании рейхстага — было передано в музей 10 июля.В 1957 году было решено построить для музея отдельное двухэтажное здание площадью 10—15 тысяч кв. м. Проект подготовили архитекторы Борис Бархин и Гайгаров Николай, а также инженеры Аксёнов и Белокуров. Строительство завершилось 8 мая 1965 года. Экспозиции оформили художники Р. Н. Гвоздёв, Н. И. Латышев, Арам Мнацаканов и В. Т. Финогенов под руководством Евгения Розенблюма. К этому времени в коллекции музея насчитывалось более 500 000 предметов. В 1966 году в музее созданы Кинофонд и Фонд стрелкового вооружения, на следующий год открылся Фонд живописи.В 1975 году Президиум Верховного Совета СССР наградил музей орденом Красной Звезды.После распада СССР в музее сделали постоянную экспозицию в залах № 22 и 23, описывающую события в стране в период перестройки. Для пополнения фондов сотрудники музея выезжали в военные округа и на флоты. В 2002 году перед зданием музея установили памятник воинам-десантникам. В 2006 году заменили оборудования и расширили коллекцию. Были представлены новые материалы об участии Вооружённых сил СССР в войнах в Корее, Вьетнаме и других странах. В 2008 году была организована выставка «Кавказ. Пять дней в августе», описывающая вооружённый конфликт в Южной Осетии.Основная экспозиция занимает 24 зала общей площадью 5000 м². Среди экспонатов знамёна, награды, вооружение и реликвии военачальников, солдат и государственных деятелей. Три первых зала посвящены истории Русской армии и Флота до 1917 года, в них представлены вооружение, обмундирование армии во времена разных правителей Российской империи и материалы, рассказывающие о Первой мировой войне. Зал с четвёртого по шестой отдан под экспонаты, связанные с Красной армией в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции, кроме того, в них хранятся реликвии революций 1917 года, личные вещи военачальников Антона Деникина, Сергея Маркова и других участников Белого движения.Седьмой и восьмой залы занимает выставка «Рабоче-крестьянская Красная армия и Флот на страже безопасности СССР». В них экспонируются материалы о руководстве СССР, военной помощи в разные годы Синьцзяну и данные о репрессированных офицеров Красной армии в ходе дела «Весна». Залы с девятого по восемнадцатый посвящены Вооружённым силам в годы Великой Отечественной войны, в них хранятся документы Германии, образцы вооружения, фрагменты оружия, рассказывается о Московской, Курской и Сталинградской битвах. В зале Победы хранятся материалы о кавалерах Ордена Славы, Героях Советского Союза, именно в этом зале находится Знамя Победы.Залы с девятнадцатого по двадцать первый посвящены послевоенной истории армии, двадцать второй и двадцать третий — созданию и развитию Вооружённых сил России. В двадцать четвёртом зале проходят временные выставки. На территории музея также работает открытая экспозиционная площадка, где представлены 154 образца артиллерийской, ракетной, бронетанковой и авиационной техники. ГЛАВА 2 История картин и экспонатов Объектом исследования являются разнообразные музеи Москвы Предметом исследования стали различные источники информации по этой проблеме. Методика исследования основана на анализе огромного кол-ва источников как в интернете так и в книгах,учебниках,журналах Основные цели и задачи: изучить информацию для исследования Московских музеев научиться работать с дополнительной литературой, научиться искать полезную информацию; научиться формулировать и делать выводы ЗАКЛЮЧЕНИЕ ? ЛИТЕРАТУРА 1)https://www.tripadvisor.ru/Attractions-g298484-Activities-c49-Moscow_Central_Russia.html 2)https://wikiway.com/russia/moskva/pushkinskiy-muzey/ 3)https://wikiway.com/russia/moskva/tretyakovskaya-galereya/#gl0 4)https://iskatel.com/places/borodinskaya-panorama 5) https://ru.wikipedia.org/wiki/Оружейная_палата 6) https://ru.wikipedia.org/wiki/ Центральный_музей_Вооружённых_сил 7) https://www.pushkinmuseum.art/museum/history/about_museum/index.php 8) https://iskatel.com/places/tretyakovskaya-galereya 9) https://wikiway.com/russia/moskva/borodinskaya-panorama/ 10) https://ru.wikipedia.org/wiki/Центральный_музей_Вооружённых_сил |