Проектно-исследовательская работа по теме Влияние современных гаджетов на человека. индивид_проект. Проектноисследовательская работа на тему
Скачать 266.51 Kb.
|
Введение Для проекта я выбрала тему: «Влияние современных гаджетов на организм человека», потому что эта проблема требует особого внимания. Сейчас без электронной техники прожить не возможно. Не только дети, но и люди старшего возраста обучаются правилам работы с гаджетами. Интернет, чаты, смартфоны. Эти понятия стали неотъемлемой частью современной жизни каждого человека. В большинстве своем гаджеты приносят пользу и очень помогают. Я хочу показать положительные и отрицательные стороны использования гаджетов. Проблема: Влияние гаджетов на физическое и духовное состояние человека. Цель проекта: Выявление влияния электронной техники на здоровье людей, мозг и психику. Задачи: 1. Познакомиться с историей создания гаджетов; 2. Привести примеры научных исследований влияния гаджетов на организм человека; 3. Выяснить, насколько сильное влияние имеют гаджеты на людей. Актуальность темы: За последние два десятилетия гаджеты стали неотъемлемым атрибутом в жизни современного школьника. Различные устройства – компьютеры, планшеты, телефоны и смартфоны помогают человеку в повседневной жизни. Планируемые результаты: Доказать, что современные гаджеты имеют огромное влияние на организм человека; узнать, как избежать этого влияния; изучить, каково влияние гаджетов на физическое и духовное состояние людей. Методы исследования: 1. Поиск; 2. Изучение и анализ публицистических и научных источников, работа с литературой; 3. Проведение анкетирования; 4. Систематизация и обобщение материала. 3 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа №37» Проектно-исследовательская работа на тему: «Влияние современных гаджетов на человека» Выполнила: учащаяся 11 А класса Абросимова Анастасия Проверил: учитель истории и обществознания Чуракова Ирина Юрьевна Г.Ульяновск 2022 г. СодержаниеI. Введение 3 II. Основная часть 2.1. Первые гаджеты в жизни человечества 4-7 2.2. Значение гаджетов в XXI веке 8 2.3. Использование гаджетов в современной жизни 8-12 2.4. Научные исследования влияния гаджетов на организм человека 12-20 2.5. Проведение опроса....................................................................................20-22 III. Заключение.......................................................................................................22 IV. Список использованных материалов 23 V. Приложения 2 Список использованных материалов Баловсяк, Н. В. Компьютер и здоровье [Текст] / Н. В. Баловсяк – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 208 с.Гаджет [Электронный ресурс] – электрон. текстовые дан. – Википедия (дата обращения: 21.03.2021). – Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/ГаджетВоюцкая, Н. Какой вред мозгу наносит смартфон? [Электронный ресурс] / Н. Воюцкая – электрон. текстовые дан. – электрон. журн. (дата обращения: 30.08.2018). – Режим доступа: https://www.dw.com/ru/какой-вред-мозгу-наносит-смартфон/a-4506161223 Гаджет (англ. gadget — штуковина, приспособление, устройство) — небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека. Гаджеты широко распространены в самых разных сферах: спорт — фитнестрекеры, смарт-браслеты, спортивные девайсы, в том числе и «умная» одежда; медицина: электронные пластыри, трикодеры, гидрокоптеры, экзоскелеты; развлечения: смартфоны, планшеты, музыкальные плееры, игровые приставки, очки для дополненной и виртуальной реальности, а также многое другое. История создания гаджетов велика. Начиналась она с самых простых изобретений, заканчивая нашим временем, где без современных гаджетов люди не могут существовать.Первые гаджеты в жизни человечества Первые очки — 1285Красивая история носимых технологий началась более 700 лет назад. Задолго до появления выпуклой линзы, близоруким приходилось находить оригинальные способы улучшения зрения. Например, император Нерон смотрел сквозь изумруд, чтобы лучше видеть бои своих гладиаторов. Поэтому можно смело утверждать, что история носимых технологий начинается с первых очков. Согласно записи, оставленной 23 февраля 1306 года Доминиканским монахом Джордано да Пиза (Giordano da Pisa): “Не прошло и 20 лет с тех пор, как появилось искусство создания очков, которые помогают лучше видеть…” Получается, первые очки были созданы в Италии в 1285 году. Старейшее „умное“ кольцо — Династия Цин (1644 — 1911)„Умное“ кольцо может показаться чем-то нереальным, но, к удивлению, в этой технологии нет ничего нового. Еще до изобретения часов-калькуляторов существовали такие кольца. Одним из них было так называемое кольцо-счеты. Гаджет вмещал в себя крохотные счеты (1,2 см в длину и 0,7 см в ширину), которые можно было носить прямо на пальце. Устройство было изобретено во времена царствования династии Цин (1644 — 1911). 4 Первые портативные часы — Германия 1505 Pomader (Bisamapfeluhr), изобретенные в 1505 году, можно назвать первыми портативными часами. Они были очень громоздкими и неточными по сравнению с современными. Тем не менее, вместо того, чтобы приносить пользу, эти часы подчеркивали статус своего владельца. Дело в том, что они были невероятно дорогими из-за сложности производства и применяемых технологий. И вот история повторяется: 2015 год, все в восторге от Apple Watch. Первое модное технологическое выступление — 1884Каждый, кто интересуется модными технологиями, знает Cute Circuit — компанию основанную в 2004 году Райаном Генцем (Ryan Genz) в Лондоне. А вот многие ли слышали про “Electric Girls”. Цитата из The Gray River Argus, том 31, выпуск 5032 от 8 ноября 1884 года, страница 1: “Светящееся балетное представление девушек повысило привлекательность театральной сцены. Девушки танцевали с электрическими огоньками на лбу, а батарейки были спрятаны в потайных карманах одежды…” Первая носимая камера — 1907Сейчас все знают и любят экшн-камеру GoPro. Как сказано выше, история повторяется, поэтому носимой камерой нынче никого не удивишь. Вот, например, голубиная фотосъемка — аэрофотосъемка с использованием почтовых голубей, изобретенная в 1907 году немецким аптекарем Юлиусом Нойброннером (Julius Gustav Neubronner). На почтового голубя одевался алюминиевый бандаж, к которому крепилась легкая миниатюрная камера. Она использовалась для создания аэрофотоснимков за линией фронта, над позициями противника. Первый шлем виртуальной реальности — 1960В 1960 году кинематографист Мортон Хэйлиг (Morton Heiling) создал захватывающий способ испытания новых ощущений, объединив большое кино и виртуальную реальность, и запатентовал стереофонический телевизионный шлем под названием “шлем виртуальной реальности” (Head-Mounted Display, HMD). В 1962 году “Sensorama Simulator” запатентовали (патент США №3.050.870) симулятор виртуальной реальности с рулем, 5 бинокулярным дисплеем, вибрирующим сиденьем, стереофоническими динамиками, вентилятором холодного воздуха и устройством для носа, которое генерирует запахи. Все это приводилось в действие во время просмотра фильма и усиливало впечатление от просмотра. Первый носимый компьютер — 1960 Эдвард Торп (Edward Thorp) и Клод Шэннон (Claude Shannon), два профессора математических наук Массачуссетского технологического института (MIT), разработали и сконструировали первый носимый компьютер. Их успешная и революционная карманная разработка появилась в начале 60-х, когда компьютеры были размером с комнату. Изобретение состояло из нескольких устройств: одно находилось в обуви, а другое в портсигаре. Гаджет помогал математикам предсказывать исход игры в рулетку. Первые наручные часы с калькулятором — 1975“Calculator” — первый наручный калькулятор, который представила компания “Pulsar” в далеком 1975 году накануне Рождества. Первая партия “Limited Edition” из 100 устройств была доступна в золоте 18 карат за нереальную цену — 3950 долларов. Тем не менее, успех был невероятен, поэтому несколько месяцев спустя была выпущена серия из металла по цене 550 долларов. Основной целевой аудиторией „Calculator“ были “те, у кого есть все. До настоящего момента...”. Интересный факт: президент США Джеральд Форд (Gerald Rudolph Ford, Jr.) хотел себе эти часы на Рождество 1975 года. Первый портативный музыкальный плеер — 1979Персональных музыкальных плееров в жизни людей просто не существовало, по крайней мере, они не были мейнстримом. До тех пор, пока Sony не ворвалась со своим Walkman. Первый из легендарных кассетных плееров Sony поступил в продажу 1 июля 1979 по стоимости 150 долларов, потряс индустрию звукозаписи и коренным образом изменил то, как люди воспринимали музыку. Первый компьютер-рюкзак6 Будучи еще в старшей школе, Стив Манн (Steve Mann) присоединил процессор 6502 (такой же, как и в Apple II) к металлическому рюкзаку со стальным каркасом для управления вспышками, камерами и другой фотоаппаратурой. Дисплеем устройства была ЭЛТ видоискателя фотоаппарата, закрепленная на шлеме, на котором можно было уместить 40 строчек текста. Микросвитчи были встроены в корпус вспышки, и вся система (в том числе и вспышки) работала на свинцово-кислотных аккумуляторах. Первый портативный компьютер, игровое устройство и нашлемный дисплей80-е и 90-е были отправной точкой в истории носимых компьютеров. Первый из них, что произвел большое влияние на рынок, поступил в продажу в конце 70-х. В 1977 году Hewlett Packard представила свои первые часы-калькулятор, топовую модель можно было купить за 850 долларов. Помимо функций калькулятора, часы хранили данные о встречах, адресах, телефонных номерах, то есть являлись полноценным справочником. Количество информации, которую можно было хранить на устройстве, потрясало, к тому же на тот момент схожие Casio Databank были очень популярны. Первая в мире коммерческая “умная” одежда — начало 2000“Технологии Philips — в каждую рубашку и юбку!” — так звучал слоган гиганта носимой электроники в конце 90-х. Коллаборация с Levi’s явила миру первую модную коммерческую “умную” одежду — ICD + куртка. В нее были встроены телефон, MP3-плеер и наушники, а переключаться между ними можно было с помощью отдельной кнопки. Руководил проектом дизайнер Массимо Ости, гуру “умной” одежды. Солнечная энергия выходит на рынок носимых технологий — 2014В 2013 году бренд Hilfiger совместно с производителем Pavilion запустил куртки для женщин и мужчин. На этих водонепроницаемых куртках были зафиксированы гибкие солнечные панели, которые накапливали энергию для зарядки гаджетов. В одном из передних карманов находился провод, который присоединялся к аккумуляторной батарее. Тут же находился и двойной USB-порт, что позволяло заряжать два устройства одновременно. 7 Ежедневно, ежечасно практически все люди пользуются различного рода гаджетами, большинство из которых еще несколько десятилетий назад можно было встретить только в книгах писателей-фантастов. Можно сказать, что из гаджетов, по сути, состоит вся современная жизнь, причем на протяжении нескольких последних лет можно наблюдать, как электроника быстро совершенствуется и улучшается, идя в ногу с так же стремительно развивающейся техникой. Сегодня мы используем различные электронные устройства в нашей повседневной жизни. В разных случаях от кулинарии до музыки. Коммуникационные гаджеты - это категория устройств, которые контролируют большую часть нашего быта. И, это не единственные устройства, которые могут повысить эффективность жизни. С самого утра вам помогает проснуться будильник, чтобы не опоздать на работу. Вы включаете свет, идете на кухню, где делаете кофе с помощью кофеварки. Смотрите телевизор, чтобы узнать последние новости, а в это время робот ведет уборку пола в квартире. Затем, добираетесь до работы по навигатору, чтобы объехать все пробки. Отвечаете на звонки и смс в социальных сетях со своего смартфона. Они прочно заняли место рядом с нами настолько, что мы не представляем ни дня без них. Начиная с раннего утра и до тех пор, пока мы не доберемся до кровати, мы по-разному используем разные гаджеты. Гаджет для поиска мелких вещей. Все мы сталкиваемся с такой проблемой, как исчезновение мелких предметов в нашем доме. Часто это приключается с ключами от дома или от машины, если у вас в доме нет специально отведенного места для их хранения. Для поиска мелких вещей разработан мелкий гаджет. Несмотря на свои маленькие размеры он поможет найти затерявшиеся или закатившиеся предметы. Выглядит он как брелок, только имеется встроенная светодиодная лампочка. Такая лампочка светится сама в темном или в слабоосвещенном месте, например, под кроватью, под шкафом или на полу салона автомобиля. Такой маленький брелок можно использовать и как фонарик, стоит надавить на лампочку чуть сильнее и светиться он будет еще ярче. Например, в темном подъезде как раз будет уместен. Мусорное ведро. Казалось бы, что можно придумать к мусорному ведру. Однако есть такой гаджет, как мусорное ведро с фотоэлементами. Чтобы открыть такое ведро, достаточно рядом с ним провести рукой, причем дотрагиваться не нужно. Это обеспечивает полную гигиеничность – крышка сама открывается и сама закрывается. 8 Гаджеты широко применяются в медицине. Привычный всем стетоскоп обычно не используется дома, а только в поликлиниках, так как люди всё равно не понимают звучания сердца и лёгких. А британская компания Cambridge Consultants создала домашнюю медицинскую лабораторию Flow Health Hub.. Гаджеты нашли применение и в домашнем хозяйстве. Например, робот-полотёр - гаджет для уборки пола. Это устройство – нечто среднее между тряпкой и пылесосом. А принцип его действия состоит в том, что он затягивает пыль, подобно пылесосу и натирает пол до блеска. Так же интересно то, что он может заниматься уборкой без присутствия человека. Самая распространённая сфера применения гаджетов – это развлечения. В защиту гаджетов: плюсы использования Прежде всего, само понятие «гаджет» определяется, как некое компактное устройство, которое помогает облегчить или усовершенствовать жизнь человеку. И в целом так и есть: быстрый доступ к информации. В любое время и в любом месте можно получить ответ на интересующий вопрос, совершить покупки-сделки, почитать книгу или пройти обучение (иностранному языку, программированию или рисованию). Весь функционал Сети, в буквальном смысле, всегда под рукой. экономия времени. Людям, активно использующим функционал своих смартфонов, нет необходимости откладывать решение вопросов, связанных с использованием Интернета или компьютера, на потом: все можно выполнить здесь и сейчас. быстрая коммуникация. Это касается не только общения с друзьями или знакомыми для личных целей, но и для деловых вопросов. Даже, если человек находится в другом городе/стране/континенте, можно без труда обмениваться сообщениями, файлами и документами, что в значительной степени упрощает ведение диалога (на любом уровне). Недостатки использования умных устройств: уход от реальности. Общение через экран смартфона, обучение или работа позволяют пользователю сбежать от собственных страхов, неуверенности и комплексов, создав вокруг себя ореол защиты. Согласитесь, это легко и очень удобно. Но убегая отрешения проблем, мы лишаем себя и множества приятных моментов, которые остаются по другую сторону экрана. зависимость. Этот отрицательный фактор вытекает из предыдущего. 9 В тщательно выстроенном виртуальном мире (социальных сетей, блогов, интернет-площадок) настолько комфортно, что выходить не хочется. Вместо прогулок на свежем воздухе (если только не нужно делать новое селфи) или общения с близкими людьми, выбираем времяпрепровождение с гаджетом. погоня за актуальными трендами. Массовое использование современных устройств, безусловно, на руку их производителям: ежегодно выпускаются новые модели смартфонов и планшетов, и на новинки всегда есть спрос, ведь там множество «новых» функций, которые, во-первых, не всегда действительно новые, а во-вторых, зачастую бессмысленны. Но желание стать владельцем только что выпущенного гаджета, прямо с конвейерной ленты, как правило, звучит громче голоса здравого смысла. Влияние гаджетов на нашу жизнь глубокое и неоспоримое. Вот только хорошее это влияние или плохое? Зависит только от нас самих. Только мы можем решать, будут они способствовать нашему развитию или деградации. Выбор за каждым из нас. Профиль в соцсети становится дневником и социальным лицом человека. Исследование показало, что, когда добровольцы рассказывали о себе, система удовольствия в мозге реагировала даже ярче, чем на денежное вознаграждение. В реальной жизни нам редко удаётся поговорить о себе. А гаджеты и соцсети дают эту возможность в неограниченном количестве. И неважно даже, слушает нас там кто-то или нет. Кроме того, мы утоляем жажду самоидентификации, одну из основных потребностей человека. В сети легко найти себе группу, форум или игру, к которым можно примкнуть и получить признание у местного онлайн-сообщества. Побочный эффект, создающий дискомфорт при постоянном использовании соцсетей, - ощущение, что все вокруг крайне успешны: путешествуют, ходят на концерты, а мне и похвастаться нечем. На фоне чужих успехов собственные достижения кажутся незначительными. Это ощущение социальной неполноценности держится на наивном убеждении, что картинка, которую мы видим в соцсетях, - отражение реальности. А ведь персональная страничка - это тщательный монтаж отобранных сюжетов и образов. Но буквально каждый пользователь чувствует себя менее успешным, чем его друзья, и всё более усердно редактирует свой цифровой образ в соответствии со стереотипами успешности. Это в свою очередь усиливает ощущение неуверенности в себе у других и подстёгивает их ещё более ответственно подходить к делу формирования имиджа в соцсетях. Круг замкнулся. 10 Пузырь фильтров Алгоритмы, следящие за нашим поведением в Сети, формируют персонализированную рекламу и содержание новостной ленты. Скажем, если изображать приверженца здорового образа жизни, по пятам будет следовать реклама спортклубов и фитнес-добавок, посты о тренировках и диетах. Остальное отфильтровывается, и пользователь не видит ничего за пределами специально созданного для него информационного пузыря. Одиночество вместе От гаджета трудно сбежать ещё и потому, что это жутко удобный инструмент общения, позволяющий дружбе и любви мгновенно преодолевать расстояния. Впервые в истории люди могут всегда поддерживать связь и никогда не теряться. Именно потерей связи с близкими большинство оправдывает свой cтрах остаться без телефона. Так что номофобия - это монофобия (боязнь остаться одному) под прикрытием. Гаджеты создают возможности для социальной связанности. Цифровое пространство в каком-то смысле становится для нас домом: где бы ты ни был, всё те же друзья пишут тебе в мессенджерах, в ленте соцсетей видишь фото знакомых. Появляются новые способы общаться и проявлять внимание. Если я отправил кому-либо ссылку на новый музыкальный клип, то я вроде как показал собеседнику, что помню о нём и о его вкусах. Кроме того, кажется, соцсети и гаджеты позволяют проводить новые градации общения. Есть уровень, когда кто-то смотрит ваши фото в Инстаграме, а вы смотрите его. Вы не переписываетесь, но представляете, что происходит в жизни друг друга. Кто-то ещё и ставит лайки, а кто-то пишет комментарии. На следующем уровне вы уже регулярно обмениваетесь сообщениями. Общение меняется. Когда мы начали активно пользоваться соцсетями, разговоры переехали в чаты, общение стало письменным. Оно лишилось невербальной составляющей, поэтому люди стали додумывать то, чего не было: наделять слова настроением, высматривать интонации. Знаете шутку "Вам не поставили смайлик в сообщении - вас ненавидят"? Поэтому появились стикеры, эмодзи - они передают наши цифровые эмоции. Появился этикет цифрового общения: скажем, если ты просмотрел сообщение, нужно на него ответить. Если времени на ответ нет, оставь сообщение непрочитанным. 11 Это удобно: бывает так, что собеседник занят своими делами и не готов выслушать наше сообщение. В цифровом мире легче выстроить общение: просто оказываешь знаки внимания, одним щелчком выставляя лайк. А в диалоге можно хорошенько продумать, что ты собираешься сказать. Даже ссоры в онлайне не так сильно задевают. Из-за этой простоты и происходит замещение социальных взаимодействий на их цифровую копию. И это серьёзное испытание для реального общения. Вместо того чтобы поддерживать разговор, мы постоянно отвлекаемся на мобильные устройства. Проводим вечер в Сети, вместо того чтобы гулять с друзьями. Мы привыкаем быть одинокими вместе: вцепились в телефоны, потому что боимся остаться одни, и - остаёмся, потому что очень крепко держимся. 8% людей боятся потерять смартфон по противоположной страху одиночества причине: они переживают, что не смогут сделать вид, будто заняты, когда не захочется разговаривать. Эти данные опроса "Лаборатории Касперского" и аналитической компании Opeepl свидетельствуют, что люди всё чаще прикрывают телефоном нежелание общаться. Источник стресса или спасение от стресса?Потоки писем и сообщений преследуют нас всюду, и кажется, если не ответили тут же - опоздали. Если ответ собеседника запаздывает, в голову заползают тревожные мысли: "Он занят? Или он на меня зол? Что-то случилось, раз он не может сейчас же ответить!" Зная, какие терзания вызовет промедление в онлайн-общении, мы стараемся настрочить ответ поскорее, максимум до конца дня. Рабочая переписка сейчас перетекает из электронной почты в мессенджеры, и ожидаемое время реакции становится намного меньше. Если в почте это, условно говоря, не более двух суток, то в мессенджерах - пара часов. Врач-эндокринолог Роберт Лустиг считает, что человеческий организм не успел приспособиться к этим высокотехнологичным реалиям. При очередном уведомлении у человека начинают вырабатываться гормоны стресса, мышцы 12 сокращаются, а сердце бьётся чаще. Только вот стрессовый ответ эволюция придумала, чтобы помочь нам избежать опасности, а не отвечать на сообщение от коллеги. Пока телефоны повышают уровень стресса, они угрожают здоровью. С высоким уровнем одного из гормонов стресса, кортизола, учёные связывают риск развития депрессии, ожирения, диабета второго типа, высокого кровяного давления, сердечных приступов, деменции и инсульта. Впрочем, смартфон может оказаться не только источником стресса, но и способом с ним справиться. Стресс - это прежде всего реакция организма на новизну: непривычную ситуацию, незнакомый стимул. Смартфон привычен и поэтому не может быть сильным источником стресса, даже со всеми своими уведомлениям. Более того, он помогает с ним бороться. Стрессовые ситуации неприятны тем, что в голове нет программы, как с ними справиться, обычные способы действия не подходят. Но хотя вы не знаете, что делать, потребность что-то делать не пропадает. Напряжение растёт и наконец выплёскивается в виде привычных действий, которые в данной ситуации не имеют смысла. Это называется смещённым поведением. Мышь в стрессовой ситуации начинает зачем-то вылизывать шёрстку. Человек суетится, стучит пальцами, перекладывает что-то. Вертеть в руках смартфон - тоже форма смещённого поведения. С другой стороны, сейчас сформировалась искусственная потребность проверять гаджет. А невозможность эту потребность реализовать, потому что аккумулятор сел или ситуация не располагает, уже может стать источником стресса. Издевательства над студентами В эксперименте кафедры психологии Дублинской школы бизнеса было показано, что уровень тревожности студентов растёт при уменьшении заряда аккумулятора в телефоне. Стоило заряду упасть ниже 40% - и участникам становилось не по себе. В другом исследовании добровольцы слышали звук уведомлений, пришедших на телефон, но не могли его проверить. Из-за этой чудовищной пытки у них поднималось кровяное давление. Расплата за многозадачность 13 Иногда мы и вправду не знаем, как перестать тыкать в экран. Это же непродуктивно! Мы выжимаем из себя и своего смартфона максимум - в любое время, в любом месте. Если уж торчать в пробке на работу, то с пользой: просмотреть электронную почту. Где-то между станциями метро заказываем еду на дом. И надо успевать лайкать, а то друзья обидятся! Гаджеты подарили нам ещё одну иллюзию: мы можем всё успеть. - В 2016 году, когда мы занимались изучением аудитории, смартфон вызывал у наших респондентов положительные чувства. Он воспринимался как нечто принадлежащее только тебе, расширяющее твоё пространство и свободы, - рассказывает Екатерина Лапина-Кратасюк. - Речь в том числе шла о том, что гаджеты дают возможность эффективнее использовать время. Например, у пассажиров общественного транспорта пропадало ощущение вычеркнутых из жизни часов. Ещё в доцифровую эпоху появилось понятие "транзитные пространства" - это такие пространства перехода из одной точки в другую, в которых городской житель теряет время впустую. Появление смартфонов изменило ситуацию. Респонденты отмечали, что гаджеты позволяют им находиться одновременно везде, выполнять сразу несколько задач, быть в курсе событий, делать то, что раньше они не успевали, - например, читать. В то же время гаджеты способствуют тому, что внимание человека быстро переключается. В смартфоне вы перемещаетесь из приложения в приложение, на ноутбуке - бегаете между миллионом открытых вкладок. Этот характерный для современных людей симптом ещё называют заппингом - первоначально так обозначали быстрое бесцельное переключение телеканалов с пульта, но сейчас значение слова расширилось. Но можем ли мы быть многозадачными? Ведь мозг - прожорливый орган: он с удовольствием лопает четверть всей потребляемой нами энергии. Мозг - дорогостоящий и ограниченный ресурс, силы которого приходится экономить. И поэтому 97,5% людей неспособны, как Цезарь, выполнять несколько задач сразу. Приходится постоянно дёргать "переключатель задач" в мозге. Но каждый раз, когда человек отвлекается, чтобы, например, посмотреть что-то на смартфоне, мозговая активность прерывается. Эту паузу называют "ценой переключения". Иногда временная задержка - всего десятые доли секунды. Но за день беготни между задачами, переписками и лайками мы платим приличную цену. 14 Правда в том, что в современном мире мы не вольны выбирать, быть многозадачными или нет. Это не мы выбрали многозадачность, это она нас нашла. И раз уж она пришла, то надо приспосабливаться. В этом смысле хорошо, что мы переключаемся всё лучше. Может быть, мы научимся успешно функционировать в многозадачном мире. Вместе с появлением первого смартфона родилось и новое поколение людей, для которых многозадачность естественна. Современные подростки живут в эпоху небывалой сложности, неопределённости и многообразия. Старые пути решения задач перестают работать. Пробуя и ошибаясь, мы нащупываем новую модель поведения - сетевую. Учимся распределять свои ограниченные когнитивные ресурсы: отличать главное от второстепенного, планировать и ставить цели, гибко реагировать. 40% времени продуктивной работы мозга может отбирать попытка выполнять несколько задач одновременно, по данным исследований психолога Дэвида Мейера Ленивый мозгС ростом количества задач мозгу приходится всё тщательнее выбирать, на что расходовать драгоценную энергию. Чтобы снизить затраты, он элементарно ленится делать то, с чем справится смартфон. Когда вы в последний раз вычисляли в столбик или заучивали наизусть номер телефона? Появился термин "эффект гугла": когда вся информация мира находится в поисковиках, пользователь начинает страдать от цифровой амнезии и всё меньше запоминает. Дело не только в том, что гугл заменил нам эрудицию. Сейчас человеческая память в принципе неспособна охватить всю информацию. В XX веке мог существовать такой персонаж, как эрудит, имевший важнейшие сведения по очень широкому спектру вопросов. Этот персонаж был адекватен потребностям общества, когда знаний было меньше, они реже актуализировались и пополнялись. Думаю, всё медленно идёт к тому, что, передав поисковикам способность помнить и запоминать, мы будем специально решать головоломки для поддержания тонуса мозга. Так же как из-за менее активного, чем у предков, образа жизни мы занимаемся спортом. 15 Но спорт нужен не для того, чтобы таскать кирпичи. И тренировка памяти будет нужна не для работы, а просто чтобы держать мозг в форме. Бесконечный поток информации с гаджета ещё и ставит постоянно человека перед выбором: посложнее или попроще? Можно прочитать длинную статью, а можно полистать ленту в поисках мемов. Мозг, скорее всего, выберет второе. Но он (и мы!) не виноваты, ведь это эволюция научила экономить ресурсы. Так что выбор "попроще" очевиден, а всё, что "посложнее", откладывается на потом, которое может и не наступить. Информационная перегрузка и технологии мгновенного доступа к знаниям превращают нас в людей-"блинчиков". Вместо того чтобы собирать в голове сложную конструкцию из знаний и культурного наследия - расползаемся тонким поверхностным слоем по обширной сети информации, доступ к которой находится на расстоянии клика. Скачем по верхам Учёные Университетского колледжа Лондона пять лет наблюдали за привычками пользователей ресурсов, предоставляющих доступ к статьям и электронным книгам. Оказалось, почти всегда люди снимают лишь поверхностный слой информации: пробегаются по заголовкам и краткому содержанию, читают одну-две страницы - и перескакивают на что-то другое.А может, и нетВ отношениях со смартфонами не всё беспросветно плохо. Многие страшилки сейчас честнее заканчивать фразой "а может, и нет". Нередко исследования влияния гаджетов на человека не обладают статистической убедительностью, потому что участвовало слишком мало добровольцев. А иногда учёные идут на поводу у желания подтвердить самые пугающие гипотезы. Смартфоны делают нас одинокими? А может, и нет. Обширные исследования показывают, что экран становится продолжением общения в реале: в онлайн-пространстве точно так же бурлят и разрешаются конфликты, оказывается 16 поддержка, проявляется привязанность. Люди используют смартфоны, чтобы укрепить дружбу или компенсировать её недостаток в сложных ситуациях. Например, исследование подростков, находящихся в приёмных семьях, показало, что соцсети и гаджеты помогали молодым людям поддерживать отношения с родителями, заводить новых друзей и смягчали стрессовый процесс взросления. У нас нет однозначных ответов - но в обществе гудит тревога. Новые технологии сначала вызывают опасения: так было со станками, автомобилем, телевидением, даже с книгой. Но эти опасения, как правило, мистического толка, они не основаны на фактах. Когда преодолён первый барьер недоверия, возникает эйфория от возможностей, которые открывают технологии, общественное отношение меняется на оптимистичное и некритичное. А на следующем этапе - просто потому, что накоплен индивидуальный опыт пользователей, - становится очевидной и оборотная сторона технологий. В итоге это приводит к более осознанному отношению к рискам, с ними связанным. Беспокойство, которое сейчас наблюдается, - это интуитивное ощущение, что смартфоны таят опасность. Но утверждать это наверняка мы не можем. Эта опасность неочевидна. А теоретические рассуждения не вынуждают к серьёзному противодействию. С любой технологией получается так, что правила безопасности пишутся кровью. Сначала появился автомобиль, потом начались автокатастрофы, и потом придумали правила дорожного движения и системы безопасности. И пока мы не увидим людей, сошедших от гаджетов с ума, или пока у детей не произойдёт явное снижение интеллектуальных способностей - пока опасность не станет очевидной, мы не сможем принять меры. В ближайшие десять лет, я думаю, мы с этим разберёмся, и появятся какие-то правила вроде того, что нельзя сидеть за компьютером или смартфоном больше определённого времени. Но пока мы спорим, есть ли вред от технологий, на всякий случай можно иногда садиться на цифровую диету или цифровой детокс - так стали называть добровольный отказ от гаджетов на какое-то время. Смартфонные страшилки, которые могут оказаться правдой 17 Бракованный текстИсследования показывают, что цифровой текст мы запоминаем хуже печатного. Дело в том, что для восприятия текста мозг строит его мысленную карту наподобие тех, что он строит для местности. Мы помним: чтобы дойти до дома, надо перейти через мост и обогнуть сквер. И точно так же мы помним, что Анна Каренина бросилась под поезд где-то в конце прошлой главы, в нижней части левой страницы. Но цифровой текст не обладает столь очевидной топографией - разместить ту же самую информацию на экране или в объёме электронной книги сложнее. А значит, вероятно, сложнее и запомнить. Камера вместо памяти Регулярное использование камеры смартфона может подточить память. В эксперименте, который провели учёные Фэрфилдского университета, участников просили осмотреть музей, и те, кто фотографировал, запомнили меньше экспонатов и информации о них, нежели те, кто просто бродил по залам. А ведь мы всё чаше смотрим на мир через объектив телефона. Неужели и наши воспоминания вот-вот сбегут в гаджет? Чёрствые гаджетоманы Для развития эмпатии - способности сопереживать человеку необходимо видеть, как реагируют на его слова и действия другие. Некоторые исследователи считают, что онлайн-общение обрубает эту обратную связь: даже самый современный гаджет не способен показать последствия наших слов и действий. Поэтому люди постепенно черствеют и всё меньше сочувствуют. Фейсбучный недосып Большую часть своей истории люди проводили вечера в темноте. Пару веков назад в наших спальнях появилось искусственное освещение. Исследования показывают, что оно подавляет выработку гормона сна мелатонина. Хуже всего на мелатонин влияет голубой свет от экранов смартфонов и ноутбуков. Привычка проверять перед сном ленту новостей подтачивает качество сна. 18 На диете Выпустите телефон из рук всего лишь на день. Думаете, это легко? Вы просто не пробовали. Когда я отключила смартфон на сутки, карман, где он раньше обитал, неожиданно обзавёлся собственным гравитационным полем, в которое то и дело засасывало руку. Пальцы ощупывали пустоту, нервно проверяли соседний карман и только потом вспоминали, что они сегодня на цифровой диете. "Отключиться" на сутки у многих получается с большим трудом. Это, например, обнаружила компания Diesel, когда провела промокампанию Pre-internet shoes ("Доинтернетная обувь"). Разыгрывалась модель кедов, выпускавшаяся в 1993 году. Чтобы стать обладателем обуви, нужно было на три дня отказаться от интернета. Большинство участников не продержалось и суток. Но расстраиваться даже в этом случае не стоит, ведь стратегия радикального отключения на самом деле нежизнеспособна. Диджитал-зависимость отличается от других зависимостей тем, что в мире сплошного покрытия сетью цифровая доза подстерегает на каждом шагу. Соосновательница одной из первых клиник цифрового детокса Хиллари Кэш считает, что именно поэтому цифровая зависимость лечится даже сложнее, чем алкоголизм: "Бывший алкоголик может держаться подальше от баров и собутыльников. Но в случае диджитал-зависимости придётся всю жизнь взаимодействовать с её источником. Поэтому задача человека - научиться контролировать себя". Способов держать под контролем "цифровое я" много. Для начала можно с помощью специальной программы проанализировать своё экранное время. Программа покажет, сколько часов вы тратите на смартфон и какие приложения крадут больше всего времени. Чаще всего это соцсети, чуть реже - игры. Если удалить с телефона иконки этих приложений, он оказывается не нужен. Но по привычке рука всё равно теребит неприкаянный гаджет. В помощь борцам с цифровой зависимостью то и дело появляются приложения. Один только "Гугл" выпустил пять программ. Например, Unlock Clock крупными цифрами показывает, сколько раз вы разблокировали телефон. Тиканье счётчика нервирует и всерьёз ослабляет желание трогать 19 гаджет. Чтобы узнать о влиянии современных гаджетов на человека, я провела опрос среди людей разных возрастов. 1. Подключена ли в Вашем доме сеть wi – fi ? а) Да; б) Нет. 2. По дороге на учебу или с учебы Вы: а) слушаете музыку; б) играете или смотрите фильм; в) читаете электронную книгу; г) свой вариант. 3.Сколько времени в день Вы пользуетесь гаджетом? а) от 30 минут до 1 часа; б) от 2 – до 4 часов; в) 4 -6 часов; г) пользуетесь постоянно. 4. Были ли у Вас жалобы на ухудшение здоровья? а) жалоб нет, чувствую себя хорошо; б) ухудшения зрения, слуха; в) головные боли, головокружения. 5. Слышали ли Вы о вреде гаджетов? 20 а) Да; б) Нет. 6. По дороге на учебу Вы обнаружили, что забыли гаджет дома, Ваши действия: а) не вернетесь домой, так как ничего страшного не произошло; б) вернетесь домой, так как нечем будет заняться весь день; в) домой не вернетесь, но весь день будете чувствовать дискомфорт; г) вернетесь, потому что могут позвонить родители. 7. Сколько часов в сутки Вы спите? а) 8 и более часов; б) 6 -7 часов; в) 4 -5 часов; г) часто мучает бессонница. 8. Ваши родители ругают Вас за то, что Вы много времени проводите с гаджетом? а) да; б) нет; в) родители не обращают на это внимание. 9. В ситуации, когда компьютер работает медленно Вы: а) спокойно пытаетесь найти причину; б) чувствуете сильное раздражение; в) бьете по системному блоку; 21 г) ничего не делаю. Заключение По результатам опроса большинство людей знает о вреде гаджетов, но пользуются ими постоянно: дома, на улице, в транспорте и других общественных местах. У большинства опрошенных не наблюдается проблем со здоровьем. Также по одному из вопросов можно сделать вывод, что гаджеты не оказывают сильное влияние на психику человека. Прогресс не стоит на месте, и нам от этого никуда не деться. Конечно, нельзя искусственно запретить распространение цифровых устройств и их использование. Тем более, что иногда они просто становятся необходимостью для учебы, коммуникации и прочих жизненных моментов. Но необходимо разработать систему принципов, которая позволит свести вред от гаджетов. Иначе последствия их бесконтрольного использования могут оказаться непредсказуемыми. Электронные устройства уже прочно вошли в нашу жизнь, и нет смысла полностью запрещать их использование. Сегодняшнее поколение очень зависит от разного рода гаджетов. Японцы, которые придумали ЭВМ, своим детям более 5 минут в день не позволяют общаться с электронными приборами. Нам нужно стараться использовать гаджеты без вреда нашему здоровью: как физическому, так и духовному. 1лапр 22 Приложение 1 Приложение 2 |