Главная страница

Программа алфавит служебные слова типы данных структура программы оператор присваивания


Скачать 0.91 Mb.
НазваниеПрограмма алфавит служебные слова типы данных структура программы оператор присваивания
Анкор8-3-1
Дата30.04.2023
Размер0.91 Mb.
Формат файлаppt
Имя файла8-3-1.ppt
ТипПрограмма
#1098088

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ


НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯ


Ключевые слова


язык программирования
программа
алфавит
служебные слова
типы данных
структура программы
оператор присваивания


Языки программирования - это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер.
Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.
Язык Паскаль – универсальный язык программирования.


Никлаус Вирт (1934 года рождения) - швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор информатики (компьютерных наук). Разработчик языка Паскаль и ряда других языков программирования.


Алфавит языка


Алфавит языка программирования Паскаль - набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы.


A, B, C, …, X Y, Z


Алфавит языка Паскаль


Латинские прописные
буквы


Латинские строчные
буквы


Арабские цифры


Специальные
символы


a, b, c,…, x, y, z


0, 1, 2, …, 7, 8, 9


Знаки арифметические, препинания, скобки и другие


Алфавит языка


В алфавит языка Паскаль включены неделимые элементы (составные символы).


: =


Неделимые элементы


Знак операции
присваивания


Знаки больше или равно,
меньше или равно


Начало и конец
комментария


> = и < =


(* и *)


Словарь языка


Служебное слово языка Паскаль


Значение служебного слова


and


и


array


массив


begin


начало


do


выполнить


else


иначе


for


для


if


если


of


из


or


или


procedure


процедура


program


программа


repeat


повторять


then


то


to


до (увеличивая до)


until


до (до тех пор, пока)


var


переменная


while


пока


Алфавит и словарь языка


Имена (констант, переменных, программ и других объектов) - любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчеркивания, начинающиеся с буквы или символа подчеркивания.


Правильные имена
x
velichina
zzz
polnaja_summa
tri_plus_dva
s25
_k1
a1b88qq
oshibka


Прописные и строчные буквы в именах не различаются. Длина имени может быть любой.


Неправильные имена
Ж - буква не латинского алфавита polnaja summa - содержится символ (пробел), не являющийся буквой, цифрой или знаком подчеркивания.
2as - начинается с цифры
Domby&Son - содержится символ &, не являющийся буквой, цифрой или знаком подчеркивания


Простые типы данных


Название


Обозначение


Допустимые значения


Область памяти


Целочисленный


integer


- 32 768 … 32 767


2 байта со знаком


Вещественный


real


(2.9 *10-39 …1.7*10+38)


6 байтов


Символьный


char


Произвольный символ алфавита


1 байт


Строковый


string


Последовательность символов длиной меньше 255


1 байт на символ


Логический


boolean


True и False


1 байт


Типы величин


Структура программы на языке Паскаль


Служебное слово program
и имя программы


Структура программы


Заголовок программы


Описание данных


Описание действий


Описание констант(const) и описание переменных (var)


Начинается словом begin и заканчивается словом end
с точкой


Раздел описания переменных


var


i, j: integer;


x:real;


a:char ;


Целый тип


Вещественный тип


Символьный тип


Имена переменных


Общий вид программы


program <имя программы>;
const <список постоянных значений>;
var <описание используемых переменных>;
begin <начало программного блока>
<оператор 1>;
<оператор 2>;
. . .
<оператор n>
end.


Операторы - языковые конструкции для записи действия, выполняемого над данными в процессе решения задачи.


Оператор присваивания


Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, - присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти.
Общий вид оператора:


Команда присваивания


<имя переменной>:=<выражение>


Оперативная память


Выполнение оператора присваивания


Процессор


10 + 5


a


s


b


10


5


10


15


5


a:=10;
b:=5;
s:=a+b


Самое главное


Паскаль - универсальный язык программирования, получивший своё название в честь выдающегося учёного Блеза Паскаля.
Типы данных в языке Паскаль: целочисленный (Integer), вещественный (Real), символьный (Char), строковый (String), логический (Boolean) и другие.
В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить:
1) заголовок программы;
2) описание используемых данных;
3) описание действий по преобразованию данных (программный блок).


Общий вид программы:
program <имя программы>;
const <список постоянных значений>;
var <описание используемых переменных>;
begin
<оператор 1>;
<оператор 2>;

<оператор N>
end.


Вопросы и задания


В честь кого назван язык программирования Паскаль?


Почему язык программирования Паскаль считается универсальным?


Что входит в состав алфавита Паскаля?


Каких требований следует придерживаться при выборе имён для различных объектов в языке Паскаль?


Указывая название, обозначение, диапазон и занимаемую область памяти, опишите известные вам типы данных, используемые в языке Паскаль.


В чём разница между числами 100 и 100.0 в языке
Паскаль?


Какую структуру имеет программа, записанная на языке
Паскаль?


Как записывается раздел описания переменных?


Запишите раздел описания переменных, необходимых для вычисления:
а) значения функции y = x2;
б) площади прямоугольника;
в) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей и такого же количества обложек;
г) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.


Опишите процесс выполнения операторов присваивания:
a:=3
b:=4
a:=a+b


Запишите оператор для:
а) вычисления среднего арифметического переменных
x x2;
б) уменьшения на единицу значения переменной k;
в) увеличения на единицу значения переменной i;
г) вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.


Опорный конспект


Оператор присваивания: <имя переменной>:=<выражение>


Язык Паскаль – универсальный язык программирования.


Алфавит языка
Паскаль


Латинские прописные
буквы


Латинские строчные
буквы


Арабские цифры и
специальные символы


Структура
программы


Заголовок программы


Описание данных


Описание действий


Электронные образовательные ресурсы


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dec21a7c-cec4-4b7a-96d7-d761c14a8582/9_76.swf - команда присваивания



написать администратору сайта