Главная страница

Профессиональная этика психолога


Скачать 218.79 Kb.
НазваниеПрофессиональная этика психолога
Дата17.04.2022
Размер218.79 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файла315204.rtf
ТипРеферат
#479613



НОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ

Факультет психологии

Кафедра клинической психологии

РЕФЕРАТ

На тему:

Профессиональная этика психолога


Выполнил:

Шивагорнова Анна Борисовна

Проверил:

Айсувакова Татьяна Петровна
Москва

2013 год

Оглавление
Введение

Определение профессиональной этики и ее происхождение

Профессиональная этика практического и клинического психолога

Пути становления психолога как профессионала в процессе обучения и практической деятельности

Заключение

Список литературы
Введение
Современная жизнь заставляет нас все чаще и чаще обращаться за помощью к представителям, на первый взгляд новой, но имеющей длинную предысторию, профессии психолога. Спектр предоставляемых услуг невообразимо широк и захватывает все больше сфер деятельности человека: помощь в реабилитации после перенесенных заболеваний, проведение психодиагностики и психотерапии, определение готовности ребенка к школе, помощь в подборе кадров, реклама, коучинг и тренинги личностного роста, семейное консультирование... Эти и многие другие услуги предоставляемые психологами ставят перед нами новую проблему. Проблему выбора психолога. Каким должен быть психолог, что бы быть уверенным в его профессионализме? Трудности, с которыми можно столкнуться в общении с психологом? Ответы на эти и другие вопросы в последствии сформировали внутри психологии новую дисциплину — профессиональная этика психолога, которая содержит в себе не только свод правил и норм, но и воспитывает в человеке те или иные профессионально важные качества, потому что психология, одна из немногих наук, которая становится частью человека посвященного в нее. Становясь психологом — ты становишься им навсегда! Наблюдая за своими детьми, общаясь с родными и близкими, психолог не может не использовать свои профессиональные знания и опыт.

Постараемся так же ответить на вопросы касающиеся разницы этических норм в разных разделах психологии на примере практической и клинической психологии. Пути и закономерности становления личности как психолога в процессе обучения и практической деятельности. Рассмотрим возможные последствия не знания этических норм в отношении клиентов психолога и его коллег как проблему современного психологического образования в высших учебных заведениях, ведь работа любого психолога не может быть выполнена успешно и признана профессиональной без корректного выстраивания этического аспекта тех сложных и многомерных, а иногда и проблемных отношений, в которые он неизбежно вступает со своими клиентами и коллегами. Анализируя и рассматривая более детально эти и другие трудности в профессии психолога, мы придем к пониманию важности существования такой дисциплины, как профессиональная этика психолога.
Определение профессиональной этики и ее происхождение
Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика.

Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.

Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Кант, Эмиль Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К. Маркс и Ф. Энгельс.: " ... каждый класс и даже профессия имеют свою мораль".

Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.

Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как "Клятва Гиппократа", нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.
Профессиональная этика практического и клинического психолога
Разумеется, любой ученый-психолог должен соблюдать моральные принципы и нормы, значимые для всего научного сообщества. Это прежде всего честность и корректность при сборе экспериментальных данных, отказ от поспешных выводов на основе непроверенных результатов, отстаивание своих взглядов в аргументированной полемике с любыми научными авторитетами, категорический отказ от присвоения чужих идей и результатов исследований, беспристрастность, самокритичность и корректное отношение к мнению других.

Однако в последние десятилетия идет бурное развитие психологии не только как науки, но и как области практической деятельности. Интенсивно работая в сфере практики, психологи неизбежно сталкиваются с решением различных этических проблем, с необходимостью понять, какими принципами и нормами они должны руководствоваться в своей практической деятельности. В настоящее время в России и за рубежом уже существует в законченном виде или находится в стадии разработки целый ряд этических кодексов. Можно упомянуть, например, этический кодекс, предложенный Российским психологическим обществом, кодекс политического психолога, этический кодекс психологов-консультантов, «Принципы и стандарты этики психоанализа», разработанные Американской психоаналитической ассоциацией, этический кодекс Международной федерации коучинга (ICF) и др. (подробно познакомиться с этими кодексами можно на соответствующих сайтах в Интернете).

Отметим, что все этические кодексы содержат ряд общих положений. Это, прежде всего, профессиональная компетентность психолога. Так, в кодексе Американской психоаналитической ассоциации говорится о том, что психоаналитик имеет право оказывать только профессионально компетентную помощь; ему следует прилагать усилия, чтобы улучшить свои знания и практические умения. Особо подчеркивается, что психические нарушения, имеющиеся у аналитика, и его личностные проблемы, ослабляющие профессиональную ответственность, должны быть осознаны и должным образом переработаны. В этическом кодексе Международной федерации коучинга (ICF) можно встретить следующее утверждение: «Я буду прилагать все свои силы для повышения своего уровня компетенции в коучинге и не буду преувеличивать свою квалификацию, опыт или практику как коуч. (...) Я буду изучать новые знания в работе и опыт других». Российское психологическое общество считает, что психолог может оказывать лишь те услуги, в которых он имеет необходимую квалификацию и образование. Показательно, что в большинстве этических кодексов не только декларируется принцип компетентности, но и довольно подробно описываются конкретные требования к содержанию и границам этого понятия.

Другой общепринятый этический принцип – это принцип уважения личности клиента. Он означает, что психолог может работать с клиентом только в случае информированного и добровольного согласия последнего; в отношениях психолога и клиента недопустимы какие-либо формы дискриминации или эксплуатации, а так же отношения личного или интимного характера.

Нельзя не упомянуть и такой важный принцип, как принцип ненанесения ущерба клиенту. Он требует от психолога такой организации своей деятельности, чтобы ни ее процесс, ни результаты не наносили вреда здоровью клиента, не ухудшали его психическое или физическое состояние. Применяемые психологом диагностические или психотерапевтические методы должны отвечать требованиям безопасности.

Особое значение имеет в деятельности психолога и принцип конфиденциальности. Результаты психологических исследований, аудио- и видеозаписи ни в коем случаев нельзя разглашать без согласия клиента. Даже если психолог использует материалы случаев при обсуждениях с коллегами в консультативных, образовательных или научных целях, данные о личности пациента должны быть зашифрованы.

В дальнейшем, опираясь на специфику собственного опыта, психологи обобщали и дополняли этот перечень, детализируя некоторые из обозначенных принципов.

Наконец, нужно обязательно упомянуть о том, что любой психолог должен обязательно заботиться об интересах своего профессионального сообщества и общества в целом, поддерживать честь и достоинство своей профессии, осознанно принимать те ограничения, которые накладывает на него принадлежность к данной профессии.

Наряду с общими положениями разнообразные этические кодексы освещают и такие проблемы, которые характерны только для определенных областей практической психологии.

Усиление интереса к этическим проблемам характерно и для современной клинической психологии. Ответят ли на все вопросы об этических аспектах клинической психологии кодексы, разработанные для психологии в целом или для отдельных ее областей? По-видимому, нет. Скорее можно ожидать, что отношения клиента и клинического психолога обладают рядом таких особенностей, которые редко возникают (или не возникают никогда) в практической деятельности представителей других областей психологии. Поэтому, безусловно разделяя те общие этические принципы и правила, о которых шла речь выше, клиническая психология в силу специфики решаемых ею задач открывает в понимании этических норм и некоторые новые аспекты.

Так, уже упомянутый выше принцип профессиональной компетентности означает для клинического психолога наличие не только соответствующей теоретической подготовки, но и обязательного опыта практической работы в области клинико-психологической диагностики, психологической экспертизы, восстановительного обучения или психотерапии под руководством или супервизорством квалифицированных специалистов. Клинический психолог должен не только владеть соответствующим методическим арсеналом и способностью к корректной интерпретации полученных данных, но и стремиться совершенствовать свои профессиональные навыки, постоянно обогащать их различными концептуальными и технологическими инновациями. Подчеркнем, что специфика сферы деятельности клинического психолога, необходимость постоянного общения с больными, зачастую страдающими весьма тяжелыми психическими и поведенческими расстройствами, или с психически здоровыми людьми, отягощенными разнообразными эмоциональными и личностными проблемами, предъявляет особые требования именно к профессиональной компетентности психолога. Высокий профессионализм не только позволяет клиническому психологу оптимизировать оказание помощи его клиентам и пациентам, но и даст ему возможность должным образом заботиться о сохранении собственного психического здоровья, предотвращать возникновение стрессовых реакций, душевной усталости, «синдрома выгорания».

Принцип уважения личности клиента также является обязательным и крайне важным для клинической психологии, которая в его понимании, безусловно, опирается прежде всего на гуманистические традиции столь близкой ей медицины. Один из известных русских психиатров говорил о том, что даже при тяжелом психическом недуге душа, расстроившись, не перестает быть душой. Любой клинический психолог должен в своей профессиональной деятельности стремиться реализовать максимально деликатное отношение к клиенту или пациенту. Даже работая с больным, страдающим слабоумием, желательно все-таки стремиться доступно объяснить ему цель и смысл общения с психологом, ту пользу, которую больной может для себя извлечь из такого общения. Некорректная организованность, невыстроенность системы этических норм и соответствующего аспекта реальных взаимоотношений психолога с конкретным клиентом ведет, как минимум, к уменьшению эффективности психологического воздействия, а в пределе может быть источником тяжелых психических травм как у клиентов, так и у самих психологов, если они оказываются недостаточно квалифицированными в этой части своей профессиональной подготовки. К наиболее драматическим и вместе с тем к наиболее типичным последствиям неналаженности этического аспекта взаимоотношений внутри системы «специалист–клиент» относятся также различные ятрогенные заболевания и соотносимый с ними континуум психосоматических расстройств. Подчеркнем, что недопустимость каких-либо форм дискриминации и эксплуатации в отношениях клинического психолога и клиента подразумевает уважение личности не только клиента, но и психолога, в частности, необходимость «выстраивания» адекватной дистанции в межличностных отношениях с больными, их родственниками и т.п. По-видимому, еще в процессе обучения целесообразно формировать у будущего клинического психолога определенные представления о континууме его возможных «нормативных» позиций в профессиональных межличностных отношениях.

Принцип ненанесения ущерба также воспринят клинической психологией из медицинской традиции (напомню, что он был впервые предложен врачами еще тысячелетия назад в клятве Гиппократа). Несмотря на многовековую историю вопроса, врачи и философы, размышляющие над проблемами медицинской этики и деонтологии, и сегодня спорят о некоторых аспектах этого принципа. Клинические психологи должны хорошо понимать, что в процессе их взаимодействия с клиентами или пациентами могут иногда возникать ситуации, утяжеляющие эмоциональное состояние последних. Например, при проведении нейропсихологической диагностики, когда исследуется состояние различных высших психических функций, пациент, обладающий высоким образовательным уровнем, социальным статусом, с соответствующей самооценкой вдруг видит, что не может справиться с выполнением простых заданий (запомнить несколько слов, объяснить содержание сюжетной картинки, нарисовать куб). Подобная ситуация, невольно «объективирующая» для больного его несостоятельность, может оказаться, по сути, глубоко травмирующей. Другим примером может служить являющееся необходимым атрибутом динамики терапевтических отношений временное ухудшение эмоционального состояния клиентов в процессе некоторых видов психотерапии. Вероятно, профессионально работающий клинический психолог должен обладать информацией о правилах поведения в подобных ситуациях, учитывать возможную нестабильность эмоциональной сферы лиц, страдающих психическими и поведенческими расстройствами, повышенную «реактивность» и чувствительность «пограничных» личностей, должен уметь предотвращать возможные «ятрогенные провокации».

Важность соблюдения принципа конфиденциальности в практической деятельности клинических психологов особенно велика. Так, профессор Е.Т. Соколова, обсуждая в одной из своих монографий этические аспекты работы психотерапевта, пишет о том, что «соблюдение конфиденциальности само по себе служит мощным терапевтическим средством восстановления и укрепления разрушенных эмоциональных связей и отношений с людьми. Уверенность в соблюдении терапевтом принципа конфиденциальности возвращает пациенту доверие, позволяет становиться более открытым (...), ведет к уменьшению излишней тревожности, облегчает развитие “рабочего альянса” с терапевтом». К сожалению, в последнее время в ряде публикаций в прессе, в телепередачах иногда имеют место случаи разглашения сугубо конфиденциальной информации (например, сообщение данных якобы патопсихологических заключений по результатам обследования известных общественных деятелей и т.п.). Подобные казусы должны заставить задуматься о профессиональной этике не только психологов, но и журналистов. Поэтому клинический психолог должен обязательно тщательно продумать, какую информацию и в какой форме он может сообщить своему клиенту, пациенту, его лечащему врачу, родственникам и т.п. По всей видимости, некоторые необходимые отступления от принципа конфиденциальности могут делаться лишь на основе добровольного и информированного согласия клиента или пациента, а также лиц, правомочных представлять его интересы.

профессиональная этика психолог

Пути становления психолога как профессионала в процессе обучения и практической деятельности
Как известно, специальность психолога входит в число профессий сферы «человек-человек». И она предполагает, что овладевший ею человек на уровне мотивационно-эмоциональном будет относиться к другому человеку как к высшей ценности. На уровне познавательном он проявит способность капитально ориентироваться в общем, особенном и единичном, характеризующем психику людей, и хорошо знать причины, которые обусловливают тот или иной тип ее развития или появления в ней конкретных изменений. На уровне поведенческо-инструментальном он сумеет с позиций своей профессии найти и осуществить способы успешного решения любой из проблем, характер которых входит в компетенцию психолога. Естественно, что вероятность достижения именно такого результата после обучения на психологических факультетах университетов страны будет выше, если на эти факультеты будут приходить учиться молодые люди, призванием которых является основанная на глубоком знании психологии практическая работа с людьми или стремление проникнуть в еще непознанные тайны психики. Поэтому-то молодые люди, стремящиеся стать психологами, постоянно должны держать в своих головах цель: постигая премудрости научной психологии, обязательно соотносить их с работой психики своих близких, сокурсников, вообще каждого, с кем ежедневно их сводит жизнь, и проверять хватает ли для проникновения в индивидуально неповторимое своеобразие внутреннего мира и его внешних проявлений каждого человека, который привлекает к себе внимание, тех схем, тех алгоритмов, которые давала и дает психология, часто забывающая показать, что «общее», которому она учит, «существует лишь в отдельном и через отдельное».

Возникающая во всех этих случаях потребность искать ответы на вопросы: что представляет из себя тот или иной человек? почему он такой? какой должна быть психологически наиболее оптимальной форма обращения с ним в самых разных ситуациях? - будет стимулировать развитие у будущих психологов профессионального интеллекта и способствовать обогащению их техники общения. С течением времени повторяющиеся попытки на основе внешних проявлений людей в разных ситуациях определять их внутреннюю суть, находить общее, особенное и единичное в людях будут вести к расширению и углублению опыта познания других людей, ценность которого будет тем выше, чем чаще результаты этого познания будут проверяться и корректироваться совместной деятельностью с этими людьми, общением с ними. Вместе с тем, чтобы эта цель в каждом случае в конце концов обязательно была достигнута, надо направленно наживать в себе и развивать способность всматриваться, вслушиваться, вдумываться, вчувствоваться во все то, что являет нам другой человек через свой внешний облик, через свою экспрессию, свою роль, свои действия, через свои поступки, через конкретные результаты своей деятельности. Формировать в себе такую способность - это труднейшее дело. Для этого надо научиться чувствовать чужое «Ты» столь же сильно, как собственное «Я». А это возможно, если другой человек станет для нас такой же ценностью, какой являемся для самих себя мы сами, и, если любой человек будет вызывать у нас глубокий интерес. Если такой уровень отношения к другому человеку нами не достигнут, наше познание его будет поверхностным, фрагментарным, а общее мнение о нем, как правило, далеким от действительной сути или, в лучшем случае, лишь приблизительным. И в итоге все это, вместе взятое, будет означать ничто иное как наш психологический непрофессионализм, потому что оценки «вообще» или «приблизительно» в психике, личности, индивидуальности конкретного человека недопустимы.

Но, если быть объективными, не только среди начинающих психологов, но и среди психологов, считающих себя профессионалами, лишь небольшая часть владеет способностью глубоко и точно понимать главные особенности внутреннего мира другого человека, успешно оценивать его как личность, как субъекта деятельности и совсем близко к реальности схватывать его индивидуальное своеобразие. Статистика свидетельствует, что в психологии дистанцию от приблизительного постижения другого человека до действительного проникновения в его сущность преодолевают лишь немногие, а конкретно лишь те, кто становятся мастерами в своей профессии. Для развития такой способности постигать сущность внутреннего мира другого человека, понимать, что он несет в себе как личность, как субъект деятельности и в чем своеобразие его индивидуальности, чтобы затем успешно прогнозировать его поведение в самых разных ситуациях и находить в психологическом отношении оптимальные способы обращения с ним, кроме само собой разумеющейся наблюдательности, большое значение имеет воображение, отмечаемое у лица, выступающего в качестве специалиста-психолога. Но это должно быть не любое воображение, а специализированное, профессионально направленное.

Многие специалисты-человековеды отмечают: смотреть легко, а видеть трудно, точно так же и слышать, если нормален слуховой анализатор, нетрудно, а вот услышать нужное для последующего более глубокого проникновения в другого человека - всегда намного труднее. Умению видеть психологически важное, слышать существеннее для психологической характеристики и т.д. - этому надо обязательно учиться, поскольку это такое умение, которое вместе с другими образует профессионализм психолога.

Разбирая далее предпосылки, которые способствуют формированию у молодого психолога качеств профессионала, нельзя никак упускать из вида значения сосредоточенности и распределения внимания. В общей психологии уже давно выяснено, что продуктивность работы в очень большой степени зависит от того, насколько человек способен на ней сосредоточиться. И специалист-психолог, решающий для себя задачу, что представляет собой конкретный человек как личность, как субъект познания, труда и общения и в чем заключается его индивидуальное своеобразие, должен уметь, отвлекаясь от всего другого, действительно сосредоточиться только на решении этой задачи. По-настоящему понять другого человека, разобраться в проблемах, которые его мучают, не ошибиться в особенностях его притязаний, ответить правильно, в чем его сила и какие у него слабости - это всегда творчество. А «творчество, - писал К.С.Станиславский, - есть прежде всего полная сосредоточенность всей душевной и физической природы. Она захватывает не только зрение и слух, но и все пять чувств человека. Она захватывает, кроме того, и тело, и мысль, и ум, и волю, и чувство, и память, и воображение». Но сказанное о значении сосредоточенности как условия подлинного творчества при решении задачи, связанной с проникновением в психологию другого человека, вовсе не означает призыва к такой концентрации внимания, когда, решая эту задачу, психолог (начинающий или профессионал), должен совершенно абстрагироваться от окружающей его действительности. Некоторые психологи, например, в связи с этим утверждают, что, чтобы по-настоящему познать другого человека, надо научиться без остатка в нем растворяться, влезать, так сказать и умом, и сердцем полностью в его шкуру.

Перечисляя субъективные условия, от которых зависит успех в работе психолога и о которых надо помнить молодежи, стремящейся стать специалистами в своем деле, никак нельзя забыть о роли эмоционального фактора при решении задачи познания других людей и оказании строго обоснованной, квалифицированной помощи им. П.В.Симонов, изучавший значение положительных чувств для повышения интеллектуальной продуктивности человека, писал: «Возбуждение «эмоциональных центров», расположенных в глубинных отделах головного мозга, мобилизует энергетический потенциал живой системы, активизирует все отделы мозга и органов чувств, извлекает дополнительные сведения из непроизвольной памяти, обеспечивает те особые типы поиска решений, которые мы связываем с понятием интуиции и озарения».

Естественно, и страстность, и одержимость будут постепенно развиваться у молодых людей, решивших стать действительными психологами, лишь при возрастающей мотивационной включенности и вовлеченности их в процесс поиска успешного решения тех специфических задач, которые будут повседневно возникать перед ними при овладении психологией. Настоящая страсть истинного ученого, настоящий темперамент искателя истины, безмерная увлеченность своим делом специалиста-практика могут быть и часто бывают «молчаливы», сдержанны в проявлении, но за этой сдержанностью так же часто скрывается большая стойкость и необходимая предпосылка достижения цели, которую ставит перед собой профессионал в своих поисках.

Высокий накал творческих поисков, развитое чувство локтя и искренняя радость успехами товарища оказывают сильнейшее положительное воздействие на формирование у молодого ученого ответственного отношения к его повседневным делам в науке, благоприятствуют выработке у него качеств, которые должны быть у профессионала-психолога. И, конечно, многое зависит в этом формировании от личности руководителя научного коллектива. Как известно, зажигает только тот, кто сам горит.
Заключение
Процесс осмысления конкретного содержания этических норм и принципов, идущий в современной клинической психологии, безусловно, требует акцентирования этических проблем и при построении принципов педагогической работы. Один из поставленных во введении вопросов как раз касался того, как организовано сегодня обучение этике студентов, специализирующихся по практической и клинической психологии. Приходится с сожалением констатировать, что оно является весьма фрагментарным. В Государственный образовательный стандарт включен только общий лекционный курс по основам этики, никак не адаптированный к проблемам и запросам современной клинической психологии. Некоторые университетские преподаватели в порядке личной инициативы включают в свои курсы одну-две лекции по этическим проблемам клинической психологии, однако многие их коллеги искренне не понимают, зачем клиническим психологам нужны какие-то особые знания по этике. Представители этой позиции считают, что в процессе обучения и практической работы молодой специалист легко заимствует необходимые навыки и правила поведения от старших коллег. Высказывается и мнение о том, что психологам вполне достаточно просто следовать основным нормам медицинской этики. Невольно вспоминаются слова Альберта Швейцера о том, что «этика должна полемизировать с тремя противниками: бездумностью, эгоистическим самоутверждением и обществом». Вместе с тем очевидно, что специалист-психолог в ходе профессиональной подготовки должен быть специально обучен и, более того, соответствующим образом воспитан, чтобы быть в высшей степени способным осознавать этический аспект любого момента взаимодействия с клиентом. Это необходимо потому, что только хорошо осознанным можно целенаправленно и эффективно управлять. Предметом обучения должны быть не только стратегия и основные принципы выстраивания этически корректных взаимоотношений психолога с клиентом, но и поведенческие навыки организации каждого значимого момента их общения (вступления в контакт, предъявления проблемы, временной отдачи инициативы, определения зоны ближайшего развития, перевода проблемы в рабочую задачу, налаживания рабочего альянса, корректного окончания совместной работы, выхода из контакта). Следует не только в ходе специальных курсов по профессиональной этике, но и при обсуждении и освоении студентами-психологами любой темы учебного плана всех основных курсов, любой исследовательской или психокоррекционной методики находить, идентифицировать и подчеркивать этический аспект выстраивания взаимоотношений в системе «клиент – психолог». Необходимо делать на этом аспекте акцент в ходе освоения будущими специалистами принципов и навыков работы с когнитивными, личностными, социально-психологическими и любыми другими психическими процессами, задействованными в сложной системе взаимоотношений психолога и клиента.
Список литературы
Апресян Р.Г. Этика: Учебник для вузов. М.: Академия, 2005.

Майленова Ф.Г. Биоэтика и гуманитарная экспертиза: Проблемы геномики, психологии и виртуалистики. М.: ИФ РАН, 2007.

Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998.


написать администратору сайта