Программа для геодезии. Программа автоматизации чертежных работ autocad. Программа автоматизации чертежных работ autocad
Скачать 192.38 Kb.
|
1.4 Графические примитивы и работа с ними В системе AutoCAD любое изображение создается с помощью базового набора примитивов. Команды их отрисовки находятся в подменю Draw (Черчение) основного меню. При этом проще всего вызвать команду создания графического примитива при помощи пиктограммы панели инструментов Draw (Черчение), которая появляется сразу же после загрузки системы. Если по какой-либо причине эта панель отсутствует, вызвать ее можно, щелкнув правой кнопкой мыши по любой пиктограмме системной панели инструментов. При этом на экране появится контекстное меню из которого следует выбрать строку Draw (Черчение), щелкнув на ней левой кнопкой мыши. Каждый графический примитив может быть отрисован линиями определенного типа, толщины, цвета и расположен на определенном слое чертежа. Инструменты для задания этих свойств находятся в панели Object Properties (Свойства объектов). По сравнению с версией 14, в AutoCAD 2000 к свойствам примитивов добавилась толщина линии. Включать или отключать отображение толщины линии на экране можно кнопкой LWT (ТОЛЩ) в строке состояния. После загрузки системы для всех примитивов автоматически устанавливается нулевой слой, на котором примитивы будут иметь черный цвет, основной тип линий Continuous (Сплошная) и определенную толщину Default (По умолчанию). На пиктограммах цвета, типа и толщины линий панели инструментов Object Properties (Свойства объектов) устанавливается строка ByLayer (По слою), что означает соответствие их установкам текущего слоя (нулевого). Изменять цвет и толщину линий примитивов можно, просто используя соответствующие списки этих инструментов. Списки раскрываются при щелчке левой кнопки мыши по стрелке пиктограммы инструмента, например инструмента Lineweight Control (Выбор толщины линии). В раскрытом списке нужно лишь сделать соответствующий выбор команды в процессе построения сегментов линии или введением заглавной буквы с клавиатуры. Любой чертеж состоит из участков прямых и кривых линий. Для вычерчивания прямоугольных участков чертежа служат инструменты: · Команда Line (Линия). · Команда Constraction Line (Конструкционная линия) - служит для проведения вспомогательных линий.. · Команда Multiline (Мультилиния) строит совокупность параллельных (не более 16) ломаных линий, которые называются элементами. · Команда Polyline (Ломаная) - позволяет строить последовательность прямолинейных дуговых сегментов. · Команда Polygon (Многоугольник) · Команда Rectangle (Прямоугольник) Для вычерчивания криволинейных участков служат инструменты: · Команда Arc (Дуга) - позволяет вычертить часть окружности. · Команда Circle (Окружность) позволяет вычертить окружность одним из шести способов. · Команда Spline (Сплайн) позволяет провести на чертеже волнистую линию. · Команда Ellipse (Эллипс) позволяет вычертить как полный эллипс, так и его часть. Для удаления объекта достаточно щелкнуть по пиктограмме Erase (Удалить) панели инструментов Modify (Изменение) и выбрать удаляемое. Можно вначале выбрать объект, а затем щелкнуть по пиктограмме Erase (Удалить) или просто нажать клавишу Delete на клавиатуре. Для выбора одного объекта достаточно щелкнуть по нему кнопкой выбора (левой кнопкой). Для выбора нескольких объектов можно указывать на них последовательно мышью. Объекты также можно выбирать и при помощи рамки (прямоугольника). Для этого нужно щелкнуть мышью по экрану (введение одной точки диагонали рамки), затем протянуть мышь в направлении выбора группы объектов и щелкнуть мышью еще раз (введение другой точки диагонали рамки). При этом выберутся только те объекты, которые полностью вошли в рамку. Для того чтобы выбор объектов и их удаление происходили описанным выше способом, необходимо в диалоговом окне Options (Опции) меню Tools (Инструменты) открыть страницу Selection (Выбор) и установить флажок в окне Noun/verb selection (Предварительный выбор), а в окне Use Shift to add to selection (Использовать Shift для добавления к выделению) убрать флажок. Для отмены одной последней команды нужно щелкнуть по пиктограмме Undo (Отмена) на стандартной Панели инструментов. После каждого щелчка по пиктограмме будет отменяться последняя команда в списке выполненных. Когда список будет исчерпан, в командной строке появится сообщение Everything has been undone (Все команды отменены) Для того чтобы отменить сразу несколько команд, нужно ввести команду Undo с клавиатуры. После запуска команды в командной строке появится список из семи опций: Command: Undo Enter Enter the number of operations to undo or [Auto/Control/BEgin/End/Mark/Back] <1>: (Команда: Отмена Enter Введите число команд для отмены или [Авто/Управление/Начало/Конец/Метка/Обратно] <1>:) По умолчанию предлагается ввести число команд, которое нужно отменить. Если ввести, например, число 5, AutoCAD отменит пять последних команд. Команда Redo (Верни), вызванная при помощи стандартной панели инструментов или набранная с клавиатуры, восстанавливает все отмены команды Undo (Отмена), если последняя была введена с клавиатуры. Если же команда Undo (Отмена) вызывалась при помощи стрелки стандартной панели инструментов несколько раз, то команда Redo (Верни) восстановит лишь, последнюю отмененную команду. Для восстановления изображения на экране существует еще одна команда -- команда OOPS (Ой). Она действует только по отношению к самой последней команде стирания графического объекта. Причем между командой стирания и командой OOPS (Ой) может быть сколько угодно промежуточных команд. Эта команда вернет самый последний стертый графический объект независимо от его сложности. Точный ввод координат точек геометрических примитивов не всегда удобно осуществлять с клавиатуры или при помощи привязки точек к узлам сетки. Так, например, если нужно построить окружность с некоторым радиусом, центр которой должен совпадать с центром дуги удобнее использовать объектную привязку -- в данном случае привязку к центру дуги. Объектную привязку можно использовать в любом случае, когда AutoCAD запрашивает точку (начальную, конечную, центр окружности и т.д.). К экранному перекрестью в этом случае добавляется специальный символ -- мишень. Включать или отключать объектную привязку можно при помощи кнопки OSNAP (ОПРИВ) строки состояния, а устанавливать ту или иную объектную привязку можно при помощи панели инструментов Object Snap (Объектная привязка) непосредственно в процессе построения или в диалоговом окне Drafting Settings (Параметры привязки) закладки Object Snap (Объектная привязка). В последнем случае можно включать сразу несколько привязок, которые используются в наибольшей меречасто. Всего в AutoCAD 2000 существует 13 объектных привязок: Endpoint (Конец) -- привязка к ближайшей конечной точке линии или дуги. Midpoint (Середина) -- средняя точка линии или дуги. Center (Центр) -- центр окружности, дуги или эллипса. Node (Узел) -- привязка к точечному элементу. Quadrant (Квадрант) -- привязка к ближайшей точке квадранта на дуге, окружности или эллипсе (0, 90, 180, 270°). Intersection (Пересечение) -- пересечение двух объектов. Реализует два режима: поиск явной точки пересечения или пересечения их продолжений. В последнем случае с помощью маркера выбирается один объект, а затем второй, после чего происходит привязка к точке пересечения продолжения объектов. Extension (Продолжение) -- привязка к продолжению линии или дуги. Insertion (Вставка) -- привязка к точке вставки текста, блока. Perpendicular (Перпендикуляр) -- привязка к точке на линии, окружности, эллипсе, сплайне или дуге, которая образует совместно с последней точкой нормаль к этому объекту. Tangent (Касательная) -- привязка к точке на окружности или дуге, которая образует касательную при соединении с последней точкой. Nearest (Ближайшее) -- привязка к точке на окружности или дуге, которая является ближайшей к перекрестию. Apparent insertion (Мнимое пересечение) -- привязка к точке предполагаемого пересечения (ищет точку «пересечения» двух объектов, которые не имеют явной точки пересечения в пространстве -- скрещивающиеся прямых, -- а имеют лишь видимую на экране точку пересечения). Parallel (Параллель) -- позволяет проводить линию параллельно ранее начерченной. Кроме двух новых объектных привязок, Extension (Продолжение) и Parallel (Параллель), в новой версии системы добавилась функция отслеживания Auto Track (Автоматическое отслеживание), которая включает две опции: полярное отслеживание и отслеживание при объектной привязке. Эта функция предназначена для черчения объектов под определенными углами или так, чтобы они были по-особому расположены относительно других объектов. Когда включен режим автоматического отслеживания Auto Track (кнопка OTRACK (ОСЛЕЖ) в строке состояния), система генерирует временные вспомогательные линии, что обеспечивает создание объектов в точных положениях и под точными углами и значительно экономит время создания чертежа. Каждому примитиву присущи такие свойства, как цвет, тип линии, толщина линии и слой, на котором примитив расположен. В ходе построения можно устанавливать эти свойства перед созданием примитивов или чертить, не заботясь о свойствах, а после выполнения чертежа изменять их в соответствии с необходимостью. При вычерчивании сложной (корпусной) детали с большим количеством осевых линий, размеров, штриховки и т.п. удобно выполнять отдельные элементы чертежа на различных слоях. Изначально при загрузке системы устанавливается один только нулевой слой (системный), на котором чертить не рекомендуется. Создать новые слои можно в диалоговом окне Layer Properties Manager (Настройка свойств слоя), которое вызывается из меню Format > Layer... (Формат > Слои...) или двойным щелчком на кнопке Layer (Слои) панели инструментов Object Properties (Свойства объектов). Для создания нового слоя нужно щелкнуть по клавише New (Создать). При этом в диалоговом окне появится выделенная строка, в которой отражаются установленные по умолчанию параметры нового слоя: · Name (Имя) -- имя слоя -- по умолчанию слою присваивается имя Слой1 (имя слоя можно менять, оно может содержать до 256 символов). · On (Вкл) -- видимость слоя -- на экране и на бумаге вычерчиваются только те примитивы, которые находятся на видимых слоях, причем слой устанавливается по умолчанию видимым (светлая лампочка). Чтобы сделать слой невидимым, нужно щелкнуть по изображению лампочки мышью (лампочка темнеет). При повторном щелчке лампочка опять «загорится», то есть объекты на слое станут опять видимыми. · Freeze (Заморозить для всех сечений) -- замораживание слоя -- аналогично параметру видимости, но отличается тем, что помимо отключения видимости примитивов при замораживании слоя отключается их генерация (перерисовка), что повышает скорость выполнения команд Zoom (Масштаб) и Pan (Перемещение). · Lock (Зафиксировать) -- блокировка -- слой может быть заблокирован, то есть изображенные на нем примитивы остаются видимыми, но их нельзя редактировать (стирать, перемещать и т.д.). Щелчком мыши по значку с изображением замка можно заблокировать слой (появляется изображение закрытого замка) и разблокировать. По умолчанию слой устанавливается разблокированным. · Color (Цвет) - цвет -- определяет цвет примитивов в данном слое. · Linetype (Тип линии) -- тип линии. По умолчанию устанавливается Continuous (Сплошная). Тип линии для данного слоя можно заменить, выбрав его из списка диалогового окна Select Linetype (Выбор типа линии), которое появляется при щелчке мышью по строчке Continuous (Сплошная). Если в диалоговом окне отсутствует необходимый тип линии, его можно загрузить, щелкнув по клавише Load (Загрузка...). В появившемся окне Load or Reload Linetypes (Загрузить или обновить типы линий) выбрать нужную строчку и щелкнуть на кнопке ОК.. · Lineweight (Толщина линии) -- толщина линии -- устанавливается Default (По умолчанию). Требуемая толщина линии выбирается из списка, который появляется при щелчке мышью по строчке Default (По умолчанию). · Plot Style (Стиль чертежа) -- стиль чертежа -- параметр связан с выбором стиля печати чертежа в зависимости от цвета примитива (в этой книге рассматриваться не будет). · Plot (Графика) -- графика -- включает или отключает изображение на данном слое при печати чертежа. По умолчанию текущим является нулевой слой. Для установки другого слоя в качестве текущего нужно вначале щелкнуть мышью на имени этого слоя, а затем на кнопке Current (Текущий) диалогового окна. Для удаления слоя нужно выбрать его имя и щелкнуть на кнопке Delete (Удалить). В AutoCAD 2000, по сравнению с предыдущей версией, можно изменять свойства объекта или группы объектов в диалоговом окне Properties (Свойства). Для этого нужно выделить объект, щелкнуть правой кнопкой мыши по экрану и из контекстного меню выбрать опцию Properties (Свойства). 2. Методика создания чертежа в системе AutoCAD 2.1 Преобразование элементов чертежа Так как в процессе выполнения чертежа ни один конструктор не может обойтись без его корректировки, в системе AutoCAD предусмотрены команды редактирования. Кроме редактирования готовых изображений, некоторые процедуры редактирования являются частью процесса построения чертежа, например копирование объекта вместо его повторного вычерчивания или использование зеркального отображения части объекта вместо полного его построения. Чтобы отредактировать объект, его необходимо выбрать. Для одних команд редактирования (стирание, копирование, перенос, поворот, зеркальное отображение, создание массива) можно вначале выбрать объект или несколько объектов, после чего вызвать команду, или наоборот, сначала вызвать команду редактирования, а затем выбирать объекты. При этом для других команд (удлинение, обрезание, разрывание, подобие, создание фасок и скруглений) выбор объектов можно производить только после вызова команды в ответ на приглашение Select objects; (Выберите объекты). Для одновременного выбора группы объектов в AutoCAD предусмотрены различные способы. Всего существует 16 опций запроса Select objects: (Выберите объекты): команд редактирования. Наиболее часто используются: · Window (Рамка) -- определяет область выбора объектов при указании двух углов рамки прямоугольника по диагонали, при всём этом будут выбраны те объекты, которые полностью попали в рамку. · Crossing (Пересечение) -- определяет секущую рамку при указании двух углов по диагонали, при всём этом будут выбраны и те объекты, которые полностью попа-ли в рамку, и те, которые попали в рамку частично. · ALL (Все) -- выбирает все объекты чертежа. Для задания опции выбора объектов нужно ввести прописные буквы ее названия в ответ на приглашение команды Select objects: (Выберите объекты:). Например, для выбора всех объектов нужно ввести с клавиатуры ALL, а для выбора объектов пересечением -- С. При этом нужно учесть, что AutoCAD не различает прописные и строчные буквы в ответах на запросы команды, то есть вместо ALL можно ввести all и т.п. Для выбора объектов рамкой можно не вводить опцию с клавиатуры, а сразу же определить область рамкой при помощи мыши. Можно комбинировать опции в пределах одной команды, так как приглашение Select objects: (Выберите объекты): повторяется до тех пор, пока не будет нажата клавиша Enter. Практически все команды редактирования находятся в меню Modify (Изменить), а их пиктограммы -- на панели инструментов с таким же названием. Для вызова команды редактирования нужно щелкнуть мышью по соответствующей пиктограмме панели инструментов Modify (Изменение). Команды копирования и изменения местоположения объектов позволяет переносить объекты, поворачивать их, копировать с переносом и зеркальным отображением, копировать объекты с упорядочением их в определенные структуры (массивы), создавать себе подобные, не меняя при всём этом размеры и форму самих объектов. · Команда Сору (Копировать) Команда Сору (Копировать) позволяет копировать созданный объект или группу объектов. После вызова команды на экране появляется квадратик прицела для выбора объектов, а в командной строке сообщение: Command: copy (Команда: копировать) Select objects: (Выберите объекты) После окончания выбора объектов нужно нажать на клавишу Enter или щелкнуть правой кнопкой мыши экрану, подтверждая окончание выбора. В результате появится следующий запрос команды: Specify base point or displacement, or [Multiple]: (Определите базовую точку или перемещение или [Несколько]:) Следует указать точку, относительно которой предполагается копирование объектов (рекомендуется выбирать характерную точку чертежа, например точку пересечения осей). При выборе точки рекомендуется использовать соответствующую объектную привязку. После ввода базовой точки в командной строке появится второй запрос: Specify second point or displacement, or Перемещать объект при копировании можно двумя способами -- по базовой точке или по вектору (перемещение). Для того чтобы копировать объекты по базовой точке, нужно в ответ на этот запрос указать нужную точку на экране. Для смещения выбранных объектов по вектору нужно ввести координаты смещения относительно первой базовой точки, например: Specify second point or displacement, or Для многократного повторения операции копирования нужно выбрать строчку Multiple (Несколько) из контекстного меню или напечатать М в ответ на первый запрос команды: Specify base point or displacement, or [Multiple]: M Enter (Определите базовую точку или перемещение или [Несколько]: М Enter) В ответ на второй запрос системы Specify base point: (Определите базовую точку): нужно ввести базовую точку для многократного копирования. Далее вводится местоположение копий объектов. Каждое положение определяется относительно первой базовой точки. После получения требуемого числа копий необходимо нажать Enter. · Команда Mirror (Отражение) Команда Mirror (Отражение) формирует зеркальное отображение объекта. Эта команда часто используется в машиностроительных чертежах. С ее помощью можно получить целую деталь, используя половину или даже четверть построенной детали. После запуска команды и выбора объектов система запрашивает первую и вторую точки оси отражения -- оси симметрии. Вводить можно любые две точки, принадлежащие оси. После ввода точек команда выдаст запрос: Delete source objects [Yes/No] <: (Удаление исходных объектов [Да/Нет] <Н>:) По умолчанию (при нажатии Enter) исходные объекты не удаляются. Для удаления исходных объектов нужно ввести Y. · Команда Offset (Отступ) Команда Offset (Отступ) используется для создания прямолинейных и криволинейных подобных отрезков, смещенных по нормали на фиксированное расстояние. После запуска команда выдаст запрос: Specify offset distance or [Through] < Through >: (Определите величину отступа или [Точка] <Точка>:) Если в ответ на этот запрос ввести величину смещения, то система ответит приглашением: Select object to offset or (Выберите объект для подобия или <выход>) Нужно выбрать один из объектов, щелкнув на нем мышью (в этой команде для выбора нельзя использовать рамку или пересечение). После первого щелчка по объекту появится следующий запрос: Specify point on side to offset: (Определите точку со стороны отступа:) В ответ на этот запрос нужно указать мышью, в какую сторону относительно объекта будет создаваться ему подобный. Если в ответ на первый запрос Specify offset distance or [Through] < Through >: (Определите величину отступа или [Точка] <Точка>:) ввести Through (Точка прохождения), то после выбора объекта команда попросит указать на чертеже точку, через которую будет проходить смещенный объект, Specify Through point: (Определите точку прохождения:). После создания первого подобного объекта команда повторяет запрос: Select object to offset or (Выберите объект для подобия или <выход>) В ответ на приглашение можно продолжить создавать подобные объекты или нажать Enter для выхода из команды. · Команда Array (Массив) Команда Array (Массив) позволяет копировать выбранные объекты и располагать их в форме прямоугольного или кругового массива. После запуска команды и выбора объектов в командной строке появится следующий запрос: Enter the type array [Rectangular/Polar] (Ведите тип массива [Прямоугольный/Круговой] <П>:) Если ввести Rectangular (Прямоугольный), то команда выдаст следующие запросы: Enter the number of rows (--) <1>: (Введите число строк (--) <1>:) Enter the number of columns (III) <1>: (Введите число столбцов (III) <1>:) Enter the distance between or unit cell (--): (Введите расстояние между строками или размер ячейки (--)): В ответ на последний запрос можно задать размер ячейки двумя точками противоположных вершин прямоугольника (рамкой), определив тем самым разрядку строк и столбцов в массиве. Если в ответ на последний запрос ввести число, соответствующее расстоянию между строками, то команда выдаст очередной запрос: Specify the distance between columns (III) <1>: (Определите расстояние между столбцами (III) <1>:) Для построения кругового массива нужно ввести Polar (Круговой) в ответ на запрос команды Enter the type array [Rectangular/Polar] : (Ведите тип массива [Прямоугольный/Круговой] <К>:), после чего последуют очередные запросы: Specify center point of array: (Определите центральную точку массива:) Enter the number of items in the array: (Введите число элементов в массиве:) Specify the angle to fill (+=ccw, -=cw) <360>: (Определите угол заполнения (+=ccw, -=cw) <360>:) На последний запрос нужно ввести значение угла между первым и последним элементами массива относительно центральной точки. По умолчанию вводится угол 360°. Положительное значение угла заполнения соответствует направлению против часовой стрелки, отрицательное значение -- направлению по часовой стрелке. Последний запрос будет таким: Rotate arrayed objects? [Yes/No] При ответе Yes (Да) объекты поворачиваются при копировании относительно своей базовой точки. Для отрезка базовой точкой является одна из конечных точек, для окружности -- центральная точка, для блока -- точка вставки, для группы элементов -- базовая точка последнего выделенного примитива. · Команда Move (Перемещение) Команда Move (Перемещение) обеспечивает перемещение объекта или группы объектов. Процесс переноса объектов похож на процесс копирования. После вызова команды и выбора объектов команда выдает запрос: Specify base point or displacement: (Определите базовую точку или перемещение): После задания базовой точки последует очередной запрос: Specify second point or displacement, or (Определите вторую точку или перемещение или <используйте первую точку для перемещениях) В ответ на запрос нужно задать новое положение базовой точки или вектор перемещения относительно первой базовой точки. · Команда Rotate (Поворот) Команда Rotate (Поворот) позволяет поворачивать объект или набор объектов вокруг базовой точки, определяемой в процессе диалога команды. После вызова команды и выбора объектов команда выдает следующие запросы: Specify base point: (Определите базовую точку:) Specify rotation angle or [Reference]: (Определите угол поворота или [Ссылка]:) В ответ на последний запрос можно указать угол поворота, введя его в командную строку, или выбрать опцию Reference (Ссылка). Опция Reference (Ссылка) определяет угол относительно существующего угла. При этом выдаются следующие запросы: Specify the Reference angle <0>: (Определите ссылаемый угол <0>;) Specify the new angle: (Определите новый угол:) В ответ на первый запрос нужно ввести угол, определяющий текущее положение объекта, а в ответ на второй запрос -- угол, определяющий новое положение объекта. Команды корректировки размеров объектов позволяет изменять размеры объектов, масштабируя их целиком, сжимать или растягивать группы объектов с изменением их формы, менять размер объекта переносом конечной точки (для отрезков). · Команда Scale (Масштаб) Команда Scale (Масштаб) обеспечивает изменение размера существующих объектов. После вызова команды, выбора объектов и задания базовой точки, относительно которой будет происходить масштабирование, команда выдает следующий запрос: Specify scale factor or [Reference]: (Определите коэффициент масштабирования или [Ссылка]:) В ответ нужно ввести число, на которое будут умножаться все размеры выбранных объектов, или выбрать опцию Reference (Ссылка) для определения коэффициента масштабирования с применением существующих объектов. · Команда Stretch (Растянуть) Команда Stretch (Растянуть) позволяет вытягивать или сжимать часть изображения с изменением ее формы, сохраняя при всём этом связь с остальной (неизменной) частью рисунка. После вызова команды в ответ на запрос Select objects: (Выберите объекты) нужно ввести латинскую букву С, после чего выбрать объекты секущей рамкой. На следующий запрос команды нужно указать базовую точку, после чего мышью определить новое положение выбранных (пересеченных и находящихся внутри рамки)объектов. · Команда Lengthen (Удлинить) Команда Lengthen (Удлинить) изменяет (увеличивает или сжимает) угол дуги или ее длину, а также длину незамкнутых линий. После вызова команды появляется запрос: Select an object or [DEIta/Percent/Total/DYnamic]: (Выберите объект или [ДЕльта/Процент/Всего/ДИнамика]:) При указании на объект происходит его измерение. Объект при всём этом не выделяется. Система при указании, например, на отрезок длиной 80 мм выдает сообщение Current length: 80 (Текущая длина: 80), после которого следует повторный запрос: I Select an object or [DEIta/Percent/Total/DYnamic]: (Выберите объект или [ДЕльта/Процент/Всего/ДИнамика]:) В ответ на повторный запрос нужно выбрать одну из предложенных опций команды. Если выбрать, например, опцию Deelta (ДЕльта), то команда выдаст следующий запрос: Enter delta ength or [Angle] <0>: (Введите приращение длины или [Угол] <0>:) В ответ нужно ввести число, на которое увеличится длина отрезка, указанного в следующим запросе: Select an object to change or [Undo]: (Выберите объект для изменения или [Отмена]:) Далее система повторит последний запрос, поэтому можно использовать те же установки длины при выборе других объектов. Если изменению подвергалась дуга, то нужно выбрать опцию Angle (Угол), после чего ввести величину угла и далее указать на объект. Опция Undo (Отмена) отменяет последнее изменение. Остальные опции команды позволяют: задавать процент от существующих длины или угла -- опция Percent (Процент); задавать полную длину или угол -- опция Total (Всего); динамически изменять длину или угол -- опция DYnamic (ДИнамика). · Команда Trim (Обрезать) Команда Trim (Обрезать) позволяет стереть часть объекта точно по режущей кромке. Режущей кромкой могут служить все рассмотренные вы примитивы, а также штриховка и текст. После запуска команды в ответ на запрос Select objects: (Выберите объекты:) нужно выбрать объекты -- режущие кромки. После этого последует запрос: Select object to trim or [Project/Edge/Undo/]: (Выберите объект, который нужно обрезать, или [Проекция/Кромка/Отмена]:) В ответ на запрос нужно указать ту часть объекта, которая должна быть удалена. Выбор объекта должен быть прямым, то есть без использования рамки выбора. Каждый раз после обрезания объекта система повторяет последний запрос. Для выхода из команды нужно нажать на клавишу Enter или щелкнуть правой кнопкой мыши на экране. Существующие в команде опции реализуют следующие режимы: режим отсечения объектов в трехмерном пространстве -- опция Project (Проекция); режим отсечения объекта по воображаемому пересечению с режущей кромкой -- опция Edge (Кромка); режим отмены последнего изменения -- опция Undo (Отмена). В случае, если выбранный объект не может быть обрезан (штриховка или мультилиния) или он не пересекает режущих кромок (параллелен режущей кромке), система выдает соответствующее сообщение. · Команда Extend (Продолжить) Команда Extend (Продолжить) удлиняет объекты (последовательно по одному) до указанной граничной кромки. В качестве граничной кромки может быть, отрезок, дуга или полилиния. Структура этой команды повторяет структуру команды Trim (Обрезать). В процессе диалога вначале выбираются те объекты, которые являются граничными кромками, а затем те, которые удлиняются. Удлиняемые объекты выбираются указанием той части, которая удлиняется, причем выбор должен быть прямым (без использования рамки выбора). Команды конструирования объектов позволяет вносить конструктивные изменения в объект: создавать фаски и сопряжения, разрывать объекты. · Команда Break (Разрыв) Команда Break (Разрыв) позволяет осуществить разрыв объекта на части без стирания или со стиранием части примитива (линии, полилинии, сплайн, дуги, окружности). После запуска команды и выбора объекта появляется следующий запрос: Specify second break point or [First point]: (Определите вторую точку или [Первая точка]:) В ответ на этот запрос нужно указать вторую точку на объекте при помощи мыши. Первой точкой разрыва по умолчанию является точка, в которой находился прицел мыши при выборе объекта (выбор должен быть прямым). Если в качестве первой точки должна быть другая точка, то нужно в ответ на первый запрос выбрать опцию First point (Первая точка), после чего вновь последует запрос о выборе второй точки Specify second break point: (Определите вторую точку). В результате происходит стирание части объекта между первой и второй точками. · Команда Chamfer (Фаска) Команда Chamfer (Фаска) создает фаски на углах, образованных двумя пересекающимися прямыми. По умолчанию команда срезает угол и строит новый отрезок (фаску) по линии среза. При этом концы фаски определяются или длиной катетов фаски, или длиной одного катета и углом наклона фаски к первой выбранной прямой. После запуска команда выдает сообщение о размерах катетов фаски, которые были установлены ранее, например Current chamfer Distl = 10, Dist2 = 10 (Текущая фаска Катет1 = 10, Катет2 =10), и формирует запрос: Select first line or [Polyline/Distance/Angle/Trim/Method]: (Выберите первую прямую или [Полилиния/Катет/Угол/Обрежь/Метод]:) Если установленные ранее значения катетов фаски подходят для ее формирования, то нужно выбрать одну из прямых, а затем на очередной запрос Select second line: (Введите вторую линию) указать на вторую. В результате сформируется фаска, которая подрежет первую и вторую выбранные прямые на 10 мм. Как правило, создание фаски происходит в два этапа: 1. При первом запуске команды устанавливаются требуемые параметры фаски. В ответ на первый запрос выбирается одна из двух опций: опция Distance (Катет) -- для формирования фаски по двум катетам или опция Angle (Угол) --для формирования фаски по катету и углу. После ввода опции Distance (Катет) поочередно будут появляться следующие запросы: Specify first chamfer distance <10>: (Определите длину первого катета фаски <10>:) Specify second chamfer distance <10>: (Определите длину второго катета фаски <10>:) В ответ на эти запросы нужно ввести требуемые значения катетов, например 5 и 10, после чего автоматически произойдет выход из команды, а в командной строке появится приглашение Command: (Команда). 2. При повторном запуске команда Chamfer (Фаска) формирует сообщение Current chamfer Distl = 5, Dist2 = 10 (Текущая фаска Катет1 = 5, Катет2 =10) и выдает запрос о выборе объектов. В результате сформируется фаска, которая подрежет первую выбранную прямую на 5 мм, а вторую -- на 10 мм. Если для формирования фаски выбрана опция Angle (Угол), то команда будет поочередно выдавать следующие запросы: Specify chamfer length on the first line <20>: (Определите длину катета фаски для первой линии <20>:) Specify chamfer angle on the first line <0>: (Определите угол фаски относительно первой линии <0>:) После установки требуемых параметров фаски система выдаст приглашение на ввод команды. При повторном запуске команда сформирует сообщение об установленных параметрах, например Current chamfer Length = 5, Angle = 30 (Текущая фаска Катет = 5, Угол = 30), и вновь выдаст запрос о выборе объектов. Если требуется сохранить исходные отрезки после создания фаски, нужно вначале выбрать опцию Trim (Обрежь), установив в ней значение No Trim (He обрезать), а только затем приступить к созданию фаски. · Команда Fillet (Округление) Команда Fillet (Скругление) осуществляет сопряжение двух отрезков, дуг, окружностей или линейных сегментов полилинии. Процесс сопряжения аналогичен процессу создания фаски. При первом запуске команды устанавливается нужный радиус сопряжения, а при повторном запуске выбираются два сопрягаемых объекта. Для установки радиуса нужно в ответ на первый запрос команды Select first object or [Polyline /Radius/Trim]: (Выберите первый объект или [Полилиния/Радиус/Обрежь]) выбрать опцию Radius (Радиус), после чего ввести требуемое число. Манипулировать объектами можно не только при помощи команд редактирования. Начиная с 14-й версии, в системе AutoCAD появился новый способ редактирования примитивов -- с помощью ручек. Ручки -- маленькие квадратики, которые появляются в определяющих точках объекта при его выборе. Например, при выборе отрезка появляются его конечные и средняя точки, а при выборе окружности -- центр и точки четвертей окружности. Если щелкнуть на самой ручке, то она становится активной и ее можно использовать для преобразования объекта. Активная ручка выделяется красным цветом (на рисунке -- черным). Если щелкнуть по активной ручке еще раз, то она примет первонач. Щелчком правой кнопкой мыши по экрану после активизации какой-нибудь ручки можно получить контекстное меню с опциями, допустимыми для операций с ручками. Штриховка используется в чертежах самого различного типа. В машиностроительных чертежах штриховка применяется для обозначения материала деталей при выполнении их разрезов и сечений. При штриховании заполняются области, ограниченные замкнутым контуром, состоящим из отрезков, дуг окружностей и т.д. Для штриховки характерны два свойства: · штриховка является блоком (более подробно блоки будут описаны в разделе «Вставка в чертеж повторяющихся фрагментов»); · штриховка бывает связанной с объектом (ассоциативная), то есть при изменении объекта она автоматически подгоняется под его форму, и несвязанной (не ассоциативной). Для создания штриховки нужно щелкнуть по пиктограмме Hatch (Штриховка) панели инструментов Draw (Черчение) или вызвать команду из выпадающего меню с таким же именем. Определить область для штриховки можно двумя способами: или указать точку внутри области (щелкнуть мышью), или выбрать объекты, которые ограничивают область. В первом случае нужно нажать кнопку Pick Points (Выбрать точки), а во втором -- кнопку Select objects (Выделить объекты). Для создания нескольких контуров нужно после указания кнопки Pick Points (Выбрать точки) выбрать несколько внутренних точек, принадлежащих разным областям. Закладка Advanced (Улучшенный) открывает окно, опции которого позволяют задавать дополнительные способы выбора контура штриховки и устанавливать стили штриховки. Удаляется штриховка так же, как и любой другой примитив. Для ее выбора достаточно щелкнуть мышью на экране в любой точке заштрихованной области. Имеющуюся уже на чертеже штриховку можно редактировать. Для редактирования штриховки нужно выбрать из выпадающего меню Properties (Свойства) опцию Hatch (Штриховка). После выбора штриховки на экране появляется диалоговое окно Boundary Hatch (Штриховка), в котором устанавливаются новые требуемые параметры. Нанесение размеров является одним из в наибольшей меретрудоемких этапов в процессе создания чертежа. Система AutoCAD позволяет автоматизировать следующие операции: · нанесение размера, то есть автоматическое построение всех элементов (выносных и размерных линий, стрелок, размерного текста, полочек) в зависимости от типа размера; · простановку последовательности связанных размеров: цепочки размеров и размеров от базовой линии. В AutoCAD 2000 появилась возможность автоматизировать нанесение различных групп размеров, используя новый инструмент -- Quick Dimension (Быстрый размер). В новой версии значительно упростился процесс редактирования, создания и управления размерными стилями при использовании нового диалогового окна -- Dimension Style Manager (Менеджер стилей размеров), а при использовании контекстного меню появилась возможность быстрого редактирования уже поставленного размера. Размер обладает теми же свойствами, что и штриховка, а именно: размер является блоком и ассоциативен, то есть изменяется при изменении формы детали. Команды отрисовки размеров вызываются из выпадающего меню Dimension (Размер) или при помощи пиктограмм соответствующей панели инструментов Dimension (Размеры). Команды отрисовки отдельных размеров: · Инструмент Linear Dimension (Линейный) позволяет создать горизонтальный, вертикальный или повернутый размер. Размер можно задавать двумя способами: последовательно указать точки начала выносных линий, после чего указать точку расположения размерной линии; выбрать объект (начальные точки выносных линий в этом случае определятся автоматически), а затем указать точку расположения размерной линии. Если после запуска команды на запрос Specify first extension line origin or (Определите начало первой выносной линии размера или <выберите объект>) указать на начало первой выносной линии, то далее последует запрос о начале второй выносной линии Specify second extension line origin: (Определите начало первой выносной линии размера). После введения начальной точки второй выносной линии появится приглашение Specify dimension line location or [MText/Text/Angle/Horizontal/Vertical/Rotated]: (Определите положение линии размера или [МТекст/Текст/Угол/Горизонтальный/Вертикальный/Повернутый]:).В ответ нужно указать на экране точку, через которую будет проходить размерная линия, или выбрать для внесения изменений одну из перечисленных опций: в текст размера -- опции MText (МТекст), Text (Текст), Angle (Угол); в расположение размерной линии -- опции Horizontal (Горизонтальный), Vertical (Вертикальный), Rotated (Повернутый). Если требуется изменить, например, текст размера, то нужно выбрать опцию Text (Текст) и на запрос Enter Dimension text <20, 26>: (Введите текст размера <20, 26>) ввести текст с клавиатуры. Для введения в текст размера символов нужно набрать с клавиатуры до или после размера следующие коды:%%с -- для нанесения знака диаметра; 0>0>20>20>10>10>10>10>0>0>0>0>360>360>1>1>1>1>1>1>1>1> |