учебник по паскалю. Программа 5 Алгоритм 5 Свойства алгоритма 6 Формы записи алгоритма 6
Скачать 2.21 Mb.
|
2.2. Переменные и типы переменныхПеременными называют величины, значения которых могут изменяться в процессе выполнения программы. Каждая переменная задается своим уникальным именем, построенным по правилам, указанным в начале главы. Максимально возможная длина имени зависит от реализации Паскаля, теоретически можно давать переменным имена вплоть до 63 символов длиной, что едва ли актуально -- обычно имена не длиннее 5-10 символов. Поскольку любые данные в памяти компьютера хранятся в числовой форме и двоичной системе счисления, кроме имени, переменной обязательно следует присвоить и тип, определяющий диапазон значений, принимаемых переменной, и способ ее обработки машиной. Поясним сказанное на примере. Как видно из Приложения 1, большая латинская буква 'A' имеет десятичный код 65, или 01000001 в двоичном представлении. Без дополнительной информации о типе данных, хранящихся в некоторой ячейке памяти, компьютеру было бы невозможно решить, что именно представляют из себя эти данные -- число 65, код символа 'A' или что-то еще. В любом языке программирования, в том числе и в Паскале, существует стандартный набор типов, к которым может быть отнесена та или иная совокупность ячеек памяти. Информацию о типах данных Паскаля удобно свести в таблицу. Строки этой таблицы будут упорядочены по старшинству типов, от самого "младшего", требующего наименьшее число байт для представления, и, соответственно, представляющего наименьший диапазон возможных значений, до самого "старшего", представляющего наибольший диапазон значений. В табл. 2.1 представлены не все возможные, а лишь основные типы данных Паскаля. Табл. 2.1. Основные типы данных Паскаля
Теоретически для записи переменной типа boolean было бы достаточно 1 бита, но минимальная адресуемая единица памяти -- 1 байт (см. Приложение 1). В этом же Приложении уточните, как именно объем памяти в байтах, выделяемой под переменную, влияет на диапазон представляемых ей значений. Целочисленные и символьные типы обобщенно называют порядковыми, подчеркивая этим, что данные типы имеют конечный набор значений, которые могут быть упорядочены или перечислены. Напомним, что вещественные значения хранятся в памяти компьютера иначе, чем целые -- а именно, как совокупность мантиссы и порядка. Задача правильного выбора типов данных целиком ложится на программиста. Например, если некоторый счетчик в вашей программе может принимать целочисленные значения от 1 до 100 000, неправильно было бы описывать его как переменную типа integer – ведь 215=32768 и при достижении счетчиком этой величины произойдет сброс его значения, которое станет равно -32768. Разумным в данном случае было бы описание счетчика как переменной типа longint. Переменные описываются в программе оператором следующего вида: var Список1:Тип1; Список2:Тип2; ... СписокN:ТипN; Здесь список -- набор имен переменных, разделенных запятыми (или одна переменная), а тип -- любой из рассмотренных выше типов данных. Например, конструкция var t,r:real; i:integer; описывает 2 вещественных переменных с именами t и r, а также целочисленную переменную с именем i. Ключевое слово var можно продублировать, но обычно такой необходимости нет. Сокращение var образовано от английского "variable" (переменная). |