Главная страница
Навигация по странице:

  • Главное условие

  • В 6 классе

  • Б). Освоение теоретических знаний о стихосложении.

  • В). Анализ эпического произведения

  • ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ И УЧЕБНИКАХ 5-6 КЛАССОВ 1. Анализ программ 5-6 классов

  • Василий Андреевич Жуковский. Сказка «Спящая царевна»

  • А.П. Чехов. Рассказ «Мальчики».

  • В.Г.Короленко «В дурном обществе»

  • Проектное задание методика работы над литературоведческими понятиями


    Скачать 0.51 Mb.
    НазваниеПроектное задание методика работы над литературоведческими понятиями
    Дата11.05.2023
    Размер0.51 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаmetodika_raboty_nad_literaturovedcheskimi_ponyatiyami.doc
    ТипАнализ
    #1123737
    страница2 из 3
    1   2   3

    А. В. Дановский. Концепция системно-функционального формирования теоретико-литературных понятий в школе. Условно выделены четыре сквозные философско-эстетические и теоретико-литературные темы (проблемы): нравственно-эстетические отношения искусства к действительности; взаимодействия мировоззрения и творчества писателя; взаимосвязь литературного направления, художественного метода и стиля; взаимодействия литературной критики с общественными движениями и историко-литературным процессом.

    Системно-функциональный подход к формированию теоретико-литературных понятий с опорой на диалектику взаимодействия читательского восприятия и осмысления художественной литературы направлен на их органическое соединение в учебно-воспитательном процессе и самостоятельной читательской практике.

    С.А. Леонов. Рекомендует разнообразные виды речевой деятельности: составление литературоведческого словаря, создание словарной статьи, подготовка устного рассказа о термине, анализ текста-образца теоретико-литературной статьи учебника, ее пересказ, обогащенный выводами собственных наблюдений над художественным текстом, доклад по одной из проблем теории литературы (например, «Символ в произведении», «Рассказ и новелла»), литературоведческий брифинг.
    Анализ современного состояния преподавания литературы показывает, что ученые-методисты, учителя-практики опираются либо на принципы филологического изучения литературы, либо на традиции этико-эстетического (воспитательного) направления в преподавании литературы.
    в). Этапы изучения теории литературы

    Придавая огромное значение конкретным единичным представлениям в изучении литературы, В.В. Голубков обозначил пути слияния этих единичных представлений, что дает обобщенное представление. Он советовал не забывать о взаимодействии мышления образного и понятийного, рекомендовал рано начинать с учащимися работу над понятийными категориями: "Чем конкретнее представление, тем полновеснее и понятия; чем ярче образное мышление, тем больше даст оно и для мышления понятийного. В связи с этим следует сказать хотя бы два слова о соотношении представлений и понятий. Существует предрассудок, что можно создавать представления, игнорируя понятия... Нужно уже с V класса вводить в сознание учащихся некоторые понятия, например понятия о сравнении, метафоре и т.п. Чем больше уточнят учащиеся эти понятия, тем ярче их конкретные образные представления".

    Курс литературы содержит теоретические понятия в 2 основных формах:

    1) пояснения к каждой теме, объяснения учителя, но не выделяется для специального изучения.

    2) понятия под рубрикой «теория литературы».

    Все понятия должны образовывать в сознании школьников целостную концепцию, объясняющую законы словесного искусства. Научные понятия, включенные в курс в 4-7 классах, имеют преимущественно теоретико-литературный характер. Часть материала в 4-7 классах должна получить повторное теоретическое освещение в 8-10 классах. Процесс формирования теоретико-литературных понятий зависит от правильности работы с документами и статьями. Главное условие - последовательное включение изучаемого материала в теоретическую систему курса, постоянное его применение.

    Те и другие понятия должны «работать» в процессе занятий:

    первые - постепенно осваиваться учащимися как элементы научного подхода к литературе,

    вторые - выводиться из анализа литературных явлений, закрепляться в виде определений, становиться основными ориентирами в изучении литературы.
    Учителю нужно, чтобы изучаемые теоретические понятия, постепенно накапливаясь, развиваясь, вступая в связь между собой, образовали определенную систему и чтобы этапы становления системы были одновременно ступенями литературного развития школьников. Поэтому, в каком бы классе ни вел учитель работу над теоретико-литературными понятиями, ему важно представлять себе эту работу в масштабах всего школьного курса.
    В начальных классах учащиеся знакомятся с разными видами художественных произведений, слышат имена писателей, получают некоторые сведения о них, учатся чувствовать и воссоздавать воображением художественный образ.
    Ученики 5-6 классов, знакомясь с художественной речью, с элементами художественного изображения, вместе с тем учатся воспринимать произведение как целое, где каждая деталь имеет значение, как творение автора - человека вдумчивого, наблюдательного, мудрого, чьими глазами мы смотрим на людей и события.
    В 6 классе на основе накопившихся наблюдений и обобщений ученик получает представление о писателе и о народе-сказителе как художнике.
    Работа с теоретическими понятиями в 5-9 классах - единство чтения, анализа и теоретических обобщений.

    Уже первые теоретические обобщения, с которыми встречаются дети в 5 классе, весьма сложны. Так, например, изучая пушкинскую «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», они узнают о близости сказки к народной, о поэтичности изображения волшебных событий, о выразительности языка и стихотворной форме сказки.
    Работа над сказкой - чтение, беседы о персонажах, об авторе, подготовка выразительного чтения и инсценирования - будет непременно связана с пристальным вниманием учащихся к слову в контексте. Необходимо показать ученикам, прежде всего, высокую точность слова, являющуюся первым и решающим условием изобразительности.
    Многие последующие понятия в 6-7 классах будут развивать и углублять первоначальные представления о художественном языке.
    Надо позаботиться, чтобы эпитет, сравнение, олицетворение, метафору и другие приемы художественной изобразительности ученики воспринимали не как украшение речи, а как способы точного и глубокого изображения жизни.
    Трудный и ответственный этап в развитии понятия о языке художественной литературы - знакомство с условностью. Учащимся надо понять, что и в тех случаях, когда народ-художник или писатель в своих произведениях меняют формы, размеры или отношения предметов, это вызвано стремлением полнее передать правду жизни.
    В 6 классе в связи с изучением былины ученики усваивают понятие о гиперболе. Важно, чтобы школьники поняли, что художественное преувеличение не противоречит правде, а помогает полнее, точнее раскрыть ее. Ведь образ богатыря в былине не портрет исторического лица, а обобщение богатырской мощи и удали народа. Шаг за шагом учащиеся будут узнавать, что и басенная аллегория, и сатирическое преувеличение, и очеловечивание явлений природы - все это разные способы выявить и показать правду, которая часто бывает в жизни глубоко спрятана, так что не всякий ее увидит.
    Осмысление отдельных приемов преображения действительности и творческой фантазии писателя постепенно соединится с общим представлении о художественном вымысле, который служит правде, помогая ее найти и показать людям. (12)
    4. Методика работы над литературоведческими понятиями при изучении произведений разных родов литературы
    Движение от художественного образа к понятию осуществляется при изучении любого произведения, любого жанра. Особенно показательно это на материале анализа лирических произведений.

    а). Анализ лирического произведения

    З.Я. Рез раскрывает эту специфику познания лирики: "Процесс познания поэзии организуется как движение от единичного и конкретного - к обобщенному: от стихотворения к поэту; от поэта в данном стихотворении - к его творчеству вообще, к его поэтическому миру: от творчества поэта - к пониманию поэзии, специфики, ее роли в жизни» (3)

    В 5-6 классах анализ нередко сливается с обучением школьников выразительному чтению. Например, знакомя пятиклассников с «Зимнем утром», учитель в собственном исполнении постарается передать радость бытия, наслаждение яркостью и чистотой зимних красок, задушевность пушкинского обращения к «другу прелестному». Затем ребятам предлагается прочитать стихотворение молча, про себя. И, наконец, даются вопросы для обдумывания: «Чем будет отличаться настроение, с каким вы прочтете первую и вторую строфы? Как вы прочитаете заключительную строфу - с повышением или понижением интонации? Почему?». Можно только предположить, что школьники 5-6, а иногда и 7 классов увидят в стихотворении отражение какого-то реального переживания или события, свидетелем которого был автор. Отсюда вытекает постоянная задача педагога -словесника: терпеливо учить их видеть в единичном переживании - общее, в эмоциональном отношении к конкретному факту – типичное. Важно, чтобы ученики привыкали «входить» в поэтический мир лирического произведения, привыкали понимать содержательность элементов формы.

    Б). Освоение теоретических знаний о стихосложении. Для того чтобы осознанно и полноценно воспринимать поэзию, нужно обладать некоторыми теоретико-литературными знаниями. Они должны охватить три основных раздела: 1) образность поэтической речи (и вообще язык поэзии), 2) поэтический синтаксис и 3) стихосложение (ритмические особенности стиха).

    Освоение этих знаний всегда идет, как бы, по двум линиям при чтении лирических произведений обращается внимание на образные возможности поэтической речи и интонационно-ритмическую ее выразительность. Параллельно с этим в каждом классе систематизируются отдельные наблюдения учащихся, затем обобщаются и формируются понятия по тому или иному кругу вопросов, связанных со стихом. В целом система теоретико-литературных знаний и понятий о поэзии оформляется и приобретает определенную завершенность в Х классе, к концу школьного обучения литературе. Излишне раннее введение сложных понятий, таких, например, как лирический герой, система стихосложения и т.д., не приносит пользы и не усваивается учениками по-настоящему, даже если они умеют оперировать ими в своих ответах. Начинать освоение теоретических знаний о стихе следует с элементарных понятий в такой примерно последовательности:
    5-6 классы - многозначность поэтического слова, сравнения, олицетворения в поэзии;
    7-8 классы - образность поэтической речи, эпитет, метафора; двухсложные размеры стиха.

    Таким образом, теоретический материал дается в постепенном усложнении и системе. Обычно вначале понятие вводится как рабочее, как термин. Затем постепенно происходит его обогащение. Ведь любые элементы поэтической речи или стиховой структуры (метафора, размер, ритм, повтор как элемент поэтического синтаксиса и т.д.) индивидуальны у разных поэтов. Чем больше конкретных впечатлений и наблюдений у школьников, тем более емким становится для них уже освоенное понятие. Поэтому, например, термин «олицетворении», усвоенный в 5 классе, более глубоко будет осознан выпускником школы.(3)

    Теоретические знания-понятия о поэзии не могут быть раз и навсегда усвоенными; они динамичны, конкретизация их при встречи с новыми произведениями требует от учащихся дополнительных наблюдений, добавочного осмысления, нового творческого освоения. Но освоение понятий лирики соответствует общей формуле: от общего к частному, от частного к обобщению.

    В). Анализ эпического произведения

    Анализ эпического произведения в любом классе должен быть содержательным. В 4-5 классах главным обычно оказывается осмысление сюжета, а также поступков и переживаний героев в центральных эпизодах произведения. Наблюдения же за композицией, жанровыми особенностями, авторским отношением к изображаемому, накапливаются пока в виде конкретных представлений, но не становятся предметом обобщения. В 7 классе сообщающий момент значительно усиливается. В старших классах анализ может строиться на серьезном теоретико-литературном фундаменте.

    Различия в работе над эпическим произведением зависят от жанров, возраста школьников, ступеней обучения, но общей особенностью является необходимость группировать художественный текст вокруг определенных проблем и рассматривать все компоненты образной системы в их взаимосвязи и сцеплениях. Неизбежным моментом работы с эпическим текстом оказывается рассмотрение сюжета и анализ конкретных эпизодов.


    1. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ И УЧЕБНИКАХ

    5-6 КЛАССОВ
    1. Анализ программ 5-6 классов


    УМК по ред.

    В.Я. Коровиной

    В.Ф.Чертова

    Г.С.Меркина

    разделы

    5 класс

    «Литература как искусство слова»




    Специфика образа в литературе как искусстве слова. Художественный вымысел, фантазия, другие средства создания образов в литературе.




    Мифология.




    Мифы. Античная мифология. Метафора, сравнение, эпитет, аллегория

    Миф, легенда, предание; мифологиче­ский сюжет; мифологический герой; мифологический персо­наж.

    Русский фольклор

    Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений). Сказка. Виды сказок (за-

    крепление представлений). Постоянные эпитеты.

    Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы.

    Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.


    Фольклор. Малые жанры фольклора .основные темы русского фольклора. Постоянный эпитет.

    загадки, пословицы, поговорки антитеза, антонимы, иносказание. сказка типы сказок особенности сказок сказочный персонаж, типы сказочных персонажей, образы животных, образ-пейзаж.


    Из литературы 18 века

    Роды литературы: эпос,

    лирика, драма. Жанры литературы (начальные

    представления)







    «Литературная сказка» (обзор)

    Ш.Перро.»Золушка» Х.К.Андерсена «Снежная королева». А.Погорельского «Черная курица , или Подземные жители».


    Литературная сказка

    (начальные представления). Стихотворная и прозаическая

    речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие

    сюжеты» сказок разных народов

    Литературная сказка, ее отличие от фольклорной










    «аннотация»

    (практикум)




    Древнерусская литература

    «Повесть временных лет»


    Летопись (начальное

    представление).

    летопись.

    повесть древнерусская литература,

    сказание.

    начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.

    «Жанр басни в мировой литературе»(обзор)

    Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие

    об эзоповом языке.

    Басня прозаическая и стихотворная. Аллегория.

    басня,

    притча,

    эзопов язык

    Василий Андреевич Жуковский. Сказка «Спящая царевна»

    Баллада (начальные

    представления).







    И.А.Крылов.

    Басни «Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Квартет», «Свинья под дубом».





    Аллегория.

    Идея басни.

    басенный сюжет;

    мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

    А.С.Пушкин

    «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро».





    Гипербола. Сравнение. Эпитет. Метафора

    первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

    «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».

    Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной.

    Стихотворная литературная сказка.




    М.Ю.Лермонтов

    Стихотворение «Бородино»


    Сравнение, гипербола, эпи-

    тет (развитие представлений), метафора, звукопись,

    аллитерация (начальные представления).

    Ритм.

    Рифма

    звукопись.

    эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

    Н.В.Гоголь

    Повесть «Ночь перед Рождеством».


    Фантастика (развитие

    представлений).

    Юмор (развитие представлений).

    Фантастика. Юмор.

    Образ рассказчика.

    Мифологические и фольклорные моти­вы в художествен-ном произведении; фантастика; сюжет;

    Художественная деталь, портрет, речевая

    характеристика.

    Н.А.Некрасов

    Эпитет (развитие представлений).







    «Образ времени года в литературном произведении» (обзор)
    Ф.И.Тютчев

    А.А.Фет

    А.К.Толстой

    И.А.Бунин

    Стихотворный ритм как

    средство передачи эмоционального состояния, настроения

    Образ природы. Пейзаж. Символ. Лирический герой.




    И.С.Тургенев. Повесть «Муму».


    Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные

    представления).

    Авторская оценка. Портрет. Пейзаж. Образ животного.

    рассказ; углубление представления о теме художествен-ного произведения; стихотворение в прозе

    эпитет, сравнение (развитие представлений

    Н.А.Некрасов . Стихотворение «Крестьянские дети».





    Собирательный образ.

    Диалог.

    Ритм

    фольклорные элементы в художественном произведении;

    строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений)







    «заглавный образ в произведении и средства его создания» (практикум)




    Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник».


    Сравнение (развитие понятия

    Сюжет (начальное представление).

    Сюжет. Эпизод.

    рассказ (развитие представлений)портрет; завязка, кульминация, развязка.

    А.П. Чехов.

    Рассказ «Мальчики».


    Юмор (развитие представлений)

    Комическое. Юмор.

    юмор (юмористическая ситуация), ко­мическая ситуация, ирония;

    роль детали в создании художе­ственного образа; антитеза, метафора, градация.

    В.Г.Короленко «В дурном обществе»

    Портрет (развитие представлений) Композиция литературного произведения

    (начальные понятия)







    «Образ родины в русской поэзии» (обзор)

    И.С.Никитина «Русь» А.К.Толстой

    И.Северянин«

    Н.М.Рубцов




    Фольклорные традиции. Народная песня.




    И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги», « У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…».





    Символ

    стихотворение-размышление, образ- пейзаж, образы животных (развитие представлений)

    Л.Андреев. Рассказ «Петька на даче»








    тема,

    эпизод, финал.

    А.И.Куприн Рассказ «Золотой петух»








    рассказ (расширение и углубление представлений)

    характеристика персонажа, портрет героя.

    А.Блок Ст. «Летний вечер»








    антитеза.

    С.А. Есенин . «Гой ты, Русь, моя родная…», «топи да болота …», « Нивы сжат.рощи голы».





    Фольклорные образы . Метафора. Эпитет.

    ЭПИТЕТ, метафора, сравнение, олице­творение (развитие представлений о понятиях).

    П.П.Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка».


    Сказ как жанр литературы

    (начальные представления). Сказ и сказка (общее и раз-

    личное).

    Сказ.

    Сказ и сказка.

    сказ,

    отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм

    Самуил Яковлевич Маршак. «Двенадцать месяцев»

    Драма как род литературы

    (начальные представления). Пьеса-сказка.







    А.Платонов «Никита»

    Фантастика в литературном произведении (развитие представлений







    Н.Носов Рассказ «Три охотника»








    юмор (развитие представлений

    Виктор Петрович Астафьев. «Васюткино озеро»

    Автобиографич-ность литератур-ного произве-дения (начальные представления







    Д.Дефо







    притча, приключенческий роман,

    ро­ман воспитания, путешествие (первичные представления о дан­ных понятиях)

    Г.Х.Андерсен

    Сказка «Соловей»








    волшебная сказка (развитие представ­лений), авторский замысел и способы его характеристики.

    Образы детей в мировой литературе»

    В.Гюго «Отверженные».

    Ч.Диккенс «Оливер Твист».

    М.Твен «Приключения Тома Сойера».

    О.Генри «Вождь краснокожих».




    Образ персонажа и средства его создания.

    юмор, приключения как форма дет­ской фантазии

    рассказ

    (развитие представлений)

    А.С.Грин . Повесть «Алые паруса».





    Образы предметов.




    А.П.Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок»




    Символ.

    Язык произведения.










    «проза и поэзия как формы художественной речи» ( практикум)




    С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».





    Драматическое произведение. Пьеса-сказка. Монолог. Диалог.










    «Монолог и диалог как средства создания художественного образа» (практикум)




    «Образы детей в военной поэзии и прозе» (обзор)




    Пейзаж.




    А.П.Чехов «Хирургия»,

    А.Конан Дойл «Камень Мазарини».

    М.М.Зощенко «Галоша»

    Р. Бредбери «Все лето в один день».





    «Жанр рассказа в мировой литературе» (обзор)




    Р.Стивенсон «Вересковый мёд»

    Баллада (развитие представлений







    Писатели улыбаются

    Юмор (развитие понятия).







    6 класс

    Мифология

    Миф.

    Отличие мифа от сказки

    Мифы.

    Античная мифология.

    Герой.

    Героический характер.

    Мифологический сюжет

    Античная литература
    Гомер




    Главный герой. Начальное представление о «вечном» образе.




    «Героический эпос народов мира»

    Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

    Героический эпос. Гипербола.




    Русский фольклор

    Обрядовый фольклор (начальные представления).

    Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

    Народная песня.

    Предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке

    Былина




    Былина. Гипербола.




    Древнерусская литература

    Летопись (развитие представлений).

    Житие.

    Легенда.

    Предание.

    Сказание. Идеальный образ.

    Житие,

    сказание, древнерусская повесть,

    автор и герой

    «Жанр баллады в зарубежной литературе»





    Баллада. Сюжет.




    М.В.Ломоносов







    Иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение

    Басни.

    Дмитриев.

    Крылов

    Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).







    Творчество В. А. Жуковского




    Баллада.

    Авторская позиция

    Реальное, фантастическое, фабула, баллада

    А.С.Пушкин

    Стихотворения

    Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий







    А. С. Пушкин

    Стихотворение «Песнь о вещем Олеге».




    Баллада. Символический образ




    Роман «Дубровский».




    Роман. Эпизод. Сюжет. Композиция. Главные и второстепенные персонажи. Портрет.

    Речевая характеристика. Тип.

    Роман( первичное представление)

    Повесть «Выстрел».




    Цикл. Повесть. Повествователь.










    «Портрет в литературном произведении»

    (практикум)




    М. Ю. Лермонтов.

    Стихотворения «Парус», «Листок».

    Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).

    Лирический герой. Лирический сюжет. Символические образы. Двусложные и трехсложные стихотворные размеры. Строфа.

    Трехсложные стихотворные размеры, стопа, тины стоп, метафора, инверсия

    Н.В.Гоголь Повесть

    «Тарас Бульба»







    Героическая повесть, типы речи и разнообразие лексических пластов, гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры

    А. В. Кольцов

    Стихотворения «Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь…»




    лирический герой. Фольклорные образы в литературном произведении. Белый стих.




    И. С. Тургенев

    Рассказ

    «Бежин луг».

    Пейзаж.

    Портрет. Пейзаж. Речевая Характеристика.




    «Бирюк»







    Характер, образ рассказчика, идея и авторский замысел, сравнение, метафора, эпитет

    Ф. И. Тютчев

    Стихотворения «Какое дикое ущелье!..», «С поляны коршун поднялся...».




    Лирический герой. Параллелизм. Контраст. Символический образ.




    А. А. Фет

    Стихотворение «Учись у них — у дуба, у березы...».




    Баллада. Характер.
















    Н. А. Некрасов

    Стихотворение «Железная дорога».

    Стихотворные размеры (закрепление понятия). диалог. строфа (начальные представления)

    Собирательный Образ.

    Лирический герой. Лирический адресат.

    Контраст.




    Стихотворения о женской доле







    Трехсложные стихотворные размеры, коллективный портрет

    Н. С. ЛЕСКОВ

    Сказ «Левша».


    Сказ как форма повествования (начальные представления).

    Ирония (начальные представления).


    Сказ.

    Рассказчик.

    Образ предмета.










    «Сообщение о жизни и творчестве писателя»

    (практикум)

    Биография как литературный жанр.




    Л. Н. ТОЛСТОЙ

    Повесть «Детство» (избранные главы)




    Автобиографическое произведение. Повествование от первого лица. Художественная деталь.

    Внутренний монолог.




    А. П. Чехов

    Рассказы «Толстый и тонкий», «Хамелеон».

    Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

    Юмористическое произведение. Комическая ситуация.

    Антитеза. Художественная деталь.

    Речевая

    характеристика.

    Юмористическое произведение. Комическая ситуация.

    Антитеза. Художественная деталь.





    Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).







    Л. Кэрролл

    «Алиса в стране чудес» (фрагменты). «Верлиока» (из «Алисы в зазеркалье»).

    Э. Лир

    Лимерики.

    Г. К. Честертон «Единение философа с природой».

    А. П. Чехов

    «Задачи сумасшедшего математика».

    Д. Хармс« День (Амфибрахий)», «Столяр Кушаков», «Удивительная кошка»




    Нонсенс.

    Абсурд.

    Алогизм. Комическое.




    М. Горький Повесть «Детство» (Избранные главы).




    Автобиографическое Произведение. Главные и второстепенные персонажи.




    В.Г.Короленко «В дурном обществе»







    Повесть, деталь, портрет, характер

    А. И. Куприн

    Рассказ «Чудесный доктор».




    Герой и прототип. Святочный рассказ.




    В. В. Маяковский

    Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».




    Лирический герой. Метафора. Тоническая система стихосложения. Словотворчество. Звукопись.










    «Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения»

    (практикум)




    М. М. Пришвин

    Сказка-быль «Кладовая солнца».

    Рассказ.

    Сюжет (Развитие Понятий). Герой-повествователь (развитие Понятия).

    Сказка-быль. Символический образ.

    Портретная деталь.

    Сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений)

    И.Бунин «Лапти»







    Стили речи и их роль в создании художественного образа

    С.Есенин







    Поэтический образ(развитие представлений), цветообраз, эпитет, метафора








    «Сопоставительная характеристика персонажей»

    (практикум)





    Н. М. Рубцов

    Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние».




    Лирический герой. Тема.

    Идея.




    В. Г. Распутин

    Рассказ «Уроки французского».





    Герой-рассказчик. Рассказ. Идея произведения.




    «Жанр песни в русской поэзии»

    (обзор)




    Народная песня. Романс.




    А. Де Сент-Экзюпери

    Повесть-Сказка «Маленький принц».




    Философская сказка.

    Притча.

    Метафора.

    Аллегория.

    Символ.





    «Жанр повести в русской литературе»

    (обзор)




    Эпос.

    Повесть. Повествователь.




    Антуан Де Сент-Экзюпери.

    «Маленький принц»

    Притча (начальные представления






    1   2   3


    написать администратору сайта