Авторская программа для занятий в изостудии. Программа для занятий в изостудии
Скачать 82.5 Kb.
|
Авторская программа для занятий в изостудии http://easyen.ru/load/mkhk_izo/rabochie_programmy/avtorskaja_programma_dlja_zanjatij_v_izostudii/260-1-0-726 рабочая программа ПРОГРАММА ИЗОСТУДИИ «КАЛЕЙДОСКОП» В ТВЕРСКОЙ ГИМНАЗИИ №10 ПЕДАГОГ Д /О Е. А. ФРОЛОВА Пояснительная записка Изостудия «Калейдоскоп» в Тверской гимназии № 10 открывается с целью выявления и развития творческих способностей у учащихся с 1 по 11 классы (с 7 до 17 лет). Так же на обучение принимаются дети дошкольного возраста, которые занимаются в подготовительной группе. Большое внимание уделяется индивидуальным особенностям каждого из приходящих детей. Изостудия включает в себя 3 группы: 1 группа — младший школьный возраст (1-4 классы) 2 группа — средний школьный возраст (5-8 классы) 3 группа — старший школьный возраст (9-11 классы). Для всех трёх групп предусмотрена специальная программа, учитывающая возрастные особенности детей каждой из групп. Занятия в изостудии проводятся днём для всех 3-х групп. Кроме программных тем, педагог предлагает список возможных дополнительных тем по выбору, который вывешивается в кабинете и доступен каждому ребёнку (Например, тема занятия «Сказка по выбору». Если учащийся испытывает затруднение в выборе сказки, то может использовать дополнительный список; если ребёнка по какой-то причине не устраивает предложенная тема, то спасти ситуацию может список дополнительных тем). Через изучение памятников зодчества и произведений живописи — привить интерес и любовь к родному краю, истории искусства; любовь к родной природе прививается рисованием с натуры и по памяти пейзажей, натюрмортов (цветы, плоды родной местности, родного сада и т. д.). Для достижения этих целей организуются экскурсии в древние города области: Торжок, Старицу, а также по городу Твери. Для достижения наилучшего результата в процессе обучения, используются так задания, связанные с копированием произведений великих русских и зарубежных художников, а так же задания связанные с натурной работой. 1. 1. Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей и личностных качеств воспитанников изостудии посредством обучения изобразительному искусству. 1.2. Задачи программы: Развивающая — развивать у учащихся потребность к регулярным занятиям, в результате чего обеспечивается творческий рост детей. — формировать эстетическое и нравственное сознание — развивать в детях творческую фантазию, ассоциативное мышление, воображение, память. А так же развить художественное мышление у детей, содействовать овладению профессиональными навыками: работа разными материалами (гуашью, акварелью, углём, пастелью, тушью и т. д). Обучающая — обучать детей первоначальным основам изобразительного искусства: научить использовать разные техники для достижения наибольшей художественной выразительности (техника монотипии и гравюры на воске и т. д.). Ознакомить детей с творчеством русских и зарубежных художников, с народным творчеством. 1.3. Формы организации занятий: В каждой группе большую роль играют коллективные занятия, которые способствуют объективной самооценке, а так же являются стимулом для достижения новых творческих возможностей. Не смотря на работу в группе, при работе в изостудии имеет место индивидуальный подход к каждому учащемуся. Такой подход к процессу обучения присутствует в работе со всеми возрастными группами. По окончании каждой работы среди учащихся проводится коллективное обсуждение каждого рисунка со стороны учащихся и объяснение всех положительных и отрицательных моментов со стороны педагога. 1.4. Формы и виды представления результата: Работа творческого коллектива направлена на достижение наилучшего результата. Подведение итогов проделанной в изостудии работы проводится несколькими способами: 1 — проведение выставок и конкурсов внутри творческого объединения изостудии, 2 — проведение выставок в гимназии, 3 — участие в городских, областных и всероссийский выставках и конкурсах. 1.5. Работа с родителями: Руководитель изостудии осуществляет постоянную связь с родителями, обучающихся в творческом объединении детей. Это необходимо как для поддержки творческих начинаний ребёнка внутри собственной семьи, так и для достижения наилучших результатов в работе. Родители регулярно знакомятся с творческими успехами и достижениями своих детей. 1. Тема: натюрморт «Осенние листья» Дети сами собирают понравившиеся им листья, одновременно проводится беседа о красоте родной природы; затем занятия проходят в кабинете Д/О. Рисование карандашом с натуры: 1 группа — листья простой формы (ясень, берёза, липа и т. д.) 2 группа — рисование листьев сложной формы (клён, дуб, боярышник и т. д.) в вазе. 3 группа — рисование более сложного натюрморта (листья в вазе, 2-3 драпировки, фрукты). Приветствуется попытка передачи материальности предметов и объёма. Общее цветовое решение: 1 группа: упражнения по переливанию и смешиванию красок, различных цветов: синий-жёлтый; жёлтый-красный; синий-красный и т. д. Затем работа над карандашным рисунком, сделанным ранее. 2 группа: учащиеся ищут цветовые соотношения: ваза, листья, стол, фон. 3 группа: учащиеся ищут более сложные цветовые сочетания. Попытка усложнить цвета рефлексами, светом, тенью, цветовыми сочетаниями. Используемые материалы: гуашь, акварель, бумага. Постепенное завершение работы над натюрмортом «Осенние листья» с учётом свойств используемого материала под руководством педагога. Показ лучших работ. Все упражнения, построения (например, вазы) показываются педагогом на доске, отдельных листах бумаги, в некоторых случаях индивидуально. 2. Тема: «Воспоминание о лете» Проводится беседа с участием детей о проведённом лете. Каждый делится своими впечатлениями, самыми радостными событиями, происшедшими летом, тем самым создаётся эмоционально приподнятое настроение. 1 группа: начиная работу, выполняет упражнения по покрытию поверхности листа аккуратным ровным слоем; затем на основном листе начинает работу карандашом (в отличие от учащихся 2 группы, композиция не содержит сложных элементов, возможно рисование летнего пейзажа). После рисования карандашом, дети начинают работу в цвете и продолжают её и в следующее занятие. 2 группа: делает наброски на дополнительном листе с целью найти лучшую композицию, проводятся консультации по композиции (педагогом). Затем, учащиеся рисуют карандашом выбранную композицию, которая значительно сложнее, чем у учеников 1 группы (включая изображения людей, животных). Завершается работа решением в цвете. При проведении беседы используются репродукции с картин известных художников, например, с картины Т. Яблонской «Утро», «Лето», репр. с картин И. Грабаря и др. 3. Тема: сказка по выбору (к конкурсу, проводимому Обществом книголюбов) Дети рисуют свою любимую сказку или иллюстрацию к сказке, которую прочитали в последнее время. Если ребёнок испытывает затруднение в выборе сказки или в изображении интересной композиции, педагог предлагает свои варианты. Практическая часть работы поэтапно: для 1 и 2 групп нахождение интересной для детей композиции (с учётом возможностей ребят). Если учащимся 1 группы предлагаются композиции, то учащиеся 2 и 3 групп предлагаются включение фигур человека, элементов архитектуры (интерьеров, экстерьеров), предметов быта (если учащийся 1 группы изъявляет желание усложнить композицию, то по согласованию с педагогом это вполне возможно). Цветовое решение предлагается делать соответственно сюжету и развивающимся событиям иллюстрируемой сказки. Используются не только локальные цвета, но и различные замеси. 4. Тема: автопортрет Учащиеся после объяснения педагогом основных законов композиции портрета пропорций человеческого лица, начинают работу с определения места нахождения основного изображения на листе. На следующем этапе, дети начинают карандашом отрисовывать свой образ так, как они его себе представляют (1 группа); с своей фотографии (2 группа); с отражения в зеркале (3 группа). Приступая к цветовому решению, ученики получают разные задания. Так учащиеся 1 и 2 групп делают фон тем цветом или сочетанием цветов, которое им наиболее приятно, симпатично. В отличие от первых двух групп, 3 группа преследует задачи реально передать цвет окружающего их фона среды и собственной одежды. 5. Тема: осенний пейзаж Перед началом работы учащиеся студии вспоминают и рассказывают о том, что самое интересное и красивое происходит осенью. Затем, дети определяют и намечают композицию своей работы. Ученики 1 группы рисуют довольно простую композицию, которая включает в себя рисование линии горизонта и нескольких деревьев с осенними листьями. Так же в композицию могут быть включены изображения грибов. Студийцы 2 группы могут включить в свою композицию изображения людей или архитектуры. Учащиеся 3 группы используют свой опыт предыдущих лет и выстраивают свою работу с его учётом. В свою композицию они обязательно включают изображения и людей и архитектуры. Цветовое решение для всех 3 групп имеет в основном одинаковые задачи: как можно красивее и достовернее передать особенности осенней природы. 6. Тема: мое домашнее животное Проводится беседа о любви к природе и как к части окружающей нас природы — любви к животным. Дети всех 3 групп участвуют в беседе, рассказывают о своих питомцах. Демонстрируются книги художников-анималистов, показываются рисунки и наброски животных, выполненных учащимися прошлых лет, студентами ТХУ им. А. Г. Венецианова. Практическое продолжение работы; 7. Тема: сказка по выбору Рассказывается или читается сказка. Дети обсуждают содержание сказки, выбирают эпизод, который будут иллюстрировать. Все 3 группы ведут работу поэтапно. 3 группа выполняет более сложно построенную композицию. Наглядные пособия: рисунки ребят предыдущих лет. После построения композиции и прорисовки в карандаше, ребята приступают к цветовому решению. По окончании работы проводится просмотр работ внутри группы, и педагог объясняет все общие ошибки, а затем ошибки, допущенные в каждом конкретном рисунке. 8. Тема: пейзаж. Закат (A la prima) Работа выполняется в технике A la prima. Учащиеся всех трёх групп начинают работать сразу красками, показывая самые яркие и впечатляющие моменты такого явления природы, как закат. Педагог в свою очередь предлагает варианты композиции и сюжета. Наиболее удачные, красивые работы по окончании будут вывешены на выставке. 9. Тема: гравюра на воске (чёрно-белая) Гравюра на воске — один из самых доступных по технике исполнения видов графики. Объяснение техники идет параллельно с практическим выполнением работ. Все три подгруппы подготавливают лист для будущей работы (для этого используют свечу или кусочек воска, которым натирают лист; затем этот лист покрывается тушью). Когда лист просохнет, можно по нему процарапать ранее выбранное изображение. Изображаться могут как пейзажи, натюрморты, так и сложные композиции. Таким образом, гравюра на воске обогащает владение всеми жанрами, изученными ранее. 10. Тема: выполнение гравюры на воске (цветная) Гравюра на воске этого типа несколько сложнее по технике исполнения. Лист сначала покрывают цветовыми пятнами, которые примерно соответствуют цветам будущей композиции, т.е. ребенок должен заранее продумать изображение, а потом приступать к подготовке листа. Затем, как и при выполнении черно-белого варианта гравюры, ребенок натирает воском уже подкрашенную бумагу. После просыхания листа процарапывается изображение. По окончании работы рисунки показываются всем студийцам, высказываются мнения детей о проделанной работе. 11. Тема: сказка Ш. Перро «Золушка» Сказка рассказывается детьми (по очереди). Так как эта сказка почти всегда известна большинству детей, все они участвуют в пересказе. На доске показываются отдельные детали возможных композиций. В качестве пособий используются рисунки прошлых лет, книги и т.д. Рассказывая сказку, дети проникаются сочувствием к Золушке, понимают, что ценить в человеке надо доброту, трудолюбие. Практическая работа начинается с обсуждения и набросков композиции. Учащиеся первой группы делают более простую композицию, например: Золушка и Добрая Фея в саду, рядом — тыква, которая скоро станет каретой. Студийцы второй и третьей групп делают более сложные композиции: здесь и упряжка лошадей, везущая Золушку во дворец, сцена бала с множеством фигур и т.п. Цветовое решение по желанию учащихся. 12. Тема: моя комната Работая над этой темой, ребёнку предоставляется возможность изобразить комнату, в которой он живёт – свой маленький мир. Учащимся 1 группы предлагается самый простой вариант решения этой темы: изображение только интерьера и каких-то наиболее ярких и важных его деталей; 2 группы – включают в свой рисунок более точные и проработанные детали интерьера или изображение своего домашнего животного; для учащихся 3 группы задача несколько усложняется: они добавляют в композицию (по возможности) своё изображение. Переходя к цветовому решению работы, учащиеся всех 3 групп придерживаются одной основной задачи: наиболее достоверно передать характер и состояние интерьера. 13. Тема: праздник в моей семье Здесь задача усложняется. К интерьеру прибавляется изображение людей, членов семьи ребёнка в праздник. Сложности в рисовании человека для учащихся 1 группы преодолеваются путём показа более простых ракурсов. При цветовом решении основной задачей становится передача состояния праздника в доме. После построения композиции и прорисовки в карандаше, ребята приступают к цветовому решению. По окончании работы, учащимся представляется возможность оценить свою работу и работы других детей при участии педагога с целью определения, на сколько удачно передано в рисунках состояние праздника. 14. Тема: копия с картины известного художника Довольно сложное задание для учащихся всех трёх групп. Задача этого не простого задания состоит в том, чтобы наиболее точно перерисовать данный образец и постараться передать всё красочное разнообразие в цветовом решении. Учащимся 1 группы для копии предлагается наиболее простая композиция. По окончании, самые удачные работы помещаются на выставки как внутри изостудии или школы, так и на более серьёзных городских выставках. В качестве наглядных пособий при выполнении данного задания используются репродукции и фотографии известных русских художников. 15. Тема: зимний пейзаж (графика) Выполняется с учётом ранее сделанных наблюдений. Учащимися разрабатывается композиция разной степени сложности для разных групп. Наглядными пособиями при данном задании используются рисунки ранних лет, наброски и зарисовки студентов ТХУ и учащимися старшей группы. Сначала ребята определяют наиболее интересную композицию и рисуют её в карандаше. Для 1 и 2 групп графическое решение выполняется чёрной гелевой или шариковой ручкой. Ученики 3 группы могут выполнять это задание в серьёзной профессиональной графической технике — тушью и пером. 16. Тема: зимние игры Проводится беседа о предстоящих каникулах, создается эмоционально приподнятое настроение. Показываются слайды и репродукции с картин известных художников (Суриков «Взятие зимнего городка», Брейгель «Зима»). Наглядными пособиями являются и работы учащихся предыдущих лет, работы студентов ТХУ. Первая группа при выборе композиции может ограничиться рисованием пейзажа с домиками, елками, снеговиками. Вторая и третья группы делают более сложную композицию с фигурами людей и животных. Цветовое решение осуществляется детьми в соответствии с их рисунками. В конце занятий устраивается выставка с обсуждением работ. 17. Тема: праздник масленицы Педагог рассказывает учащимся о русской народной традиции этого праздника и показывает примеры композиций, сделанных ранее на заданную тему. Когда ребята приступают к работе, они сперва выбирают сюжет, затем выстраивают композицию и прорисовывают ее. Ученики 3 группы в создании работы используют ранее приобретенный опыт. Так, например, они иображают участников народного гулянья в традиционных для этого праздника костюмах. Переходя к цветовому решению, которое выполняется гуашью по бумаге, дети не должны забывать, что этот праздник всегда проводится зимой. По окончании данного задания внутри изостудии при участии преподавателя происходит обсуждение всех сделанных работ. Лучшие отправляются на выставку в кабинете или внутри школы. 18. Тема: русская сказка «По щучьему веленью» Сказка рассказывается учащимися и педагогом. Продолжается беседа о добре и зле, начатая на предыдущих занятиях. Дети первого года обучения делают упражнение по смешиванию различных цветов с белилами, видят, какое разнообразие цвета присутствует в изображении как бы белого снега. Затем детям предлагается на доске несколько возможных композиций (с доски изображения после показа стираются), наглядные пособия остаются: это рисунки учащихся прежних лет, книги, пособия, сделанные педагогом или старшими детьми. Работа над выбранной композицией ведется поэтапно в обеих группах (с обсуждением ошибок и художественного интереса сделанного рисунка). Работа гуашью — это завершающий этап работы. Проводится индивидуальная работа с детьми в виде советов и другой вербальной помощи. В конце занятия показываются несколько последних тем, выбираются работы, которые пойдут выставку. 19. Тема: пейзаж «Родная природа» Перед началом работы учащиеся студии вспоминают и рассказывают о том, что самое интересное и красивое происходит осенью. Затем, дети определяют и намечают композицию своей работы. Ученики 1 группы рисуют довольно простую композицию, которая включает в себя рисование линии горизонта и нескольких деревьев с осенними листьями. Так же в композицию могут быть включены изображения грибов. Студийцы 2 группы могут включить в свою композицию изображения людей или архитектуры. Учащиеся 3 группы используют свой опыт предыдущих лет и выстраивают свою работу с его учётом. В свою композицию они обязательно включают изображения и людей и архитектуры. Цветовое решение для всех 3 групп имеет в основном одинаковые задачи: как можно красивее и достовернее передать особенности родной, российской природы. 20. Тема: натюрморт с фруктами Учащимися 1 и 2 групп выполняется чаще всего по воображению или по наброскам ребят 3 группы. Тем же в свою очередь предоставляется возмжность испытать свои силы в рисовании с натуры. После построения композиции и прорисовки в карандаше, ребята приступают к цветовому решению. По окончании работы проводится просмотр работ внутри группы, и педагог объясняет все общие ошибки, а затем ошибки, допущенные в каждом конкретном рисунке. 21. Тема: сказка по выбору Дети рисуют свою любимую сказку или иллюстрацию к сказке, которую прочитали в последнее время. Если ребёнок испытывает затруднение в выборе сказки или в изображении интересной композиции, педагог предлагает свои варианты. Практическая часть работы поэтапно: для 1 и 2 групп нахождение интересной для детей композиции (с учётом возможностей ребят). Если учащимся 1 группы предлагаются композиции, то учащиеся 2 и 3 групп предлагаются включение фигур человека, элементов архитектуры (интерьеров, экстерьеров), предметов быта (если учащийся 1 группы изъявляет желание усложнить композицию, то по согласованию с педагогом это вполне возможно). Цветовое решение предлагается делать соответственно сюжету и развивающимся событиям иллюстрируемой сказки. Используются не только локальные цвета, но и различные замеси. 22. Тема: портрет мамы (бабушки) Данная тема является подготовкой к празднованию Международного женского дня 8 марта. Портреты могут быть нарисованы по памяти или с фотографий. Показываются работы детей, сделанные ранее, объясняется построение головы человека. Студийцы первой группы могут решать свое изображение плоскостно. Студийцы второй и третьей групп могут попробовать решить свою работу свето-теневым способом. Студийцам первого года обучения показываются замесы, при помощи которых можно в цвете решить данную работу. Воспитательная цель данного занятия заключается в научении детей выражать свою любовь к близким людям. Работая над данной темой, дети вспоминают улыбку любимого человека, его общий облик, любимое платье и т.д. Организуется выставка, посвященная празднику. 23. Тема: рисование животных (по выбору) Проводится беседа о любви к природе и как к части окружающей нас природы — любви к животным. Дети всех 3 групп участвуют в беседе, рассказывают о своих питомцах. Демонстрируются книги художников-анималистов, показываются рисунки и наброски животных, выполненных учащимися прошлых лет, студентами ТХУ им. А. Г. Венецианова. Практическое продолжение работы; 1 и 2 группы — рисунки карандашом и гуашью кота и собаки. 3 группа — рисунки карандашом и гуашью лошади, коровы и т. д. 24. Тема: натюрморт с самоваром Показываются репродукции с картин известных художников: Грабаря, Коровина, Сарьяна и т.д. Дети первой группы рисуют цветы по представлению. Студийцы второй и третьей групп делают натюрморт с натуры (на доске показывается построение вазы). Сначала прорабатывается общее решение композиции, общее цветовое решение, затем прорабатываются детали. При работе над этой темой представляется важным достижение детьми эстетического удовольствия. 25. Тема: прогулка с любимым животным. Внутри группы проводится беседа на тему любви к своему домашнему питомцу. Дети рассказывают о характере и привычках своего домашнего животного. Даётся задание, выполняя которое учащиеся должны в своей работе соединить ранее полученные уменья и художественные навыки, так как работа соединяет в себе рисование пейзажа, фигуры человека и животного. После построения композиции и прорисовки в карандаше, ребята приступают к цветовому решению. По окончании работы проводится просмотр работ внутри группы, и педагог объясняет все общие ошибки, а затем ошибки, допущенные в каждом конкретном рисунке. 26. Тема: сказка Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» («Огниво») В начале занятия ребята все вместе вспоминают содержание сказки. Затем каждый ребёнок выбирает для себя наиболее понравившийся и запомнившийся момент в сказке. Приступая к построению композиции, педагог объясняет задачи для каждой группы. После построения композиции и прорисовки в карандаше, ребята приступают к цветовому решению. Цветовое решение должно сочетать в себе как довольно реалистические цветовые сочетания, так и преобретать сказочные элементы цветового восприятия. По окончании работы проводится просмотр работ внутри группы, и педагог объясняет все общие ошибки, а затем ошибки, допущенные в каждом конкретном рисунке. 27. Тема: русский народный узор Ребята знакомятся с различными народными промыслами (Хохлома, Полхов-Майдан, Городец). Наглядные пособия и изделия остаются на протяжении всех часов, отведенных на эту тему. Работа начинается с эскиза, выполненного на листе, затем карандашом на заготовку наносится рисунок (сначала фоны, например, сарафана, платочка, передника), потом маленькими кисточками делаются детали. Каждый ребенок может выбрать стиль, который ему больше нравится (лаком матрешки покрываются педагогом). Эта тема способствует не только получению знаний о народных промыслах, но и привитию любви к этому виду творчества. 28. Тема: русский народный костюм Эта тема способствует не только получению знаний о народном костюме, но и привитию любви к культуре и традициям родного края. Наглядные пособия и изображения русского народного костюма остаются на протяжении всех часов, отведенных на эту тему. Приступая к построению композиции, педагог объясняет задачи для каждой группы. После построения композиции и прорисовки в карандаше, ребята приступают к цветовому решению. Цветовое решение должно содержать в себе довольно реалистические цветовые сочетания. В конце занятий устраивается выставка с обсуждением работ. 29. Тема: русская прялка При работе над заданной темой используются наглядные пособия. Такие как: книга «Русская прялка», лучшие рисунки учащихся прежних лет, открытки и фотографии из музеев. Для учащихся 1 и 2 группы, педагог отбирает наиболее простые образцы, для ребят из 3 группы — более сложные. Начинается работа с построения композиции и тщательной прорисовки орнамента и сюжета. Приступая к цветовому решению, учащиеся должны учитывать классические народные цветовые сочетания и их особенности. В ходе работы педагог неоднократно походит к каждому ученику и делает замечания по конкретному рисунку. После решения задания в цвете и проработки всех необходимых деталей, преподаватель выставляет в один ряд все готовые рисунки и вместе с учениками достоинства и основные ошибки каждого рисунка. Приобретенные при помощи данной темы навыки, будут неоднократно использоваться учащимися при работе над иллюстрациями к русским сказкам. 30. Тема: сказка А.С Пушкина «Сказка о царе Салтане» Занятия начинаются с чтения сказки (возможно по ролям). Обсуждаются возможные эпизоды для иллюстрирования. Все 3 группы на отдельных листах делают наброски композиций. 1 и 2 группы начинают работу с карандашного наброска композиции, затем сделанные наброски обсуждаются ребятами и педагогом, исправляются сделанные ошибки, дальнейшая работа ведётся красками. В 3 группе поэтапность работы сохраняется, но композиция делается с учётом ранее полученных знаний по русскому зодчеству и русскому костюму и т. п. В качестве наглядных пособий ранее сделанные рисунки; рисунки студентов ТХУ им. А. Г. Венецианова, рисунки педагога. 31. Тема: композиция ко Дню Победы Показываются репродукции с картин известных художников (Локтионов «Письмо с фронта», Пластов «Фашист пролетел» и др.). Рассказываются эпизоды из художественных произведений (Шолохов «Судьба человека», Окуджава «Ах, война, что ты сделала, подлая?», Твардовский, Высоцкий). Ребята настраиваются серьезно выполнить работу по предложенной теме, с пониманием трагедии. На доске мелом предлагается несколько композиций, которые впоследствии стираются. Предлагаются рисунки прошлых лет. Первая группа может ограничиться изображением городского пейзажа (горящие дома, военная техника). Вторая и третья группы делают более сложную композицию с изображением солдат, военной техники; возможно изображение сцены боя. Цветовое решение как бы ограниченное суровостью изображаемого. Работа ведется поэтапно. Сделанные рисунки выставляются на празднике, посвященном Российской армии. 32. Тема: натюрморт с сиренью Рисование натюрморта с сиренью ставит разные задачи для учащихся разных групп. Учащиеся 1 и 2 групп выполняют данное задание по воображению. Ученики 3 группы выполняют ряд этюдов с натуры, учитывая разные ракурсы и композиции. Переходя к цветовому решению, все ребята подбирают наиболее выразительные цветовые сочетания. Более старшие учитывают свои натурные наблюдения и опираются на естественные цветовые сочетания. При работе над этой темой представляется важным достижение детьми эстетического удовольствия. По окончании работы проводится просмотр работ внутри группы, и педагог объясняет все общие ошибки, а затем ошибки, допущенные в каждом конкретном рисунке. 33. Тема: сказка А. Н. Толстого «Буратино» Занятия по теме иллюстрирования начинаются с чтения сказки (возможно по ролям). Обсуждаются возможные эпизоды для иллюстрирования. Все 3 группы на отдельных листах делают наброски композиций. Когда общая композиция будет найдена, учащиеся приступают к прорисовке героев и их окружающей среды. Переход к цветовому решению означает наиболее глубокое проникновение юного художника в сказочную атмосферу. Наиболее яркие и выразительные цветовые сочетания очень этому способствуют. Используются не только локальные цвета, но и различные замеси. В качестве наглядных пособий ранее сделанные рисунки; рисунки студентов ТХУ им. А. Г. Венецианова, рисунки педагога. По окончании работы, педагог объясняет все общие ошибки, а затем ошибки, допущенные в каждом конкретном рисунке. Лучшие работы отбираются на выставку. 34. Тема: сказка П. П. Ершова «Конёк-Горбунок» Иллюстрирование начинается с чтения сказки. Обсуждаются возможные эпизоды для иллюстрирования. Практическая часть работы поэтапно: для 1 и 2 групп нахождение интересной для детей композиции (с учётом возможностей ребят). Когда общая композиция будет найдена, учащиеся приступают к прорисовке героев и их окружающей среды. Если учащимся 1 группы предлагаются композиции, то учащиеся 2 и 3 групп предлагаются включение фигур человека, элементов архитектуры (интерьеров, экстерьеров), предметов быта (если учащийся 1 группы изъявляет желание усложнить композицию, то по согласованию с педагогом это вполне возможно). Цветовое решение предлагается делать соответственно сюжету и развивающимся событиям иллюстрируемой сказки. Используются не только локальные цвета, но и различные замеси. После решения задания в цвете и проработки всех необходимых деталей, преподаватель выставляет в один ряд все готовые рисунки и вместе с учениками достоинства и основные ошибки каждого рисунка. |