Главная страница
Навигация по странице:

  • Практическое занятие 4 Выполнил: Обучающийся Ковальчук Вероника Александровна Преподаватель: Половая Нелли Павловна Задание №1

  • Название программы, автор Класс Название сказок Классификация

  • Детская литература с практикумом. Практическая работа №4. Программа для 1 В. А. Осеева. Волшебное Уверенное чтение по начальной школы Планета знаний разработана командой заслуженных педагогов России в начале 2000х годов. Проект курировала глава отдела начального образования


    Скачать 0.74 Mb.
    НазваниеПрограмма для 1 В. А. Осеева. Волшебное Уверенное чтение по начальной школы Планета знаний разработана командой заслуженных педагогов России в начале 2000х годов. Проект курировала глава отдела начального образования
    АнкорДетская литература с практикумом
    Дата24.05.2022
    Размер0.74 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПрактическая работа №4.pdf
    ТипПрограмма
    #546990

    Автономная некоммерческая профессиональная образовательная
    организация "Национальный социально-педагогический колледж"
    Пермь - 2022
    Программа среднего профессионального образования
    44.02.02 Преподавание в начальных классах
    Дисциплина: Детская литература с практикумом по выразительному чтению
    Практическое занятие 4
    Выполнил:
    Обучающийся Ковальчук Вероника Александровна
    Преподаватель:
    Половая Нелли Павловна

    Задание №1
    Название
    программы, автор
    Класс
    Название сказок
    Классификация
    1. Разработана ОП
    «Школа 2100» авторами:
    Амонашвили Ш.А.,
    Леонтьевым А.А.,
    Бондыревой
    С.К.,Ладыженской
    Т. А., Бунеевым Р.
    Н., Бунеевой Е. В.,
    Горячевым А. В.,
    Вахрушевым А. А.,
    Даниловым Д. Д.,
    Мельниковой Е. Л. и другими.
    Научный руководитель программы c 1990 по август 2004 года
    –академик А. А.
    Леонтьев, с сентября 2004 года
    -академик Д.И.
    Фельдштейн.
    1
    Е.Чарушин «Рассказы про
    Томку»
    Л.Н.Толстой Рассказы для детей.
    С классификацией народных сказок, среди литературных сказок могут быть выделены сказки о животных, волшебные, бытовые, авантюрные сказки, по пафосу – героические, лирические, юмористические, сатирические, философские, психологические; по близости к другим литературным жанрам
    – сказки-новеллы, сказки-повести, сказки-притчи, сказки-пьесы, сказки- пародии, научно- фантастические сказки, сказки абсурда.
    2
    Ф.Н.Глинка «Москва».
    Л.Пантелеев «Новенькая»,
    «Фенька».
    3
    Садко. Былина.
    Василиса Прекрасная.
    Русская народная сказка.
    4
    А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка».
    Ж.Верн «Таинственный остров».
    2. Программа для
    1
    В.А. Осеева. «Волшебное
    Уверенное чтение по
    начальной школы
    «Планета знаний» разработана командой заслуженных педагогов России в начале 2000-х годов. Проект курировала глава отдела начального образования
    Министерства образования РФ
    Ирина Анатольевна
    Петрова.
    Программа соответствует
    Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) слово», «Сыновья». ролям, выразительное, с правильной тональностью речи
    Последовательный пересказ с использованием сказочной лексики
    Выявление главной мысли сказки, выражение ее своими словами Нахождение ключевых слов, самостоятельное составление плана
    Составление словесных иллюстраций Знание художественных особенностей народных сказок, отличия от авторских, их лексику, композицию Умение делать выводы
    Высказывание собственного отношения к героям и событиям
    Нахождение в тексте
    2
    К.Г. Паустовский.
    «Стальное колечко».
    В.Ю. Драгунский.
    «Денискины рассказы».
    3
    Б.С.Житков «Рассказы о животных», «Что бывало»,
    «Морские истории», «Как я ловил человечков»,
    «Помощь идет»
    Катаев В. «Цветик- семицветик».
    4
    Р. Киплинга «Отчего у верблюда горб?»
    Русские народные былины про Илью Муромца,
    Алешу Поповича,
    Добрыню Никитича
    сравнений, метафоры, олицетворения
    Прогнозирование содержания сказки.
    1.1) Сказки данной программы являются сказками, обобщающими разделы:
    «Сказка мудростью богата», «Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности». Русские народные загадки.
    2)
    В соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника начальной школы по литературному чтению по программе «Планета знаний», ученик должен называть, приводить примеры сказок народных и литературных; различать, сравнивать сказки народные и литературные, их виды (бытовые,
    волшебные, о животных).
    Эти требования могут быть выполнены выпускниками начальной школы при условии сформированности достаточного круга чтения.
    2.
    Одними из первых литературных произведений, с которыми знакомится младший школьник, являются сказки, мир которых прекрасен и увлекателен.
    Сказка — самый любимый учащимися начальных классов литературный жанр. Их привлекает занимательный сюжет, яркость образов, выразительность характеров персонажей.
    Работа со сказкой многогранна. У детей обогащается лексический запас, происходит исследовательская работа. Исчезает страх перед обучением в школе.
    К. И. Чуковский писал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий её ребёнок чувствует себя её активным участником и отождествляет себя с теми из её персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу».
    Сказка - богатый терапевтический материал, который может быть использован в нескольких аспектах:
    1.
    Использование сказки, как метафоры (текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, касающиеся личности, личной жизни ребенка);
    2.
    Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа (служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, «хорошо - плохо»);
    3.
    Использование сказки как притчи - нравоучения;
    4.
    Проигрывание эпизодов сказки (дает возможность ребенку почувствовать эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции);
    5.
    Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой).
    Задание №2
    1. Лагин Л. И. «Старик Хоттабыч», 4 класс

    2.
    Данная сказка учит тому, что уважение к старшим, рвение к справедливости могут преодолеть любые чудеса и совершить чудо,без магии. Волшебство помогает, но не может сделать основного, если в человеке нет чувства собственного «я», понимания мира и его проблем, все чудеса меркнут в сравнении с настоящими чувствами, переживаниями, которым нет места в волшебном мире.
    Для дошкольников и учеников начальной школы.
    3.
    Книгу о Старике Хоттабыче я, как и многие прочитала в детстве, и конечно, смотрела фильм. Я уверена, что каждый из нас мечтал об исполнении желаний, мечтал оказаться на месте Владимира Костылькова. И наш главный герой как раз таки получает возможность исполнения желаний, ведь он спас могущественного джина Гассана ибн Хоттаба. В благодарность старичок рад исполнить любое пожелание Вольки, но не всегда чудеса
    Хоттабыча радуют юного пионера. Старик Хоттабыч сначала не может понять как устроена жизнь в СССР, идеалы и взгляды Вольки. И у мальчика появляются богатства, караваны, дворцы, борода, которые ему совершенно не нужны. В книге очень много интересных, комичных ситуаций, которые понравятся любому школьнику, например, история с экзаменом по географии. Мне книга понравилась, потому что дружба, взаимовыручка, справедливость, о которых идет речь в повести важны в любое время.
    4. Эта добрая, местами комичная сказка учит нас: быть смелым и открытым для новых знаний,
    а также учит всегда помогать тем, кто попал в беду, и заступаться за слабых
    5. А. Гайдар «Тимур и его команда»
    Задание №3
    1.Общая характеристика «Сказки о Мертвой царевне»
    Александр Сергеевич Пушкин в сказочной истории о царевне и семи богатырях рассказывает нам о том, как любовь творит чудеса, а внутренняя красота важнее,
    чем внешняя. В этой истории говорится о том как между двумя персонажами происходит ссора. Причём главным зачинщиком конфликта является царица. Из- за того что, от природы царевна была красива внешним видом царица ей очень завидовала. Царица в падчерице видела свою главную соперницу, она мечтала быть самым прекрасным человеком, среди всех людей. Но в своем стремлении быть самым красивой и уничтожением соперницы, она позабыла о таких добродетелях как милосердие, дружелюбие, кротость. В сказке также описывается благородство и преданность. Убегая от мачехи, девушка приходит в дом где живут богатыри и находит дом без хозяев. Когда богатыри вернулись, они понимают кто передними, воспитание выдает происхождение. Она им очень нравится, но царевна любит только Елисея и хранит ему верность.
    2.
    Александр Сергеевич Пушкин написал «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» осенью 1833 года, в селе Болдино. Первая Болдинская осень случилась в 1831 году. А вторая — в 1833. И хотя вторая осень в селе Болдино не стала такой же продуктивной как первая, она принесла более 10 замечательных произведений, в числе которых значится «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». При ее создании Пушкин использовал за основу русскую народную сказку «Волшебное Зеркальце». И сказку немецких авторов братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», написанную в 1812 году.
    Произведение было впервые опубликовано в 1834 году.
    3.
    В "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С.Пушкина из черт фольклорной народной сказки прежде всего присутствует мотив злой мачехи, которая завидует красоте своей юной падчерицы и, не жалея сил, старается сжить девушку со свету. Другой распространённый в фольклоре разных стран сюжет - обращение героя за помощью к стихиям. В данном случае, так поступает отправившийся на поиски невесты королевич Елисей, по очереди вопрошая солнце, месяц, и, наконец, ветер, о том, где находится его суженая.
    4. Главные герои:
    Царевна- дочь короля, красивая девушка с кротким характером
    Царица- мать царевны и первая жена короля, умершая вскоре после рождения дочери
    Царь- отец царевны, женился второй раз
    Мачеха- злая и завистливая женщина, вторая жена Царя, решила погубить царевну
    Королевич Елисей- жених царевны, отважный и добрый
    Семь богатырей- хозяева терема, принявшие царевну, как родную сестру.
    5.
    Основной конфликт в сказке происходит между двумя женщинами –
    царевной и царицей. Причем царица становится его инициатором. Женщина
    завидует прекрасной внешности падчерицы. Она видит в ее лице главную конкурентку. Царица мечтает стать первой красавицей среди других людей, хотя так же обладает замечательными внешними данными.
    6.
    В своем произведении "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" А.С.
    Пушкин писал о том, что злой человек, даже очень могущественный, будет повержен, а добрый человек все равно победит. Злая и завистливая Царица пыталась избавиться от падчерицы, но этого ей не удалось сделать. Царевна была хорошей, доброй и работящей, поэтому ей все помогали, а в конце королевич
    Елисей ее отыскал и спас.
    Идея произведения состоит в том, что внешняя красота без красоты души - ничто.
    Любовь и доброта сильнее любого зла, поэтому зло будет наказано, а добро победит.
    Задание №4
    1. «Детство» написано Толстым в самом начале его творческого пути.
    Несмотря на то, что в дальнейшем из-под пера писателя-реалиста выходили намного более масштабные произведения, они не заслонили собой первую повесть из знаменитой трилогии.Юный герой, от лица которого ведется повествование – Николенька Иртеньев. В произведении описываются будничные эпизоды из жизни мальчика, потому что автор делает акцент на его внутренних переживаниях, а не на внешней событийности.
    Формирование личности – главная тема «Детства», именно события, произошедшие в раннем возрасте, так или иначе повлияют на будущее человека, на его выбор, нравственные ориентиры. Окружающий мир и взрослые оказывают воздействие на личностный рост взрослеющего ребенка, любой эпизод может стать судьбоносным мотивом для его поведения в будущем. Автор также затрагивает важность семейных отношений, а внутренние монологи героя раскрывают «диалектику его души».
    2. Произведение Толстого “Детство” это одна из трёх частей произведения
    “Детство. Отрочество. Юность”. В данном произведении Толстой описывает отрезок из своего жизненного периода примерно 5-10 лет, в
    который, как мы все прекрасно знаем, нет никаких забот, проблем, или чего-то похожего. Однако для самого Толстого это время было отнюдь ни чем то очень лучезарным и приятным. Толстой с самого детства был приучен всего добиваться сам, всегда учиться, и развивать себя как личность, из-за чего сам он решил целиком и полностью с самого детства, забыв о простых детских забавах и шалостях. В произведение Толстой описывает своё детство просто как череду, каких то кадров, которые он смутно помнит. Он рассказывает о своём учителе, комнате, брате, родителях. В детстве Толстого мало чего волновало из разряда, каких то извечных или сложных вопросов, однако он старался размышлять о том, о чём его сверстники даже думать не могли. Главным героем этой повести является маленький мальчик, которого зовут Николенька Иртеньев. На момент первой главы Николеньке исполнилось целых десять лет. Именно в таком возрасте детей отправляют учиться в лицеи. Буквально через пару недель ребенок должен был отправиться учиться в учебное заведение, но а пока- у него есть немного времени, чтобы насладиться последними летними деньками, а так же последними моментами своей беззаботной, детской жизни.
    3. Образ Николеньки Иртеньева, главного героя первой повести Льва
    Николаевича Толстого «Детство» — это типический образ мальчика из дворянской семьи, главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», десятилетний мальчик из дворянской семьи. Это веселый, добрый и воспитанный мальчик, который растет в любви и заботе. В его воспитании принимают участие не только родители, но и няня Наталья Савишна, и учитель Карл Иванович. Он очень любит своих родителей и гордится ими.
    В его глазах это самые красивые и искренне любящие люди.
    4. Эта философская идея Толстого отделения от родного дома и становление полностью самостоятельным человеком присутствует во многих эпизодах в произведении. Толстой сначала изъявляет своё желание
    быть более свободным и раскрепощённым, затем он покидает отчий дом, дабы учиться в другом месте. Именно в этой части больше всего присутствует идея самостоятельности и самобытности, которая была так необходима в детстве Толстому. Это произведение ценит любить и ценить свою семью, уважать своих родных. Учит всегда думать своей головой, никогда не повторять чужих ошибок. Автор учит читателей ответственности, думать только своей головой. Нужно объективно оценивать весь окружающий мир. Показывает, что люди никогда не должны унижаться, стелиться под кого-то, выполнять чьи-то прихоти, только ради того, чтобы понравится кому-то, завоевать чье-то внимание, дружбу.
    Задание №5
    М. Ю. Лермонтов «Утёс»
    1.В стихотворении М.Ю.Лермонова "Утес" поднята тема человеческих взаимоотношений: любви и расставания, тоски по любимому человеку, ветренности и верности. Природа (утес и тучка) олицетворяют моменты человеческой жизни. Утес олицетворяет одинокого человека, мужчину, жаждущего любви и понимания, одинокую старость. Тучка олицетворяет красивую юную девушку молодость, беспечность, легкость. Пустыня олицетворяет одиночество.
    Главная мысль стихотворения "Утес" Лермонтова: люди одиноки, даже самые счастливые отношения не вечны, счастье мимолетно, жизнь быстротечна.
    Стихотворение «Утес», раскрывая внутренний мир поэта, призывает человека стремиться к достижению внутренней гармонии, умению жить в ладу с самим собой и окружающим миром.
    2.
    «Утес» написан пятистопным хореем, двухсложной стопой с ударением на первом слоге. Лермонтов использовал для написания опоясывающую рифмовку.
    Среди средств художественной выразительности преобладают олицетворения (тучка ночевала и умчалась, утес
    плачет, стоит, задумался). Особую выразительность произведению придают метафоры (по лазури, утес-великан), эпитеты (золотая тучка, весело
    играя, старый утес), перифраз («влажный след» - слеза) и аллитерация звуков
    «р», «л», в». Плавность стихотворения достигается за счет использования ассонанса «о» и «а».
    Задание №6

    1.Одним из главных героев повести Короленко "В дурном обществе" является мальчик Вася. Васе было плохо после смерти матери, отец стал отчужденным, совсем не интересовался жизнью сына. Вася познакомился с другими детьми, с детьми подземелья, сдружился с ними. Вася увидел жизнь других детей, которым приходится очень сложно в жизни, которые видели много горя в жизни. На примере других детей Вася понимает, что отец много сделал для него, что его жизнь не безразлична ему. Валек и Маруся стали его настоящими друзьями. Вася стал серьезным, он понял, что жизнь "не всегда добра", нужно уметь с достоинством принимать тяготы жизни. Дружба положительно повлияла на Васю, он стал ближе к отцу и даже нашёл в себе силы пойти на примирение с отцом.
    2. В подземелье замка всегда было грязно и сыро. Из-за этого девочка стала болеть. Осенью девочке стало хуже, болезнь побеждала ее. Вася пожалел подругу и решил сделать ей подарок. Он попросил на время куклу у сестры и принес больной Марусе. Девочка пришла в восторг, ведь никогда ей не приходилось играть с красивыми куклами. Ей даже стало немного лучше и близкие подумали, что она справится с болезнью. К сожалению, болезнь не отступила. Но приятные моменты, которые подарил Вася, подарив куклу, облегчили страдания ребенка.
    3. Вася не спросил разрешения у отца, чтобы взять куклу и поэтому у него возникли проблемы. Отец узнал о пропаже и стал его допрашивать, сурово глядя в глаза мальчика. Вася не мог рассказать правду, ведь обещал Тыбурцию, что будет молчать о них. Он понимал, что отец может его наказать, но предать друзей он не решился. Проблема прояснилась благодаря приходу самого Тыбурция, который принес куклу обратно. Он рассказал отцу мальчика правду и поблагодарил за добрый поступок сына. Внезапно герой почувствовал на своей голове руку отца. В его глазах больше не было холода и равнодушия. Отец осознал, что Вася растет хорошим человеком. Благодаря кукле отец и сын смогли снова стать родными людьми.
    4. Главным внутренним побуждением писателя в этой литературной работе оказывается то, что безденежье олицетворяет собой весь общественный слой
    проблем, так или иначе тревожащих и психологическую область любой личности.
    Писатель рекомендует заняться преображением мира к хорошему, и начать нужно с себя, демонстрируя сострадание и милосердие. Не быть бесчувственным к трудностям остальных людей, ведь на самом деле это духовная бедность личности.
    Задание №7
    1.Например, в басне И. А. Крылова "Слон и моська" Моська — аллегорическое изображение людей, которые хотят, чтобы их считали кем-то, возможно, важным и великим, но они для этого ничего не делают.
    Таким людям их поступки не важны, главное — это то, что говорят о них окружающие.
    2.
    Анализируемое произведение И.А. Крылова отличается от классической басни тем, что в нем нет чётко выделенной морали. Она скрыта в словах Моськи: «Ай,
    Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!» Под образом слона подразумевается сильный духом человек, величавый, уверенный в себе, которому не страшен «лай» вокруг. Моська – слабый духом человек, который умеет проявлять себя только в скандалах. Но такие Моськи нападают только тогда, когда знают, что другой человек не будет защищаться. Шавка – представитель простых людей.
    Двадцатистрочная басня И.А. Крылова «Слон и Моська» не делится на строфы.
    Строки написаны разностопным ямбом, объединены параллельной и кольцевой рифмовкой. Сюжет развивается последовательно. Экспозиция – рассказ о том, как по улицам водят слона. Завязка – Моська начинает лаять на Слона. Развитие событий – разговор с Шавкой. Ярко выраженной кульминационной точки нет.
    Развязка – мораль, то есть последняя фраза Моськи.
    Художественных средств в басне немного. В тексте есть метафоры («толпы зевак ходили», «духу придает»), эпитеты («большие забияки», «она сильна»). В начале произведения привлекает внимание ассонанс: слова с гласным «о» делают образы зевак более выразительными.
    3.
    Произведение И. А. Крылова актуально во все времена. Его фразы повторяются из поколения в поколение, легко запоминаются, вызывают улыбку. Но главное, являются поучительным уроком, о котором нужно задуматься. Помогая кому-то в нелегком деле, становясь полноправными партнерами, нужно иметь общую цель, общий путь развития и прилагать усилия. Если же каждый будет двигаться по собственной тропе, которую только он считает правильной, то это будет вовсе не коллаборация. Это будет лишь
    несколько совершенно чужих друг другу личностей, которые непонятно зачем волею судьбы оказались вместе.


    написать администратору сайта