урок. Урок 14. Общественно-политические и философские взгляды Правдина. Программа Г. С. Меркина Урок 14
Скачать 51.49 Kb.
|
7 класс Программа Г.С.Меркина Урок № 14. Тема. Общественно-политические и философские взгляды Правдина и Стародума. Проблема крепостного права и государственной власти в комедии. Цель: сравнить общественно-политические и философские взгляды Правдина и Стародума, рассмотреть освещение проблем крепостного права и государственной власти в комедии; традиций и новаторства; выявить жанровые особенности произведения; формировать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, развивать коммуникативные способности учащихся, умения обобщать и систематизировать полученные знания; воспитывать внимательного, вдумчивого читателя. Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация. ХОД УРОКА. І. Организационный момент. II. Изучение нового материала. 1.Сообщение темы, цели, плана урока. 2.Работа над темой урока. 2.1. Слово учителя. Взгляды Правдина и Стародума во многом сходны. Это особенно проявляется в диалогах. 2.2. Выразительное чтение по ролям действия 3, явления 1. Заполнение левой части таблицы в ходе беседы.
- Что называет «сущей истиной» Правдин? - Согласны ли герои в том, что дворянин может уйти со службы, будучи оскорбленным? Стародум рассказывает о том, как он, тяжело раненный, был обойдём чином, а его знакомец граф, побоявшийся идти на войну, получил чин. Правдин не видит тут вины Стародума и полагает, что так и нужно былопоступить. Однако Стародум скоро понял, что ему нужно было «владеть собою», а Правдин считает, что закон о вольности дворянской дозволяет оскорбленному дворянину уйти со службы. - Что, по мысли Правдина и Стародума, является величайшим злом при дворе? Правдин считает, что при дворе идет борьба самолюбий, а Стародум полагает, что «тут не самолюбие, а, так сказать, себялюбие», исключающее пользу отечества. - Что для Стародума и Правдина имеет первостепенное значение? Правдин полагает, что Стародум «отошел от двора ни с чем», а Стародум считает, что он сохранил основное богатство человека — душу, честь, «мои правилы». - Понимает ли Правдин, что служба при дворе бесполезна? Правдин не понимает, что служба при дворе бесполезна. Стародум произносит ключевую фразу: «Мой друг! Ошибаешься. Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится». - С приходом Софьи в центре внимания собеседников оказывается семейно-бытовое воспитание. Каковы представления героев о богатстве? Стародум успешно опровергает размышления Правдина о богатстве, в основе которых обычные представления («Чтоб быть богату, как другие»). Стародум считает, что богатство зависит от «воображения»; нужно ограничить потребности, опираясь на естественную природу человека и с помощью общественно-семейного воспитания. Однако жизненная реальность расходится с теорией Стародума. Он считает, что оставлять богатство детям не нужно («Умны будут — без него обойдутся»), однако объявляет Софью наследницей. Вероятно, герой не уверен, смогут ли Софья и Милон избежать бедности без его помощи. 2.3. Выразительное чтение явления 1, действия 5. Правдин более осведомлен в реальной жизни, размышления Стародума имеют теоретический характер. - Каковы взгляды Стародума и Правдина на роль просвещенного государя? Почему он не может искоренить зло? Стародум развивает мысль об идеальном просвещенном государе, Правдин считает, что «мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!». - Что должен делать достойный престола государь? Что вызывает удивление Правдина? Стародум полагает, что «достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных». Правдин затрагивает самый больной вопрос о крепостном праве. - Кто, по мысли Стародума, виноват в том, что крепостное право до сих торжествует? Виной всему «толпа скаредных льстецов», преследующих свои выгоды. Правдин недоумевает, каким образом при таком засилье злонравия можно «сделать людей добрыми...». - В чём взгляды героев совпадают? И Правдин, и Стародум приходят к мысли о том, что, кроме воспитания, нет другого способа увеличить число достойных людей, дабы законы, основанные на благонравии, действовали. Правильное воспитание дворянина — залог благосостояния государства. Но воспитание не столько ума, сколько души. 2.4. Обращение к таблице, подведение итогов. 2.5. Выразительное чтение по ролям явления 4, действия 5. 2.6. Слово учителя. Разговор между Правдиным и Стародумом прерван разоблачением «заговора» Простаковой. Злонравная Простакова пытается похитить Софью и насильно обвенчать ее с Митрофаном, но Милон спасает свою свою невесту. Правдин намеревается наказать Простакову «всею строгостью законов», ибо не верит в ее раскаяние и убежден, что она неисправима. Поэтому Правдин убеждает Софью и Стародума подать жалобы. Однако и Софья, и Стародум прощают Простакову в надежде, что она «перевоспитается». - Как ведет себя Простакова, услышав, что она прощена? Стоит Софье и Стародуму великодушно простить Простакову, как её охватывает «бешенство». Убедившись, что Простакова превратно толкует закон и что никакими способами ее злонравие искоренить невозможно, Правдин употребляет силу закона, дабы оградить слуг от угрожающей им расправы. В практической жизни воспитание словом должно быть дополнено воспитанием законом, и есть такие простаковы, от злонравия которых «гражданское спокойство» надо защищать. - Как разрешен конфликт в комедии? Правдин завершает конфликт, беря опеку над имением, наказав Простакову и отправляя ее сына служить. 2.7.Слово учителя. Правдин олицетворяет в комедии практическую власть, и было бы неверно считать Правдина во всем похожим на Стародума. Он идеализирует нынешнее, екатерининское, правление, у него меньше житейского опыта. Он решителен и скор на действия в отличие от Стародума, у которого есть правило: «в первом движении ничего не начинать». Он и предлагает Стародуму сразу освободить Софью от Простаковых, но Стародум не желает поступать опрометчиво. Крах Простаковой — поражение всей прежней «системы» воспитания и залог победы новых идей, провозглашенных положительными персонажами. Последние слова Простаковой «стоят», как сказал П.А. Вяземский «на меже комедии и трагедии». Но с личной трагедией Простаковой Фонвизин связывал грядущее торжество новой нравственности, исключающей «злонравие» из обихода и основанной на пользе отечеству. 2.8. Признаки классицизма в комедии. - Каким традициям классицизма следует Д.И. Фонвизин в комедии?
- Какие установки классицизма не нашли отражение в комедии? Принцип рационализма, культ разума (в комедии иная установка: «имей душу - и будешь человек»). 3. Работа над языком комедии. 3.1. Слово учителя. Характеры героев комедии сложны, их речь передает особенности характеров действующих лиц. Это обстоятельство также отступление от принципов классицизма. 3.2. Обращение к домашнему заданию. 1 вариант. Чтение цитат. Что различает язык положительных и отрицательных героев?
В языке Простаковых и Скотинина часто встречаются просторечные разговорные слова и обороты, разнообразные частицы, пословицы. Речи положительных героев свойственны некоторые общие признаки: логическая закругленность и книжность фраз и, как естественное следствие этой книжности, наличие галлицизмов, афоризмов. 2 вариант. Чтение цитат.
Язык Цифиркина отражает мещанско-солдатское происхождение героя. Исковерканная «русская» речь Вральмана не только комична сама по себе, но как нельзя лучше передает внутренний облик немца-кучера. «Обыгрывание» в комических целях церковных текстов и слов прекрасно служит раскрытию внутренней сущности Кутейкина. Большого мастерства достиг Фонвизин в передаче красочной речи Еремеевны. Ее речь отменно отражает рабскую психологию крепостной мамки и в то же время богата подлинно народными словами и оборотами. Язык средней помещичьей массы ближе к народной речи, чем к языку образованных представителей дворянства. Разница между языком Простаковой и языком Еремеевны, Тришки и даже Цифиркина менее ощутима, чем грань, отделяющая его от языка Стародума или Правдина. - Для чего автору было необходимо подчеркнуть особенности языка героев? Все эти особенности языка Простаковых и Скотининых важны не только для психологической, сколько для социально-бытовой их характеристики. 3.3. Слово учителя. Комедия связана с традициями классицизма, поэтому все персонажи носят «речевые маски»; с другой стороны, в речевой характеристике персонажей ему удается достичь их индивидуализации, что придает «Недорослю» черты реализма. Герои комедии оказались намного сложнее, чем требовала традиция. Они не только ходячие маски носителей добродетели или порока. Фонвизин следует классической традиции в изображении положительных героев. Изображая отрицательных героев, от этой традиции отходит. - Только ли злонравна Простакова или она наделена качествами, достойными уважения? Неприязнь или сочувствие вызывает она? Простакова жестока и груба, однако она безумно любит сына. Но характер этой любви сродни животному инстинкту. Она тиранствует только над теми, кто не может ей дать отпор, и готова унижаться и подличать перед сильнейшим. В финале комедии перед нами страдающая мать, теряющая последне утешение — сына. Она вызывает уже не смех, а сочувствие. - Только ли глуп Митрофан или в его характере можно обнаружить другие качества? 3.4. Сообщение о Митрофане. 3.5. Слово учителя. Любимые занятия Митрофана — плотно поесть и порезвиться на голубятне. Учителя бьются с ним четыре года, а он и «трех перечесть не умеет». Дурной пример матери, отсутствие воспитания при полном невежестве дают свой результат. Когда в финале пьесы Простакова бросается к сыну с криком: «Один ты у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка», Митрофан отвечает: «Да отвяжись, матушка, как навязалась...» Однако Митрофан не только невежествен, жесток и бессердечен, груб. Он еще и хитер, знает, как вызвать умиление у матери (рассказ о сне). - Какие отступления от традиций классицизма присутствуют в комедии? Характеры героев сложны, речь героев передает характеры действующих лиц; просвещение важно, но на первый план выходит добродетель. Важно позаботиться о душе, а уж потом об уме — вот главная идея комедии (для классицизма свойственно рациональное начало, культ разума); многопроблемность произведения (вместо одной проблемы автор поднимает несколько очень важных: воспитания, крепостного права, служения отечеству). 3.6. Обращение к статьям учебника о юморе, сатире, иронии, сарказме. - К какому виду комического правомерно отнести произведение Д.И. Фонвизина? Произведение Д.И. Фонвизина — сатирическая комедия. III. Подведение итогов урока. 1. Обращение к статье учебника «Поразмышляем о прочитанном». - В чем смысл последней реплики Стародума: «Вот злонравия достойные плоды»? Причина краха Простаковой — злонравие, дурные наклонности, которые порождены вседозволенностью. Плоды дурного воспитания связываются с влиянием крепостного права, которое одинаково пагубно как д народа, так и для дворянства. - Почему Фонвизин назвал свою комедию «Недоросль»? С образом Митрофана связаны раздумья писателя о том наследии, которое готовят России простаковы и скотинины. Митрофан — недоросль, прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий наук; он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинства других людей. 2.Слово учителя. Более чем через сто лет после выхода в свет комедии яркий образ Митрофана нарисовал Н.А. Некрасов в сатирической поэме «Современники». «Современники» посвящены прежде всего разоблачению антинародных форм угнетения и эксплуатации. Работая над «Современниками», Некрасов широко использовал конкретные факты, характеризующие русскую действительность середины 1870-х гг. 3. Выразительное чтение учащимися фрагмента поэмы Н.А. Некрасова «Современники» («Пестрый галстук с черным фраком...»). Пестрый галстук с черным фраком, Ряд нечищеных зубов И подернутая лаком Рожа - признак дураков. В перстне камень изумрудный. Неотесанный болван: Содержатель кассы ссудной, Главной кассы - важный сан! Этот тип безмерно гнусен. Современный Митрофан Глуп во всем, в одном искусен: Залезать в чужой карман! И на нем дух века виден, Он по трусости - скупец, По невежеству - бесстыден, И по глупости - подлец! - Какие новые черты приобрел современный Некрасову недоросль? Скупость, бесстыдство, подлость, стяжательство (корыстолюбие, стремление к наживе) — ведущие качества характеров Митрофанов, современников Некрасова. IV. Домашнее задание. 1.Прочитать вводную статью «Из русской литературы XIX в.», составить её тезисный план. 2.Подготовиться к викторине по творчеству А.С.Пушкина (повторить темы «Детские годы А.С.Пушкина», «Лицейские годы А.С.Пушкина»). 3.Индивидуальные задания: - подготовить выразительное чтение стихотворения В.А.Рождественского «Памятник юному Пушкину» («Баловень лицейской лёгкой славы…»); - подготовить сообщение о П.Я.Чаадаеве; - подготовить сообщение «историка» о восстании декабристов; - подготовить сообщение и слайдовую презентацию на тему «Пушкин и декабристы». |