Основы операторского мастерства и видеосъемки. Программа дисциплины (Стандарт пддс) Екатеринбург 2010 у тверждаю Декан факультета связей с общественностью и рекламы
Скачать 201.5 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А.М. Горького» Факультет связей с общественностью и рекламы Кафедра интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга ОСНОВЫ ОПЕРАТОРСКОГО МАСТЕРСТВА И ВИДЕОСЪЕМКИ_____________________________________________________________________________ Программа дисциплины(Стандарт ПД-ДС) Екатеринбург 2010 Утверждаю Декан факультета связей с общественностью и рекламы __________________ С.А. Болышева (подпись) (ФИО) _________ (дата) Программа дисциплины «Основы операторского мастерства и видеосемки» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности Реклама, 032401, по циклу «Дисциплин специализации» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Семестр VIII Общая трудоёмкость дисциплины 70 часа. В том числе: Лекций _____17________________ Семинаров____17_______________ Лабораторных работ_____-_______ Контрольные мероприятия: Рефераты____-___________ Коллоквиумы___-________ Контрольные работы 1 Другие (Аналитическая работа)_3__ Составитель: Стасюк Алексей Валерьевич, кафедра интегрированных массовых коммуникаций и брендинга, Уральский государственный университет. Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией факультета связей с общественностью и рекламы Протокол заседания №_5_от ___26 июня 2010 г.__ © Уральский государственный университет, 2010 © Стасюк А.В., составление, 2010 I. Введение
Основной целью дисциплины является обеспечение подготовки специалистов по рекламе через изучение теории и практики операторского мастерства и видеосъемки. 2. Задачи дисциплины.
3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования. Главной задачей курса является овладение приемами и методиками, необходимыми при создании визуальной концепции фильма на основе творческого замысла режиссера. Студенты должны научиться трансформировать реальную действительность и литературные образы в пластические экранные образы. В процессе обучения, студенты должны освоить приёмы владения главным инструментом своей будущей профессии – кино- видео- или фото-камерой. Важной частью курса является освоение методик работы на учебных и реальных съемочных площадках. Требования к начальной подготовке: знание ПК на начальном уровне или уровне продвинутого пользователя, умение обращаться с бытовой видеокамерой или цифровым фотоаппаратом, иметь представление о нелинейном монтаже видео. 4.Требования к уровню освоения содержания курса.
5. Методическая новизна курса. Курс содержит информацию о специфике основ операторского мастерства и видеосъемки. Теоретический материал курса поэтапно закрепляется в процессе выполнения практических работ по основам операторского мастерства и видеосъемки. II. Содержание курса 1. Темы и разделы курса, их краткое содержание. Раздел I.Теоретические основы операторского мастерства и видеосъемки. Тема 1.Основы композиции кинокадра. Классические законы композиции. Виды композиций кинокадра. Приемы выразительности при построении кадра. Тема 2.Понятие крупности плана при съемке кино- видео- кадра. Использование перспективы и ее виды. Влияние перспективы на выразительность. Зависимость перспективы от параметров оптики съемочного аппарата. Построение глубинных мизансцен. Тема 3. Пропорции в кадре. Теория «золотого сечения» в кино. Замкнутые и разомкнутые композиции. Диагональ и ритм в кадре. Один или два центра внимания в картинной плоскости. Работа оператора над построением композиции. Тема 4.Отличие статической композиции от динамической. Виды съемки с движения. Динамическое панорамирование. Внутрикадровый монтаж. Эффектные приемы съемок. Ракурс. Грамотное использование ракурса. Значение переднего плана для глубинной композиции. Тема 5.Основы киноосвещения. Основные виды света на съемочной площадке. Светотеневое и светотональное освещение. Эффектное освещение. Искусственное и естественное освещение. Тема 6.Виды приборов освещения для кино- видео- съемок. Использование дополнительного оборудования для освещения съемочных сцен на натуре и в павильоне или интерьере. Шторки, каше, отражатели, затенители, маскирующие элементы. Тема 7.Введение в теорию цвета применительно к кино- видео- съемкам. Понятие цветовой температуры. Примеры цветовых температур различных источников света. Способы компенсации цветовой температуры различных источников света. Понятие баланса белого и черного цветов. Тема 8.Спектральный состав света. Цветовой круг по теории Пятницкого. Способы смешения цветов. Законы смешения цветов в практическом применении. Цветное киноосвещение. Колорит кадра и колорит фильма. Цветные светофильтры для оптики и источников света. Раздел II.Техника и технология операторского мастерства и видеосъемки. Тема 9.Устройство съемочного аппарата. Зеркальные и «слепые» камеры. Оптические системы фото- и видео- камер. Устройство объектива съемочного аппарата. Фокусное расстояние, светосила. Светофильтры и другие оптические насадки. Тема 10.Технические требования к качеству кино- видео- кадра. Понятие фотографической экспозиции. Понятие фотографической широты. Контроль за техническими параметрами кадра. Способы управления экспозицией другими параметрами кадра. Понятие глубины резкости в кадре, способы управления глубиной резкости. Тема 11.Операторская техника, используемая для повышения выразительности кадра. Операторская тележка, операторский кран, стэдикам, операторский автомобиль. Приспособления для крепления камеры к движущимся объектам. Тема 12.Съемка с рук. Приемы стабилизации кадра при съемке с рук. Использование подручных средств при съемке с рук. Практический тренинг стабилизации кадра для съемки с рук. Тема 13.Специальные виды съемок. Подводная фото- видео- съемка. Съемка в плохих климатических условиях. Покадровая и рапидная кино- видео- съемка. Их особенности. Тема 14. Композиция кино- видео- кадра. Построение различных композиций для статичных или динамичных сцен. Выбор крупности плана для решения той или иной задачи. Практическое использование линейной и тональной перспективы при съемке. Тема 15. Киноосвещение в павильоне и на натуре. Построение схем света для светотонального и светотеневого решения композиции кадра. Практическое применение эффектного освещения для портретных съемок человека. Практическое использование отражательных подсветок в съемочном павильоне. Практическое использование естественного освещения для кино- видео- съемок. Практическое использование отражательных подсветок на натуре и в условиях интерьера при естественном освещении. Тема 16.Принципы «виртуального» монтажа при съемках. Разбивка монтажной сцены по крупности планов. Съемка монтажной сцены по направлению движения основного объекта. Съемка диалога с учетом линии взаимодействия. Съемка группы людей с учетом трех и более линий взаимодействия. Тема 17. Принципы монтажа при съемках. Разбивка монтажной сцены по крупности планов. Практическая съемка монтажной сцены по направлению движения основного объекта. Съемка диалога с учетом линии взаимодействия. Съемка группы людей с учетом трех и более линий взаимодействия. 2. Темы семинарских занятий. Тема 1.Основы композиции кинокадра. Тема 2.Понятие крупности плана при съемке кино- видео- кадра. Тема 3. Пропорции в кадре. Тема 4.Отличие статической композиции от динамической. Тема 5.Основы киноосвещения. Тема 6.Виды приборов освещения для кино- видео- съемок. Тема 7.Введение в теорию цвета применительно к кино- видео- съемкам. Тема 8.Спектральный состав света. Тема 9.Устройство съемочного аппарата. Тема 10.Технические требования к качеству кино- видео- кадра. Тема 11.Операторская техника, используемая для повышения выразительности кадра. Тема 12.Съемка с рук. Тема 13.Специальные виды съемок. Тема 14. Композиция кино- видео- кадра. Тема 15. Киноосвещение в павильоне и на натуре. Тема 16.Принципы «виртуального» монтажа при съемках. Тема 17. Принципы монтажа при съемках. 3. Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.1.Теоретические основы операторского мастерства и видеосъемки.
5. Примерный перечень вопросов к зачету.
III. Распределение часов курса по темам и видам работ Для студентов очной формы обучения.
Для студентов заочной формы обучения (5,5 лет, сем. - VIII).
Для студентов заочной формы обучения (3,5 лет, сем. - VI).
IV. Форма итогового контроля Зачет.V. Учебно-методическое обеспечение курсаРекомендуемая литература. Основная литература
Дополнительная литература1. К. Андердал. «Adobe Premiere Pro для «чайников». – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. 2. Иллюстрированный энциклопедический словарь (малый). – Москва, Научное общество «Большая Российская энциклопедия», 2005. 3. Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. «Телевизионная журналистика»: учебник. – М.: Наука, 2005. 4. С.А. Луций. «Изучаем Photoshop». – СПб.: Питер, 2003. 5. Д. Мастери. «Секреты анимации персонажей». – СПб.: Питер, 2002. 6. Программа Л.М. Баженовой. «Азбука кино» – Москва. Просвещение 2007. 7. Ю.Я. Мартыненко. «Документальное искусство. – Знание,1979. 8. С.И. Ожегов. «Словарь русского языка». – Москва. «Русский язык», 1998. 9. А.М. Столяров «Ваш первый видеофильм. – М.:НТ Пресс, 2006. 10. Э. Уотролл, Н. Гербер. «Эффективная работа: Flash MX. – СПб. Питер; Киев: Издательская группа BHV, 2005. 11. В.Л. Цвик. «Реклама как вид журналистики»: учебное пособие. – Москва, 2001. 12. Е.А. Яворский «Видео на персональном компьютере». Самоучитель. – СПб.: Питер, 2005. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Дисциплина: ОСНОВЫ ОПЕРАТОРСКОГО МАСТЕРСТВА И ВИДЕОСЪЕМКИ Часов в семестре: 70 Вид занятий: лекции, практические, самостоятельная работа студента
Согласовано ___________ Сердюк Ю.В. «____» __________ 2011 г. Лист № 1 изменений рабочей программы дисциплины «ОСНОВЫ ОПЕРАТОРСКОГО МАСТЕРСТВА И ВИДЕОСЪЕМКИ», для рабочей программы, утвержденной «26» июня 2010 г.
ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
1. Рекомендуемая литература - основная литература
- дополнительная литература
Председатель методической комиссии факультета связей с общественностью и рекламы С.А. Болышева «26» июня 2011 г. Заведующий кафедрой ИМК и брендинга Г.А. Савчук «10» мая 2011 г. Одобрено на заседании кафедры «10» мая 2011 г. Протокол № 9 Согласовано ___________ Сердюк Ю.В. «____» __________ 2012 г. Лист № 2 изменений рабочей программы дисциплины «ОСНОВЫ ОПЕРАТОРСКОГО МАСТЕРСТВА И ВИДЕОСЪЕМКИ», для рабочей программы, утвержденной «26» июня 2010 г. Учебный план № 070801.65
1. Рекомендуемая литература - основная литература.
- дополнительная литература.
Председатель Учебно-методического совета института государственного управления и предпринимательства Л.Н. Попова «14» мая 2012 г. Заведующий кафедрой ИМК и брендинга Г.А. Савчук «21» марта 2012 г. Одобрено на заседании кафедры «21» марта 2012 г. Протокол № 3 |