Практическая работа 2.2. Проектирование уроков литературного чтения
Скачать 61.13 Kb.
|
Проектирование уроков литературного чтения Оглавление. I. Аннотация. II. Введение. III. Основная часть. 1.Взаимосвязь целеполагания, учебной задачи и результативности системы уроков (урока). 2.Проектирование этапов подготовки к восприятию произведения и выявление специфики восприятия. 3. Проектирование этапов изучения произведений. 4. . Проектирование этапов обобщения и постановки домашнего задания. IV. Заключение. V. Приложение. № 1. Конспект урока в 4-ом классе по теме «М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении». №2.Типы и формы уроков литературы. №3.Основные методы, используемые на уроках литературы. Аннотация. Данная методическая разработка создана с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Литературное чтение». В методической разработке рассмотрены основные этапы проектирования уроков литературного чтения с учетом современных требований. К каждому этапу урока, наряду с теоретическим материалом, включены фрагменты уроков, проведенных учителем по данной методике. В работе проанализированы традиционные и инновационные образовательные технологии, используемые при проектировании уроков литературного чтения. Настоящая методическая разработка построена с учетом примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе. Введение. Материалом, содержанием урока литературы является художественное слово, а в нем, как точно заметил Ф.Абрамов, скрыта самая великая энергия, известная на Земле, - энергия человеческого духа. Урок литературного чтения как искусства слова передает и сохраняет мысль и чувство растущего человека, помогает ему познать самого себя, творит мир ценностей ребенка. Встреча с учителем воспитывает отношение к собеседнику, способность к творчеству, углубляет, расширяет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка, помогает овладеть языком, речью, общением. С этих позиций в современных условиях учитель определяет цели и задачи изучения литературы в школе, место и роль в нем урока, понимает преподавание литературы как художественно-педагогическое творчество. Актуальность данной работы можно сформулировать так: необходимо возвращение современного урока литературы в духовное измерение, которое ставит смысложизненные проблемы, вводит детей в сферу самосовершенствования и принятия ценностей истины, добра и красоты. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям По данным международного исследования PISA-2000 «в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения». Под грамотностью чтения авторами исследования понимается способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата и рефлексии на них, а также уровень навыков использования прочитанного в различных жизненных ситуациях. В исследовании приняли участие учащиеся 32 стран, среди которых российские школьники заняли 27-е место. Таким образом, одной из ключевых проблем является слабые умения работать с текстом, неумение творчески анализировать ее. Возросла потребность понять автора, искусство им созданное, и - сквозь «магический кристалл» - человека, жизнь, понять, почувствовать свою сопричастность с жизнью и людьми. Метафоричное сочетание заголовков книг и статей по методике преподавания литературы: «Уроки жизни», «Рождение урока», «Уроки русской литературы», «Творчество урока» и т.д. подтверждают актуальность данной работы. Как построить урок так, чтобы это стало событием и явлением бытия, временем, отведенным на осознание себя человеком? Поиски ответов на этот вопрос являются основной задачей в современной методике преподавания литературы. Основной целью работы стало рассмотрение проектирования уроков литературы с учетом современных требований школьной методики и дидактики, что требует решения целого ряда задач: определить структуру урока, его основные этапы; выявить взаимосвязь целеполагания, учебной задачи и результативности системы уроков (урока); продумать основные этапы урока: проектирование подготовки к восприятию произведения, выявление специфики его восприятия, планирование изучения произведения, обобщения и постановки домашнего задания. Необходимым условием реализации этих задач является адекватная методика, которая предполагает широкое использование методов проблемного изложения, самостоятельной работы, творческой работы, метода проектов и т.д. (См. приложение №6). Основными технологиями при работе с учащимися являются технологии проблемного обучения, технологии развития критического мышления, интерактивные технологии и др. Основные типы занятий: лекция, беседа, работа с текстами художественных произведений, семинар, конференция, круглый стол, диспут и др. (См. приложение №5). Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней предложено целостное рассмотрение проектирования уроков литературы с учетом современных требований школьной методики. Кроме того, рассмотрены инновационные образовательные технологии, помогающие при проектировании уроков литературы достичь желаемых результатов, посмотреть по-новому на урок литературы. Практическая ценность работы заключается в том, что материал можно использовать непосредственно на уроках литературы, для обмена опытом с учителями, работающими по данной проблеме, на педагогических семинарах, на консультациях к единому государственному экзамену по литературе, во время репетиторских занятий с будущими абитуриентами. Методология и методы исследования. При разработке данной темы были использованы работы известных ученых и методистов: Богдановой О.Ю., Вербицкого А.А методические рекомендации учителей-новаторов (Открытый урок по литературе. Русская классическая литература. Основная часть. Современный урок переживает период эволюции, поиска разумного гармоничного соотношения между формой и содержанием, форма стремится к технологичности, содержание - к интегративности, а в целом урок - к диалогичности. Ведущая тенденция современного урока – это его диалогизация, отказ от назидательного, канонического монолога учителя. Как же проектировать уроки литературы по законам этой технологии? На первый взгляд, проект урока – это обычный конспект: тема, цели, задачи, конспективное изложение теоретического и культурологического материала. И все же попробуем посмотреть на планирование уроков как на творческий акт, в котором вступают в диалог трое: автор, учитель и ученик. Как сложится этот диалог, зависит от учителя: сделать так, чтобы сам урок стал художественным произведением. Итак, первое правило: прежде чем проектировать урок, проанализируйте произведение, осмыслите его, сформулируйте для себя важные мысли, выраженные автором, его позицию и художественную идею. Второе правило: прежде чем проектировать урок, подумайте о том, как может быть воспринят учениками, определите, кому, где и в чем нужна будет помощь. Мы получаем образы двух субъектов, которым предстоит при нашей помощи вступить в диалог: автора, точнее, его сознания, отраженного в тексте, и читателя-ученика. Третье правило говорит нам о необходимости уточнения требований программы. . Русская классическая литература аккумулировала в себе общечеловеческие ценности и стала выразителем культуры своего времени. Значит, читая, дети смогут впитать в себя культуру, выработанную человечеством за многие века, став свидетелем множества событий, перестрадав в со-бытии с литературными героями, осмыслив их выбор и его последствия. Уроки литературы знакомят учеников с языком словесного искусства, чтобы они в диалоге с представителями разных эпох, двигались «в глубь строки» от значения к смыслу, сопереживая, сострадая, размышляя, могли приобрести ценностный опыт, сформировать свой опыт и на его основе – свое, личностное отношение к миру. Общая цель – культурное развитие ученика – определяет и подчиненные ей цели, которые, в свою очередь, обуславливают и системы уроков и каждый урок в системе. Но любой урок подчинен конкретным целям как содержательным (понимание произведения), так и обучающим и развивающим (обучение школьников языку словесного искусства, развитие умения анализировать художественный текст). Современные образовательные технологии предполагают, прежде всего, уроки-диалоги, когда урок рассчитан на активизацию деятельности учеников. Урок можно считать результативным, если продумана деятельность ученика на уроке. I этап. 1. Проблема целеполагания. 2. Проектирование учебных задач. Проектирование уроков литературы следует начинать с целеполагания. Цели, поставленные так, что допускают объективный и однозначный контроль степени их достижения, называют диагностическими. Алгоритм постановки диагностических целей системы уроков. Шаг 1. Применительно к конкретному произведению формулируем его концепцию. Шаг 2. Формулируем цели в диагностической форме, последовательно отвечая на вопросы: Что смогут узнать ученики из наших уроков? Какие понятия ученики будут осваивать на уроках? Чему научатся? Какие умения будут осваивать, на каком уровне? В какой самостоятельной деятельности учеников проявятся их знания, понимание и умения? Что они смогут сделать во время урока и после него дома? Ответ на последний, четвертый вопрос («Что смогут сделать ученики после анализа текста?») и содержит цели, сформулированные диагностически. Диагностическая 6 формулировка целей содержит в себе в сжатом виде содержание урока, так как наглядно демонстрирует, над чем надо будет работать, какие приемы работы помогут ученикам освоить учебный материал, какие виды деятельности обязательно должны предлагаться ученикам на уроке. 2. Проектирование учебных задач. Учитель планирует учебные задачи в структуре урока не только для себя, но и для учеников. Литература требует деликатности, а изучение ее языка – атмосферы непринужденной, внешне вовсе не учебной, а творческой. Сообщать в начале урока о том, чему ребятам предстоит научиться, означает - превратить урок в скучную процедуру выполнения необходимых операций. А скучным урок не должен быть ни в коем случае. Именно уничтожению скуки, обязательности, принуждения и должна способствовать настоящая учебная задача. Учебная задача – это развивающая задача, поставленная перед учениками учителем, и интересная для них, несмотря на ее сложность. Проблемы, которые возникают у читателя при чтении, становятся его учебной задачей, внутренне мотивирующей анализ текста. Учебная задача вытекает не только из задач и целей учителя, но из потребностей ученика разобраться в прочитанном. Учебная задача – это смысловое ядро урока. Обычно учебная задача ставится двумя способами: 1. как аналитическое задание (вопрос, создающий проблемную ситуацию на материале произведения); 2. как творческое задание. Эти два способа обусловлены двумя типами нашего мышления – логического и образного. 3. Проектирование аналитических учебных задач. Это может быть вопрос, заставляющий учеников задуматься над какими-то проблемами произведения; таким образом, создается проблемная ситуация на материале произведения. Н.М.Соколов в книге «Изучение литературных произведений в школе» предложил строить уроки на основе «стержневого вопроса», который позволяет проанализировать все произведение. В.Г.Маранцман, разрабатывая в 60-ые годы теорию проблемного изучения литературы в школе, подхватил идею Н.М.Соколова и назвал такой вопрос проблемным. В.Г.Маранцман выделил признаки проблемного вопроса. 1.Многовариантность ответов, что означает возможность разных оценок, столкновение на уроке разных позиций. 2.Сложность, требующая мыслительной аналитической деятельности: сопоставления образов, знания теоретико-литературных и культурных знаний. 3.Интерес. Вопрос должен вызывать активный интерес ученика, желание, внутреннюю необходимость найти на него ответ. 4.Доступность ученикам. Ответ лежит в зоне ближайшего развития ученика, может быть найден благодаря анализу текста. 5.Емкость. Вопрос должен охватывать либо все произведение, либо его существенно значимые эпизоды. 3. Проектирование творческих учебных задач. Проблемный вопрос – не единственный способ постановки учебной задачи. Подобрать аналитический проблемный вопрос к стихотворению бывает сложно, так как лирика связана прежде всего со сферой эмоций, переживаний. В данном случае можно предложить учебную задачу в виде творческой деятельности: оформить книгу, подобрать живописные или музыкальные иллюстрации к произведению, написать сценарий кинофильма или анимационного фильма и т.п. Итак, проектирование урока начинается с целеполагания и постановки учебной задачи. Рассмотрим, как создается проект целеполагания по уроку «М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении.» в 4 классе. Конспект урока по литературному чтению. Проект урока сделан на основе программы по литературному чтению для 4 класса под ред.Л.Ф.Климановой и В.Г. Горецкого. На уроке учащиеся знакомились с жизнью и творчеством поэта и с его творчеством. М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Общие цели урока: 1. Знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова. 2. Прогнозировать содержание произведения, исправлять ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение Диагностические цели урока. Ученики смогут: 1.создать словесный образ Петербурга, нарисованный поэтом; 2.назвать схожие и отличительные черты в создании образа природы и реки Терек. 3.освоить и применить на практике средства художественной выразительности, используемые поэтом при создании образа реки Терек II этап. Подготовка учеников к восприятию произведения, или этап создания установки на чтение и восприятия произведения. Подготовка учеников к восприятию произведения. Главная цель этапа - создать мотивацию на чтение произведения, то есть вызвать интерес к тому, о чем по сути он ничего не знает. Между этим этапом и всеми последующими должен существовать временной промежуток, необходимый для прочтения текста: от двух-трех минут на чтение стихотворения до нескольких дней или даже недель на чтение романа. В методике есть несколько традиционных способов создания установки на чтение. Многие программы для основной школы построены по тематическому принципу. Поэтому в начале изучения новой темы учитель может представить ученикам все входящие в нее произведения, активизируя личный жизненный опыт учеников, связанный с тематикой раздела. Если в основу программы положен жанровый принцип, то нужно искать другой способ установки на чтение. В такой ситуации учитель представляет ученикам жанр как некое литературное явление, как своеобразного героя, существующего во множестве форм, но сохраняющего свое единство. В данном случае активизируется не столько чувства учеников, сколько их познавательный интерес. Уроки литературного мастерства, открытие законов жанра и присущих ему средств выразительности – тоже может быть увлекательным занятием. Например, установка на чтение лирических произведений может создаваться с помощью произведений других видов искусств. Еще один способ создания установки на чтение - пробуждение интереса учеников к личности писателя. Это прежде всего встреча с яркой личностью, человеком, наделенным необычными качествами, со своей жизненной позицией. Портреты писателей включаются в урок не «для красоты», а для того, чтобы, чтобы ученики учились всматриваться в лица, по выражению лица открывать внутренний мир другого человека. Заочная экскурсия, возможности которой значительно расширились с появлением средств мультимедиа, является эффективным и эффектным приемом создания установки на чтение произведения. История создания произведения тоже может побудить учеников прочитать его. Вступительное слово учителя. -Здравствуйте! Что особенного тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же не капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? Это стихотворение - приветствие написал известный поэт В. Солоухин. Доброе слово приятно не только нам, людям, но и живой природе, солнышку на небе, белой ромашке на лугу… Давайте, ребята, каждый из вас сейчас напишет свое приветствие солнцу, ветру, облакам. Постарайтесь в приветствии показать свое отношение к природе, к своему любимому цветку. Например, К.И. Чуковский интересно написал в своих воспоминаниях об А.П. Чехове, который очень любил цветы, сам их сажал и выращивал в своем саду. Чуковский пишет, что А.П. Чехов в каждом цветке чувствовал личность, характер. Иные цветы были ему особенно милы, а к иным он питал враждебные чувства. Он не любил георгин. «На что вам этот холодный, не вдохновляющий цветок? У этого цветка наружность аристократическая, баронская, но содержания никакого. Так и хочется сбить тростью его надменную, но скучную головку», - писал Чехов в одном из своих писем. Видите, ребята, георгин напоминал Чехову какого-то человека, мало ему симпатичного. Вероятно, не у всех георгины вызывают такое отношение. Ведь каждый видит и чувствует по-своему. Пишите о том, что вы сами чувствуете, думаете… Я предлагаю несколько приветствий, вы можете изменить их, написать свое приветствие. Приветствую тебя, Светлое Солнце. Ты несешь нам радость и тепло, потому я всегда рада встречать тебя каждое утро. Привет! Быстрый и озорной Ветерок! Возьми и меня в свои странствия! Ребята пишут, а затем выразительно зачитывают свои приветствия. Самое яркое, оригинальное приветствие записывают на доске. Знаете ли вы, ребята, что был писатель, не похожий ни на одного писателя в мире. Это человек, который знал, о чем думают деревья в лесу, мог рассказать о рождении травинки, о самых загадочных явлениях в природе. И звали этого писателя М.П.Пришвин… Этап выявления восприятия. Восприятие выявляется не только для уточнения уровня понимания прочитанного текста, но и для создания проблемной ситуации, мотивирующей изучение произведения. Беседа о прочитанном позволяет прояснить многое: впечатления и оценки, проблемы и суждения – все, что волнует читателя, только что закрывшего книгу. Но учителю нужно помнить, что существует зона риска: во-первых, можно получить массовое «не понравилось»; во-вторых, что не лучше, формальное «да, понравилось»; в-третьих, еще хуже, зловещую тишину. И хотя восприятие начинается с эмоциональных реакций, выявлять его «безопаснее, начиная со сферы осмысления, постепенно подключая вопросы об эмоциях. Вопросы на этом этапе должны затрагивать разные сферы восприятия произведения (эмоциональную, сферы воображения и осмысления содержания и художественной формы), иначе учитель не получит достоверной картины тех сложностей, которые испытывают ученики. Формы выявления восприятия: вопросы, беседа, анкета, рисование, мини-сочинение. На данном уроке гармонично, на наш взгляд, соединились два этапа урока: подготовка к восприятию японского трехстишья (хокку) и выявление восприятия другого «малого» жанра в Японии, как икэбана. Рассказывая об искусстве расстановки цветов, показывая слайды с изображением икэбаны, предлагая самим создать такие композиции, учитель уже выявляет понимание, чувствование малых жанров в искусстве Японии (нэцкэ, оригами, хокку). Учитель: Искусство расстановки цветов в вазах – икэбана ("Жизнь цветов") – восходит к древнему обычаю возложения цветов на алтарь божества, который распространился в Японии вместе с буддизмом в VI в. Чаще всего композиция в стиле того времени – рикка ("поставленные цветы") – состояла из веток сосны или кипариса и лотосов, роз, нарциссов, установленных в старинных бронзовых сосудах. С развитием светской культуры в X-XII в.в. композиции из цветов устанавливали во дворцах и жилых покоях аристократов. Во второй половине XV в. появилось новое направление в искусстве икэбаны, основателем которого был мастер Икэбоно Сэнъэй. Произведения школы Икэбоно отличались особой красотой и изысканностью, их устанавливали у домашних алтарей, преподносили в качестве подарков. В XVII-XIX в.в. искусство икэбаны получило широкое распространение. Возник обычай обязательного обучения девушек искусству составления букетов. Ассистент: В композиции икэбаны присутствуют, как правило" три обязательных элемента, обозначающие три начала: Небо, Землю и Человека. Они могут воплощаться цветком, веткой и травой. Их соотношение друг с другом и дополнительными элементами создает разные по стилю и содержанию произведения. Задача художника состоит не только в том, чтобы создать красивую композицию, но и наиболее полно передать в ней собственные раздумья о жизни человека и его месте в мире. Произведения выдающихся мастеров икэбаны могут выражать надежду и грусть, душевную гармонию и печаль. По традиции в икэбане обязательно воспроизводится время года, а сочетание растений образуют общеизвестные в Японии символические благопожелания: сосна и роза – долголетие; хризантема и орхидея – радость; магнолия – духовная чистота и др. Демонстрация слайдов. Выявление восприятия. Работа по икэбанам. Человеку какого возраста может быть предназначена эта икэбана? На какое торжество может быть составлена такая икэбана? Какую икэбану вы бы подарили сестре, маме, бабушке? Какие чувства вызывают у вас эти икэбаны? После сообщений о малых жанрах искусства в Японии (оригами, нэцкэ, икэбана) ученики уже подготовлены к более глубокому анализу хокку. III этап. Анализ художественного произведения. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется»… Но пророческая мысль поэта имеет продолжение: «И нам сочувствие дается, как нам дается благодать». Как сохранить эти понятия в жизни детей нашего сложного времени? Как научить сопричастности, сопереживанию, состраданию, соразмышлению? C учетом ведущей тенденции современного урока (диалогизации) мы выстраиваем диалог учеников с художественным произведением и его автором. Сегодня становится крайне необходимым соотношение между словом учителя и его молчанием – между словом-серебром и молчанием-золотом, обязательный рефлексивный подход в анализе художественного произведения. Легко ли уяснить смысл художественного текста? Один и тот же текст может по-разному трансформироваться в читательском сознании, порождая различные интерпретации. А.А. Потебня был убежден в том, что идею произведения выявляет не автор, а читатель. М.М. Бахтин убедительно показал, что глубокое понимание текста невозможно без диалога между автором и читателем: «активность познающего сочетается с активностью открывающего (диалогичность); умение познать с умением выразить себя». Герменевтика (наука о понимании и истолковании смысла текста, учение о принципах его интерпретации) учит рассматривать произведение с двух сторон: с точки зрения авторского замысла и с позиции читателя, воспринимающего произведение. Автор выступает в литературоведении в двух значениях: как писатель, реальная личность, в другом случае имеют в виду художественное воплощение автора, что дает основание говорить об образе автора, авторской позиции и средствах ее выражения. Анализ художественного произведения - это нерв урока. Форма урока, пути и приемы изучения произведения зависят от многих причин: лирические, эпические, драматические жанры предполагают различные формы, методы, технологии анализа произведения. Организация анализа текста зависит от особенностей изучаемого произведения. Желание учителя показать очередь, уводит от осмысления текста как единого целого. Учитель всегда стоит перед выбором ученикам все, что есть в произведении, зачастую приводит к дроблению текста, а это, в свою материала для анализа и осуществляет его, руководствуясь дидактическими принципами целесообразности, доступности и перспективности для ученика. Это означает, что литературный текст должен рассматриваться на уроке как единое целое, как система, все элементы которой (язык, композиция, содержание) взаимосвязаны. Отбирая материал для анализа, мы должны помнить о том, что наша цель – освоение произведения, которая растворена в художественной форме и содержании. Авторский замысел определяет выбор как событий, характеров персонажей, так и лексики и синтаксиса для их воплощения; архитектонику произведения, способов выражения авторского отношения к персонажам и событиям. Один и тот же урок (по одной и той же программе) у разных учителей может получиться совершенно разным. Можно предложить план анализа произведения, который предполагает и освоение необходимых теоретических и культурологических понятий, указанных в программе. План носит условный характер, он лишь указывает на определенные аспекты анализа, ракурс рассмотрения произведения. Логику анализа определяет исследователь текста. План анализа идейно-художественного своеобразия произведения. Сведения о писателе, помогающие глубже понять художественное произведение (мировоззрение, взгляды на вопросы эстетики, особенности творческого метода, связь с литературными направлениями и течениями эпохи, важные биографические подробности, отношение писателя к анализируемому произведению и др.). Особенности сюжета, характер отбора жизненных явлений, положенных в его основу. Композиционные особенности. Тематика и проблематика произведения. Комплекс идей, заложенных в произведении. Особенности пафоса. Жанровое своеобразие. Авторская позиция. Система персонажей. Образы главных и второстепенных героев. Композиционные особенности. Проблематика и комплекс, заложенных в нем идей. Своеобразие художественного времени и пространства. Художественная деталь. Язык. Стилистическая окрашенность. Изобразительно-выразительные средства воплощения замысла художника. Смысл названия. Место произведения в творчестве писателя. Порядок разбора лирического стихотворения. Предложенная последовательность разбора стихотворения условна, хотя и обладает определенной логикой. Исследование стихотворения можно начинать с любого пункта плана: подсказку искать в самом стихотворении. Дата написания. Реально-биографический и фактический комментарий. Место стихотворения в творчестве поэта. Жанровое своеобразие. Идейное содержание. Ведущая тема. Основная мысль. Лирический сюжет. Проблемы. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него. Эмоциональная окраска чувств. Композиция. Структура стихотворения. Основные образы стихотворения. Основные средства изобразительности: эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, литота, сарказм, олицетворение и т.д. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: повтор, антитеза, инверсия, анафора и другие. Стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест). Рифма (мужская, женская, точная, неточная ). Способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая). Звукопись (аллитерация, ассонанс, звукоподражание). Строфика ( двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, онегинская строфа). Разумное соотношение формы и содержания урока является важным моментом в проектировании уроков литературы. Поиски новых образовательных технологий являются своего рода педагогическим знаменем нашего времени. Едва ли не правилом стало требовать от учителя собственной оригинальной технологии. Наше стремительное и информационно насыщенное время требует от учителя, наставника молодежи, идти в ногу со временем. Мастерство учителя приобретает особое значение в условиях обострившихся социальных проблем. Современные педагоги связывают определение преподавания со словом «как». Как учить наших детей? Какие методы, технологии принесут долгожданный успех учителю? Рассмотрим инновационные образовательные технологии, помогающие активизировать творческую деятельность учащихся на уроках литературы. Модельный метод направлен, прежде всего, на личностно ориентированное обучение. С модельным методом обучения связан завтрашний день школы, поскольку именно этот метод представляет ученикам наибольшую меру самостоятельности и творческого поиска в индивидуальной, так и в совместной деятельности при организационной и экспертной помощи учителя. Уроки – консультации проходят обычно перед экзаменами, зачетными уроками. На этих уроках ученики задают учителю вопросы по пройденным темам – активная работа учителя и пассивное «созерцание» учеников. Каких результатов можно ждать на таком уроке? При модельном обучении учитель совершенно по-другому организует урок. Настоящий учитель рано или поздно приходит к необходимости теоретических обобщений и практических следствий. На урок – консультацию учитель делит класс на 5-6 групп. В течение 10-15 минут ученики готовят по 20-30 вопросов на отдельном листе по пройденным темам. Важно научить учеников правильно сформулировать вопрос: от этого зависит и скорость информационного поиска в Интернете. Следует провести урок, обучающий технологии конструирования вопроса. В каждой команде выбирается спикер, ответы на вопросы происходят по схеме: первая команда задает вопросы второй команде, вторая – третьей, третья – четвертой и т. д. Содействованы все ученики в классе. Из пассивных слушателей они приведены в активное состояние. Учитель корректирует, добавляет, обобщает ответы. Даже обычные уроки-семинары можно проводить в форме «деловой игры»: назначить докладчиков – содокладчиков – оппонентов – провокаторов – ассистентов - экспертов. В пользу уроков в форме «деловой игры», когда ученики сами становятся активными участниками урока, говорят такие факты. Ученики удерживают в памяти: 10% - того, что читают; 20% - того, что слышат; 30% - того, что видят; 50% - того, что видят и слышат; 70% - того, что обсуждают с другими; 80% - того, что основано на личном опыте; 90% - того, что проговаривают в то время, когда делают; 95% - того, чему сами обучают. Занимательная история в подтверждение всему сказанному выше. Если человек, знающий семь романов, узнает еще семь романов, он «гуманитарнее» не станет. Не зря в дворянских семьях так популярны были буриме. Дворяне развлекались сочинением стишков под готовые рифмы. Пусть ученики проявляют свою фантазию, способности и умения в собственном сочинительстве. Первый ряд сочиняет стихи в стиле Байрона, второй – Пушкина, третий - Маяковского. При проектировании уроков литературы используются также следующие инновационные технологии, применяемые в системе: - проблемное обучение; - нейролингвистическое программирование; - эйдетизм (образное мышление); -интерактивные технологии; -модельное обучение; - развитие критического мышления; -компетентностный подход к преподаванию русского языка и литературы. IV. Проектирование этапов обобщения и постановки домашнего задания. Этап обобщения завершает изучение произведения и учебной темы. В младших классах занимает минут пять (если речь идет о произведении), в среднем звене рассчитан на четверть или половину урока, а в старших классах может потребовать от одного до нескольких уроков. Занятие, завершающее изучение темы, может длиться целый урок и в младшем звене. Этап обобщения (или, как его называют заключительное занятие) – это прежде всего подведение итогов работы, которую проделали ученики под руководством учителя; это момент осознания того, что им удалось сделать, что они узнали и чему научились. Особенно важна такая рефлексия для учеников 4 классов, которые только овладевают приемами работы с текстом, учатся вести диалог с учителем, автором и одноклассниками. Поэтому в 4 классах каждый урок, независимо от того, входит он в систему или нет, завершается обобщением. Для более старших учеников этап обобщения - это другой вид рефлексии, проверка собственных сил в творческой деятельности, создание собственной интерпретации текста. Их рефлексия будет проявляться не в воссоздании того, что они делали на уроках, а в самостоятельном общении с произведением, которое, оказывается, далеко не исчерпано на уроках. Уроки в системе, конечно, завершаются выводами, но собственно обобщение происходит после изучения текста как целого. Рефлексия и творчество требуют не повторения в сжатой форме того, что происходило на уроке, а переноса полученных знаний, сделанных открытий в новую ситуацию. Эту ситуацию и должен создать на уроке учитель. Рассмотрим, как создается этап обобщения на уроке литературы по роману Е.Замятина «Один» или «один из…» - мучительный путь к самом себе». Проблемные вопросы для вывода. Герой Е.Замятина через любовь обрел свою индивидуальность, нашел себя, свое звучание. Но предательство любимой, отказ от всего, ради чего он страдал, – такой финал, кажется, обескураживает читателя. Неестественно преломление «я» в «мы», и если человек поддается воздействию тоталитарной системы, то он перестает быть человеком. Но это своего рода традиционный русский финал в поисках самого себя. Предлагаем вам лингвистические и литературные «ребусы» на эту тему. X. Сообщение ассистента. В русском языке принято говорить не «я хочу», а «мне хочется», не «мое имя такое-то», а «меня зовут». По-русски очень коряво и хвастливо звучит «я и мой приятель», скорее скажем «мы с приятелем». По-английски это выглядит, если буквально перевести, нелепо. Правильно по-английски надо сказать именно «приятель и я». А по-русски не очень-то прилично «якать». В русском языке нет точного аналога английского понятия «self-sufficiency», что означает, во-первых, самодостаточность, а во-вторых, большую уверенность в своем достоинстве. Таких личностных акцентов в западных языках немало. Сообщение учителя. Самые интересные факты можно найти в русской литературе. «Маленький человек», которого открыл Пушкин, «ни толстый, ни тонкий – ни то, ни се» у Гоголя, Ионыч Чехова, который так и «не выдавил из себя раба», обломовы и много других нереализованных «я». Интересен в этом плане роман Т.Толстой «Кысь»: русский человек думает, что он стал личностью, свободен, ан – нет, не стал, «нутряной нык-мык» - вот результат поисков в себе личности, по мнению писательницы. Современная молодежь может возразить: креативные, харизматичные личности как никогда востребованы нашим временем. Русская версия гамлетовского вопроса: «Бояться или не бояться быть личностью» уже неактуальна? В наше время у многих «я» преобладает над «мы»? Но стало ли наше «я» личностью, или это очередной наш «нутряной нык-мык»?.. Выводы по уроку: Не давайте рукоятки для топора – и никто не пострадает. Одно из самых существенных бед революций, общественных катаклизмов – разрушение совести. Одна из самых древних и фундаментальных элементов человеческой культуры, совесть является главным стержнем нравственности. Животный эгоизм, право сильной личности не все, выжить любой ценой - знакомые лозунги. Стремление реализовать себя как личность грозит другой крайностью - перешагнуть через «маленького человека» - « не будь овцой, и волк не съест». История России страшна последовательным уничтожением не только творческих, нравственных личностей, но и незаметной на поверхности тиранией человека обычного, маленького... Отличительная черта русской литературы в генетически заложенной в нас программе соучастия, гуманного отношения ко всем сирым, блаженным, «униженным и оскорбленным». Так все же – «я» или «мы»? V. Проектирование этапа постановки домашнего задания. Домашнее задание – первый шаг в разрешении проблемной ситуации будущего урока; значит, проблемную ситуацию необходимо создавать в конце урока, а обострять и разрешать на следующем. Чем четче сформулировано задание, обстоятельно мотивировано и подробно прокомментировано, тем больше вероятность того, что оно будет выполнено. Домашнее задание носит как обобщающий (проверить, как усвоен материал урока), так и подготовительный, опережающий характер (готовит к новому уроку); это сочетание функций всегда необходимо сохранять. Завершает изучение произведения итоговое домашнее задание, которое проверяется на этапе обобщения, а значит, так или иначе предлагает ученикам интерпретационную деятельность. Большинство домашних заданий письменные, так как в классе нет времени на письменную работу. Письменная работа позволяет проверить всех учеников, хотя, естественно, отнимает больше времени. Для учеников 4 классов требуется алгоритмизация процесса подготовки: им нужно указать последовательность операций, которые они будут совершать. Поэтому важно, чтобы на уроке ученики уже встречались с подобными заданиями, тогда ученику легче будет понять, что он должен сделать. Рассмотрим на примерах, как организуется этот этап в среднем и старшем звеньях средней школы. Домашнее задание на следующий урок. Урок №4. Урок одного стихотворения. 1.Подготовить выразительное чтение стихотворения 2.Какие средства выразительности применяет поэт? Какие чувства выражает? Свое мнение обоснуйте примерами из текста. (Задание выполняется группой). 3.Какие основные чувства и мысли преобладают 8. Как сталкиваются мечта и реальность? VII. Заключение. Мыслители разных эпох формулировали общие критерии оценки художественных произведений: полнота и неизбыточность, красота и целостность, уникальность и оригинальность. Но любые критерии будут бесполезны, если читатель лишен эстетического вкуса, не умеет определять меры художественного. Открыть в себе способность воспринимать искусство – непростая задача. Английский поэт Уильям Блейк так определил назначение поэтов: поэты помогают человеку открывать очи, направленные внутрь. Очевидно, речь идет о саморазвитии, о восхождении к тому, что называют духовностью, культурой. Эти преобразования необходимы для того, чтобы отыскать истину, найти смысл своего бытия. Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоению учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладению знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающей мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни нацелены на решение разнообразных жизненных задач. Литература, являясь базовой учебной дисциплиной, формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно развитие нации в целом. От уроков литературы зависит, сохранит ли наша школа русскую культуру, ее традиции, опыт, память, оставаясь современной, устремленной в будущее. Приложение №1. Конспект урока по литературе. Общие цели урока: 1.Выявить, каким изобразил Терек М.Лермонтов? 2.Выяснить, что роднит его в изображении реки с великими предшественниками и что отличает от них? Диагностические цели урока. Ход урока. Подготовка к восприятию. Виртуальная экскурсия по реке « Терек»...». Презентация учащихся в Power Point и сообщения заранее подготовленных учащихся об одном из буйных рек страны. Выразительное чтение стихотворения о реке Терек заранее подготовленным учеником. (Заинтересовать темой урока, показать величие, красоту реки Терек в искусстве и литературе). Беседа с учениками. В творчестве каких поэтов и писателей мы встречались с образом картин природы в стихотворении.? Выявление восприятия. Беседа с учащимися: Какие ассоциации остались у вас после знакомства со «Стихотворением Лермонтова М.»? 4. Анализ стихотворени: 5. Работа по тексту. На доске записываем ключевые слова, создающие образ реки в творчестве М.Лермонтова. Вопрос учащимся: Какая новая тональность появляется в стихотворении. 6. Сравнительная характеристика. Вопрос учащимся: Каким вы помните Терек , показанный предшественниками Лермонтова? Называем схожие и отличительные черты в изображении реки Терек у М.Ю.Лермонтова и его предшественников. Ни у Пушкина , ни у Полежаева, ни у Суркого Терек не был так поразительно красив, как у Лермонтова.: Терек воет, дик и злобен, Меж утёсистых громад, Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят. Но, по степи разбегаясь, Он лукавый принял вид И, приветливо ласкаясь, Морю Каспию журчит: Вопрос учащимся: А каким предстоит образ реки Терек в творчестве современников Лермонтова? 7. Авторская позиция. Вопрос учащимся: Как сам автор относится к реке? 8.Вывод по уроку. «В России поэт - больше, чем поэт». Вопрос учащимся: Когда было написано стихотворение М. Лермонтовым? 10. Домашнее задание. 1.Подготовить выразительное чтение стихотворения «Дары Терека». 2.Какие средства выразительности применяет поэт? Свое мнение обоснуйте примерами из текста. (Задание выполняется группой). 3.Какие основные чувства и мысли преобладают ? 4. Как сталкиваются мечта и реальность? 9. Почему, по-вашему, «Незнакомку» называют самым блоковским стихотворением? 10. Подобрать иллюстративное и музыкальное сопровождение к стихотворению А.Блока «Незнакомка». (Задание выполняется группой). (Проверить, как полученные на предыдущем уроке сведения применяются при анализе другого произведения, насколько успешно ученики могут выполнять проблемные и творческие задания, делать рефлексию). Использованная литература: 1.М.Лермонтов « Дары Терека» Приложение №2. Виды и формы уроков литературы. Урок-лекция. Урок-беседа. Урок – устный журнал. Урок – литературная гостиная. Урок – литературная прогулка. Урок – путешествие. Урок – обзор. Урок – состязание. Урок – зачет. Урок – взаимозачет. Урок – симфония. Урок-концерт. Урок – лекция с элементами беседы. Урок-диалог. Урок – аналитическая работа. Урок – викторина. Урок – заочная экскурсия. Урок открытых мыслей. Урок одного стихотворения. Урок – лекция вдвоем. Урок – суд. Урок – диспут. Урок – конференция. Урок – сравнительная характеристика. Урок – обличение. Урок – игра. Урок – сопоставление. Урок киносценария. Урок – презентация. Урок – погружение. Урок творческих исканий. Урок – поиск. Урок памяти. Урок - круглый стол. Урок - творческая мастерская. Урок философского размышления. Интегрированный урок. Урок - творческий практикум Урок добра. Урок – путешествие. Урок – лаборатория. Урок – заседание ученого совета. Урок – следствие. Урок – репортаж. Урок – деловая игра. Урок – КВН. Приложение №3. Основные методы работы на уроках литературы. Различные творческие работы: сочинение, эссе, репортаж, интервью, буриме и т.д. Развернутый ответ на вопрос. Характеристика героя. Контрольные работы. Исследовательские работы. Выразительное чтение стихотворений наизусть. Составление киносценария, альбома, папки. Составление литературного портфолио. Устные сообщения. Подготовка докладов, рефератов. Литературные диктанты. Составление кроссвордов, ребусов, чайнвордов, шарад. Работа с литературными энциклопедиями, справочниками. Устное рецензирование. Сочинение – пересказ. Сочинение – монтаж. Сочинение – миниатюра. Полемическое сочинение. Сочинение на представление. Сочинение – фантазия. Сочинение – письмо. Сочинение – исповедь. Составление «двойного дневника». Сочинение своих загадок, прибауток, частушек и т.д. Оформление стенда. Рекламный проект. |