Лекція 2. Программа это аналог формулы в обычной математике
Скачать 52.96 Kb.
|
|
Таблица 2.1. Трасса, проходящая через вершины 0-1-3-4-5 | ||||
№ вершины-оператора | Значение переменной x | Значение переменной z | Значение переменной n | Значение переменной i |
0 | 3 | 1 | 2 | не зафиксировано |
1 | 3 | 1 | 2 | не зафиксировано |
3 | 3 | 1 | 2 | 1 |
4 | 3 | 3 | 2 | 2 |
5 | 3 | 3 | 2 | не зафиксировано |
Дамп – область памяти, состояние которой фиксируется в контрольной точке в виде единого массива или нескольких связанных массивов. При анализе, который осуществляется после выполнения трассы в режиме off-line, состояния дампа структурируются, и выделенные области или поля сравниваются с состояниями, предусмотренными спецификацией. Например, при моделировании поведения управляющих программ контроллеров в виде дампа фиксируются области общих и специальных регистров, или целые области оперативной памяти, состояния которой определяет алгоритм управления внешней средой.
реверсивное (обратное) выполнение (reversible execution)
Обратное выполнение программы возможно при условии сохранения на каждом шаге программы всех значений переменных или состояний программы для соответствующей трассы. Тогда поднимаясь от конечной точки трассы к любой другой, можно по шагам произвести вычисления состояний, двигаясь от следствия к причине, от состояний на выходе преобразователя данных к состояниям на его входе. Естественно, такие возможности мы получаем в режиме off-line анализа при фиксации в Log – файле всей истории выполнения трассы.
Пример обратного выполнения для программы вычисления степени числа x
В программе на Пример 2.4 фиксируются значения всех переменных после выполнения каждого оператора.
// Метод вычисляет неотрицательную
// степень n числа x
static public double PowerNonNeg(double x,
int n)
{
double z=1;
Console.WriteLine("x={0} z={1} n={2}",
x,z,n);
if (n>0)
{
Console.WriteLine("x={0} z={1} n={2}",
x,z,n);
for (int i=1;n>=i;i++)
{
z = z*x;
Console.WriteLine(
"x={0} z={1} n={2}" +
" i={3}",x,z,n,i);
}
}
else Console.WriteLine(
"Ошибка ! Степень" +
" числа n должна быть больше 0.");
return z;
}
2.4. Исходный код с фиксацией результатов выполнения операторов
double PowerNonNeg(double x, int n)
{
double z=1;
int i;
printf("x=%f z=%f n=%d\n",x,z,n);
if (n>0)
{
printf("x=%f z=%f n=%d\n",x,z,n);
for (i=1;n>=i;i++)
{
z = z*x;
printf("x=%f z=%f n=%d i=%d\n",
x,z,n,i);
}
}
else printf(
"Ошибка ! Степень "
"числа n должна быть больше 0.\n");
return z;
}
2.4.1. Исходный код с фиксацией результатов выполнения операторов
Зная структуру управляющего графа программы и имея значения всех переменных после выполнения каждого оператора, можно осуществить обратное выполнение (например, в уме), подставляя значения переменных в операторы и двигаясь снизу вверх, начиная с последнего.
Итак, в процессе тестирования сравнение промежуточных результатов с полученными независимо эталонными результатами позволяет найти причины и место ошибки, исправить текст программы, провести повторную трансляцию и настройку на выполнение и продолжить тестирование.
Тестирование заканчивается, когда выполнилось или "прошло" (pass) успешно достаточное количество тестов в соответствии с выбранным критерием тестирования.
Тестирование – это:
Процесс выполнения ПО системы или компонента в условиях анализа или записи получаемых результатов с целью проверки (оценки) некоторых свойств тестируемого объекта.
The process of operating a system or component under specified conditions, observing or recording the results, and making an evaluation of some aspect of the system or component [ 9 ] .
Процесс анализа пункта требований к ПО с целью фиксации различий между существующим состоянием ПО и требуемым (что свидетельствует о проявлении ошибки) при экспериментальной проверке соответствующего пункта требований.
The process of analyzing a software item to detect the differences between existing and required conditions (that is, bugs) and to evaluate features of software items [[IEEE Std.610-12.1990], [ 9 ] .
Контролируемое выполнение программы на конечном множестве тестовых данных и анализ результатов этого выполнения для поиска ошибок [IEEE Std 829-1983].
Сквозной пример тестирования
Возьмем несколько отличающуюся от Пример 2.4 программу:
// Метод вычисляет степень n числа x
static public double Power(int x, int n)
{
int z=1;
for (int i=1;n>=i;i++)
{
z = z*x;
}
return z;
}
[STAThread]
static void Main(string[] args)
{
int x;
int n;
try
{
Console.WriteLine("Enter x:");
x=Convert.ToInt32(Console.ReadLine());
if ((x>=0) & (x<=999))
{
Console.WriteLine("Enter n:");
n=Convert.ToInt32(Console.ReadLine());
if ((n>=1) & (n<=100))
{
Console.WriteLine("The power n" + " of x is {0}", Power(x,n));
Console.ReadLine();
}
else
{
Console.WriteLine("Error : n " + "must be in [1..100]");
Console.ReadLine();
}
}
else
{
Console.WriteLine("Error : x " + "must be in [0..999]");
Console.ReadLine();
}
}
catch (Exception e)
{
Console.WriteLine("Error : Please enter " + "a numeric argument.");
Console.ReadLine();
}
}
Пример 2.5. Другой пример вычисления степени числа
#include
double Power(int x, int n)
{
int z=1;
int i;
for (i=1;n>=i;i++)
{
z = z*x;
}
return z;
}
void main(void)
{
int x;
int n;
printf("Enter x:");
if(scanf("%d",&x))
{
if ((x>=0) & (x<=999))
{
printf("Enter n:");
if(scanf("%d",&n)) {
if ((n>=1) & (n<=100))
{
printf("The power n of x is %f\n", Power(x,n));
}
else
{
printf("Error : n must be in [1..100]\n");
}
}
else
{
printf("Error : Please enter a numeric argument\n");
}
}
else
{
printf("Error : x must be in [0..999]\n");
}
}
else
{
printf("Error : Please enter a numeric argument\n");
}
}
2.5.1. Другой пример вычисления степени числа
Для приведенной программы, вычисляющей степень числа (Пример 2.5), воспроизведем последовательность действий, необходимых для тестирования.
Спецификация программы
На вход программа принимает два параметра: x - число, n – степень. Результат вычисления выводится на консоль.
Значения числа и степени должны быть целыми.
Значения числа, возводимого в степень, должны лежать в диапазоне – [0..999].
Значения степени должны лежать в диапазоне – [1..100].
Если числа, подаваемые на вход, лежат за пределами указанных диапазонов, то должно выдаваться сообщение об ошибке.
Разработка тестов
Определим области эквивалентности входных параметров.
Для x – числа, возводимого в степень, определим классы возможных значений:
x < 0 (ошибочное)
x > 999 (ошибочное)
x - не число (ошибочное)
0 <= x <= 999 (корректное)
Для n – степени числа:
n < 1 (ошибочное)
n > 100 (ошибочное)
n - не число (ошибочное)
1 <= n <= 100 (корректное)
Анализ тестовых случаев
Входные значения: (x = 2, n = 3) (покрывают классы 4, 8).
Ожидаемый результат: The power n of x is 8.
Входные значения: {(x = -1, n = 2),(x = 1000, n = 5)} (покрывают классы 1, 2).
Ожидаемый результат: Error : x must be in [0..999].
Входные значения: {(x = 100, n = 0),(x = 100, n = 200)} (покрывают классы 5,6).
Ожидаемый результат: Error : n must be in [1..100].
Входные значения: (x = ADS n = ASD) (покрывают классы эквивалентности 3, 7).
Ожидаемый результат: Error : Please enter a numeric argument.
Проверка на граничные значения:
Входные значения: (x = 999, n = 1).
Ожидаемый результат: The power n of x is 999.
Входные значения: (x = 0, n = 100).
Ожидаемый результат: The power n of x is 0.
Выполнение тестовых случаев
Запустим программу с заданными значениями аргументов.
Оценка результатов выполнения программы на тестах
В процессе тестирования Оракул последовательно получает элементы множества (X,Y) и соответствующие им результаты вычислений YВ. В процессе тестирования производится оценка результатов выполнения путем сравнения получаемого результата с ожидаемым.
Три фазы тестирования
Реализация тестирования разделяется на три этапа:
Создание тестового набора (test suite) путем ручной разработки или автоматической генерации для конкретной среды тестирования (testing environment).
Прогон программы на тестах, управляемый тестовым монитором (test monitor, test driver [IEEE Std 829-1983], [ 9 ] ) с получением протокола результатов тестирования (test log).
Оценка результатов выполнения программы на наборе тестов с целью принятия решения о продолжении или остановке тестирования.
Основная проблема тестирования - определение достаточности множества тестов для истинности вывода о правильности реализации программы, а также нахождения множества тестов, обладающего этим свойством.
Простой пример
Рассмотрим вопросы тестирования на примере простой программы (Пример 2.6) на языке С#. Текст этой программы и некоторых других несколько видоизменен с целью сделать иллюстрацию описываемых фактов более прозрачной.
/* Функция вычисляет неотрицательную
степень n числа x */
1 double Power(double x, int n){
2 double z=1; int i;
3 for (i=1;
4 n>=i;
5 i++)
6 {z = z*x;} /* Возврат в п.4 */
7 return z;}
2.6. Пример простой программы на языке С#
/* Функция вычисляет неотрицательную
степень n числа x */
1 double Power(double x, int n){
2 double z=1; int i;
3 for (i=1;
4 n>=i;
5 i++)
6 {z = z*x;} /* Возврат в п.4 */
7 return z;}
2.6.1. Пример простой программы на языке С
Рис. 2.2. Управляющий граф программы
Управляющий граф программы (УГП) на Рис. 2.2 отображает поток управления программы. Нумерация узлов графа совпадает с нумерацией строк программы. Узлы 1 и 2 не включаются в УГП, поскольку отображают строки описаний, т.е. не содержат управляющих операторов.
Управляющий граф программы
Управляющий граф программы (УГП) – граф G(V,A), где V(V1,… Vm) – множество вершин (операторов), A(A1,… An) – множество дуг (управлений), соединяющих операторы-вершины.
Путь – последовательность вершин и дуг УГП, в которой любая дуга выходит из вершины Vi и приходит в вершину Vj, например: (3,4,7), (3,4,5,6,4,5,6), (3,4), (3,4,5,6)
Ветвь – путь (V1, V2, … Vk), где V1 - либо первый, либо условный оператор программы, Vk - либо условный оператор, либо оператор выхода из программы, а все остальные операторы – безусловные, например: (3,4) (4,5,6,4) (4,7). Пути, различающиеся хотя бы числом прохождений цикла – разные пути, поэтому число путей в программе может быть не ограничено. Ветви- линейные участки программы, их конечноe число.
Существуют реализуемые и нереализуемые пути в программе, в нереализуемые пути в обычных условиях попасть нельзя.
float H(float x,float y)
{
float H;
1 if (x*x+y*y+2<=0)
2 H = 17;
3 else H = 64;
4 return H*H+x*x;
}
2.7. Пример описания функции с реализуемыми и нереализуемыми путями
float H(float x,float y)
{
float H;
1 if (x*x+y*y+2<=0)
2 H = 17;
3 else H = 64;
4 return H*H+x*x;
}
2.7.1. Пример описания функции с реализуемыми и нереализуемыми путями
Например, для функции Пример 2.7 путь (1,3,4) реализуем, путь (1,2,4) нереализуем в условиях нормальной работы. Но при сбоях даже нереализуемый путь может реализоваться.
Основные проблемы тестирования
Рассмотрим два примера тестирования:
Пусть программа H(x:int, y:int) реализована в машине с 64 разрядными словами, тогда мощность множества тестов ||(X,Y)||=2**128
Это означает, что компьютеру, работающему на частоте 1Ггц, для прогона этого набора тестов (при условии, что один тест выполняется за 100 команд) потребуется 3K лет.
На Рис. 2.3 приведен фрагмент схемы программы управления схватом робота, где интервал между моментами срабатывания схвата не определен.
Этот тривиальный пример требует прогона бесконечного множества последовательностей входных значений с разными интервалами срабатывания схвата (Пример 2.8).
// Прочитать значения датчика
static public bool ReadSensor(bool Sensor)
{
//...чтение значения датчика
Console.WriteLine("...reading sensor value");
return Sensor;
}
// Открыть схват
static public void OpenHand()
{
//...открываем схват
Console.WriteLine("...opening hand");
}
// Закрыть схват
static public void CloseHand()
{
//...закрываем схват
Console.WriteLine("...closing hand");
}
[STAThread]
static void Main(string[] args)
{
while (true)
{
Console.WriteLine("Enter Sensor value (true/false)");
if (ReadSensor(Convert.ToBoolean(Console.ReadLine())))
{
OpenHand();
CloseHand();
}
}
}
2.8. Фрагмент программы срабатывания схвата
#include
/* Прочитать значения датчика */
int ReadSensor(int Sensor)
{
/* ...чтение значения датчика */
printf("...reading sensor value\n");
return Sensor;
}
/* Открыть схват */
void OpenHand()
{
/* ...открываем схват */
printf("...opening hand\n");
}
/* Закрыть схват */
void CloseHand()
{
/* ...закрываем схват */
printf("...closing hand\n");
}
void main(void)
{
int s;
while (1)
{
printf("Enter Sensor value (0/1)");
scanf("%d",&s);
if (ReadSensor(s))
{
OpenHand();
CloseHand();
}
}
}
2.8.1. Фрагмент программы срабатывания схвата
Рис. 2.3. Тестовая последовательность сигналов датчика схвата
Отсюда вывод:
Тестирование программы на всех входных значениях невозможно.
Невозможно тестирование и на всех путях.
Следовательно, надо отбирать конечный набор тестов, позволяющий проверить программу на основе наших интуитивных представлений
Требование к тестам - программа на любом из них должна останавливаться, т.е. не зацикливаться. Можно ли заранее гарантировать останов на любом тесте?
В теории алгоритмов доказано, что не существует общего метода для решения этого вопроса, а также вопроса, достигнет ли программа на данном тесте заранее фиксированного оператора.
Задача о выборе конечного набора тестов (X,Y) для проверки программы в общем случае неразрешима.
Поэтому для решения практических задач остается искать частные случаи решения этой задачи.